Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Типология субъективного отношения к природе 1 страница



Компонент отношения Объектная характеристика Субъектная характеристика Модальность отношения
Перцептивно-аффективный Перцептивный объектно-непраг­матический Перцептивный субъектно-не-прагматический Непрагматическая
Когнитивный Когнитивный объектно-непраг­матический Когнитивный субъектно-не-прагматический
Практический Практический объектно-непраг­матический Практический субъектно-не-прагматический
Поступочный Поступочный объектно-непраг­матический Поступочный субъектно-не-прагматический
Перцептивно-аффективный Перцептивный объектно-прагма­тический Перцептивный субъектно-праг-матический Прагматическая
Когнитивный Когнитивный объектно-прагма­тический Когнитивный субъектно-праг-матический
Практический Практический объектно-прагма­тический Практический субъектно-праг-матический
Поступочный Поступочный объектно-праг­матический Поступочный субъектно-праг-матический

 

По выделенным параметрам субъективного отношения к при­роде легко дать характеристику всем типам отношений. Для при­мера ограничимся описанием лишь двух типов:

- перцептивно-аффективный объектно-непрагматический тип:

при контактах с природой такой человек не преследует цель полу­чить от нее какой-либо полезный продукт, преобладает непрагма­тическая мотивация: отдохнуть на природе, подышать чистым воздухом, полюбоваться красотами и т.п.;

- поступочный субъектно-непрагматический тип: для личности с таким типом свойственно субъектное восприятие природы, ко­торое регулируется высокими этическими нормами, такими же, какими регулируются его отношения с другими людьми; мы уже отмечали, что подобное отношение было свойственно великим гуманистам, таким, как М.Ганди, Л.Толстой, А.Швейцер и др.; данного рода отношение проявляется в соответствующих поступ­ках личности, ее активности по изменению к окружающей дейст­вительности, в природоохранительной деятельности, направлен­ной как на сохранение самих природных объектов, так и (это осо­бенно хотелось бы подчеркнуть) людей, которые взаимодейству­ют с природой.

В заключение следует отметить, что здесь приводится лишь одна концепция, которая описывает своеобразие субъективного отноше­ния человека к природе, т.е. концепция, предложенная С.Д.Дерябо и В. А. Ясвиным. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, в современной отечественной экологической психологии пока еще не сформировано других подходов, которые бы задавали некую альтернативу описанным взглядам. Во-вторых, данная концепция, с одной стороны, носит достаточно общий характер, с другой -легко приложима к описанию конкретных явлений, характери­зующих своеобразие взаимодействия человека с природой, дает возможность практически анализировать и диагностировать кон­кретные отношения человека к объектам и явлениям природы.

Итак, можно сказать, что субъективное отношение человека к природе - это достаточно сложная с психологической точки зре­ния сфера взаимодействия человека с миром, где находят выраже­ние позиция личности, ее взгляды и установки, обусловленные уровнем развития экологического сознания и уровнем воспитан­ности. Задана некоторая идеальная модель такого рода отноше­ния, опираясь на которую можно организовать процесс экологи­ческого образования и воспитания подрастающего поколения, целью которого является формирование личности, наделяющей природу признаками субъектности и характеризующейся непраг­матическим типом взаимодействия, сознательно и ответственно осуществляющей не только свои действия по отношению к природе, но и совершающей поступки, несущие высокий заряд нрав­ственности и порядочности, духовности в широком смысле этого слова.

СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА ПРИРОДЫ

Анализ структуры и своеобразия отношений человека к при­роде закономерно ставит вопрос: на каком основании строится такого рода отношение? Во многом мы уже ответили на этот воп­рос в предыдущем разделе. В то же время очевидно, что наряду с отмеченными факторами, которые характеризуют преимуществен­но само отношение к природе, существует и некоторый базовый фактор, связанный со спецификой и своеобразием восприятия че­ловеком мира природы. Как человек воспринимает природу, ка­кой внутренний образ ее он у себя формирует, в какой степени наделяет ее субъектными свойствами (очеловечивает), от этого будет во многом зависеть и его конкретное отношение к ней.

