Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Философская проблематика романа Ю. Мисима «Золотой храм». Эстетическая программа Мисима.



Роман «Золотой храм» — вершинное (по мнению многих критиков) произведение Мисимы.

В 1950. неизвестный злоумышленник сжёг одну из достопримечательностей Японии – храм Кинкакудзи – Золотой храм (ок.600 лет). М. предлагает возможный вариант этого поступка. Эстетический манифест, который раскрывает понятие красоты, вечности. Это экзистенциальная пьеса об отчуждении, исторический роман о послевоенной разрухе, дзен - буддистская притча о красоте в мире, роман-воспитание. Экзисенциолизм + философия и поэтика дзэн-буддизма + реальные события + традиции Достоевского (перифраз «Преступления и наказания»). Ещё ассоциация с «Собором парижской богоматери» - храм – действующее лицо. Колокольчик, под действием ветра – душа, единение с природой – «храм был всегда». Японская концепция красоты = природа + вечность

Гл. герой – Мидзогути (его история с 13 до 21 года). Герой – мономан (одержим одной идеей, остальное низко). Конфликт между идеалом и окружающим миром. М. пытается вытравить из себя мечту, чтобы стать счастливым (обывателем). Нет друзей. Историческая атмосфера (нищета, унижение японского народа). М. не может смириться, что реальность так далека от идеала. Красота – всегда источник спора, нет её – нет спора. Сжечь храм – избавиться от мучений. Человек должен смириться – только через страдания человек становится человеком. Конец – фраза Мисимы: «Ещё поживём» и он сделал себе харакири, ушёл из жизни на полном карьерном росте в протест на отказ возвратить Японии собственную армию. Эстетическую природу романа раскрывает эволюция образа храма. Для героя храм символизирует вечность, все мысли связаны у него с храмом. Образ храма. Как воплощение идеала становится источником трагич. столкновения внутри героя.

Его тема — убийство архитектурного шедевра как проявление высшей степени восхищения и обожания, как освобождение от роковой власти его красоты.

Предлагая свою версию происшедшего, книга оставляет впечатление документального повествования – этапы душевного пути героя вплоть до момента, когда он приходит к выводу, что гибель прекрасного делает прекрасное ещё более совершенным.

Первая встреча с Храмом: Кинкакудзи "скрывает свой прекрасный облик", тем самым как бы предупреждая юношу о своей труднодоступности и о сложности предстоящих взаимоотношений. Далее следует период постижения Прекрасного -- Мидзогути жадно впитывает красоту, это напоминает привыкание к смертельной силы наркотику.

Но гармония, слияние с ним приходит к герою романа лишь с уверенностью, что Кинкакудзи непременно погибнет под американскими бомбами. Иными словами, когда восстановится тождество Прекрасное -- Смерть ("Я нашел посредника, способного связать меня с Храмом..."). Гибель Храма для Мидзогути пока еще не отделима от его собственной смерти: "Я буквально пьянел от одной мысли, что единый пламень может уничтожить нас обоих. Общность ниспосланного на нас проклятия, общность трагической, огненной судьбы давала мне возможность жить с Храмом в одном измерении". Однако успокоение недолго тешит душу бедного заики: война окончилась, не причинив Прекрасному ни малейшего вреда. Прекрасное вновь стало недоступным.

Этому недостижимому идеалу противопоставлены женские образы романа: Уико, проститутка в красном пальто, учительница музыки и прочие подружки Касиваги. Женщина для Мидзогути - воплощение желанной и вечно ускользающей Жизни, реальности, земной тверди. И его настойчивые попытки предаться физической любви - это стремление обрести точку опоры, почву под ногами. Несовместимость высшей Красоты, вечного свидетеля и судии всех поступков, с жалкими утехами плоти, с самой жизнью - вот что сводит героя Мисимы с ума.

В финале тяжкий груз Прекрасного падает с плеч Мидзогути, он свободен, только цена свободы -- истребление души. Итак, Кинкакудзи сожжен. Ничто больше не встанет между Мидзогути и жизнью, конец раздвоенности, терзаниям и мукам.