Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Типология субъективного отношения к природе 4 страница



Информация по проблемам окружающей среды вводится в ос­новные учебные курсы с учетом специфики каждого предмета. Это возможно реализовать в курсе лекций, на семинарских, лабо­раторных занятиях, по окончании изложения темы (раздела), в конце изучения всего теоретического курса. При этом экологиче­скому содержанию должно быть четко определено место в каждом разделе. Следует также осуществлять взаимосвязь экологических, природоохранных и воспитательных аспектов изучаемого мате­риала, тщательно продумывать методику изложения материала.

Автор выявляет и разрабатывает теоретические основы экологизации химического образования, позволяющие определить содер­жание системы знаний о химических аспектах экологии в ряде учебных предметов средней и высшей школы, переориентировать содержание химического эксперимента и химических задач на экологическую проблематику, осмыслить новые функции кабинета химии в условиях экологизации школьного образования.

Химия здесь выбрана не случайно. В последнее время обнару­живается отчетливая тенденция в нашем уже довольно экологизированном общественном сознании противопоставлять экологию человека и химию. Действительно, химическое производство за свою историю нанесло немалый ущерб природной среде. Когда при наличии такого острого и актуального противоречия ставит­ся вопрос об экологизации химического образования, тогда речь идет не о механическом соединении экологии и химии, а об интегративном подходе к данной проблеме.

Нам кажется небезынтересным опыт ФРГ в решении данной проблемы.

С конца 80-х годов в ФРГ начался, а к настоящему времени уже завершился переход от природоохранительных принципов в об­разовании к экологическим, что в общих чертах совпадает с ана­логичным процессом в нашей стране. Современный подход к школьному экологическому образованию в ФРГ характеризуется следующими основными принципами: экологизация затрагивает не только все школьные программы и учебники, но и всю школь­ную жизнь, когда школа рассматривается как некое «экохозяйство», полигон для внедрения экологического знания; образова­ние приобретает не целевой, а в большей мере процессуальный характер: от формирования самостоятельности учащегося, его самоопределения по отношению к природе к приобретению соот­ветствующих конкретных навыков; экологическое образование становится составной частью общего гражданского воспитания; большое внимание уделяется экологизации прикладных школь­ных дисциплин (экономика домашнего хозяйства, техника, трудо­вое обучение); в методах обучения все большее место занимает проектное обучение.

На этих принципах организована система как школьного, так и вообще экологического образования и воспитания в Германии. Совершенно очевиден в данном случае прогресс в процессе эколо­гизации. Экологизация, в свою очередь, тесно связана с экономи­ческой жизнью общества. Система взаимоотношений человека и природы здесь строится как система «природа-общество-эконо­мика». Экономизации экологии сопутствует принцип прагматиз­ма, традиционный для западноевропейской культуры в целом. Школа является рабочим местом для учащихся, учителей, для об­служивающего персонала - хозяйством, которое расходует при­родные ресурсы, потребляет энергию и продукты питания, проду­цирует отходы и т.п. Непосредственно в учебном процессе про­слеживается отчетливая ориентация на подготовку учащихся к решению в будущем конкретных локальных задач. Не случайно, школьная экологическая модель земли Нижняя Саксония носит эффективное и выразительное название «Мыслить глобально -действовать локально».

Примечательной чертой экологического образования вФРГ,начиная со школы, является последовательное увязывание защи­ты природной среды с политической деятельностью. По этому поводу заметим, что если в Германии политизация природоохранительной деятельности обеспечивает последней дополнительный импульс, то в современной кризисной России, к сожалению, поли­тические страсти наносят экологии и экологической деятельности только ущерб.

ЛИТЕРАТУРА

Абрамов Ю.Ф., Алешкевич М.П., Буровский А.М., Костин А. К. Лицей эколого-информационных технологии. - Иркутск, 1998.

Захлебный А. Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. - М., 1991.

Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и сред­ства обучения. - М.,1993.

Ильина А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: Дис. ... канд. пед. наук. –М., 1998.

Лихачев Б. Т. Философия воспитания. - М., 1995.

