Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Формы коллективной творческой деятельности



Имея в виду большое разнообразие форм воспитательной работы, на наш взгляд, особенно важно овладеть методикой создания и реализации форм коллективной творческой деятель­ности. К сожалению, часто обычные мероприятия педагоги называют коллективными делами, что связано с искаженным пониманием творческой деятельности, ее идей, логики и прин­ципов организации, которые разработаны И.Т. Ивановым и его последователями1.

Форма воспитательной работы может быть коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при этом:

1) учитываются интересы и потребности каждого; 2) инди­видуальные цели не противоречат общим целям группы, объ­единения; 3) коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле; 4) данная форма является по ис­полнению неповторимой.

Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются прежде всего характером постановки воспи­тательных задач и освоения опыта учащимися. В воспитатель­ном мероприятии педагог открыто ставит задачу перед детьми, передает им готовый опыт. В процессе коллективной творчес­кой деятельности воспитатель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руковод­ством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные зна­ния и умения, приобретая новые.

Основу, сущность этой методики составляет тесное сотруд­ничество. совместная деятельность всех членов коллектива.

1 Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. — М.: Просвещение, 1990.

старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьни­ков, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оце­нивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на об­щую пользу и радость. На каждой стадии творческой совмест­ной деятельности члены коллектива ведут поиск лучших пу­тей, способов, средств решения жизненно важных практичес­ких задач, находя каждый раз новый вариант.

К формам коллективной творческой деятельности во вне-учебное время относят коллективные творческие дела, чередо­вание традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Наиболее распространенными являются коллективные твор­ческие дела (КТД), организация которых предусматривает шесть стадий. Методика работы педагога и коллектива на каж­дой стадии подробно описана в литературе1.

Первая стадия — предварительная работа. Педагоги, взрос­лые устанавливают место предстоящего КТД в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть предложены на вы­бор детям, продумывают способы проведения своих замыслов, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника. Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда? При этом взрослые не диктуют, не навязыва­ют, а размышляют вместе с учащимися.

Вторая стадия— коллективное планирование. Теперь дей­ствуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях). Этот разговор услов­но называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечива­ет ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наво­дящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвину­тые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». Завершается поиск выбором совета дела.

Третья стадия — коллективная подготовка дела. Руководя­щий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подго­товки и проведения КТД, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам.

1 Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. —М.: Просвещение, 1990.

Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то в вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, что в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают к делу, так как не приобрели еще умения преодо­левать трудности. Поэтому велика роль взрослого, старшего то­варища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, взрослый по-товари­щески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? Может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним. Оказать особое дове­рие ответственным поручением: «Только ты можешь это сде­лать». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников

для поиска.

Четвертая стадия — проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела. с учетом того, что наработано груп­пами (бригадами, звеньями). Школьники в разных формах де­монстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и под­готовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, воз­никающих во время проведения КТД из-за разных непредви­денных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Педа­гог, по возможности, незаметно для всех участников дела. для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.

Пятая стадия — коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД, или по группам. Каждый высказывает свое мнение, обсужда­ются положительные и отрицательные стороны подготовки и

проведения КТД.

Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенно­го КТД может осуществляться и другими средствами: опросом, заполнением анкеты через стенгазету, творческими отчетами. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об опыте (своем собственном и своих товарищей) проведенных КТД, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Школьники учатся вырабатывать общественное мнение, созда­вать добрые традиции.

Шестая стадия— ближайшее последействие КТД. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказали предложения, поде-

лились своими впечатлениями, переживаниями. Говорили о том, чему научились. Педагогу все это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что дале­ко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить макси­мум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуще­ствление тех предложений, которые были высказаны на ито­говом сборе. Намечается программа последовательных дей­ствий, определяются новые дела.

Коллективные творческие дела могут быть самые различ­ные, они постоянно рождаются в работе объединений, исполь­зующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые приемы, которые используются почти на всех стадиях КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. А для того, чтобы она была предложена школьниками, нужно создание специальных ситуаций. Если задача поставлена пе­дагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и по­нятна детям. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика органи­зации коллективной работы.

Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, — это со­здание микроколлективов, групп, бригад для решения конк­ретной задачи или выполнения творческого задания. В зави­симости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом пожеланий, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия).

Другим необходимым приемом этой методики является «мозговая атака», когда школьники в группах через обмен ин­дивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты реше­ния проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может созда­ваться «банк идей», то есть набор возможных идей решения проблемы или задачи.

