Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Потребность в энергии - одна из основных жизненных потреб­ностей человека. Энергия нужна не только для нормальной деятель­ности современного сложноорганизованного человеческого обще­ства, но и для физического существования отдельного человеческо­го организма. По данным, приводимым Н.С.Работновым, для под­держания жизни человеку требуется примерно 3 тыс. килокалорий в сутки. Около десяти процентов потребной энергии человеку обеспе­чивают продукты питания, остальную - промышленная энергетика.

Ускорение темпов научно-технического прогресса и развитие материального производства сопряжены со значительным ростом затрат энергии. Поэтому развитие энергетики представляется од­ним из важнейших условий экономического роста современного общества.

Долгое время энергетической базой служило ископаемое топ­ливо, запасы которого неизменно сокращались. Поэтому в по­следнее время задача поиска новых источников энергии - одна из наиболее актуальных задач современности.

Непрерывный рост потребления энергии ставит перед челове­чеством проблему поиска новых ее источников. Сюда следует от­нести геотермальную, солнечную, ветровую и термоядерную энер­гии, гидроэнергию.

Теплоэнергетика. Основным источником энергии в России и странах бывшего СССР является тепловая энергия, получаемая от сгорания органического топлива - угля, нефти, газа, торфа, горю­чих сланцев.

Нефть, а также ее тяжелые фракции (мазут) широко использу­ются в качестве топлива. Однако перспективы применения данно­го вида топлива выглядят сомнительными по двум причинам. Во-первых, нефть ни при каких условиях не может быть отнесена к разряду «экологически чистых» источников энергии. Во-вторых, ее запасы (в том числе и неразведанные) ограничены.

Газ как топливо используется также очень широко. Запасы его хотя и велики, но тоже небезграничны. Сегодня известны способы извлечения из газа некоторых химических веществ, в том числе во­дорода, который в будущем может быть использован как универ­сальное «чистое» топливо, не дающее какого-либо загрязнения.

Уголь имеет не меньшее значение в тепловой энергетике, чем нефть и газ. Он используется так же как топливо в виде кокса, по­лучаемого в результате нагревания каменного угля без доступа воздуха до температуры 950-1050°С. В настоящее время у нас в стране разработан способ наиболее полного использования угля путем его ожижения.

Гидроэнергетика. Энергия гидроэлектростанций безвредна для окружающей среды. Однако само по себе строительство водохра­нилищ на равнинах чревато отрицательными последствиями, наиболее существенным из которых является затопление обшир­ных полезных (сельскохозяйственных и др.) земельных угодий.

Особенно остро стоит вопрос о мелководных зонах водохрани­лищ, которые при изменении уровня воды то осушаются, то затоп­ляются, что затрудняет их использование. На некоторых водохра­нилищах такие зоны занимают 40% от всей их площади. За последнее время в проектах новых равнинных водохранилищ предусматрива­ется отсечение мелководий от основного ложа водохранилища дам­бами, что сохранит значительные площади земель от затопления.

Атомная и термоядерная энергия. Долгое время решение про­блемы энергетического кризиса связывали преимущественно с развитием атомной, а в перспективе - термоядерной энергетики, последняя из которых с современной точки зрения обладает прак­тически неисчерпаемыми топливными ресурсами. Принято было считать, что одним из важнейших преимуществ атомной энерге­тики является ее «экологическая чистота». Действительно, при бла­гоприятных условиях ядерные электростанции дают значительно меньше вредных выбросов, чем электростанции, работающие на органическом топливе.

Однако в последние десятилетия отношение к данному виду энергетики существенно изменилось, что нашло отражение и в публикациях специалистов-экологов. Так, В.А.Красилов в своей книге «Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты», го­воря об оптимальной структуре энергетики, отводит ее атомной разновидности 0% от общего производства энергии. Против строи­тельства новых атомных электростанций и в поддержку закрытия уже действующих выступают сегодня многочисленные общест­венные организации и инициативные группы. Столь негативная оценка роли атомной энергетики в жизни общества связана преж­де всего с опасениями в отношении негативных последствий ава­рий на ядерных объектах, которые приводят к серьезным утечкам радиоактивных материалов и отходов производства. Позиции атомной энергетики были серьезно подорваны инцидентами на Чернобыльской атомной станции (1986 г.) и на обогатительном предприятии в Японии (1999 г.), последствия которых привели к нагнетанию в обществе истерии и страха перед возможными в бу­дущем еще более серьезными катастрофами. Следует отметить, однако, что в обоих упомянутых случаях главными причинами трагедий стали ошибки людей: обслуживающего персонала стан­ции и рабочих перерабатывающего предприятия. В то же время известны многочисленные примеры надежной работы техники, когда автоматизированные системы защиты атомных реакторов осуществляли их аварийное отключение без каких-либо последст­вий для людей и окружающей среды в целом.

Если будущее земной ядерной энергетики выглядит сегодня достаточно туманным, то ее космические перспективы более оче­видны. В будущем, при хозяйственном (как и любом другом) ос­воении планет Солнечной системы, их спутников, а также асте­роидов, потребуется значительное количество надежных энерге­тических установок, способных работать длительное время в ав­тономном режиме. В условиях дефицита солнечного излучения, химических и иных неатомных источников энергии ядерное топ­ливо может оказаться если небезальтернативным, то, по крайней мере, наиболее эффективным энергетическим сырьем.

Геотермальная энергетика. Запасы тепла в глубинах земных недр практически неистощимы, и использование его с позиций охраны окружающей среды весьма перспективно. Температура скальных пород с заглублением на 1 км повышается на 13,8°С и на глубине 10 км достигает 140-150°С. Известно, что во многих районах уже на глубине 3 км температура пород достигает 100°С и больше.

В настоящее время в некоторых странах мира - России, США, Японии, Италии, Исландии и др. - используют тепло горячих ис­точников для выработки электроэнергии, отопления зданий, по­догрева теплиц и парников.

Электростанции строят в районах вулканической активности. Получаемая от них электроэнергия самая дешевая по сравнению с другими электростанциями. Однако коэффициент полезного действия геотермальных электростанций невысок из-за низкой температуры воды, поступающей из недр на поверхность.

Эксплуатация геотермальных вод требует решения вопроса сброса и захоронения отработанных минерализованных вод, по­скольку они могут оказать вредное влияние на окружающую среду.

Энергия Солнца. Этот вид энергии признается одним из наибо­лее экологически «чистых» и перспективных.

Преимущества солнечной энергии состоят в ее доступности, неисчерпаемости, отсутствии побочных, загрязняющих среду продуктов. К недостаткам следует отнести низкую плотность и прерывистость поступления на поверхность Земли, связанную с чередованием дня и ночи, зимы и лета, погодными изменениями.

В настоящее время солнечная энергия используется в ограни­ченных масштабах в жилых и других зданиях. Наиболее освоены устанавливаемые на крышах солнечные батареи, обеспечивающие дешевую горячую воду для бытовых нужд. Более 1 млн таких на­гревательных приборов установлено в России, Японии, Австра­лии и других странах.

В настоящее время учеными разрабатываются пути и способы использования солнечной энергии для промышленных нужд, вплоть до создания станций в космосе. Вопрос этот очень слож­ный, и решение его возможно лишь в далекой перспективе.

Энергия ветра, морских течений и волн. Оба эти источника энер­гии «чистые», использование их не загрязняет окружающую среду. Эти источники давно начали использоваться, эксплуатация их расширяется и будет расширяться в дальнейшем. Однако пока до­ля этих источников в энергоснабжении незначительна.