Как мы уже отмечали выше, восприятие - это психический про­цесс целостного отражения предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств. В совре­менной психологии данный процесс изучен достаточно хорошо: выделены основные свойства восприятия (целостность, предмет­ность, осмысленность, константность, избирательность и др.); раскрыты механизмы зрительного, слухового, тактильного и других видов восприятия; изучен механизм влияния прошлого опыта (апперцепция) на восприятие; раскрыты закономерности формиро­вания восприятия на разных ступенях возрастного развития. В то же время общую психологию не интересуют объекты восприятия, она занимается самим процессом восприятия и его закономерно­стями. Когда же речь идет о специфике восприятия инженера, ху­дожника, актера, учителя и т.п., этим занимаются уже в рамках специальных отраслей психологии: инженерной психологии, психо­логии художественного творчества, психологии актерского мастер­ства, педагогической психологии и т.д. Отсюда понятно, что эко­логическая психология изучает не само по себе восприятие, а свое­образие восприятия природных предметов и явлений. Здесь на первый план выдвигается проблема именно субъективного вос­приятия, поскольку объективные законы восприятия примерно одни и те же и не зависят практически от своеобразия объекта.

Построение перцептивного образа природных объектов и яв­лений - это всегда субъективный процесс, опосредованный про­шлым опытом восприятия человеком подобных объектов, эмо­циями, знаниями и представлениями, мотивами и ценностями.

Первичной характеристикой субъективного восприятия явля­ются эмоции, которые испытывает человек в процессе перцепции. Разные объекты могут вызывать различные эмоции: эстетические, гностические (познавательные), этические, практические. То же самое можно сказать об определенном объекте, который у одного вызывает чувство брезгливости, например паук, а у другого - чув­ство восхищения, например у человека, изучающего или коллек­ционирующего пауков.

На эмоции накладываются знания личности, ее представления о мире природы, мышление и другие психические процессы. В си­лу этого даже на фоне одинакового эмоционального восприятия объекта характер субъективного восприятия у разных людей бу­дет разным. Один человек просто любуется, например, отдельно стоящей березой, другой при этом любуется как деревом в целом, так и отдельными его элементами: листвой, ветвями, белоснеж­ным стволом, третий - может вспомнить о своеобразии энергети­ческого обмена березы, системе питания, четвертый - стихи о бе­резе и т. д.

На структуру восприятия оказывает влияние и потребностно-мотивационный компонент личности. Например, испытывая не­посредственный интерес, можно наблюдать, как забавно переби­рает ножками, спешащий по своим делам жучок; испытывая же научный интерес, ученый наблюдает целенаправленно поведение данного насекомого или других животных. Один человек любует­ся сосной, удовлетворяя свои эстетические потребности, а другой оценивает ее ровный ствол, предвосхищая в воображении, какое из него получится бревно для постройки своей дачи, третий - во­обще не любуется, так как деревья, в том числе и эта сосна, никак не связаны с его мировосприятием и потребностями.

Особое влияние на восприятие конкретного объекта или их со­вокупности оказывают мировоззрение человека, его сознание, сис­тема ценностных ориентации. Личность, обладающая антропо­центрическим сознанием, будет воспринимать мир природы с по­зиций собственного эгоцентризма или эгоцентризма своего окру­жения. Например, многие люди, воспринимая змею (даже не ра­зобравшись какая она, несет или не несет непосредственную угро­зу в данный момент), будут испытывать отвращение, страх, жела­ние ее уничтожить. Ель, которая выросла на даче, в силу того что она красива и не мешает, воспринимается хозяином позитивно, а береза, которая растет у соседа и «затемняет» участок, будет вос­приниматься враждебно, это отношение распространяется и на со­седа, который не желает уничтожать «вредное» дерево. При эко­центрическом сознании восприятие даже отдельных объектов и явлений природы осуществляется с позиций целостного представления о мире природы, его взаимосвязях, самостоятельной ценно­сти. Мы уже неоднократно отмечали, что личность с экоцентри­ческим сознанием обладает особой этикой, которую А. Швейцер назвал этикой благоговения перед жизнью.