Мамедов Н. М. Теоретические основы экологического образования // Эко­логическое образование и устойчивое развитие. - М., 1995.

Моисеев Н. Н. Устойчивое развитие и экологическое образование // Фило­софские аспекты социальной экологии. - М., 1996. - С. 1-12.

Назаренко В. М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: Дис.... д-ра пед. наук. - М., 1994.

Сафронов И. П. Формирование экологической культуры учителя: Дис. ... канд. философ, наук. - М., 1992.

Сластенина Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя. - М., 1984.

ПРОГРАММА КУРСА «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Социальная экология» соответствует тре­бованиям образовательных программ по специальностям «Соци­альная педагогика» и «Педагогика и психология» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образо­вания. Курс «Социальная экология» направлен на развитие у сту­дентов общей экологической культуры личности, а также на со­вершенствование профессионально-педагогической культуры буду­щих специалистов через ознакомление с основами организации и функционирования социоприродных систем, принципами взаимо­действия человека, общества и природы, закономерностями функ­ционирования и развития человека в жизненной среде, концепту­альными основами экологического образования и воспитания.

Задачи курса:

- ознакомить студентов с основами общей и социальной эко­логии, экологии человека, природопользования, экологической педагогики;

-обеспечить непрерывность и преемственность экологическо­го образования на стадиях общеобразовательной и профессио­нальной подготовки;

- повысить уровень профессиональной компетентности сту­дентов посредством установления системы межпредметных связей содержания курса с содержанием профилирующих дисциплин.

Курс рассчитан на 54 часа аудиторных занятий, из них: 36 -лекции, 18 - семинары. Учебно-исследовательская работа студен­тов включает написание рефератов, подготовку научных докла­дов, написание дипломных работ.

Итоговая форма контроля - экзамен (зачет).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Становление социальной экологии и ее предмет (4 часа).

Развитие экологических представлений людей с древнейших вре­мен до наших дней. Возникновение и развитие экологии как науки.

Возникновение социальной экологии. Ее предмет. Отношение социальной экологии к другим наукам: биологии, географии, со­циологии.

Тема 2. Социально-экологическое взаимодействие и его субъек­ты (4 часа).

Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия. Человечество как многоуровневая иерархическая система. Важнейшие характеристики человека как субъекта соци­ально-экологического взаимодействия: потребности, адаптивность, механизмы адаптации и адаптированность.

Среда человека и ее элементы как субъекты социально-эколо­гического взаимодействия. Классификации компонентов среды человека.

Социально-экологическое взаимодействие и его основные ха­рактеристики. Воздействие факторов среды на человека. Адапта­ция человека к окружающей среде и ее изменениям.

Тема 3. Взаимоотношения общества и природы в истории циви­лизации (4 часа).

Взаимоотношения природы и общества: исторический аспект. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: охотничье-собирательская культура, аграрная культура, индустриаль­ное общество, постиндустриальное общество. Их характеристика.

Перспективы развития взаимоотношений природы и общества: идеал ноосферы и концепция устойчивого развития.

Тема 4. Глобальные проблемы человечества и пути их решения (4 часа).

Рост численности населения, «демографический взрыв». Ресурс­ный кризис: земельные ресурсы (почва, минеральные ресурсы), энергетические ресурсы. Возрастание агрессивности среды: загряз­нение вод и атмосферного воздуха, рост патогенности микроор­ганизмов. Изменение генофонда: факторы мутагенеза, дрейф генов, естественный отбор.

Тема 5. Поведение человека в естественной и социальной среде (4 часа).

Поведение человека. Уровни регуляции поведения: биохимичес­кий, биофизический, информационный, психологический. Активность и реактивность как фундаментальные составляющие поведения.

Потребности как источник активности личности. Группы и ви­ды потребностей и их характеристика. Характеристика экологиче­ских потребностей человека.

Адаптация человека в естественной и социальной среде. Виды адаптации. Своеобразие поведения человека в естественной и со­циальной среде.

Поведение человека в естественной среде. Характеристика на­учных теорий влияния среды на человека.