Необходима реализация комплексной программы использова­ния разных видов энергии, включающей в себя развитие новых технологий, не загрязняющих биосферу. При этом главные и пер­спективные направления в энергетике - это солнечная, атомная, а в отдаленной перспективе - термоядерная энергетика.

ВОЗРАСТАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ СРЕДЫ

Среди важнейших факторов повышения агрессивности среды по отношению к человеку следует прежде всего отметить загряз­нение атмосферного воздуха и вод, а также возрастание патоген-ности болезнетворных организмов. Влияние этих факторов на здоровье человека подробно проанализировано В. А. Бухваловым и Л. В. Богдановой в книге «Введение в антропоэкологию».

Загрязнение воздуха. В последние годы отмечается увеличение загрязнения воздуха, связанное с расширением промышленных зон, с усиленной технизацией и моторизацией нашей жизни. Вредное воздействие веществ, попадающих в воздух, может усиливаться их взаимными реакциями между собой, особыми метеоусловиями. В районах, где отмечается высокая плотность населения и одновре­менно скопление заводов и фабрик, загрязнение воздуха нараста­ет особенно быстро. В дни, когда из-за погодных условий цирку­ляция воздуха ограничена, здесь возникает смог. Смог - видимое простым глазом загрязнение атмосферы над жилыми или про­мышленными кварталами. Он образуется в результате накопления дымов от бытовых котельных, промышленных предприятий и вы­хлопных газов автомобилей и двигателей различного рода.

Особую опасность для человека представляют выхлопные газы автомобилей, в которых содержатся окислы свинца. Даже сравни­тельно небольшая концентрация свинца в выхлопных газах может оказаться вредной для здоровья, так как металл из воздуха через легкие и желудочно-кишечный тракт проникает в организм быст­рее, чем может выводиться из него. Последствия - нарушение синтеза гемоглобина, мышечная слабость вплоть до паралича, нарушение структуры и функций печени и мозга.

Кислотообразующие осадки, в свою очередь, увеличивают аг­рессивность поверхностных вод (по данным морской лаборато­рии в Вудс-Холе, в средних широтах Северного полушария выпа­дает до 18 млн т азота в год), в которых увеличивается содержа­ние фтора и металлов, в том числе стронция. В выбросах, стоках и твердых отходах промышленных городов содержатся тысячи тонн свинца, цинка, меди, хрома, никеля, кадмия, молибдена, ванадия и других металлов. Значительная часть загрязнений концентриру­ется в почве и проникает в грунтовые воды, откуда попадает в ко­лодцы и водопровод. Загрязнение воздуха кислотообразующими выбросами вызывает респираторные заболевания, астматические явления, разрушает легочную ткань.

Загрязнение вод. Вода - вещество, жизненно необходимое для че­ловека, может стать для него чрезвычайно опасной. В жилых квар­талах, где нет водопровода, воду часто запасают в больших баках и бассейнах. В этих сооружениях нередко заводятся бактерии, пе­реносчики опасных болезней, в них могут случайно попасть хи­мические вещества, например удобрения. Но и там, где имеется центральное водоснабжение, не обходится без проблем. Зачастую качество воды настолько низкое, что ее употребление может стать причиной развития ряда заболеваний.

Основными факторами, вызывающими загрязнение питьевой воды, являются:

1) большое количество промышленных сбросов;

2) отравление воды веществами, загрязняющими воздух и вы­мываемыми из него дождевой водой, в итоге стекающей в водоемы;

3) просачивание в водоемы вредных веществ, употребляемых в сельском хозяйстве;

4) недостаточное развитие канализационной сети.

Воде, без которой невозможна никакая жизнь, в свою очередь, требуется жизнь. Безжизненная вода - смерть для всех нас. В водо­емах живут организмы, которым нужна определенная температу­ра и определенный состав воды. Поступление сточных вод в водо­емы приводит к повышению их эвтрофированности (накоплению питательных веществ), что может полностью лишить воду кисло­рода. В результате гибнут живые организмы, качество воды резко ухудшается.

Бытовые стоки и отходы пищевой промышленности особенно вредны из-за того, что на окисление этих веществ в водоеме ухо­дит очень много кислорода. Промышленные предприятия отрав­ляют водоемы сточными водами, которые содержат большое ко­личество ядов, в том числе тяжелые металлы, цианиды. В опреде­ленной степени водоем, принимающий стоки, может сам очи­щаться. Органические загрязнения захватываются бактериями и другими микроорганизмами. Фактор, лимитирующий разложение сточных вод, - количество содержащегося кислорода.

Уже сейчас половину необходимой нам воды добывают через артезианские скважины из глубинных слоев земли. Однако и эта вода далека от идеальных требований, поскольку в ней содержит­ся повышенное количество минеральных солей, не всегда полез­ных для организма. Вода же из рек, озер и водохранилищ нужда­ется во все более дорогостоящей очистке в специальных установ­ках. В идеале вода должна быть прохладной, чистой, бесцветной, не иметь запаха и неприятного привкуса.

Рост патогенности микроорганизмов. Применение все более со­вершенных и мощных средств борьбы с болезнетворными микро­организмами часто приводит к выработке у последних со време­нем резистентности (устойчивости) к соответствующим препара­там. Становясь неуязвимыми, микроорганизмы оказываются спо­собными вызывать тяжелейшие расстройства здоровья человека. Эффект «привыкания» микроорганизмов к воздействию фарма­цевтических препаратов может приводить к вспышкам численно­сти возбудителей тех или иных заболеваний и, следовательно, к развитию эпидемий. В целях профилактики негативных последст­вий описанного выше явления ученые-фармацевты постоянно ра­ботают над созданием все более эффективных препаратов, спо­собных не только уничтожать опасные для человека микроорга­низмы, но и также подавлять их адаптивные способности.

Помимо роста патогенности микроорганизмов другим факто­ром ухудшения эпидемиологической ситуации может выступать рост численности переносчиков возбудителей заболеваний чело­века. Ими могут быть некоторые животные (собаки, крысы, белки и др.), а также насекомые (комары, вши и др.). Для борьбы с ними используются специальные препараты, действие которых, однако, не всегда приводит к однозначным результатам. Показателен в этом смысле пример знаменитого ДДТ (дихлордифенилэтана) -«чудо-оружия», призванного, как считалось, спасти человечество не только от многих переносчиков возбудителей опасных болез­ней, но и также от большинства вредителей сельскохозяйственных культур. На протяжении 60-х годов ДДТ в различных странах бы­ли обработаны огромные площади сельскохозяйственных угодий, а также места скопления переносчиков болезнетворных микроор­ганизмов. На первых порах эффективность препарата не вызыва­ла ни малейшего сомнения, однако уже через несколько лет его использования стали появляться данные о «привыкании» к нему некоторых видов вредителей и переносчиков. Приспособившиеся животные и насекомые становились настолько устойчивыми к воздействию отравляющих веществ, что чрезвычайно трудно бы­ло найти новые препараты, позволяющие вести с ними эффектив­ную борьбу. В этих условиях резко участились случаи вспышек эпидемий заболеваний, вызванных микроорганизмами, переда­ваемых живыми переносчиками - животными или насекомыми.

