Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Типология субъективного отношения к природе 3 страница



Среди социальных экологических институтов первостепенное место, безусловно, занимает система образования и воспитания -школа и высшие учебные заведения. Именно они призваны зало­жить основы индивидуальной экологической культуры, дать эко­логические знания, воспитать любовь к природе. Без преувеличе­ния можно утверждать, что от их успеха или неудачи зависит, справятся или нет с экологической проблемой будущие поколения.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

В неспециальном виде «экологическое образование» осуществ­лялось уже в древних цивилизациях Запада и в особенности Вос­тока. Экологическая составляющая была частью общей картины мира основоположников философии - Конфуция, Лао-цзы, Де­мокрита, Аристотеля. В Новое время экологическое образование в неспециальном виде сопутствует зарождению и развитию эколо­гической науки.

Экология возникла в недрах биологии в форме знания о связи живого организма с окружающей природной средой. Представле­ние о необходимости специального изучения связей видов с их природным окружением сложилось, когда пришло понимание того, что живые организмы эволюционируют и что важнейшую, опре­деляющую роль в этом процессе играет внешняя среда. Такое по­нимание, как известно, нашло свое завершение в идее Ч.Дарвина о «борьбе за существование» в живой природе.

Более тесное соединение науки экологии и экологического просвещения и образования стало формироваться одновременно с введением в научный оборот самого термина «экология» Э.Гек-келем в 1866 г. Объектом экологического знания становятся уже не только живые организмы и их сообщества, но и биосфера в целом. Наконец, решающий сдвиг в становлении экологического образо­вания происходит вместе со становлением в 70-е годы XX в. соци­альной экологии, важнейшим приоритетом которой как раз явля­ется экологическое просвещение.

Наше российское экологическое образование имеет давние тра­диции формирования знаний о взаимоотношениях человека и при­роды. Первоначально оно складывалось на основе естествознания, которое как предмет было учреждено в школах России в конце XVIII в. Затем последовало включение естествознания в число предметов, изучаемых студентами учительской семинарии. Усилия­ми таких светил отечественного естествознания, как А. Н. Бекетов и К.А.Тимирязев, их педагогическими работами в конце XIX -начале XX в. был создан естественнонаучный фундамент экологи­ческого образования. В последующем экологическое образование и воспитание в нашей стране существенно эволюционировали.

Уже программы и указания Наркомпроса (1924 г.) ставили перед школой задачу изучения местного края и проведения работы по охране природы, по формированию у питомцев школы полезных навыков в этом государственно важном деле. В 20-30-х годах на­чалось внедрение в массовую практику форм и методов работы, активизирующих познавательную и практическую деятельность школьников по изучению и охране природного окружения, осо­бенно при изучении естествознания и во внеклассной работе. В 30-е годы природоохранительные знания были включены в учеб­ные программы по биологии и географии, многие из которых со­хранились в неизменном виде вплоть до конца 70-х годов. В по­слевоенные годы принимается ряд постановлений по охране при­роды с участием органов народного образования в улучшении работы в деле изучения природы, разумного и любовного отно­шения к ней и ее охране. В 50-60-е годы природоохранное про­свещение и воспитание молодежи быстро возрастает во всем мире, это касается и нашей страны; во всех республиках СССР прини­маются законы об охране природы; в учебном процессе усилива­ется природоохранительная тематика; в начальной школе выделя­ется самостоятельный предмет «природоведение». В 70-80-е го­ды особое внимание уделяется вопросам образования в сфере ра­ционального природопользования и охраны природы. В 1972 г. в составе Научно-исследовательского института содержания и ме­тодов обучения Академии педагогических наук СССР была соз­дана одна из первых в мире лаборатория природоохранительного просвещения. В том же году была утверждена долгосрочная ком­плексная программа исследования по охране природы стран-участниц Совета экономической взаимопомощи. Новым в эколо­гическом образовании явилась разработка программ факульта­тивных курсов по охране природы.

Новое звучание экологическое образование получает с начала 90-х годов. Построение системы экологического образования ба­зировалось на ряде методологических принципов, сформулиро­ванных еще в 80-х годах такими учеными, как С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И.Д.Зверев, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина. Исходными стали представления, что человечество связано с при­родой своим происхождением, существованием и своим будущим; человеческая история - часть истории природы; целостность при­родной среды выступает естественной основой жизни в биосфере; качество экологически здоровой окружающей среды наряду с со­циальными условиями - основа физического и духовного здоро­вья человека; труд - основа взаимодействия человека и общества с природой, фактор ее изменения; изменение природной среды не­избежно, но оно имеет пределы, поэтому цели разумной человече­ской деятельности должны всесторонне учитывать проявление законов природы и др.

