КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ



 

Выбор, согласование и утверждение темы выпускной квалификационной работы.

Темы выпускных квалификационных работ и вопросы, разрабатываемые в них должны иметь теоретическое и практическое значение, быть актуальными, соответствовать современному состоянию науки.

Основным критерием при выборе темы выпускной квалификационной работы служит научный и практический интерес студента.

В целях усиления связи обучения с практикой кафедра рекомендует студентам разрабатывать бакалаврские работы в соответствии с тематикой, представляющей непосредственный интерес для органов власти и управления, а также хозяйствующих субъектов. Органы власти и организации могут предоставлять университету заказы на разработку студентами определенных тем в бакалаврских работах с учетом своих потребностей.

Примерный перечень тем выпускных квалификационных работ ежегодно разрабатывается выпускающей кафедрой и доводится до сведения студентов (приложение А). Студент может предложить свою тему, обосновав целесообразность ее разработки.

Выбор темы определяется научными и практическими интересами студента (в рамках профилирующих дисциплин), предполагаемого руководителя работы, проблематикой организации-базы производственной (преддипломной) практики и возможностью получения там необходимой информации. Тема выпускной квалификационной работы должна являться продолжением тем, ранее представленных студентом в рамках курсовых работ. Целесообразно увязывать тему бакалаврской работы с материалами производственной практики, профессиональной деятельностью студента – дипломника.

Для успешного выполнения выпускной квалификационной работы необходимо уже на первом этапе (выбор темы) четко сформулировать цель работы (отражающуюся в ее названии) и задачи.

После выбора темы, согласования ее с научным руководителем из числа преподавателей кафедры, студент до начала производственной (преддипломной) практики подает заявление на имя заведующего кафедрой об утверждении темы выпускной квалификационной работы (приложение Б).

Тема работы и руководитель закрепляются за студентом приказом ректора не позже чем за один месяц до начала производственной (преддипломной) практики.

Параллельно готовится приказ о направлении выпускников на практику в конкретные организации-базы производственной (преддипломной) практики.

По окончании производственной (преддипломной) практики студент и руководитель уточняют (при необходимости) тему бакалаврской работы и задание для нее. Следует иметь в виду, что тема, утвержденная приказом ректора, изменению не подлежит. Исключение могут составить лишь случаи возникновения объективных непреодолимых препятствий к ее разработке. Изменение оформляется приказом по университету на основании письменного заявления студента и представления заведующего кафедрой.

В случаях, если студент не проявил достаточной активности по выбору темы и руководителя, эти вопросы решаются по усмотрению заведующего кафедрой.


 

3 ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ
И СОДЕРЖАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ
РАБОТЫ

Структурные элементы выпускной квалификационной работы перечислены ниже в порядке их расположения и брошюровки.

1. Титульный лист (приложение В).

2. Сопроводительные документы к выпускной квалификационной работе:

2.2. Задание на выполнение выпускной квалификационной работы (приложение Г).

2.3. Отзыв научного руководителя (приложение Д).

2.4. Отзыв рецензента (приложение Е).

2.5. Если результаты исследования нашли практическое применение, то прилагается документ, подтверждающий внедрение результатов исследования в практическую деятельность (приложение Ж).

3. Содержание (приложение К).

4. Введение.

5. Основная часть работы (первая, вторая и третья главы).

6. Заключение.

7. Список использованных источников (приложение Л).

8. Приложения.

Титульный лист

Титульный лист должен содержать все необходимые индентификационные признаки, в частности, название работы, указание руководителя, данные о рецензенте работы, так как выпускные квалификационные работы подлежат обязательному рецензированию.

На титульном листе подписью руководителя, рецензента и нормоконтролера подтверждается допуск выпускной квалификационной работы к защите.

Образец оформления титульного листа приведен в приложении В.

Титульный лист учитывается в общей нумерации страниц выпускной квалификационной работы, порядковый номер на титульном листе не ставится.

Сопроводительными документами к выпускной квалификационной работе являются: 1. задание на выполнение выпускной квалификационной работы (приложение Г); 2. отзыв научного руководителя (приложение Д); 3. отзыв рецензента (необзязательно) (приложение Е); документ, подтверждающий внедрение результатов исследования в практическую деятельность (приложение Ж).

Эти документы подшиваются следом за титульным листом работы, но в общей нумерации страниц выпускной квалификационной работы они не учитываются и порядковые номера на них не ставятся.

Задание на выполнение выпускной квалификационной работы

Цель составления задания на выполнение выпускной квалификационной работы – уяснение замысла работы и поставленных в ней основных проблем. Оформление задания на работу предполагает составление под контролем научного руководителя плана будущей работы. Пример составления задания на выпускную квалификационную работу приведен в приложении Г.

Содержание

Наличие содержания (плана работы) позволяет уйти от освещения вопросов, не относящихся к теме работы, обеспечить четкость и последовательность изложения материала, избежать пробелов и повторений, рационально организовать самостоятельный труд, сэкономить время.