Поведение человека в социальной среде. Организационное по­ведение. Поведение человека в критических и экстремальных си­туациях.

Тема 6. Экология жизненной среды (4 часа).

Элементы жизненной среды человека: социально-бытовая среда (городская и жилищная среды), трудовая (производственная) среда, рекреационная среда. Их характеристика. Взаимоотношения чело­века с элементами его жизненной среды.

Тема 7. Элементы экологической этики (4 часа).

Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы. Предмет экологической этики.

Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм. Субъектно-этический тип отношения к природе. Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип. Проб­лема ненасильственного взаимодействия человека, общества и при­роды в различных религиозных концепциях (джайнизм, буддизм, индуизм, даосизм, ислам, христианство).

Тема 8. Элементы экологической психологии (4 часа).

Становление и развитие экологической психологии и ее пред­мета. Характеристика психологической экологии и экологии ок­ружающей среды.

Субъективное отношение к природе и его разновидности. Ба­зовые параметры субъективного отношения к природе. Модаль­ность и интенсивность субъективного отношения к природе. Ти­пология субъективного отношения к природе.

Субъективное восприятие мира природа. Формы и способы наделения субъектностью природных объектов (анимизм, антро­поморфизм, персонификация, субъектификация).

Экологическое сознание и его структура. Структура антропо­центрического и экоцентрического экологического сознания. Проб­лема формирования экологического сознания у подрастающего поколения.

Тема 9. Элементы экологической педагогики (4 часа).

Понятие экологической культуры личности. Типы экологиче­ской культуры. Педагогические условия ее формирования.

Экологическое воспитание личности. Развитие экологическо­го образования в России. Современное содержание экологиче­ского образования. Школа как основное звено экологического образования. Структура экологического образования будущего учителя.

Экологизация образования. Характеристика экологизации об­разования за рубежом.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Становление взаимоотношений человека и природы на заре истории цивилизации (2 часа).

Освоение природы человеком.

Особенности восприятия природы первобытными людьми.

Становление экологического сознания.

Литература для подготовки к занятию

Тайлор Б.Д. Первобытная культура. - М., 1989. - С. 355-388.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М., 1994.-С. 177-283.

Тема 2. Современный экологический кризис и пути его преодо­ления (4 часа).

Экологический кризис: миф или реальность?

Предпосылки возникновения экологического кризиса.

Пути преодоления экологического кризиса.

Литература для подготовки к занятию

Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. -С. 188-202.

Атфилд Р. Этика экологической ответственности // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. - С. 203-257.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992. - С. 44-79.

Тема 3. Этический аспект взаимоотношений человека и природы (4 часа).

Что такое экологическая этика?

Основные этико-экологические доктрины взаимоотношений человека и природы: антропоцентризм и натуроцентризм.

Сущность антропоцентризма и его общая характеристика.

Сущность натуроцентризма и его общая характеристика.

Литература для подготовки к занятию

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.-С. 293-325.

Ролстон X. Существует ли экологическая этика? // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. - С. 258-288.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992. - С. 216-229.

Тема 4. Экология и этногенез (2 часа).

Сущность процесса этногенеза.

Влияние особенностей ландшафта на этногенез.

Этногенез и эволюция биосферы Земли.

Литература для подготовки к занятию

Гумилев Л. Н. Биосфера и импульсы сознания // Конец и вновь начало. - М., 1997. - С. 385-398.

Тема 5. Человек и ноосфера (2 часа).

Идея ноосферы и ее творцы.

Что такое ноосфера?

Становление ноосферы и перспективы человечества.

Литература для подготовки к занятию

Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: антология философской мысли. -М., 1993. -С. 303-311.

Тейяр де Шарден. Феномен человека. -М., 1987.-С. 133-186.

Мень А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т.-М., 1991.-Т. 1.-С. 85-104; С. 121-130.

Тема 6. Человек и космос (4 часа).

Космическая сущность человека.

Космические перспективы человека.

Литература для подготовки к занятию

Чижевский А.Л. Колыбель жизни и пульсы Вселенной // Рус­ский космизм: антология философской мысли. - М., 1993. -С.317-327.