Все эти компоненты восприятия мира создают опыт человека, и этот опыт, закрепившись, оказывает влияние на последующие акты восприятия. При этом необходимо отметить, что черты ин­дивидуального своеобразия восприятия объектов природы в зави­симости от прошлого опыта значительно варьируются у разных людей. Например, человек, который имел негативный опыт встре­чи с гадюкой (наступил на нее, и она предприняла попытку на­пасть на него), при повторной встрече не будет любоваться ее красотой, он испытает страх, предпримет попытку убить ее. Че­ловек же с экоцентрическим сознанием в такой же ситуации хотя и испытает некоторую тревогу, но отнесется к гадюке терпимо, понимая, что первая она нападать не будет, что это ее мир и она чувствует себя в нем полноправной частью, у нее есть право на жизнь, как и у всех существ на Земле.

Итак, восприятие мира природы человеком, построение пер­цептивного образа - это сложный процесс, опосредованный лич­ностью самого воспринимающего, его эмоциями, знаниями, миро­воззрением, мотивами, ценностями. В силу этого восприятие всегда субъективно по характеру.

Обратимся теперь к анализу специфики восприятия мира при­роды человеком. Эта специфика заключается в субъектности та­кого рода восприятия. Именно субъектность и составляет один из важных аспектов, которым занимается экологическая психология. И здесь мы вновь обратимся к концепции С.Д.Дерябо и В.А.Ясвина, которые наиболее полно описали в современной науке дан­ный феномен.

Авторы отмечают, что субъектное восприятие - это воспри­ятие чего-либо в мире как субъекта. Каким образом человек наде­ляет нечто иное, например те же природные объекты, свойствами субъекта? Во-первых, это происходит, если индивид наделяет что-либо человеческими свойствами (по шкале «человеческое - не чело­веческое»); во-вторых, при восприятии объекта как равного себе (по шкале «равное - не равное»). В результате субъектными свой­ствами наделяются те объекты, которые воспринимаются как че­ловеческие (похожие на меня) и как равные. Важным аспектом субъектного восприятия является способность объекта «открыть­ся как субъект».

Разумеется, что природные объекты и явления на самом деле не являются субъектами в прямом смысле этого слова. Они могут восприниматься как субъекты только тогда, если воспринимаю­щий наделяет объекты субъектностью, другими словами, сам прив­носит ее.

Особое внимание С.Д.Дерябо и В.А.Ясвин обращают на фор­мы и способы наделения субъектностью природных объектов. Используя имеющиеся в современной психологии данные о типах представления человека о мире, они характеризуют их в рамках рассматриваемой проблемы. К таким формам наделения субъект­ностью природных объектов относятся: анимизм, антропомор­физм, персонификация, субъектификация.

Анимизм - это система представлений о мире, в основе которой лежит вера в наличие у природных объектов души, способной дей­ствовать активно и самостоятельно. Это наиболее древняя форма субъективации природы. Согласно анимистическим представле­ниям духи живут во всех природных объектах и явлениях, именно они могут вызывать разные природные явления, милуя или нака­зывая человека в зависимости от его поведения в природе.

Антропоморфизм - система представлений о мире, в основе которой лежит наделение объектов и явлений природы челове­ческими свойствами, уподобление человеку. В силу такого пред­ставления объектам приписываются чувства, мысли, действия, подобные человеку. Например, камень может «скучать», лес -«сердиться», река - «радоваться» и т.п. Другими словами, это возможно потому, что все объекты воспринимаются как люди, но в другом обличии.

Персонификация, или олицетворение - система представлений, когда тот или иной объект становится воплощением отдельных человеческих свойств, абстрактных понятий или идей. Например, древние греки Небо олицетворяли с богом Ураном, Землю - с бо­гиней Герой, отсюда гроза - это брак Неба-Урана и Земли-Геры. В последующие времена особенно ярко персонификация прояви­лась в фольклоре, где даже неодушевленные предметы могли об­ретать определенные свойства и качества человека.

Субъектификация - процесс наделения объектов природы субъ­ектными функциями, после чего они и начинают восприниматься как субъекты. В силу этого и становится возможным общение, например, с природой в целом или отдельными ее объектами. Ко­гда человек разговаривает с собакой или кошкой, он наделяет их субъектными свойствами, то же самое происходит, когда он раз­говаривает с растениями, цветами, утренней зарей и т. п.