ИЗМЕНЕНИЕ ГЕНОФОНДА

Изменение среды обитания, происходящее в результате деятель­ности человека, оказывает на человеческие популяции воздейст­вие, которое по большей части вредоносно, приводит к росту за­болеваемости и сокращению продолжительности жизни. Однако в развитых странах средняя продолжительность жизни неуклонно -примерно на 2,5 года за десятилетие - приближается к своему биологическому пределу (95 лет), в рамках которого конкретная причина смерти не имеет принципиального значения. Воздейст­вия, казалось бы и не ведущие к преждевременной смерти, тем не менее нередко снижают качество жизни, но более глубокая про­блема заключается в незаметном постепенном изменении гено­фонда, которое приобретает глобальные масштабы.

Генофонд обычно определяют как совокупность генов, имею­щихся у особей данной популяции, группы популяций или вида, в пределах которых они характеризуются определенной частотой встречаемости.

О воздействии на генофонд чаще всего говорят в связи с ра­диационным загрязнением, хотя это далеко не единственный фак­тор, влияющий на генофонд. По мнению В.А.Красилова, сущест­вует большой разрыв между обиходными и научными представ­лениями о влиянии радиации на генофонд. Например, нередко говорят об утрате генофонда, хотя совершенно ясно, что гено­фонд человеческого вида может быть утрачен лишь при условии практически поголовного уничтожения людей. Утрата генов или их вариантов в обозримых масштабах времени вероятна лишь в отношении очень редких вариантов. Во всяком случае, не менее возможно появление новых вариантов гена, изменение генных частот и соответственно частот гетерозиготных и гомозиготных генотипов. Все эти события укладываются в представление об из­менении генофонда (рис. 8).

Рис. 8. Изменение генофонда (по В. А. Красилову)

 

В.А.Красилов отмечает, что далеко не все оценивают измене­ние генофонда как негативное явление. Сторонники евгенических программ считают возможным избавиться от нежелательных ге­нов путем физического уничтожения или исключения их носите­лей из процесса воспроизводства. Однако действие гена зависит от его окружения, взаимодействия с другими генами. На уровне личности дефекты нередко компенсируются развитием особых способностей (Гомер был слепым, Эзоп - уродливым, Байрон и Пастернак - хромыми). А доступные сегодня методы генной тера­пии открывают возможность исправления врожденных дефектов без вмешательства в генофонд.

Стремление большинства людей сохранить генофонд таким, каким его создала природа, имеет под собой вполне естественные основания. Исторически генофонд сложился в результате дли­тельной эволюции и обеспечил приспособление человеческих по­пуляций к широкому спектру природных условий. Генетическое разнообразие людей на популяционном и индивидуальном уров­нях иногда носит очевидный адаптивный характер (например, темный цвет кожи в низких широтах, связанный с устойчивостью к ультрафиолетовому излучению), в других же случаях нейтраль­но по отношению к факторам среды. Независимо от этого генетическое разнообразие предопределило многообразие и динамич­ность развития человеческой культуры. Высшее достижение этой культуры - гуманистический принцип равноценности всех людей -в переводе на биологический язык означает сохранение генофон­да, не подлежащего искусственному отбору

Вместе с тем продолжается действие и естественных факторов изменения генофонда - мутации, дрейф генов и естественный от­бор. Загрязнение среды влияет на каждый из них. Хотя эти факторы действуют совместно, в аналитических целях имеет смысл рас­смотреть их по отдельности.

Факторы мутагенеза. К ним из физических воздействий кроме ионизирующего излучения, возможно, относятся электромагнит­ные поля. Установлено, например, повышение заболеваемости лейкемией у лиц, проживающих длительное время вблизи высоко­вольтных линий электропередачи. Из сотен тысяч разнообразных химических соединений, поступающих в среду в виде бытовых и производственных загрязнений, около 20%генотоксичны.

Мутационные изменения снижают жизнеспособность организма в 1-2-кратном соотношении со скоростью гаметного мутагенеза. Наряду с прямым канцерогенным эффектом - мутациями, нару­шающими взаимодействие клеточных клонов в процессе их роста и трансформации, происходит нарушение контрольных функций гормональной и иммунной систем, на фоне которого возрастает риск злокачественных новообразований как хемотоксичной, так и вирусной этиологии. Мутагенез, сопровождающий встраивание вирусной частицы в клеточный геном, также может возрастать вследствие иммунной недостаточности организма, появления но­вых штаммов вирусов или того и другого.

Дрейф генов. В прошлом дрейф генов был связан с резкими ко­лебаниями численности локальных популяций, истребляемых вой­нами и эпидемиями. Выжившие основатели новой популяции пере­давали ей черты своей генетической индивидуальности. Утрачен­ная часть генетического разнообразия восстанавливалась за счет повторных мутаций и потока генов, но определенные отличия могли сохраняться длительное время. Сегодня рост численности и более подвижный образ жизни предохраняют генофонд от дрейфа генов, разве что за исключением малочисленных популяций на океанических островах, в горных районах или тропических лесах.

Естественный отбор. Внимание общественности и экспертов в первую очередь привлекают генотоксичные факторы прямого действия и связанные с ними заболевания, тогда как естественный отбор - в долгосрочном плане гораздо более мощный фактор из­менения генофонда - остается в тени. Между тем любое воздейст­вие на среду хотя бы в небольшой степени изменяет направлен­ность отбора, создавая давление на популяцию и сдвигая частоты соответствующих генотипов. Ген может долго удерживаться в по­пуляции, несмотря на негативный отбор (который недостаточно эффективен при низких частотах), но угроза обеднения генофонда со временем становится все более реальной.

Охрана среды обитания и системы здравоохранения - факторы, по существу, противостоящие естественному отбору в человече­ских популяциях. Тем не менее отбор действует в особенности на пренатальном уровне (например, в виде ранних самопроизволь­ных абортов, которые могут остаться незамеченными). Любое заболевание снижает шансы на успешную карьеру, создание семьи и полноценный генетический вклад в следующее поколение. По­скольку люди неравноценны в отношении устойчивости к воздей­ствиям специфического и общего характера, то отбор работает в пользу более устойчивых, невзирая на их личностные качества, и тем более активно, чем больше загрязнение среды. Эти процессы не только сокращают разнообразие людей (3 тыс. лет назад свет­локудрые ахейцы сражались с темноволосыми малоазийскими племенами; теперь настоящие блондины редки даже среди скан­динавов, не говоря уже о греках), но и вымывают из популяции редкие гены, способствующие развитию социально ценных свойств, если они не сцеплены с генетическими факторами устой­чивости к загрязнениям.

ЛИТЕРАТУРА

Агесс П. Ключи к экологии. - Л., 1982.

Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. - М., 1998.

Бухвалов В. А., Богданова Л. В. Введение в антропоэкологию. - М., 1995.

Введение в экологию / Под ред. Ю. А. Казанского. - М., 1992.

Красилов В. А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. - М., 1992.

Михеев А. В., Галушин В.М., Гладков Н.А., Иноземцев А. А., Константи­нов В. М. Охрана природы. - М., 1987.

Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир: В 2 т. - М., 1993.

Никаноров А. М., Хоружая Т. А. Экология. -М., 1999.

Петров К. М. Общая экология. - М., 1998.

Глава 5 ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЕСТЕСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. УРОВНИ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

Поведение - это наиболее широкое понятие, характеризующее взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредо­ванное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) ак­тивностью. Фундаментальной составляющей поведения являются реактивность и активность. Если реактивность дает возможность в основном приспосабливаться к среде, то активность - приспосабли­вать среду к себе. Чем выше уровень организации живого организ­ма, тем большее значение приобретает активность по сравнению с реактивностью. У человека высшим уровнем активности является активность личности, которая позволяет ему решать сложные зада­чи, связанные с преобразованием не только предметного матери­ального мира, но и мира идеального, духовного, внутреннего.