Циолковский К. Э. Монизм Вселенной // Грезы о земле и небе. -Тула, 1986.-С. 286-288.

Казначеев В. П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен чело­века: Проблемы комплексного изучения. - Новосибирск, 1991. -С. 36-57.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Природные основы экологической культуры.

2. Технократический стиль мышления и его влияние на окру­жающую среду.

3. Влияние окружающей среды на психосоматическое развитие человека.

4. Проблема выживания в современном мире.

5. Социальные болезни как следствие социальных явлений.

6. Кризис современного детства как отражение социально-эко­логического кризиса.

7. Поведение человека в районе стихийного бедствия.

8. Проблема защиты детей (на войне, на работе, на улице).

9. Фактор среды в развитии личности.

10. Реализация принципа целостности знания в процессе фор­мирования экологической культуры личности.

11. Стихийные бедствия в сознании и поведении людей.

12. Социальная экология семьи.

13. Учение В. И. Вернадского о ноосфере.

14. Общечеловеческие ценности как оптимальная форма взаи­модействия человека с миром.

15. Проблема улучшения социальной среды человека.

16. Проблема подготовки будущего учителя к решению соци­ально-экологических задач воспитания у школьников экологиче­ской культуры.

17. Оптимизация окружающей среды.

18. Адаптация человека к условиям стихийных бедствий.

19. Феномен территориальности у человека и у животных (срав­нительная характеристика).

20. Проблема взаимодействия человека с окружающим миром (в восточных религиях, в христианстве).

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней. Возникновение и развитие экологии как науки.

2. Становление социальной экологии и ее предмета.

3. Отношение социальной экологии к другим наукам.

4. Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия.

5. Среда человека и ее элементы как субъекты социально-эко­логического взаимодействия.

6. Социально-экологическое взаимодействие и его основные характеристики.

7. Основные этапы становления взаимоотношений природы и общества.

8. Современный экологический кризис. Различные подходы к определению путей его преодоления.

9. Перспективы развития взаимоотношений природы и обще­ства. Идеал ноосферы.

10. Концепция устойчивого развития.

11. Глобальные проблемы человечества и пути их решения.

12. Поведение человека. Уровни регуляции поведения.

13. Потребности как источник активности личности. Характе­ристика экологических потребностей человека.

14. Адаптация человека к естественной и социальной среде.

15. Своеобразие поведения человека в естественной и социаль­ной среде.

16. Поведение человека в критических и экстремальных ситуа­циях.

17. Элементы жизненной среды человека и их характеристика. Взаимоотношения человека с элементами его жизненной среды.

18. Экологические аспекты этногенеза.

19. Нравственный аспект взаимоотношений человека, общест­ва и природы.

20. Природа как ценность.

21. Основные этико-экологические доктрины взаимоотношений человека и природы: антропоцентризм и натуроцентризм.

22. Ненасилие как форма отношения к природе и как нравствен­ный принцип.

23. Проблема ненасильственного взаимодействия человека, об­щества и природы в различных религиозных концепциях.

24. Предмет экологической психологии.

25. Субъективное отношение к природе и его разновидности.

26. Субъективное восприятие мира природы. Экологическое сознание.

27. Экологическая культура личности и педагогические усло­вия ее формирования.

28. Экологическое воспитание личности.

29. Содержание экологического образования.

30. Экологизация образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов Ю. Ф., Алешкевич М., Буровский А. М., Костин А. К. Лицей эколого-информационных технологии (опыт проектирования и внедрения). - Ир­кутск, 1998.

2. Агаджанян Н. А., Торшин В. И. Экология человека. Избранные лекции. -М, 1994.

3. Агаджанян Н. А. и др. Интегральная антропология и экология человека: области взаимодействия. - М., 1995.

4. Агесс П. Ключи к экологии. - Л., 1982.

5. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. - М., 1998.

6. Александрова Р. А., Смолянов А. В. Экология и мораль. - М., 1984.

7. Алексеев В. 77. Очерки экологии человека. - М., 1993.

8. Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.И., Кондратьев К.Я., Котляков В.М., Лосев К.С. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? - М., 1997.

9. Баранова В. И. Отношение к природе нравственно активной личности // Экология, культура, образование. - М., 1989. - С. 76-80.

10. Бганба-Церера В. Р. Становление экологической этики: проблемы и перспективы. - М., 1992.

11. Будыко М. И. Глобальная экология. - М., 1977.

12. Бухвалов В. А., Богданова Л. В. Введение в антропоэкологию. - М., 1995.

13. Введение в экологию / Под ред. Ю. А. Казанского. - М., 1992.

14. Владимиров В. В. Расселение и экология. - М., 1996.

15. Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира. - М., 1991.

16. Вронский В. А. Прикладная экология. - Ростов-на-Дону, 1996.

17. Гирусов Э. В. Основы социальной экологии. - М., 1998.

18. Гирусов Э. В., Широкова И. Ю. Экология и культура. - М., 1989.

19. Глазачев С. Н., Козлова О. Н. Экологическая культура. - М., 1997.

20. Голо Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии. -М., 1990.

21. Горелов А. А. Экология. -М., 1998.

22. Гусейнов А. А. Природа как ценность культуры // Экология, культура, образование. - М., 1989.-С.5-11.

23. Девятова С. В., Купцов В. И. Развитие естествознания в контексте ми­ровой истории. - М., 1998.

24. Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону, 1996.

25. Дорст Ж. До того, как умрет природа. - М., 1968.

26. Дружинин В. Ф. Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях. -М.,1996.

27. Захаров А. А. Религия и экологический кризис. - М., 1990.

28. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения. - М., 1993.

29. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. - М., 1991.

30. Иванова Т. В. Экологические ценности в общественном сознании // Во­просы психологии. - 1999. - № 3. - С. 83-88.

31. Камерилова Г. С. Экология города: урбоэкология. - М., 1997.

32. Кочергин А. Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание. - Новосибирск, 1987.

33. Красилов В. А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. -М., 1992.

34. Кууси П. Этот человеческий мир. - М., 1988.

35. Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Закат цивилизации или движение к ноо­сфере (экология с разных сторон). - М., 1997.

36. Максимова Л. В. Опыт выявления каркаса основных понятии общей антропоэкологии // Эволюционная и историческая антропоэкология. - М., 1994.-С. 77-88.

37. Мамедов Н. М. Культура, экология, образование. - М., 1996.

38. Маркович Д. Ж. Социальная экология. - М., 1991.

39. Михеев А. В., Галушин В. М., Гладков Н.А., Иноземцев А. А., Констан­тинов В. М. Охрана природы. - М., 1987.

40. Моисеев Н. Н. Устойчивое развитие и экологическое образование // Философские аспекты социальной экологии. - М., 1996. - С. 1-12.

41. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир: В 2 т. - М., 1993.

42. Лисичкин В. А., Шелепин Л. А., Боев Б. В. Закат цивилизации или дви­жение к ноосфере (экология с разных сторон). - М., 1997.

43. Лосев А. В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. - М., 1998.

44. Одум Ю. Экология: В 2 т. - М., 1996.

45. Ошмарин А. П., Ошмарина В. И. Экология. Школьный справочник. -М.; Ярославль, 1998.

46. Петров К. М. Общая экология. - М., 1999.

47. Прохоров Б. Б. Прикладная антропоэкология. - М., 1998.

48. Прохоров Б. Б. Экология человека: эволюционный аспект //Эволюци­онная и историческая антропоэкология. - М., 1994. - С. 47-65.

49. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания: В 4 кн. - М., 1994.

50. Реймерс Н. Ф. Экология: теории, законы, правила, принципы и гипоте­зы.-M., 1994.

51. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. -М., 1997.

52. Сластенина Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя. -М., 1984.

53. Соломина С. Н. Взаимодействие общества и природы. - М., 1982.

54. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволю­ции человека. - М., 1990.

55. Шилин К. И. Экософии религии и этноса. - М., 1997.

56. Штенбах Х.Э. Влияние городской среды на поведение человека. -СПб., 1997.