Авторы отмечают, что субъектификация является наиболее мощным средством формирования субъектного восприятия при­родных объектов, а это, в свою очередь, является мощным средст­вом построения и системы отношений к природе, миру в целом. В качестве механизмов субъектификации выступают такие, как идентификация в форме проекции («Моя собака страдает совсем как я!»), способность природного объекта опосредовать отноше­ние человека к миру, когда он становится значимой для личности величиной («Я только своей кошке доверяю все тайны, она не вы­даст и не подведет!»), способность природного объекта откры­ваться в качестве субъекта в процессе совместной деятельности и общения (например, работник милиции с собакой это равноправ­ные партнеры, которые сдружились и понимают друг друга с по­луслова).

Таким образом, специфика восприятия человеком мира приро­ды, с одной стороны, определяется субъективными свойствами са­мого человека (построение перцептивного образа опосредовано эмоциями, знаниями, ценностями, прошлым опытом человека), с другой - способностью человека наделять субъектными свойст­вами объекты и явления природы, которые таковыми на самом деле не являются. Такого рода восприятие служит основой для по­строения и проявления отношений к природе. В свою очередь, сформировавшиеся и закрепившиеся отношения способствуют расширению сферы восприятия, насыщению ее новым (позитив­ным или негативным) содержанием.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Характеризуя в предыдущих разделах специфику и своеобразие экологической психологии, мы раскрыли суть субъективного от­ношения и субъектного восприятия человеком природных объек­тов и явлений действительности. В то же время содержание эколо­гической психологии не ограничивается только лишь проанали­зированными феноменами. Необходимо отметить, что она пыта­ется выделить некоторые интегральные характеристики, которые бы описывали особенности взаимодействия человека с миром при­роды. К таким интегральным характеристикам относится в первую очередь экологическое сознание.

Экологическое сознание в самом широком смысле этого слова представляет из себя сферу общественного и индивидуального соз­нания, связанную с отражением природы как части бытия. Форми­рование специфического восприятия мира природы и своеобраз­ного отношения к этому миру способствует с течением времени (это характерно как для общества в целом, так и для отдельного индивида) развитию экологического сознания. В свою очередь, сформировавшееся экологическое сознание оказывает существен­ное влияние как на своеобразие восприятия природных объектов и явлений, так и на специфику отношения к ним.

Проблема формирования экологического сознания особенно остро возникла в XX столетии, когда человечество стало осозна­вать пагубные последствия своей деятельности, которые привели к экологическому кризису. Проявления этого кризиса мы можем наблюдать в самых различных сферах жизнедеятельности: загряз­нение окружающей среды, исчезновение целого ряда животных и растений, нерациональное использование природных ресурсов и т.д. Тогда же и активизировались философские, экологические, психологические и другие исследования, связанные с необходимо­стью понимания взаимодействия человека с миром природы. Это привело к постановке проблемы (с разными вариантами ее раз­решения) формирования экологического сознания.

Всего лишь 30-40 лет назад исследователи обратили внимание на необходимость выделения понятия экологического сознания и выявления его структуры. Первоначально понятие экологического сознания заменялось такими понятиями, как «экологическое мыш­ление», «экологическая мудрость», «природоохранительное мыш­ление». Но достаточно быстро эти понятия были интегрированы в дефиницию «экологическое сознание». Так, в работе Р.У.Биджиевой, написанной в начале 80-х годов XX столетия, предпринима­ется попытка дать трактовку экологическому сознанию, адекват­ную тому времени. Автор понимает под экологическим сознанием комплекс экологических воззрений, оценок, теорий различных социальных групп, определяемых характером общественного про­изводства вообще и экономическим положением группы в частно­сти. В то же время реально содержание экологического сознания сводится к экологическим знаниям, хотя и подчеркивается, что яд­ро этих знаний составляют представления о природе как самораз­вивающейся системе.

Немного позже А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Г. Васильев предприняли попытку изучить специфику развития экологическо­го сознания, выступающего в качестве важного условия решения многих актуальных экологических проблем. По их мнению, эко­логическое сознание - это отражение социальных, природных и специфических социально-экологических законов функциониро­вания системы «природа-общество», которые выступают объек­том отражения этой формы сознания.

В конце XX столетия представления об экологическом созна­нии кардинально меняются. Это связано с новым пониманием места и предназначения человека в современном мире. В это время предпринимается попытка оценить экологическое сознание с точки зрения будущего (экологический оптимизм и экологический пес­симизм), с позиций утилитарно-экономического подхода (сколько это будет стоить), а также с позиций аксиологического (ценностного) подхода, выявляющего ценности, которые в определенный момент времени значимы для человечества. Кроме того, на первый план выдвигается проблема собственно психологического анали­за содержания и структуры экологического сознания.

