Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Эллинизм как понятие



Само понятие «эллинизм» было введено в историческую науку в 30-е годы XIX века крупным немецким историком И.Дройзеном. Для этого исследователя оно означало тот период истории античности, который начался вслед за походами Александра Македонского на Восток. Конец эллинистической эпохи, как считает ныне большинство исследователей, падает на 30 г. до н.э. Именно в этом году последнее крупное эллинистическое государство – Птолемеевский Египет, полностью теряет свою независимость и становится добычей агрессивной Римской державы. С точки зрения сущностного определения эллинизма, И.Дройзен считал, что под ним скрывается, прежде всего, культурное явление: «распространение греческого господства и образованности среди отживших культурных народов». Иначе говоря, с его точки зрения, это было время, когда в области культуры (в первую очередь религии) происходил процесс взаимодействия Греции и Востока.

В течение достаточно длительного времени подобный подход оставался господствующим в антиковедении, причем указанный процесс рассматривался на фоне широкого распространения и почти исключительного влияния «передовой» эллинской культуры на сравнительно «отсталое» по своей сути культурное развитие народов Древнего Востока. В последнее время, однако, в зарубежной историографии появились и противоположные мнения. Некоторые ученые считают, что образовавшиеся после походов Александра эллинистические государства по сути своей остались древневосточными и новации эллинистической эпохи ничего в них не изменили.

В отечественном антиковедении проблема сущности эллинизма также пока не получила однозначного решения. В течение многих десятилетий наибольшим признанием пользовалась концепция, согласно которой эллинизм – это закономерный этап в развитии рабовладельческой формации (А.Б. Ранович, С.И. Ковалев). В начале 50-х годов прошлого века в отечественном антиковедении утверждается концепция сущности эллинизма, предложенная К.К.Зельиным. Согласно ей, эллинизм – это конкретно-историческое явление, родившееся в результате походов Александра Македонского и характеризующееся синтезом античных и древневосточных черт в социальной, политической и культурной сферах. При этом подчеркивалось, что это сочетание происходило в конкретно-исторической обстановке, определившейся в результате греко-македонского завоевания.

В последнее время ряд исследователей подвергают эту трактовку понятия «эллинизм» оказалась небезупречной. его вполне обоснованной критике. Прежде всего – являлись ли собственно Греция и Македония, породившие сам эллинизм, частями этого мира? Дело том, что ни в их социальной и в политической структурах ничего восточного проследить не удается, а так же в культурной сфере восточные черты практически не прослеживаются. С другой стороны, на территориях эллинистического мира, располагавшихся восточнее реки Евфрат, ожидаемый с точки зрения этой концепции, процесс активного культурного синтеза начинается лишь по завершению формальных хронологических рамок периода эллинизма.

Что же касается хронологических рамок истории эллинизма, то, несмотря на ряд расхождений, большинство исследователей в целом солидарно в их определении. Это – время от походов Александра Македонского на Восток (последняя треть IV в. до н.э.) вплоть до 30 г. до н.э., когда последнее крупное эллинистическое государство – Птолемеевский Египет, полностью теряет свою независимость и становится добычей Рима.