Учеными были разработаны специфические принципы эколо­гического образования: принцип единства познания-пережива­ния-действия; принцип непрерывности; принцип взаимосвязи гло­бального, национального и краеведческого подхода к анализу эко­логических проблем и путей их решения; принцип междисциплинарности и др., которые наряду с широко действующими в дидак­тике составили основу экологического образования.

Первый принцип из группы «специфических» ориентирует пе­дагогов на сочетание рационального познания природы и места в ней человека с чувственно-эмоциональным воздействием на уче­ника как непосредственного общения с окружающей природной средой, так и художественно-образных средств искусства. Недо­оценка этого принципа, считает И.Д.Зверев, приводит либо к чистому интеллектуализму, либо к бездоказательной мечтатель­ности, либо к расчетливому «узкому» практицизму. Принцип не­прерывности рассматривается как организационно-педагогиче­ское условие, обеспечивающее процесс становления и развития ответственного отношения к окружающей среде школьников младшего, среднего и старшего возраста в системе классно-уроч­ных и внеклассных занятий, а также всех видов общественно по­лезного труда.

В эти годы было выявлено содержание экологического образо­вания, основными компонентами которого явились знания и цен­ностные ориентации. В качестве ядра системы экологического об­разования А. Н. Захлебный выделяет четыре взаимосвязанных компонента: познавательный - основные идеи о характере взаи­модействия природы и общества, о глобальных экологических проблемах и путях их решения и т.д.; ценностный - ценностные ориентации о многосторонней общественной и личной значимости природы; нормативный - основы нравственных и правовых норм природопользования, правила поведения в окружающей среде; деятельностный - виды и способы деятельности школьников, на­правленные на формирование познавательных и практических умений экологического характера.

В настоящее время вместе с укреплением позиций нового гума­нистического типа экологической культуры все большее значение приобретает вопрос о том, какие именно представления о биосоци­альной системе «человек-общество-природа» следует прежде все­го внедрять в экологическое образование и воспитание, а какие принципы прежней потребительской культуры должны быть объ­ектом критического пересмотра.

Факт глобального экологического кризиса требует закрепле­ния в образовании и воспитании подрастающего поколения и в просвещении населения в целом нового миропонимания, а именно замены представления системы «природа и общество» на пред­ставление об объективном существовании иной системы «приро­да-общество». Научно-техническая революция, мощное усиление технической вооруженности человека в жесткой форме выявляет его полную зависимость от ресурсов живой и неживой природы. Эта драматическая ситуация должна быть в центре внимания и учителя и обучаемых.

В наше время вся живая природа планеты вовлечена в челове­ческую деятельность, в само жизнеобеспечение человеческого об­щества. В таком положении вещей сокрыт другой важнейший при­оритет современного экологического образования, на который следует обратить особое внимание. Дело в том, что обеднение ге­нофонда, безвозвратные потери видов животных и растительного мира разрушают живую природу постепенно. И это разрушение не так очевидно, оно как бы нас и не касается. Если, скажем, по­следствия загрязнения водоемов производственными отходами совершенно наглядны, то это позволяет рассматривать данную тему уже в начальной школе. Более затруднено понимание того, что чистота природных вод, газовый состав атмосферы, перера­ботка бытовых и производственных отходов, их возвращение в систему биологического кругооборота, восстановление нарушен­ных биосферных сообществ обеспечиваются живыми организмами. Включение в образовательный процесс представления о том, что основным условием эффективности названных процессов является многообразие форм жизни, - весьма непростая, требующая высо­кого мировоззренческого уровня и педагогического мастерства, но совершенно необходимая задача современного экологического образования.

Далее, важнейшим аспектом современного экологического об­разования является научная пропаганда того, что экологические законы касаются и материальной и духовной культуры и, таким образом, влияют на социальные процессы. Охрана природы через обратную связь возвращается к нам охраной благополучия челове­ка. Придерживаясь столь однозначной формулировки, нельзя, однако, позволить себе впасть в «новый антропоцентризм» и упустить проблему гуманной заботы о природе. Необходимы ши­рокий подход к теме «человек-общество-природа» и знания не только общей экологии, но и социальной экологии, включения этого предмета в весь объем просветительского и образователь­ного процесса.