Элементарные акты поведения отмечают уже у одноклеточных организмов. И хотя их действия складываются в основном из ав­томатического перемещения в сторону раздражителя или от него, но и здесь наблюдаются элементарные акты обратной связи, что дает возможность осуществлять выбор, например, между пищевым и непищевым раздражителем. Для растений характерны тропизмы -направленные движения, вызванные воздействием различных фак­торов среды (света, притяжения, химических веществ и т. п.). Еще более сложные формы поведения можно наблюдать у животных. Во-первых, оно более активно, хотя в целом носит реактивный приспособительный характер; во-вторых, здесь появляется спо­собность к ориентировке причем по отношению к биологически нейтральным воздействиям; в-третьих, наряду с врожденной ин­стинктивной формой поведения все большую роль начинает иг­рать приобретаемая индивидуально-изменчивая ферма поведе­ния. Постепенно это приводит к тому, что у высших животных появляется способность экстраполировать прежний опыт на новые жизненные ситуации. Поведение же человека приобретает созна­тельный, целенаправленный характер, что дает ему возможность планировать будущее, широко использовать язык для фиксации этих планов и передачи их будущим поколениям через обучение. Только у человека поведение приобретает форму деятельности, где реализуется наиболее полно его активность, регулируемая сознательно поставленной целью.

Поведение - это система сложных актов, регулируемых на раз­личных уровнях. В.А.Лисичкин, Л.А.Шелепин,Б. В. Боев выде­ляют биохимический, биофизический, информационный, психо­логический уровни регуляции.

В биохимической регуляции принимает участие определенный набор особых веществ, называемых гормонами. Например, у мле­копитающих известно более 40 гормонов. Под их контролем проте­кают все этапы развития организма, все основные процессы жизне­деятельности, многие виды клеточного обмена. На внешнем уровне взаимодействие организмов регулируется набором управляющих веществ, называемых телергонами. В отличие от гормонов они вы­водятся в окружающую среду, где действуют на особи того же или другого вида. Они могут обеспечивать узнавание особей разного пола, служить сигналом тревоги, обозначать территорию и другое. У человека роль гормонов в регуляции процессов в организме остается достаточно значительной, а вот роль телергонов существенно сни­жается. Хотя они и продолжают выполнять определенные функции. Хорошо известно, что интенсивная умственная работа сопровож­дается повышенным потоотделением. Эмоции страха, тревоги так­же связаны с определенными химическими изменениями в организме. Поэтому, например, собака по запаху может определить, что ее бо­ятся. Каждый человек имеет свой специфический запах, который мо­жет привлекать или отталкивать других людей. Этим широко поль­зуются парфюмеры, конструирующие запахи, которые, влияя на подсознание, способствуют установлению разных по модальности контактов, влияют на характер и продуктивность общения.

В биофизической регуляции принимают участие различные физические поля как внешние, так и вырабатываемые самим ор­ганизмом. К ним относят электрические, магнитные, электромаг­нитные, акустические поля. В последние годы широко обсуждает­ся проблема существования биологического поля. Такого рода поля используются организмами в процессе жизнедеятельности, например: магнитные поля играют значительную роль при ориен­тации птиц при перелетах, акустические - в локации у летучих мышей, китов и т.п. Известно, что функционирование живой клетки немыслимо без электрической регуляции. Кроме того, для каждого органа имеются свои специфические электрические коле­бания. Так, для мозга, находящегося в состоянии активности, характерно наличие α-волн, носящих ритмический характер с час­тотой 9-10 Гц и потенциалом 45 мкВ. Характер волн меняется в состоянии сна и бодрствования, в состоянии предъявления раз­личных раздражителей. Эти факты широко используются в меди­цине. Например, с помощью электроэнцефалограмм можно диаг­ностировать эпилептические, опухолевые, сосудистые, воспали­тельные заболевания, определять месторасположение, где проте­кает патологический процесс.

Наряду с биохимической и биофизической регуляцией поведе­ния можно говорить об особом уровне регуляции, называемом информационным. Мозг живых существ - открытая система, об­менивающаяся с окружающей средой информацией; он также ис­пользует химический, биофизический, оптический, акустический и многие другие каналы связи. Однако главная его способность -обнаруживать, перерабатывать информацию, транслировать ее другим существам или неодушевленным предметам. Передаваемая информация облегчает поиск пищи и благоприятных условий оби­тания, защиту от врагов и вредных воздействий, взаимодействие родителей и потомства, формирование групп и т.п. Обработка информации, оценка сигналов у высших животных связана с нали­чием у них первой сигнальной системы, базирующейся на безус­ловных и условных рефлексах. У человека информационный обмен поднимается на качественно новую ступень, где ведущую роль начинает играть вторая сигнальная система. Это система сигналов на значение слова, и в основе ее лежит язык. Язык дает возмож­ность обобщать информацию, и появление его связано с возник­новением и развитием сознания, мышления. С формированием языка появляется совокупность актов поведения, совершаемых не с образами реальных предметов, а со знаками, символами, орга­низованными определенным образом. Благодаря этому становят­ся возможными речь и общение как специфическая деятельность.

Психический уровень регуляции является ведущим в поведении человека, именно он позволяет осуществлять наиболее адекватный информационный обмен, дает возможность приспосабливаться к жизненной среде, создавать саму эту среду. Психическая регуляция возникает на достаточно позднем этапе эволюционного развития и главным образом определяет поведение организмов, обладающих нервной системой. Основным признаком появления психики явля­ется способность живых организмов реагировать на абиотические факторы, т.е. такие факторы, которые не удовлетворяют потребно­сти непосредственно, а сигнализируют, что дальше последует нечто важное. Например, лягушка реагирует не на саму муху, а на движе­ние, паук - на вибрацию паутины. Согласно А. Н. Леонтьеву, пси­хика в своей эволюции проходит ряд стадий:

-стадию элементарной сенсорной психики, когда организм реагирует на отдельные раздражители; сюда относятся, например, насекомые; основной формой приспособительного поведения здесь является инстинкт;

- стадию перцептивной психики (перцепция - это восприятие): здесь животное реагирует на всю совокупность условий (сюда от­носятся, например, млекопитающие); основной формой приспо­собительного поведения является навык, возникающий на базе условных рефлексов;

- стадию интеллекта (например, человекообразные обезьяны, дельфины, слоны и некоторые другие), связанную с возникнове­нием и функционированием интеллекта со способностью к обоб­щению, решению так называемых двухфазных задач (фаза приго­товления и фаза достижения, удовлетворения потребности);

- стадию сознания, которое присуще только человеку; данная стадия связана с развитием мышления, языка, речи, способностью к прогнозированию, саморегулированию; поведение здесь приоб­ретает форму деятельности.

Основу сознания составляют не только и не столько безуслов­ные и условные рефлексы, сколько сложные процессы саморегуля­ции по принципу рефлекторного кольца, связанные со способ­ностью выбирать и конструировать альтернативные программы поведения, произвольно влиять на свои рефлексы, даже на без­условные (при специальной тренировке, например, в системе «йога»). Поэтому поведение человека носит очень сложный, ве­роятностный характер, что и обеспечивает ему необходимую ориентировку в окружающей среде, активное преобразование и создание этой среды.