Часто используется еще один прием — отбор идей. когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с по­мощью голосования или естественным путем, то есть участни­ки поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием.

Когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием — защита идей. Каждый член коллектива или микро­коллектив защищает свой вариант, подводится итог этого по­иска, и в результате рождается окончательное решение.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможнос­тей КТД, педагогу необходимо соблюдать определенные усло­вия. Во-первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать изменения позиции, роли, которая определена педагогу как старшему товарищу. Во-вторых, подготовка и проведение лю­бого КТД требует того, чтобы взрослые вместе с детьми опира­лись на опыт предшествующих дел. В-третьих, необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-вос­питательном процессе; ранее используемые формы. КТД — лишь один из компонентов общей системы средств воспитания, Важнейшим условием является реализация и развитие идеи за­боты о себе, друг друге, родителях, близких людях, окружаю­щем мире.

Коллективное творческое дело — это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, ко­торое может быть положено в основу всей деятельности кол­лектива. Как педагогическая технология коллективная твор­ческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть использованы педагогами и учащимися при подготовке и про­ведении различных форм работы. Сегодня можно спорить о жизнеспособности коммунарства как социально-педагогичес­кого явления, но совершенно очевидно, что многие идеи, мето­дические рекомендации по организации коллективной творчес­кой деятельности успешно используются практиками.

В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и ее практической реализацией:

— доминирование целей развития индивидуальности и реа­лизации личности каждого в коллективной творческой дея­тельности;

— выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, ис­ходя из личностных интересов и потребностей;

— определение творческих задач, проблем для решения са­мими участниками деятельности;

— создание условий для включения детей в творческую де­ятельность различных групп, объединений;

— от личности к делу, а не от дела к личности; не отбор пред­ложений и идей при планировании работы, а предоставление

возможности каждому выбрать то. что соответствует его инте­ресам и желаниям;

— создание условий для самоопределения участниками де­ятельности своей роли, характера поведения;

— оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, фор­мирования его отношений с участниками деятельности.

Формой коллективной творческой деятельности могут стать сюжетно-ролевые игры, если идеи, содержание и способы орга­низации, правила игры разрабатываются в ходе коллективно­го творчества. Безусловно, этот поиск направляет педагог. Так, например, в школе-интернате № 11 поселка Константиновский Ярославской области дети придумали игру «Шоу-бизнес».

В процессе коллективного планирования внеучебной работы на учебный год родилась идея проведения игры «Шоу-бизнес», в кото­рой имитировались бы современные рыночные отношения.

Цель игры «Шоу-бизнес» — формирование у детей умений пользо­ваться деньгами, начиная от способов их заработать до умения разум­но их потратить.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

ознакомление детей с простейшими функциями таких органи­заций, как банк, биржа труда, налоговая инспекция, юридическая контора и т.д.;

— включение ребенка в условия конкурентной борьбы;

— формирование у детей самостоятельности в поступках, умения нести ответственность за них, развитие волевых усилий, чувства уве­ренности в своих действиях;

— воспитание уважения к окружающим людям и труду. В игре «Шоу-бизнес» участвовали все дети без ограничения в воз­расте. Продолжительность игры составляла около трех часов, хотя требовалась длительная предварительная подготовка.

За неделю до проведения игры участники определили объекты тру­да, службы, которые выполняли основную функцию в ходе игры: бир­жа труда, банк, налоговая инспекция, юридическая контора, мили­ция, пресс-центр, рекламное агентство, магазин, салон красоты, фо­тосалон, детский мир, скорая помощь и др. Дети по желанию выбра­ли службы и подготовили их к работе. Были определены следующие правила игры.

Всех участников игры можно условно разделить на две группы: первая — это те, кто работает в названных службах и получает зара­ботную плату; вторая группа — основное количество — это те, кто пользуется их услугами и получает определенную сумму денег за выб­ранную работу. Для этого участнику игры, желающему заработать, необходимо прийти на биржу труда, где он сможет выбрать работу из

списка трудовых и творческих заданий, предложенных ему биржей. Каждому участнику игры выдается чековая книжка, в которой име­ется описание работы и сумма оплаты за нее. Например, повесить стенд в кабинете физики — оплата 15—20 тысяч интерн (интерна —

название денежной единицы).