В силу жизненной важности экологической проблематики обязательным принципом методологии экологического образова­ния должен стать принцип его непрерывности. Экологическое об­разование в настоящее время принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формаль­ное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образо­вание и неформальное образование взрослого населения.

В. М. Назаренко выделяет различные модели организации эко­логического образования, характерные в настоящее время для средней общеобразовательной школы. Это включение экологиче­ской информации в традиционные предметы; изучение вопросов охраны окружающей среды в специально выделенном предмете; формирование экологических знаний в разных учебных предме­тах, а затем их интегрирование в отдельный предмет; полная ре­форма учебного процесса. Однако большинство школ в стране (98%) работают по первой модели.

В. М. Назаренко доказывает, что создание системы непрерыв­ного экологического образования требует новой парадигмы: эко­логическое образование - это не часть формального образования, а его новый смысл, его цель. Мировоззренческую основу экологи­ческого образования составляют два взаимосвязанных подхода: биоцентрический и антропоцентрический, которые позволяют сформировать представления о единстве природы и человека, о путях гармонизации их взаимодействия, о коэволюции природы и общества как единственно возможном пути развития современной цивилизации, а также о структуре личности, отвечающей требо­ваниям экологической этики.

Обратимся теперь к центральному звену экологического обра­зования и воспитания - к школе.

Ведущие специалисты школьной педагогики, на наш взгляд, с оправданным основанием полагают, что учителю, занятому эко­логическим преподаванием, постоянно нужно иметь перед собою определенную сверхзадачу: знания молодого человека - выпуск­ника школы должны соответствовать передовым достижениям науки, соединенным с экологической культурой, с ее гуманистически цельным экономическим, правовым, нравственным, эстети­ческим и практическим отношением человека к природе.

Современные представления о вариативном образовании как в начальной, так и в средней школе хорошо соотносятся с преподава­нием экологии - относительно нового предмета: оба эти обстоя­тельства требуют от самого учителя и от его ученика творческого отношения к обучению, главным результатом которого должно стать воспитание ответственности человека перед природой.

Далее, не менее важно, чтобы выпускник школы входил во взрослую трудовую жизнь, имея устойчивые ценностные установ­ки бережного отношения к живой и неживой природе, по-настоящему усваивал, что можно, а что нельзя позволять себе и при производственных и при обычных, бытовых отношениях с нею. При этом учителю экологии никак нельзя стесняться высоко­го стиля изложения своего предмета, донося до сознания ученика, что его предмет действительно реально связан не только с его личным благополучием и благополучием его близких, но и всего человечества. Эмоциональный, художественный, образный под­ход к душе человека, пусть еще и совсем юного, - непременный элемент всей системы экологического просвещения, образования и воспитания.

В системе непрерывного образования дошкольное воспитание является его первой ступенью. На этой ступени у дошкольников происходят формирование привычек гигиенического характера, выработка простейших практических навыков, осознание элемен­тарных проблем окружающей среды.

В начальных классах происходит закрепление и развитие зна­ний об окружающей природной и социальной среде, полученных школьником в семье и в дошкольных учреждениях. Преподавание ведется строго, логично, обязательны также образные формы обу­чения, обращение к искусству и художественной литературе. В этом возрасте закладываются основы экологической культуры, целост­ного представления о природе, формируется научное отношение к природной среде, сознается необходимость ее охраны, усваивают­ся нормы поведения в окружающей среде и навыки элементарных экологически грамотных действий. Каждый предмет, изучаемый в начальной школе (родной язык, рисование, музыка, трудовая под­готовка и др.), по-новому раскрывает природоведческий матери­ал, обогащает и помогает развивать навыки общения с природ­ными объектами. В среднем школьном звене главная роль в эко­логическом образовании отводится теме «Естествознание» с при­влечением задач по экологии, игр, а также некоторых видов прак­тического общения с природой. В этих классах рекомендуется развивать «экологизированные» нравственные ценности, доступ­ные подростковому возрасту. Целью воспитания детей данного возраста (11-14 лет) является формирование позитивного отно­шения к окружающей среде. Это происходит на уроках географии, биологии, литературы, физики.