Наиболее полно поведение человека может быть описано через характеристику соотношения реактивности и активности, кото­рые выступают в роли системообразующего фактора самого по­ведения. Поскольку человек - это многоуровневая иерархически организованная структура (биологический индивид, социальный индивид, личность), то и поведение его определяется активностью и реактивностью, проявляющимися на разных уровнях.

Активность и реактивность прежде всего выступают как психо­динамические характеристики поведения человека, т.е. характе­ристики, определяющие динамику психической деятельности со стороны скорости, интенсивности, направленности и т.п. Реак­тивность здесь выполняет в основном приспособительную, адап­тивную функцию; активность направлена на приспособление си­туации, подчинение ее индивиду. При всем при этом следует от­метить, что здесь активность и реактивность чаще всего не зави­сят от содержания деятельности, ее мотивов и ценностей.

Активность и реактивность выступают, характеризуя уровень социального индивида, как содержательные характеристики по­ведения человека и определяются уже в полной мере мотивами, ценностями, смыслами. Тем не менее и здесь реактивность дает возможность адаптироваться к ситуации, а активность - ее преоб­разовывать.

Активность и реактивность могут выступать и показателями ценности вкладов человека в решение общественных задач (уровень личности). Активность в этом случае характеризуется оптимальным сочетанием инициативы и исполнительности и по мере включения личностного фактора в процесс конкретного поведения может про­являться на нормативном, нормативно-личностном, личностно-продуктивном и продуктивно-творческом уровнях. Другими сло­вами, поведение человека как личности определяется многими фак­торами и опосредовано его пониманием конкретной задачи, миро­воззрением в целом, оценкой всех последствий действия, отношени­ем к этому окружающих.

Таким образом, поведение человека есть продукт эволюции и общественного развития, особая форма взаимодействия с окру­жающим миром, где в отличие от животных все большее значение приобретают высшие психические формы регуляции, которые но­сят активный, сознательный, целенаправленный характер и связа­ны с мышлением, речью, нравственно-этическими нормами и пра­вилами. Все это дает человеку возможность быть существом ду­ховным и бездуховным, этичным и неэтичным, миролюбивым и агрессивным, созидать и разрушать свою жизненную среду, адап­тироваться и адаптировать.

ПОТРЕБНОСТИ КАК ИСТОЧНИК АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Активность как центральная составляющая поведения челове­ка не возникает сама по себе спонтанно, а детерминирована опре­деленными состояниями человека как организма, социального индивида и личности, выражающими зависимость его от окру­жающей среды: материальной, социальной, духовной. Другими словами, потребность - это нужда, необходимость в чем-либо. Именно потребности являются основой для возникновения моти­вов - непосредственных побудителей поведения.

Потребности человека очень многообразны. Н. Ф. Реймерс на основе обобщения литературных материалов выделяет следующие группы и виды потребностей:

- по характеру и природе возникновения: естественные, соци­альные, интеллектуальные;

- по сфере жизнедеятельности: материальные и духовные;

-по экономической количественной определенности: абсо­лютные, действительные и платежеспособные;

- по степени конкретизации: общие и конкретные;

- по степени удовлетворения: удовлетворенные, неудовлетво­ренные;

- по степени настоятельности: насущные, менее настоятельные, отдаленные;

-по объектам: в материальных благах, услугах и духовных ценностях;

- по степени активности: активные и пассивные;

- по степени рациональности: рациональные и иррациональ­ные («псевдопотребности»);

- по степени реальности: реально осуществимые и нереальные;

- по степени перспективности: социально перспективные и бес­перспективные.

В содержательном плане выделяют:

- биологические: потребность в тепле, воздухе, пище, воде, сек­суальном партнере и многие другие;

- эколого-поведенческие (психологические): потребность в до­минировании и подчинении, создании своей группы (семьи), стиле и темпе жизни и др.;

- этнические: потребность в принадлежности к определенному роду, клану, нации, этнической целостности и др.;

- социальные (и социально-психологические): потребность в общении, в возможности образования социальных групп;

-трудовые: потребность в труде, достижениях, успехе в дея­тельности и др.;

- познавательные: потребность в познании, образовании;

- экономические: потребность в обеспечении пищей, одеждой, жильем, средствами труда в соответствии с анатомо-физиологическими, этническими, престижными нормами;

-другие (эстетические, конституционные, коммуникативные и т.д.).

А. Маслоу утверждает, что потребности индивида зависят от того, что он уже имеет. Он расположил потребности в виде пирамиды, в основании которой находятся физиологические потребности (вода, пища, сон, дыхание), затем в направлении к вершине он поместил по­требности в защите и безопасности, принадлежности (общественной и личной), самоутверждении и независимости, самовыражении. А.Маслоу считает, что индивид сначала стремится удовлетворить низшие (насущные) потребности, прежде чем перейти к самовыражению.

К.Альдерфер согласен с А.Маслоу, что индивидуальные по­требности можно разместить в виде иерархии. Но она у него име­ет три ступени:

1) существования - факторы, удовлетворяющие потребность су­ществовать (еда, воздух, вода, заработная плата, условия работы);

2) родственности - потребности, удовлетворяемые значимыми общественными и межличностными отношениями (дружба, об­щение, любовь);

3) развития - потребности, удовлетворяемые личным творче­ским или производственным ростом индивида.

Исследования Ф. Герцберга имели своим результатом два спе­цифических вывода.

1.Есть набор внешних условий, которые удовлетворяют ра­ботника, если они есть, но не обязательно мотивируют его. Это заработная плата, условия труда, качество руководства, гарантии рабочего места, отношения с коллегами. При отсутствии этих ус­ловий возникает неудовлетворенность среди работников. Такие внешние условия Ф. Герцберг назвал гигиеническими факторами или факторами неудовлетворенности.

2. Есть система внутренних условий, связанных с содержанием трудового процесса (признание, ответственность, продвижение, собственно работа и др.), отсутствие которых не является показа­телем большой степени неудовлетворенности. А их наличие в трудовом процессе придает сильные мотивационные стимулы. Ф. Герцберг их назвал факторами мотивации (удовлетворенности).

Д. Макклеланд считает, что у человека имеет место три приоб­ретаемых потребности:

- в достижении;

- в принадлежности;

- во власти.

Этот перечень можно было бы значительно продолжить. В со­временных психологии, социологии, экономике существует масса самых различных классификаций, пытающихся сколь-либо полно описать человеческие потребности. Однако пока это никому не удавалось. И такая ситуация объяснима. Дело в том, что поведе­ние человека многообразно, практически любой «объект» может стимулировать возникновение той или иной потребности. На­пример, потребность иметь такую же машину, как у соседа, или потребность в одиночестве и потребность в духовной близости, или одновременная потребность и в том и в другом (потребности, как и эмоции, могут быть амбивалентными).

В связи с рассматриваемым предметом особо хотелось бы выде­лить экологические потребности, именно они обусловливают и опре­деляют экологическое поведение человека. Прежде всего необходимо заметить, что их нельзя выделить в какую-то особую группу, по­скольку они характеризуют не только и не столько особое содержа­ние, сколько качественную характеристику имеющихся многооб­разных потребностей. Например, возьмем биологические потреб­ности в пище, воде, воздухе. Эти биологические потребности могут иметь и совершенно разную качественную экологическую окраску. Кто-то пьет любую воду, а кто-то только очищенную, кто-то ест любую пищу, а кто-то только без примесей, химикатов, нитратов и т.п. Другими словами, экологические потребности - это потребно­сти, связанные с чистотой среды обитания, жизненной среды в це­лом. Например, потребности в чистой воде, чистом воздухе, качест­венной пище, в чистоте отношений людей, в чистоте самой природы, отсюда и производные от них потребности: потребность сделать воз­дух, пищу, воду, отношения чистыми, что и обусловливает соответ­ствующее поведение в среде обитания, в своей жизненной среде, ко­торая включает мир природы, мир людей, мир идей и многое другое.