В ряде исследований подчеркивается, что в современном обще­стве и его сознании выделяются две позиции, характеризуемые как экологический пессимизм (наиболее преобладающая позиция) и экологический оптимизм (для него характерен утилитарно-востор­женный взгляд на будущее). Наряду с этими выделяется и позиция, которая характеризует безразличие определенных групп людей к экологической проблеме (в силу занятости их своими текущими сиюминутными проблемами).

В специальных исследованиях выявляют четыре типа носите­лей экологического сознания с точки зрения решения экологиче­ских задач, связанных с поиском новых источников финансирова­ния. Соответственно выделяют четыре типа людей.

Первый тип характеризуется встревоженностью существующей экологической ситуацией, беспокойством за будущее состояние природной среды, что сопровождается готовностью платить за высокое качество среды. Второй тип отличается от первого лишь тем, что его представители платить за экологические мероприятия из собственного кармана не намерены. Третий тип ориентирован на изменение экологической ситуации к лучшему, но полагает, что за это должно платить государство. Наконец, для четвертого типа характерны низкая степень озабоченности состоянием среды и несформированность мнения по вопросу соотношения экологи­ческих и экономических приоритетов в государстве.

Если обратиться к содержанию собственно психологических проблем, связанных со спецификой и структурой экологического сознания, то здесь, действительно, можно поставить множество до­статочно сложных и содержательных вопросов. К основным из них относятся: что из себя с психологической точки зрения представ­ляет экологическое сознание, каковы его структура, типы, меха­низмы формирования?

В современной психологии под сознанием понимается высшая, интегрирующая форма психики, заключающаяся в отражении, целеполагании и конструктивно-творческом преобразовании дейст­вительности. Как в процессе отражения, так и в процессе конструк­тивно-творческого преобразования участвуют все психические процессы человека (восприятие, память, мышление, воображение), в результате чего формируется система знаний о мире, которая, в свою очередь, находит выражение в деятельности, в поведении. Все эти процессы сопровождаются многообразными отношениями че­ловека (эмоциональными, волевыми и др.), которые обеспечивают сознанию его субъективность и пристрастность. Экологическое сознание - это то же самое сознание, но имеющее свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения мира при­роды и конструктивно-творческим его преобразованием. Необхо­димо отметить, что проблема экологического сознания начала ста­виться относительно недавно, а предметом экологической психоло­гии стала буквально в последнее десятилетие.

Так, например, В.А.Скребец, характеризуя экологическое со­знание в целом, отмечает, что это высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия места и роли человека в биологическом, физиче­ском и химическом мире, а также саморегуляция данного отраже­ния. Автор отмечает, что экологическое сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, непосредственно отражаемых в аналитически создавае­мых категориях и явлениях, непосредственно фиксирующих инди­видуальный либо общественный экологический опыт, который предвосхищает экологическую практику.

Таким образом преодолеваются первоначальные попытки све­дения экологического сознания только лишь к знаниям. Автор вы­явил структурно-временной аспект взаимосвязи мышления и эмо­ций как единиц экологического сознания. При этом, что особенно важно подчеркнуть, он обращает внимание на предвосхищающе-прогностическую функцию экологического сознания.

Опираясь на такого рода представления, В.А.Скребец пред­принимает попытку выделить структурные компоненты экологи­ческого сознания и описать основные его свойства или признаки. В качестве структурных компонентов экологического сознания ис­следователь выделяет прежде всего центрированность сознания на предметах и явлениях природного мира; использование принятых нормативов экологического взаимодействия с природой, харак­терных для данного общества, конкретного поколения; сочетание чувственных и рациональных аспектов того культурно-исто­рического опыта, который усвоен определенной категорией лю­дей и конкретным индивидом. Этот опыт опосредован разреше­ниями и запретами, знаково-символическими функциями взаимо­действия с миром, принятыми в данной социальной группе.

К основным свойствам или признакам экологического созна­ния автор относит следующие:

- социальный характер экологического сознания, что обуслов­лено принятыми в данном обществе нормами, ценностями, сфор­мировавшимися традициями;

- опосредованность символами, знаками, в том числе вербаль­ными средствами восприятия человеком мира природы;

- саморефлексивность;

- внутренний диалогизм и др.