В средних и старших классах при изучении интегрированных курсов «Здоровье и окружающая среда», «Биосфера и человек», «Основы экологии», «Экология человека», «Природа и культура», «Охрана окружающей среды» закрепляется и совершенствуется нравственная ориентация школьника в его отношениях с приро­дой. Здесь закладываются основы диалектического понимания единства природы и общества, а охрана природы рассматривается как часть общей культуры человека. На этом этапе формируется современное мировоззрение, строящееся на интегративных знани­ях об окружающем мире и проявляющееся в ответственном, деятельностном поведении, основанном на убежденности в необхо­димости охраны природной среды. Важна роль экологической практики.

Специалисты по школьному экологическому образованию об­ращают также внимание на планируемую последовательность преподавания учебного материала. Тематически и методически это формируется примерно и в общем виде таким образом: выяс­нение конкретного опыта общения школьника с природой; озна­комление с историей возникновения и развития экологической проблемы; формирование проблемы в современном понимании; четкое обозначение трудностей в ее решении; привитие правовых и этических норм общения человека с природой и соответствую­щая этому конкретная экологическая практика. На завершающем этапе обучения решающее значение приобретают самостоятель­ность и творческое отношение к предмету и, наконец, как уже подчеркивалось ранее, к ответственности перед природой.

Уровень современного школьного образования во многом за­висит от внедрения в постоянную практику новых оригинальных методов и приемов обучения и воспитания. Среди них можно на­звать повсеместную и непрерывную, от младших до выпускных классов компьютеризацию экологического образования. Необхо­димо и внедрение неординарных педагогических приемов, как, например, «летний экологический лагерь» или, начиная с млад­ших классов, проектных уроков, типа: «Лес - мой друг», «Город моей мечты», «Экомагазин», «Экотеатр», «Природа и искусство».

В настоящее время появилось много альтернативных средних учебных заведений дополнительного экологического образования в связи с созданием современной эколого-информационной куль­туры (фермерские школы, заочные экологические лицеи для уче­ников сельских школ и малых городов, лагеря и школы по отдельным направлениям экологического и биологического образо­вания и т.д.). В качестве примера приведем лицей эколого-информационных технологий («Ноосферная школа»). Основные принци­пы учебно-воспитательного процесса здесь исходят из понимания единства человека и всего остального мира; философским осно­ванием стала концепция всеединства, разработанная к началу на­шего века русскими мыслителями-софиологами В.Соловьевым, П.Флоренским, С.Булгаковым и др. Натурфилософским основа­нием стала научно-философская концепция биосферы и ее пере­ход в ноосферу В. Вернадского. Данная концепция была разрабо­тана группой ученых Иркутска - Ю.Абрамовым, М.Алешкевичем, А. Буровским, А. Костиным - и внедрена в инновационное учебное заведение второго дополнительного профориентационного образования (средняя школа № 24 г. Иркутска).

Цель данной образовательной программы - воспитание эколо­гической культуры, обеспечивающей прогресс общества в гар­монии человека и природы, становление гражданской зрелости и ответственности по отношению к природе, человеку, обществу, самому себе.

Задачи образовательной программы.

1. Объединить и систематизировать разрозненные знания по предметам естественного, общественно-гуманитарного цикла, рас­крывающие характер взаимоотношений и взаимодействия приро­ды и человека как в далеком историческом прошлом на современ­ном этапе и в перспективе на XXI в.

2. Провести анализ причин последствий и путей преодоления экологического кризиса.

3. Сформировать у учащихся личностное отношение к сохра­нению окружающей среды, активную жизненную позицию.

Структура образовательной программы построена по блочно-модульному принципу, что позволяет спроектировать новый учебный план с экологической доминантой.

Экологическое образование - это органичная и приоритетная часть всей системы образования, придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе, но и к обще­ству, к человеку (экогуманизм). Экологизация образования озна­чает формирование нового миропонимания и новый подход к деятельности, основанный на формировании ноосферно-гумани-тарных и экологических ценностей.

Переходя к вузовскому экологическому образованию, мы должны констатировать, что соответствующее школьное образо­вание и воспитание, их прогрессивность и современность зависят в первую очередь от постановки обучения будущего преподавате­ля школы в стенах педагогического вуза.