В соответствии со сказанным актуальную значимость приобре­тает проблема воспитания экологических потребностей человека. Решение данной проблемы позволит человеку научиться жить в гармонии с природой, с другими людьми, с самим собой. По боль­шому счету это и значит сделать человека существом духовным, нравственным, ответственным в прямом смысле этих слов.

АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К ЕСТЕСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Среда человека - это сложное и емкое понятие, включающее в себя все то, что окружает его и дает ему возможность существо­вать, сюда относится и природа с ее климатом, температурой, флорой и фауной, и рукотворный мир, и сами люди, составляю­щие социум, и все то духовное наследие, которым обладает чело­вечество. Эта среда одновременно и постоянна, и изменчива, и в этой среде нужно жить. Поэтому человек, желает он этого или нет, должен адаптироваться к своей среде. Поэтому в социальной экологии данной проблеме придается первостепенное значение. В то же время адаптация - это лишь начальный этап, на котором преобладают реактивные формы поведения человека. Человек не останавливается на этом этапе. Он проявляет физическую, интел­лектуальную, нравственную, духовную активность, преобразует (в лучшую или худшую сторону) свою среду.

Тем не менее проблема адаптации остается достаточно серьез­ной и, несмотря на значительное количество исследований, еще мало изученной в социальной экологии.

Адаптация - это комплекс приспособительных реакции человека к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Некоторые механизмы адаптации уже заложены генотипически. Например, человек вне своего сознания может приспособиться к темноте и яр­кому свету, к некоторому перепаду температур, к вкусу пищи и т.п. В других ситуациях необходимо включение сознания, своих лично­стных качеств, чтобы приспособиться, например, к тем или иным условиям труда, коллективу людей, нормам и правилам поведения и ко многому другому. Тем не менее следует признать, что человек в отличие от животных обладает неисчерпаемо широким комплексом возможностей для адаптации, что в конечном счете и обусловливает его выживание как биологического вида и как человека разумного.

Остановимся для примера лишь на некоторых видах адаптации человека. В. П. Алексеев в своей книге «Очерки экологии человека» делает ссылку на В. В. Станчинского, который отметил две реак­ции организма в процессе его приспособления к новым условиям существования: феноакклиматизацию и геноакклиматизацию.

Феноакклиматизация - это непосредственная реакция организ­ма на новую среду, выражающаяся в фенотипических, компенсаторных, физиологических изменениях, которые помогают орга­низму сохранить в новых условиях равновесие. При переходе к прежним условиям восстанавливается и прежнее состояние фено­типа, компенсаторные физиологические изменения исчезают.

Геноакклиматизация - это принципиально иной путь приспо­собления организма к среде. В этом случае речь идет о гораздо более глубоких сдвигах в морфологии и физиологии, а самое главное о передаче их по наследству, о переходе фенотипических изменений, происходящих в условиях новых биоценозов, в гено­тип и закреплении их в качестве новых наследственных характе­ристик популяций, географических рас и видов. Геноакклимати­зация требует значительно больше времени, чем феноакклиматизация. В этом случае необходимо время нескольких поколений и процесс контролируется уже естественным отбором, а не протека­ет под давлением непосредственно физиологических механизмов.

В. П. Казначеев, характеризуя физиологическую адаптацию, рассматривает ее как процесс поддержания функционального со­стояния гомеостатических систем организма в целом, обеспечи­вающий его сохранение, развитие, работоспособность, максималь­ную продолжительность жизни в неадекватных условиях среды.

Большое значение придается таким видам физической адаптации, как «акклимация» и «акклиматизация». Понятно, что Крайний Север и экваториальная зона - это разные климатические зоны. Но человек живет и там и там. Причем южанин, прожив определенное время на севере, адаптируется к нему и может жить там постоянно и, наоборот.

Акклимация - это начальный, срочный этап акклиматизации при изменении климато-географических условий. Акклиматиза­ция - это приспособление растений, животных и человека к но­вым для них климатическим условиям. Физиологическая аккли­матизация является следствием выработки организмом приспосо­бительных реакций, повышающих работоспособность и улучшаю­щих самочувствие, которое иногда резко ухудшается в первый период пребывания человека в новых климатических условиях. При этом акклиматизация как адаптационный процесс в стадии акклимации при быстром изменении природно-климатических условий может сопровождаться явным ухудшением состояния ор­ганизма. При смене новых условий старыми организм может воз­вратиться к прежнему состоянию. Подобные изменения и назы­вают акклиматизацией. Те же изменения, которые в процессе при­способления к новой среде перешли в генотип и передаются по наследству, называются адаптивными.

Среда обитания человека не ограничивается лишь климатиче­скими условиями. Человек может жить и в городе, и в селе. Объ­ективно жить в селе, где чистый воздух, спокойный размеренный ритм, более благоприятно для людей. Размеренному темпу жизни, преобладающему в традиционном сельском сообществе, соответ­ствует характер поведения, поддерживающегося бессознательно и по привычке. Жители города, наоборот, находятся под постоян­ным воздействием различных требований, предъявляемых им бес­конечно меняющейся городской средой, сильными раздражите­лями (шумы, огни и т. д.). Все эти воздействия требуют от челове­ка образования непрерывных и постоянных реакций. Кроме того, гигантская многолюдная среда крупного города обрушивается на индивида огромным количеством разнообразных воздействий. Тем не менее очень многие предпочитают мегаполис с его шумом, загрязненностью, бешеным ритмом жизни. В процессе эволюци­онного развития человек приспосабливается прежде всего к более спокойным ритмам сельской жизни. Поэтому организм человека не располагает надежными средствами для адекватного реагиро­вания на разнообразные городские раздражители. Человек, безус­ловно, адаптируется к жизни в городе, но испытывает при этом стресс, определяемый как переживание отрицательных, диском­фортных ощущений физиологического и психического характера при столкновении с неизвестными ему устойчивыми раздражите­лями, являющимися частью среды города, которые требуют от него тех или иных реакций. Однако, приспособившись к таким условиям, многие уже не желают с ними расставаться, и, попадая в деревню, адаптируются с трудом или не адаптируются вовсе. Не следует забывать и о том, что крупный город может быть очень приятным местом для проживания, в котором повышается общий тонус, появляется вдохновение, раскрываются творческие воз­можности личности.

К этой же сфере адаптации относится переезд, например, в дру­гую страну. Одни быстро адаптируются, преодолевают языковой барьер, находят себе работу, другие - с большим трудом, третьи, внешне адаптировавшись, испытывают чувство, которое называ­ется ностальгией.

Можно особо выделить адаптацию к деятельности, которой за­нимается человек. Известно, что различные виды деятельности человеческого труда предъявляют разные требования к личности: одни требуют усидчивости, исполнительности, пунктуальности, другие - быстроты реакции, умения самостоятельно принимать решения и т. п. Однако и с теми и с другими видами деятельности человек может справиться достаточно успешно. Благоприятст­вующими или препятствующими факторами являются тип темпе­рамента, наличие слабой или сильной мотивации, наличие других потребностей, не связанных с самим трудом. Есть профессии и виды деятельности, которые одним показаны, другим - противо­показаны. Тем не менее даже те люди, которым противопоказана определенная деятельность, могут с ней справиться, пусть и не на высоком уровне. Это достигается путем особого адаптационного механизма, который называется выработкой индивидуального стиля деятельности. Этот стиль обусловлен особыми индивиду­альными способами планирования, регулирования и выполнения тех или иных конкретных действий и операций, что еще раз под­тверждает большие адаптационные возможности человека.