Особое внимание автор уделяет проблеме направленности и уровням саморефлексии экологического сознания, которое с этих позиций может быть имплицитным и эксплицитным. Имплицитность экологического сознания определяется скрытностью смыс­ла, неясностью того экологического содержания, которое может быть выявлено лишь опосредованно через свои связи с другими объектами или процессами. Эксплицитность экологического со­знания предполагает явный, четкий развернутый вид суждений и понятных внешнему наблюдателю экологических поступков и действий.

Необходимо отметить, что такой подход вызывает определен­ный интерес и заслуживает внимания, но не вскрывает в полной мере психолого-педагогическое содержание экологического созна­ния. Недаром в свое время известный русский поэт Ф. И. Тютчев написал прекрасное стихотворение:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

В этом стихотворении ценностно-смысловая сторона природы выражена в поэтической форме, предваряя то, что в последующем получило название биоцентрического или экоцентрического эко­логического сознания в противовес традиционному антропоцен­трическому подходу.

В этом плане нам представляется наиболее плодотворным под­ход, когда характеризуется не просто структура экологического сознания, а структура типов такого рода сознания. Это дает воз­можность дифференцированно описать экологическое сознание с учетом ценностей, которые выражают его элементы. Достаточно четко эта проблема решается в концепции уже цитированных на­ми ранее С.Д.Дерябо и В. А. Ясвина. Авторы, выделяя противо­положные типы экологического сознания (антропоцентрическое и экоцентрическое), как бы ставят вопросы: что представляет из себя высшую ценность в существующем мире; существует ли ие­рархическая картина мира; какова цель взаимодействия человека с природой и др. В результате выделяется восемь признаков ан­тропоцентрического и восемь - экоцентрического экологического сознания, которые в своем единстве описывают структуру указан­ных типов экологического сознания.

Для удобства восприятия сведем эти признаки в единую табли­цу (см. табл. 5).

Таблица 5

Структура антропоцентрического и экоцентрического экологического сознания

 

Антропоцентрическое экологическое сознание Экоцентрическое экологическое сознание
1. Высшую ценность представляет человек 1. Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы
2. Иерархическая картина мира 2. Отказ от иерархической картины мира
3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей 3. Целью взаимодействия с природой является оптимальное удовлетворе­ние как потребностей человека, так и потребностей всего природного со­общества
4. «Прагматический императив»: правильно то, что полезно человеку 4. «Экологический императив»: пра­вильно только то, что не нарушает существующее в природе экологиче­ское равновесие
5. Природа воспринимается как объ­ект человеческой деятельности 5. Природа воспринимается как рав­ноправный субъект по взаимодейст­вию с человеком
6. Этические нормы и правила не распространяются на взаимодействие с миром природы 6. Этические нормы и правила рав­ным образом распространяются как на взаимодействие людей, так и на взаимодействие с природой
7. Развитие природы мыслится как процесс, который должен быть под­чинен целям и задачам человека 7. Развитие природы мыслится как процесс взаимовыгодного единства
8. Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматиз­мом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения 8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью со­хранить природу ради нее самой и ради людей

 

Таким образом, выделенные признаки, являющиеся одновре­менно и структурными компонентами разных типов экологиче­ского сознания, дают возможность представить некоторую цело­стную описательную характеристику данным типам.

Итак, антропоцентрическое экологическое сознание - это осо­бая форма отражения природных объектов и явлений действи­тельности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которой характерно выраженное противопоставление человека и природы, где высшей ценностью является сам человек, использующий природу для удовлетворения своих потребностей и не распространяющий на взаимодействие с ней этические нормы и правила.

Впрочем, следует отметить, что ряд современных ученых, за­нимающихся проблемами социальной экологии, считают некор­ректным употребление данного термина «антропоцентрическое экологическое сознание», так как данный тип экологического сознания, по своей сути, является антиэкологическим.

Экоцентрическое экологическое сознание - это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразую­щую деятельность человека, для которого характерно наделение природы субъектными свойствами, в результате чего сама природа признается как ценность, отношения с ней строятся на принципах равноправия в силу доминирования непрагматической мотивации и распространения на мир природы этических норм и правил.