Об уровне такой подготовки дают определенное представление количественные данные, взятые нами из выборочных экспертных оценок специалистов в этой области. Так, при изучении готовно­сти выпускников вузов 1997 г. к экологическому образованию школьников до 30% из них показали высокую степень и знаний и методической подготовки. Оценка работы специалистов в разных общеобразовательных учреждениях выявила, что за период с 1991 по 1996 г. 27% педагогов, ведущих социальную экологию, повы­сили свою квалификационную категорию. В то же время есть данные последних лет иного, негативного, характера. Исследо­вания уровня профессиональной компетентности 1300 педагогов и абитуриентов педагогических вузов показали, что около 25% педагогов не владеют в достаточной мере техникой ретрансля­ции экологических знаний, не способны вместить содержание экологического образования в рамки общих естественнонауч­ных знаний, до 50% выпускников школы - абитуриентов педаго­гических вузов - не владеют современной экологической куль­турой, продолжают придерживаться потребительских взглядов на природную среду.

Приведенная выше статистика свидетельствует о том, что, не­смотря на многие отрицательные внешние объективные факторы и недостаточную освоенность методики экологического образо­вания, здесь наблюдаются несомненные сдвиги. Налицо постоянное расширение экологической тематики, в том числе ее социальной составляющей в высшем образовании; значимость экологического образования закреплена законодательными актами, охватываю­щими и школу и профессиональное образование.

Значительно увеличился объем научных исследований в облас­ти теории и практики экологического образования, утверждается принцип непрерывного экологического образования, разработана последовательность такого образования в школе, написаны учеб­ники для школьников и методические пособия для учителей, идет экологизация всего дошкольного и школьного образования и воспитания. В итоге, наверное, можно сказать, что экологическое образование становится важным фактором реформирования, осовременивания российского образования в целом.

Недостаточная же степень развитости экологического образо­вания в вузах, конечно, объяснима: экологическое образование, тем более в его современном варианте, по историческим меркам еще очень молодо, в сущности, оно только зарождается; многие педагогические вузы еще не имеют полнопрофильного курса по экологии, в том числе по ее социальному аспекту; во многих об­ластях экологии как предмета науки и преподавания остается больше проблем, чем их решений; отчетливо сказывается и общий социальный фон - недооценка глубины экологического кризиса в нашем обществе, охваченном кризисом другого рода.

В результате эффективность экологического преподавания в школе, главном звене экологического образования и воспитания, пока не удовлетворительна.

Что касается непосредственно внутривузовских проблем эко­логического образования, то полагаем, что многие из них доста­точно хорошо известны самим и преподавателям и студентам: не­хватка учебных пособий, далеко не полная оснащенность новейшей техникой исследований и т. д. Мы же здесь укажем лишь на некото­рые изъяны в постановке экологического образования, может быть, не столь очевидные.

Наверное, следует признать, что еще недостаточно разработа­на сама методологическая основа, необходимая для прикладных исследований по экологическому образованию студентов и кон­кретных методических разработок; система общего среднего об­разования не располагает устоявшимися принципами экологиче­ского образования; есть определенный разрыв между довольно неплохим уровнем общего школьного экологического образова­ния и уровнем развития эколого-педагогического образования; наметилось обострение противопоставления гуманитарной, есте­ственнонаучной и технической культур, в частности, в связи с этим в экологическом образовании объемно представлено естест­веннонаучное содержание, но существенно отстает гуманитарное, в том числе во многом обделена вниманием социальная экология.

Сегодня лишь на начальной стадии находится внедрение таких специальностей и дополнительных квалификаций, как педагог-спе­циалист по социальной экологии, педагог дополнительного эколо­гического образования, педагог дошкольного экологического обра­зования, менеджер экологического образования, которые не только актуальны, но и рассчитаны на будущее, что немаловажно для ву­зовского педагогического образования. Недостаточно активно внедряются учебные программы по этноэкологии, эколого-педагогической практике, экологическому краеведению - столь же и свое­временные и перспективные. В вузовской подготовке слабо осваи­ваются традиции разных народов, их экологическая культура, не налажено устойчивое взаимодействие педагогических вузов и школ.

Решение обозначенных и других сходных проблем, дальнейшее внимание к экологическому образованию могли бы способство­вать формированию его целостной научно обоснованной струк­туры. Такая структура, по мнению ведущих специалистов в дан­ной области, должна включать ряд элементов.

1. Экологическое образование студента педагогического вуза как компонент, органически присущий его общей культуре.

2. Формирование гуманистической среды вуза как условие раз­вития экологической культуры и практической готовности выпу­скника к школьному экологическому образованию и воспитанию в их современном и прогрессивном понимании.