Особо следует остановиться на адаптации к социуму, другим людям, коллективу. Человек может приспособиться к группе, ус­воив и приняв ее нормы, правила поведения, ценности и т.п. В качестве механизмов адаптации здесь выступают, с одной сторо­ны, внушаемость, толерантность, конформность как формы под­чинительного поведения, а с другой - умение найти свое место, обрести лицо, проявить решительность.

Этот перечень можно значительно продолжить. Можно гово­рить об адаптации к духовным ценностям, к вещам, к состояниям, например, стрессовым, и ко многому другому. В то же время адап­тация - это лишь начальный этап, связанный с приспособлением. Человек как личность интегрирует в своем сознании, образе жизни, поведении жизненную среду, к которой он приспособился, у него возникает удовлетворенность или неудовлетворенность своим по­ложением. И то и другое заставляет его думать и действовать, тво­рить в самом широком смысле этого слова. Другими словами, адаптировавшись, усвоив требования, условия, правила, он инди­видуализируется, четко выстраивает свое отношение к природной, вещной, социальной среде, старается изменить ее в направлении, которое кажется ему приемлемым, при этом нередко перестраивает и свое отношение в процессе изменения существующих условий.

СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕДЕНИЯ В ЕСТЕСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Сказанное ранее дает возможность перейти к рассмотрению специфики поведения человека в среде. В социальной экологии обычно рассматриваются разные аспекты данной проблемы, опи­сывается поведение человека в естественной среде, в искусствен­ной среде - в быту и на производстве, в экстремальных ситуациях. Список этот можно значительно продолжить.

Поведение человека в естественной среде. Понятие «естествен­ная среда» имеет для человека совсем иной смысл, чем для живот­ных. Животные, растения живут непосредственно в природе, слиты с ней, подчиняются ее законам; для человека же жизнь в лесу, в пе­щере, в пустыне, не имея крова над головой, запасов пищи и воды губительна: если даже он и выживет, то его жизнь нельзя назвать жизнью, это будет жалкое существование. Поэтому, когда речь идет о человеке, под естественной средой обитания понимается комплекс условий, как естественных, так и искусственных, создан­ных самим человеком. Только небольшая часть людей продолжа­ет жить по законам природы, будучи слитой с ней: это люди, на­ходящиеся на ступени первобытнообщинного строя, которые ли­бо не поддерживают связей с цивилизацией, либо поддерживают самые минимальные связи на уровне элементарного обмена.

По мнению Т.И.Кулапиной, при выборе индивидом какого-либо варианта поведения на него оказывают влияние следующие элементы среды:

-культура (усвоенные человеком моральные установки, нор­мы, ценности, а также нормы и ценности, доминирующие в его микросоциуме);

- стрессовые факторы и другие источники напряженности;

- физические и социальные условия, необходимые индивиду для нормальной жизнедеятельности.

Тем не менее разговор о поведении человека в естественной сре­де вполне правомерен и оправдан с учетом приведенных замечаний.

Здесь можно выделить два взаимосвязанных аспекта - прост­ранственный и временной.

Что касается первого аспекта, т. е. пространственного, то дав­но известно, что поведение человека приобретает свою специфику в зависимости от места, где он находится или постоянно прожи­вает. Мы уже отмечали влияние климатических условии на харак­тер поведения. Известно, например, что южане в своем поведении более общительны, шумливы, разговорчивы; северяне - более сдержаны, обстоятельны, менее экспансивны.

Кроме того, на поведение человека влияет сам образ жизни, определяемый местом. Поведение горожанина значительно отли­чается от поведения селянина, более того, поведение жителя мега­полиса отличается от поведения провинциального горожанина. Не секрет, например, что жизнь в Москве очень внешне насыщен­на и интенсивна, но реальные дела здесь делаются достаточно медленно. Наоборот, в каком-нибудь городе Ч... внешне жизнь протекает гораздо медленнее, но она более насыщена в содержа­тельном плане. А секрет здесь прост - это фактор расстояния. В Москве, чтобы попасть за день в три-четыре места, нужно потра­тить весь день, а в городе Ч... - на это уйдет всего лишь час. По­этому москвич доброжелателен, покладист, обещает помощь, и на самом деле готов ее оказать, но у него реально не хватает време­ни, и реальное исполнение он откладывает, оттягивает и т. п. Жи­тель же города Ч... - более сдержан в обещаниях, что связано с его более серьезной оценкой своих возможностей, однако, обещав что-либо, он старается выполнить обещание. Так и рождаются мифы о столичных жителях и о провинциалах, хотя на самом деле их образ поведения детерминирован местом проживания.

На поведение человека оказывает влияние сама обстановка места, где он находится: лес или поле, город или село, магазин или учебное заведение, кафе или театр. И люди ведут себя соот­ветственно той роли, которую они играют, согласно ситуации. В «дачнике», старательно копающем землю, можно не узнать про­фессора университета, в «отстраненной» от покупателя продав­щице - любящую мать и т. п. Сама ситуация, место, антураж, ок­ружающие вещи определяют наше поведение. Придя в гости в од­ну квартиру, мы чувствуем раздражение, дискомфорт, тревогу: в силу этого сдержанно общаемся с хозяевами; в другой же кварти­ре мы доброжелательны, раскованны, общительны. На это могут влиять как интерьер квартиры, так и специфический запах, цвет и фактура обоев. К сожалению, эти вещи еще очень слабо изучены в современной науке, в том числе и в психологии, которая по роду своих занятий должна интересоваться такими фактами. В соци­альной экологии же, наоборот, на эти аспекты обращается перво­степенное внимание.

Р. Баркер объединяет поведение человека и среду в единую экоповеденческую систему. Для описания этой системы он вводит понятие, которое является и единицей измерения - «место поведе­ния», которое представляет собой объективную пространственно-временную ситуацию, с присущей ей определенной совокупно­стью форм поведения. Например, центральная площадь в городе представляет собой одно «место поведения» людей во время раз­личных праздников и совсем другое в будничные дни.

Аналогичным образом можно описать и временной аспект влияния естественной среды на поведение человека. Каждый ин­дивид - продукт своего времени, живет и мыслит категориями своей эпохи, дает оценки прошлому с точки зрения того, что он переживает сейчас, в данный момент, в настоящее время. Сущест­вует некоторая устойчивая тенденция, когда прошлое оценивается скептически и снисходительно, а будущее воспринимается с неко­торой опаской и одновременно с надеждой. Даже современные точные науки человек оценивает как более значимые, чем дости­жения наук в прошлом. Каждый из нас не хотел бы жить в про­шлом, но с удовольствием, если бы представилась такая возмож­ность, жил бы в будущем. Тем не менее поведение человека на протяжении жизни подчинено обстоятельствам времени. Прожив 20, 30, 50 и более лет, он по-разному реагирует на сходные ситуа­ции, что обусловлено как самим течением времени, так и опытом, который данный человек приобретает. Но это уже выходит за рамки поведения человека в естественной среде и касается про­блем поведения его в среде социальной.