57. Эволюционная и историческая антропоэкология. - М., 1994.

58. Экология: Учебное пособие. - М., 1997.

59. Экология и религия. - М., 1994.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Абиотические экологические факторы - факторы неорганиче­ской природы (свет, температура, влажность, давление, физиче­ские поля - гравитационное, электромагнитное, ионизирующая и проникающая радиация и пр.)

Австралопитек - ископаемая человекообразная обезьяна, пере­двигавшаяся на двух ногах; предположительно дальний предок современного человека. Остатки а. найдены в Южной, Восточной и Центральной Африке. Возраст остатков около 3,8 млн лет.

Адаптация - приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Адаптивность - способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Адаптивная стратегия - способ адаптации человека (общества) к изменяющимся условиям существования.

Адаптивные факторы - свойства окружающей среды, к воздей­ствию которых человек вынужден приспосабливаться.

Адаптированность - приспособленность организма к конкрет­ным условиям существования, а также свойства, приобретаемые им в результате процесса адаптации его к изменениям условий среды.

Акклиматизация - приспособление растений, животных и че­ловека к жизни в новых, непривычных климатических условиях.

Активность - всеобщая характеристика живых существ, их соб­ственная динамика как источник преобразования или поддержа­ния ими жизненно значимых связей с окружающим миром.

Активность личности - деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преоб­разования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества.

Анимизм - вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой от телесной оболочки души у людей, животных, растений.

Антропоген - одно из названий четвертичного периода; дано на том основании, что в начале этого периода появился человек.

Антропогенное воздействие на природу - прямое осознанное или косвенное и неосознанное воздействие человеческой деятельности, вызывающее изменение природной среды, естественных ландшафтов.

Антропоморфизм - представление о наличии у животных психи­ческих свойств и способностей, присущих только человеку; приписывание специфических свойств человека тому, кто или что им не является, - силам природы, растениям, животным, богам.

Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Артеприрода (третья природа по Н. Ф. Реймерсу) - весь искус­ственно воссозданный мир, сотворенный человеком, не имеющий аналогов в естественной природе и без постоянного поддержания и обновления, неизбежно начинающий разрушаться.

Атмосфера - газовая, воздушная оболочка, окружающая зем­ной шар и связанная с ним силой тяжести.

Бедствие экологическое - любое изменение природной среды, ведущее к ухудшению здоровья населения или к затруднениям в ведении хозяйства.

Биогеоценоз - сложная природная система, совокупность одно­родных природных условий (атмосферы, горной породы, почвы и гидрологических условий, растительности, животного мира и ми­ра микроорганизмов), имеющая свою специфику взаимодействия слагающих ее компонентов и определенный тип обмена вещест­вом и энергией.

Биосфера - область распространения жизни на Земле. Б. охва­тывает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, верхнюю часть литосферы.

Биотические экологические факторы - это прямые или опосре­дованные воздействия со стороны других организмов, населяю­щих среду обитания человека (животных, растений, микроорга­низмов).

Биоценоз - взаимосвязанная совокупность всех живых существ, населяющих более или менее однородный участок суши или водо­ема, характеризуемая определенными отношениями между орга­низмами и приспособленностью к условиям окружающей среды.

Бихевиоризм - направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сво­дящее психику к различным формам поведения, понятого как со­вокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Болезнь - состояние организма, характеризующееся серьезным нарушением гомеостаза и развитием на этом фоне специфических приспособительных реакций (например, воспалительного процес­са), направленных на его восстановление.

Болезни урбанизации - группа заболеваний, связанных с пере­уплотнением населения и загрязнением окружающей среды.

Бронзовый век - время в истории развития человека, когда он начал изготовлять орудия из бронзы. За 6000-4000 лет до н. э. в Египте и Месопотамии в б. в. возникли древнейшие земледельче­ские цивилизации.

Буддизм - одна из трех мировых религий, возникшая в Древней Индии в VI-V вв. до н.э., в центре которой - учение о четырех благородных истинах: страдание, его причина, состояние освобо­ждения и пути к нему.