Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Требования к изучению результатов и эффективности воспитательного процесса



В основу диагностики воспитательного процесса положено не сравнение изучаемого явления с какими-то общеприняты­ми нормами, а главным образом сопоставление полученных результатов, характеризующих его нынешнее и предыдущее состояние. По динамике вышеизложенных показателей в те-

чение нескольких лет можно судить о результатах воспитатель­ной работы.

Вряд ли возможно и целесообразно стремление изучить этот процесс с учетом всех показателей. Отбор критериев, показа­телей и соответственно методик исследования ведется с учетом конкретных условий и тех задач, которые решаются коллек­тивом в данной период. При этом, безусловно, некоторые кри­терии и методики используются ежегодно, чтобы с помощью метода сравнения можно было бы наблюдать динамику разви­тия и результаты воспитания.

Необходимо стремиться к тому, чтобы изучение состояния и результатов работы органично вписывалось в воспитательный процесс, чтобы диагностическая деятельность носила воспиты­вающий характер и способствовала решению педагогических задач. Диспут, коллективный анализ, самоанализ не только интересны и полезны для школьников, но и при правильной педагогической инструментовке дают объективную информа­цию о состоянии воспитательного процесса.

Примером комплексных методик, которые являются также воспитательными средствами, могут быть дни творчества, про­веденные в Ананьиыской основной школе Ярославского райо­на, а также комплексная однодневная игра «Мы строим город», организованная в средней школе № 87 г. Ярославля.

Комплексно-ролевая игра «Мы строим город»

Цель: развитие творческих способностей и интересов школьников;

изучение состояния и результатов воспитательной работы: а) актив­ности школьников; б) интересов и мотивов их участия в делах; в) от­ношений между старшими и младшими, педагогами и детьми; г) уров­ня творчества и инициативы; д) готовности школьников к сознатель­ному выбору видов работы.

План подготовки:

1. Объявление о возможности принять участие всем желающим в планировании общешкольного дела, интересного для всех детей.

2. Организация коллективного планирования. В результате было принято решение провести игру «Мы строим город» и создать мозго­вой центр игры — мэрию города, в которую вошли старшеклассники — авторы основных идей игры. На первом заседании мэрии были при­няты решения о названии города и воззвание ко всем гражданам с предложением о строительстве города, а также о распределении долж­ностей.

Воззвание к жителям города было таково: «22 марта наша школа превратится в город. В нем будет работать множество организаций, которые вы откроете в классах и коридорах школы.

Как в любом городе, у нас будет своя мэрия. Мэр — Алексей Сидо­ров. Ведущим специалистом по охране правопорядка является Евге­ний Смирнов; учету населения — Екатерина Михеева; градострои­тельству — Елена Ткаченко; рекламе — Наталья Скворцова; печати и информации — Анна Пахомова. Эти специалисты помогут в орга­низации вашего предприятия и будут ждать вас на консультацию».

3. Первая консультация для педагогов и учащихся. Ее цель — об­судить замысел инициативной группы и определить создаваемые в городе учреждения. Для участия в игре классные коллективы выбра­ли следующие предпритяия и учреждения: 7а — Восточный клуб; 76 — Салон изящных искусств; 7в — Зоологический музей; 7г — Справочное бюро; 7д , 7е — Уличный театр; 7 ж — Клуб карикатури­стов; 7з — Звездный салон; 8а — Шейпинг-клуб и фотосалон; 86 — Дискотека; 8в — Клуб литературных героев; 8г — Луна-парк; 8д, На — географическое общество «Остров сокровищ»; 9а — Рекламное бюро;

96 — Ателье мод; 9в — Архив; 9г — Редакция газеты; 9д — Игру­шечная фабрика; Юа — Кафе «Капелька» и видеосалон; 116 — по­лиция.

4. Вторая консультация для педагогов и учащихся, в ходе которой были приняты заявки на рекламу и решены организационные вопросы.

5. Организация работы рекламного агентства.

6. Изготовление паспортов для всех жителей города и учителей.

7. Оформление рекламных плакатов в коридорах и вестибюлях школы (за два дня до игры). В рекламе подчеркивается, какие инте­ресы и потребности школьника могут быть удовлетворены, если по­сетить те или иные организации и учреждения.

8. Утверждение плана дня мэрии города (с участием руководите­лей учреждений).

План проведения игры:

7.30 — начало работы полиции и паспортного стола;

8.00 — начало творческих уроков;

8.45 — начало работы справочного бюро;

8.50 — торжественный митинг, посвященный открытию города;

9.10 — «Дискотека»;

9.15 — открытие учреждений: «Ателье мод», «Игрушечная фаб­рика», «Шейпинг-клуб», «Фотосалон», «Луна-парк», «Салон изящ­ных искусств», «Зоологический музей», «Салон красоты», «Геогра­фическое общество», «Остров сокровищ», «Клуб карикатуристов»;

9.30 — открытие учреждений: «Звездный салон», «Клуб имени А. Шварценеггера»; начало работы газеты «Городские новости»;

10.00 — заседание « Клуба литературных героев»;

11.00 — начало работы архива с целью сбора информации о ходе и итогах игры;

12.30 — заключительное заседание мэрии: подведение итогов, ана­лиз игры;

18.00 — бал у мэра.

Сбор информации в ходе игры. Чтобы собрать информацию, необ­ходимую для изучения состояния воспитательной системы школы, учащимся, как жителям города, были выданы паспорта, где фикси­ровалось посещение ими учреждений и характер выполняемой рабо­ты. Все предприятия, существовавшие в городе, имели эмблему, цвет, который позволял зафиксировать мотивацию выбора детьми учреж­дений: синий — где можно чему-то научиться; желтый — где можно прославиться; красный — где весело; зеленый — где можно быть по­лезным. Паспорта по окончании игры сдавались в архив города.

Обработка сведений, представленных с помощью паспортов, по­зволила зафиксировать количество участников, организаторов игры, выявить наиболее популярные предприятия, а значит, и интересы детей, определить мотивацию выбора учреждений (см. таблицу 6).

Таблица 6