Существует немало интересных теорий, в которых рассматри­ваются вопросы, касающиеся влияния среды на человека. Одной из них является «энвайроментализм». В этой теории первостепен­ное значение придается влиянию на человека природной среды, подчеркивается, что природное окружение жестко регламентиру­ет условия жизни людей. Здесь поведение человека рассматрива­ется как ориентированное на приспособление к обстоятельствам, которые формируются природной средой. Поведение человека исследуется как совокупность реакций на различные раздражите­ли. Раздражителями могут выступать рельеф местности, расти­тельность, климат, почва и т.д. Принимается во внимание, что человек всегда подвергается воздействию стихийных сил приро­ды, которые находятся вне его контроля.

Американская исследовательница Э.Ч.Семпл, разработавшая концепцию географического детерминизма, утверждает, что чело­век - продукт земной поверхности. Она выделяет четыре главных воздействия природной среды: прямые физические, экономические, социальные воздействия, которые вызывают миграцию людей.

Здесь заметно взаимовлияние концепции географического де­терминизма и бихевиористской психологии, особенно при описа­нии человеческого поведения. Географический детерминизм в этом случае выводится из бихевиористского принципа «стимул-реак­ция», а природная среда рассматривается как совокупность сти­мулов, на которые человек вынужден реагировать.

Французские ученые В. Блаш, Ж. Брюн и др. противопоставили географическому детерминизму поссибилизм. С их точки зрения, человек является активным элементом, а окружающая среда пред­ставляет собой арену для его деятельности. Они считают, что до­минирует не жесткая необходимость, а совокупность возможно­стей, которые человек выбирает и реализует.

Существует еще одна теория - географический пробабилизм, ав­тором которой является О.Спат и которая занимает промежуточ­ное место между детерминизмом и поссибилизмом. Согласно этой теории одни природные условия создают более благоприятные возможности развития человека, другие - менее благоприятные.

Поведение человека в социальной среде. Человек живет не толь­ко в природе и искусственно созданной естественной среде, но и в социуме, включающем в себя других людей и продукты культуры, созданные ими. Поэтому его поведение будет существенно разли­чаться в зависимости от принадлежности к той или иной нации, конкретной группе, тому или иному обществу; оно будет разным в быту и на производстве, в учебном заведении и на улице. Эта тема настолько многообразна и разнопланова, что здесь мы обра­тим внимание только на самые общие моменты.

Во-первых, поведение конкретного индивида детерминировано принадлежностью к нации. Недаром в науке в качестве самостоя­тельной ставится проблема национального характера. Существует масса стереотипов, т. е. схематизации и упрощений, где предпри­нимается попытка в сжатом виде описать некоторый характер и определяемую им манеру поведения. Например, англичане - люди чопорные и приверженные традициям, немцы - пунктуальны и последовательны, французы - общительны и влюбчивы, а суть русского характера очень хорошо выразил писатель С.Максимов в свое время: русский человек уповает на «авось», «небось» и «как-нибудь»! Несомненно, все это упрощения, причем иногда неоп­равданные, но тем не менее доля истины в них есть. Манера пове­дения поляка отличается от манеры поведения араба, манера по­ведения русского - от манеры поведения американца и т. п.

Во-вторых, поведение человека определяется его религиозной принадлежностью. Для мусульман характерно обостренное чув­ство мусульманской самоидентификации, доходящее до противо­поставления другим - немусульманам; индусы же, наоборот, очень терпимы; христианин склонен к нравственной оценке, этическому анализу происходящего; буддист придерживается тактики дис-танцирования и т. д.

Национальное и религиозное могут сочетаться самым причуд­ливым образом, определяя индивидуально-национальный стиль поведения, что выражается в особых взглядах, традициях, оцен­ках, запретах.

В-третьих, поведение человека во многом определяется той груп­пой, в рамках которой протекает его жизнь. Каждая группа, начи­ная с больших, например, общество, заканчивая малыми: трудовой коллектив, семья и т.п., формирует присущие ее членам взгляды, установки, ценности, которые и определяют своеобразное поведе­ние человека. Каждая группа вырабатывает свой особый кодекс поведения, свои правила. Поэтому поведение человека на произ­водстве будет несколько отличаться от его поведения в быту. На­пример, поведение репортера будет отличаться от поведения ху­дожника-реставратора. Если в первом случае требуются быстрая реакция, напористость, коммуникабельность, то во втором - усидчи­вость, аналитичность, тщательность выполнения каждого действия. В быту же, в семье они могут проявлять как различные, так и оди­наковые качества личности. Более того, поведение значительно оп­ределяется тем, какое место занимает человек в своей группе: началь­ник он или подчиненный, лидер или ведомый, человек, пользую­щийся авторитетом или занимающий низкий статус. В зависимости от своего положения он выполняет и определенную роль, что отра­жается на манере поведения - в одном случае он склонен господство­вать над другими, проявлять инициативу, манипулировать людьми, в другом - подчиняться, уступать, соглашаться, выполнять волю других. Все эти феномены давно и очень хорошо описаны в социаль­ной психологии. Особое влияние на поведение человека оказывает референтная группа, т. е. группа, на мнение и оценки которой ориен­тируется конкретный человек. Бывают ситуации, когда референтных групп несколько и действия их разноплановы, тогда поведение чело­века характеризуется непоследовательностью, противоречивостью, что отражается и на его внутреннем психологическом состоянии.

В-четвертых, поведение человека определяется его внутренней средой. Здесь выделяются два аспекта. Первый аспект связан с состоянием организма, второй - с состоянием человека как лич­ности. Хорошо известно, что если человеку плохо, если он чувст­вует себя неважно из-за недомогания, то и поведение его будет отличаться раздражительностью, апатией, неадекватностью оценок и т. п. Наоборот, хорошее физическое состояние в большей степени стимулирует работоспособность, умение адекватно реагировать на раздражители и принимать правильные решения. Еще большее значение на поведение оказывает психологическое состояние внутреннего мира. Если у человека позитивная Я-концепция, вы­сокая самооценка, если он удовлетворен собой, то и поведение его более открыто, доброжелательно, адекватно ситуации. В случае же, когда он испытывает внутриличностные конфликты, недоволен собой, защищается от окружающих, его поведение носит агрес­сивный, неадекватный, защитный характер.

Учитывая, что огромное количество людей проживает в боль­ших городах, нам представляется интересным дать описание краудинга - стресса, субъективно переживаемого человеком из-за не­хватки пространства. Один из самых активных исследователей это­го феномена Стоклз предложил следующую классификацию ситуа­ций, в которых возникает краудинг. Он выделяет две среды: первичную, в которой человек проводит значительную часть своего времени, знаком с окружением (например, аудитории, служебные, жилые помещения) и вторичную, в которой встречи с людьми вре­менны и не имеют дальнейшего продолжения, последствий (напри­мер, места отдыха, транспорт). Далее Стоклз подразделяет все взаимодействия человека со средой: на нейтральные, которые не направлены на конкретную личность и воспринимаются ею как не­преднамеренные; личностные, направленные на конкретную лич­ность. Возможны различные сочетания между типами среды и ти­пами взаимодействия и соответствующее поведение человека.

Этот перечень можно было бы значительно продолжить. Мож­но говорить о влиянии на поведение человека эстетической среды, включающей в себя восприятие прекрасного в природе, живописи, литературе, музыки и т.п., научной среды (не случайно говорят о своеобразии физиков и лириков), спортивной среды, где борьба за совершенство своего тела экстраполируется на все другие сто­роны жизни.