3. Подготовка педагога-эколога для образования на профес­сионально-квалифицированном уровне.

Основываясь на этой структуре, выстраивается схема последо­вательного экологического образования в педагогическом вузе. На начальной стадии происходят личностное развитие и самораз­витие студента, усвоение им культурных и природных приорите­тов и ценностей изначально на образном и эмоциональном уров­нях. В соответствии с данной доминантой организуется обучение по всей общеэкологической программе. На второй стадии усваи­ваются необходимые образовательные и методические знания, складывается профессиональная компетентность будущего спе­циалиста. Как следствие, формируется целый ряд предметов фун­даментального экологического образования: общая экология, со­циальная экология, прикладная экология и т.д. На третьей стадии создаются условия для профессиональной идентификации студен­та, для выбора квалификации. На четвертой стадии студенты ус­ваивают мировоззренческие представления о системе «человек-общество-природа», осуществляется интеграция исследователь­ской и научно-педагогической деятельности в этой области; соз­даются ситуации, стимулирующие его творческое саморазвитие.

Важная роль в формировании экологической культуры обще­ства отводится социальным институтам. Так, Н.Н.Храменков вы­деляет четыре основных типа экологических социальных институ­тов, которые в зависимости от своих функций разделяются на практические, научные, педагогические и управленческие. Большое значение при этом придается средствам массовой информации (печать, радио, телевидение).

Стоить отметить также заключительный документ Конферен­ции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) - программу «Повестка дня для XXI века», где дана обобщенная оценка эволюции цивилизации и, что особо сущест­венно, фундаментальным образом обоснованный сделан вывод о жизненной необходимости перехода человечества к устойчиво­му развитию.

Осмысление специфики устойчивого развития начинается с ус­воения того, что в центре такого развития находится человек, ко­торый имеет неотъемлемое право на здоровую и плодотворную жизнь, что охрана окружающей среды реально должна стать важ­нейшим элементом процесса устойчивого развития, что общество перейдет к коэволюционному способу взаимодействия с природой, когда усилия коллективного разума будут направлены на то, что­бы обеспечить безопасность человечества во всех отношениях и реализовать стремление человека к личному и социальному благо­получию.

Для достижения этих целей необходимо активизировать весь потенциал культуры, произвести радикальную, гуманистическую переориентацию всей системы ее ценностей, в полной мере рас­крыть непреходящую значимость природы для человеческого су­ществования.

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В научно-педагогической литературе получили широкое распро­странение такие понятия, как «экологизация мировоззрения», «экологизация производства», «экологизация наук», «экологизация соз­нания», «экологизация мышления», «экологизация образования». Во всех случаях под экологизацией понимают процессы, связанные с оптимизацией и гармонизацией отношений между обществом и природой, и изменений, которые возникают в духовной и матери­альной жизни в условиях экологического кризиса, радикальной трансформации общественного бытия. Г.С.Смирнов определяет, например, экологизацию сознания как изменение направленности сознания, ориентацию его на более адекватное отражение состоя­ния внешней среды и соответственно ценностных установок в по­требностях и деятельности человека. С понятием «экологизация ин­дивидуального сознания» связаны также такие понятия, как «эколо­гизация мышления», «экологизация мироощущения», «экологиза­ция потребностей», «экологизация поведения» и др. Каждой исто­рической эпохе соответствует свое определенное мировоззрение.

Экологизация системы образования (Н. М. Мамедов) - это ха­рактеристика тенденции проникновения экологических идей, по­нятий, принципов, переходов в другие дисциплины, а также под­готовка экологически грамотных специалистов самого различно­го профиля. Именно в наши дни требуется экологизация вообще всей системы образования и воспитания. Финальная цель данной трансформации - проникновение современных экологических идей и ценностей во все сферы общества, его экологизация. Ибо только так, через экологизацию всей общественной жизни, можно спасти человечество от экологической катастрофы.

Наиболее полно, подробно с проведением экспериментальной работы в школе и в педагогическом вузе данная проблема - экологизации образования - нашла отражение в докторской диссер­тации В. М. Назаренко, на чем мы и остановимся более подробно.

Так, автор предлагает осуществить последовательную экологи­зацию вузовских учебных дисциплин. Этот процесс затрагивает как учебную, так и внеучебную деятельность студентов, строится на принципах целостности, единства и преемственности всех звеньев и этапов вузовского обучения, а также на установлении межпред­метных связей и интеграции учебных дисциплин.