После выполнения работы необходимо обратиться к налоговому инспектору для осуществления контроля и уточнения оплаты за ра­боту. Чем выше качество выполнения, тем выше цена. Инспектор за­веряет работу штампом на чековой книжке.

Далее участник следует в банк, где получает заработную плату, которую может потратить в магазине, фотосалоне, салоне красоты. При желании он может еще заработать, повторно обратившись на

биржу труда.

Кто окажется трудолюбивым и более экономным, тот сможет стать

участником аукциона, на котором разыгрывается более ценный то­вар, чем продается в магазине.

Во время игры работает юридическая контора, которая занимает­ся разрешением конфликтных ситуаций, а также выдачей справок тем, кто не понял условий игры. Милиция следит за порядком и впра­ве взимать штрафы с нарушителей.

В процессе игры активно работают корреспонденты из пресс-цент­ра. Они берут интервью у участников игры, описывают наиболее яр­кие события и чрезвычайные происшествия, случившиеся за время игры. Результатом их работы является экстренный выпуск газеты,

вышедший в конце игры.

Деятельность рекламного агентства предусматривает предвари­тельную работу за несколько дней до начала игры. Его задача — вы­полнение заказов клиентов на изготовление рекламы различных служб и товаров. Прием готовой продукции производится во время игры специалистом по рекламе. В зависимости от качества выполне­ния назначается цена.

Если кто-то почувствовал недомогание, то решить эти проблемы призвана скорая помощь, выдав порцию витаминов.

Для младших детей, живущих в интернате, организуется работа салона «Детский мир». Здесь они смогут заработать деньги за отгадывание загадок, участие в конкурсах, выполнение творческих зада­ний и т.п.

Все служащие в данных органах получают зарплату за час до окон­чания игры, когда будет закрыта биржа труда и все задания уже бу­дут выданы. Размер зарплаты установлен заранее.

Участники игры также договорились о следующем:

1. Размер оплаты за один вид работы не должен превышать поло­вины заработка служащего.

2. Количество служащих в налоговой инспекции должно быть до­статочным для проверки всей работы одновременно.

3. Во избежание очереди в магазине целесообразно сделать несколь­ко торговых точек.

4. Милиционер вправе взять не более трех штрафов за время игры.

5. Фотографу не назначать зарплату, так как он может заработать, получая деньги за фотографии. Подготовка игры:

1. Педагоги и дети установили:

— необходимый список трудовых и творческих заданий;

— денежную единицу;

— название служб и количество служащих в них, а также размер их зарплаты, их отличительные особенности;

— правила игры, за несоблюдение которых будет взиматься штраф;

— дату и точное время проведения игры.

2. Был вывешен информационный стенд, на котором отражены;

— условия игры;

— список трудовых и творческих заданий и соответственная пла­та за них;

— список требующихся вакансий и размер зарплаты по каждой из них;

— месторасположение служб, организаций и салонов;

— рекламные плакаты различного характера.

3. Напечатаны деньги и чековые книжки.

4. Подготовлены; а) товар для продажи на аукционе и в магазине;

б) различные инструменты для организации работы участников. План проведения:

1. Сбор-старт, на котором объявляются условия игры.

2. Начало работы биржи труда, распределение трудовых и твор­ческих поручений.

3. Выполнение работы участниками (1—2 часа).

4. Открытие магазина и начало работы салонов.

5. Закрытие биржи труда и выдача зарплаты служащим.

6. Аукцион.

7. Заключительный сбор для подведения итогов игры.

Часто игра создается на основе формы ее проведения. Так, например, подросткам предлагается придумать игру «Экспе­диция X». Форма — экспедиция, а куда и как она будет орга­низована — решают дети, определяя ее направление, символы, правила, форму подведения итогов, названия и роли для учас­тников игры.

На наш взгляд, формы коллективной творческой деятель­ности являются наиболее эффективными, если педагог овла­дел методикой их разработки и проведения. Такие формы спо­собствуют развитию отношений между участниками воспита­тельного процесса, носят комплексный, деятельный характер,

обеспечивая субъектную позицию каждого участника и разви­вая важнейшие организаторские, коммуникативные, конст­руктивные, аналитические умения, а также формируя у детей ответственность, инициативность, самостоятельность.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое форма воспитательной работы?

2. Какие группы форм воспитательной раоспы вы знаете? ^3. Как осуществить выбор формы воспитательной работы? 4. Чем отличаются коллективные творческие дела от других форм воспитательной работы?