Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Требования к лекции и лектору

Виды лекций

- публичные

- академические

- проблемные

- комплексные

- открытые

 

 

Требования к лекции и лектору

· Хороший лектор должен обладать богатым словарным запасом, владеть литературным языком и развитой речью.

· Лекция представляет собой обучение и воспитание студентов, это активный познавательный процесс и, в целях повышения эффективности, лектору необходимо владеть теорией познания.

· Академическая лекция является одним из видов публичного выступления, воплощающего собой ораторское искусство, основывающегося на законах риторики. Лектор должен придерживаться законов риторики. Риторика понимается как теория красноречия.

3 золотых правила риторики

- тезис и лозунг (лектор логично и умело доказывал аудитории свои «тезисы»

- формула Цицерона (оратор (лектор) есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при изложении)

- план и эпистема (эпистема подразумевает творческий процесс подготовки лектором своей лекции и выступления).

План

1) Название темы

2) Введение

3) Разделы

4) Выводы и заключение

 

 

В отличие от техникумов и училищ , задача высшей школы в том. Что наряду с сообщением и описыванием фактов и явлений природы, в технике и обществе, необходимо давать студентам их научные объяснения и теоретические обоснования.

Чтение хороших лекций является исключительно сложным и трудным делом.

 

 

Важно и др. формы преподавания:

1) наличие квалифицированных кадров преподавания;

2) оснащение лабораторий и лабораторные занятия;

3) учебно-методический материал и др.

 

На их фоне роль лекций неоценима.

Согласно уставу университета посещать лекции обязательно и студенты должны ответственно подходить!

Иногда:

1) старые конспекты;

2) непереработанный книжный материал;

3) констатация фактов без раскрытия внутренних связей;

4) или упрощенный учебный материал – читать легче.

К лекциям определенные требования, должны соответствовать требованиям ВУЗа. В связи с этим от лекторов требуется определенная ответственность.

 

Лекции в ритме учебно-воспитательной работы в университете.

1) учеба – в сентябре;

2) индивидуальный план у преподавателя составлен;

3) график самостоятельной работы студентов готов;

4) расписание занятий.

 

Ведущая роль – лекции.

Нормально – зачеты и экзамены.

Нарушение ритма учебно-воспитательной работы

Не допущене 20-30% студентов

 

Пути:

Требовательность

Посещение занятий.

Контрольные, самостоятельные работа студентов.

 

 

Отзыв

о качестве ауд. занятия _____________________________________________

по дисциплине _____________________________________________________

содержание занятия ________________________________________________

Организация занятия ________________________________________________

Методический уровень _________________________________________

Оценка степени реализации учебных целей _____________________________

Общая оценка и предложения по улучшению качества занятия ____________

 

Сведения о выполнении основных требований к учебному занятию

 

Содержание требования Характеристика выполнения требования
Соответствие содержания занятия рабочей программе дисциплины  
Наличие УМК  
Соблюдение расписания  
Соблюдение нормативной продолжительности занятия и перерыва  
Учет посещаемости студентов    
Обеспеченность студентов методическими указаниями (по практическим и лабораторным занятиям)    
Целостность и дидактическая обоснованность последовательности изложения содержания учебного материала (систематизированность, четкость дикции, доступность, логическая стройность изложения материала, наличие вводной и заключительной частей и т.д.)    
Умение вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету, побуждение студентов к дискуссии, проявление интереса, увлеченности и творческого подхода к своему предмету    
Рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и элементов новейших * методов обучения (проблемное обучение, программированное обучение и т.п.; применение индивидуальных 'заданий, учитывающих склонности и способности студентов и обеспечивающих их интенсивную самостоятельную работу во время занятия)    
Использование современных средств » способствующих повышению эффективности обучения, в т.ч. необходимого демонстрационного оборудования и инвентаря, технических средств обучения, схем, плакатов, наглядных пособий, тиражированного в необходимом количестве материала предназначенного для выдачи студентам в ходе проведения лекционных занятий (схем, рисунков, графиков и др.)    
Ориентация студентов на использование изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности    
Демонстрация высокой эрудиции, глубоких и всесторонних знаний свого предмета и смежных дисциплин    
Отношение к студентам (проявление требовательности и заинтересованности в приобретении глубоких знаний и профессиональных навыков, объективность и справедливость в оценке знаний)    

 

Занятия посетили ________________________________ Дата ___________

Результат обсужден на заседании учебно-методического совете , протокол ____, дата ___

 

Педагогика – система знаний преподавателя, который он обладает

Психология – инструмент.

Д – деятельногоьпреподавателя, напраленнного на воспитание

Е – единство требований преподавателей.

Т – требования к будущим специалистам

К – комплексный подход к воспитанию

И – индивидуальный подход к воспитанию

 

П – профессиональная ориентация

Р – разнообразие способов и методов проведения занятий

О – опора на положительный опыт

С – систематичность требований

Я – ясность поставленной цели

Т – тактичность педагога.

 

Чтение лекции

1. основная работа по формированию взгляда на тему и план

- не готовься в воскресенье

- постановка вопроса темы – интересная

- не увязай в разговорах, не отвлекайся

- обязательный объём дополнительной информации

- правильный предварительный настрой на проработанный материал

- избегайте шаблона

- следите за словами – паразитами, за произношением

- приспособленные к себе условия

- рано вставай

- информация лучше усваивается утром

- требовательность к себе

 

Организация

1. Как отвечать на вопросы

2. Что внесено на самостоятельную работу

3. Сообщили ли студентам о литературе

4. оценка окончания лекции

5. поведение лектора на лекции ( ходит ли по аудитории, спокойно ли читает, свободно ли владеет)

6) оценка лектора по дикции

-ясность

-слышит ли студент

-дикция

-грамотность речи

-обороты

-научность

7. аргументация

8. внешний вид преподавателя

 

Активизация

Преподаватель должен понуждать студента писать лекции:

-запишите

-отметьте главную характеристику

-запомните

-пауза

-повторение

-жест, жистикулировать

 

Первые 20 минут работает, а затем шутка – экспромтом из практики.

 

Активизация студента:

-проведение КВН о дисциплине

-кроссворд

-шарады

 

О первой лекции

 

Требование педагога при первой встрече

Серьёзность лекции – есть ли желающие – свобод. лекции – оформить

Может ходить на лекции, и не ходить

Контроль есть

Как ликвидировать

-реферат –четко по теме, но по другому

-на экзамен дополнительный вопрос

Олимпиада –автомат