Содержание работы помещают после справки о внедрении (если она есть). Слово «содержание» записывают в виде заголовка симметрично тексту прописными буквами. В содержании работы указывается перечень всех глав и параграфов выпускной квалификационной работы, а также номера страниц, с которых начинается каждый из них (точно по тексту). Главы в выпускной квалификационной работе должны иметь в пределах всей работы порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами. Параграфы каждой главы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа состоит из номера главы и непосредственно номера параграфа в данной главе, отделенного от номера главы точкой.

Введение, заключение, список использованных источников включают в содержание, но не нумеруют.

Пример оформления содержания выпускной квалификационной работы приведен в приложении К.

Страницы содержания учитываются в общей нумерации страниц выпускной квалификационной работы, порядковый номер на странице не ставится.

Введение

Выполнение выпускной квалификационной работы рекомендуется начинать с написания «Введения». Естественно, в процессе исследования первичный текст «Введения» будет меняться, иногда очень существенно. Но это не отрицает необходимости на начальном этапе поставить перед собой задачи исследования, отражаемые во «Введении».

«Введение» в общем случае имеет следующую структуру:

актуальность выбранной темы,

формулировка цели и определение конкретных задач исследования (они найдут отражение в содержании работы),

выбор объекта и предмета исследования,

информационная база исследования;

структура бакалаврской работы.

Во введении следует коротко сформулировать причину возникновения проблемы и ее суть. Так, если, например, выбрана тема «Правовое регулирование оплаты труда в Российской Федерации», введение можно начать так: «Актуальность выбранной темы исследования обусловливается, во-первых, …, во-вторых, необходимостью совершенствования правового регулирования оплаты труда в Российской Федерации». Обоснование актуальности темы работы не должно быть многословным. Главное – показать, как автор оценивает своевременность и социальную значимость выбранной темы.

От доказательства актуальности следует перейти к формулировке цели исследования.

Цель выпускной квалификационной работы должна соответствовать названию темы. Цель работы формулируется кратко и точно. Например, «Цель выпускной квалификационной работы – исследование форм и методов оплаты труда в Российской Федерации, способов защиты права трудящихся на оплату труда, судебной практики по данным спорам, а также подготовка рекомендаций …». Конкретизация цели осуществляется в задачах исследования. «Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи бакалаврской работы:

- раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и структуру оплаты труда;

- охарактеризовать правовую базу оплаты труда в Российской Федерации;

- обозначить основные направления государственной политики в сфере правового регулирования оплаты труда».

Формулировки задач необходимо делать очень тщательно, так как описание их решения должно составить содержание последующих глав (параграфов) выпускной квалификационной работы.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения, одно из направлений юридической деятельности, совокупность отношений. Выделение объекта происходит на основе анализа проблемы исследования.

Предмет исследования – это та часть объекта, которая и будет исследована. Предмет должен характеризовать тему выпускной квалификационной работы и включать в себя свойства и стороны объекта, которые следует рассмотреть в заявленной теме, установив пределы рассмотрения данного вопроса.

Объект и предмет исследования можно сформулировать так: «Объект исследования – оплата труда в Российской Федерации.

Предмет исследования – нормативно-правовые акты, практика рассмотрения трудовых споров…».

После того, как сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования, следует указать информационную базу и структуру бакалаврской работы:

«Информационная база бакалаврской работы включает: труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемам оплаты труда в Российской Федерации, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы, нормативные правовые акты, судебная практика, статистические материалы.

Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержание работы изложено на 62 страницах машинописного текста и включает 2 таблицы. Библиографический список состоит из 35 источников».

Введение не должно превышать 2-3 страницы компьютерного набора.

Страницы введения учитываются в общей нумерации страниц работы, номер страницы проставляется.

Основная часть выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа может содержать не более 3 глав, каждая из которых может делиться на 2-3 параграфа. В каждой главе, параграфе основной части необходимо стремиться раскрыть один крупный конкретный вопрос. Все главы исследования должны быть логически связаны между собой.

В основной части работы логически последовательно раскрываются поставленные вопросы. Причем любой вопрос, как и работа в целом, должен состоять из введения, основной части и заключения (выводов). Основная часть работы должна составлять не менее 80% ее полного объема.

В основной части работы излагается суть исследования (анализ изучаемого объекта), показывается понимание сущности избранной темы, знание используемых источников, умение сопоставлять различные точки зрения. Важно не механическое их сопоставление или бездоказательная критика отдельных авторов, а стремление к тому, чтобы отстаиваемые или разделяемые студентом суждения были подкреплены теоретическими положениями, фактами и конкретными примерами.

Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его мысли следует приводить цитаты, только при этом условии критика может быть объективной. В качестве довода, подтверждающего ту или иную мысль, могут приводиться выводы, полученные специалистами по данной проблеме. В этих случаях допускается передача чужого мнения в форме свободного изложения, либо цитирование специальных мест из опубликованных работ с обязательной ссылкой на источники.

Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение положений, рекомендаций, содержащихся в действующих нормативных правовых актах, инструктивных материалах и работах различных авторов. Если по тому или иному вопросу в литературе встречаются различные точки зре­ния, то необходимо каждую из них подвергнуть критическому анализу на основе имеющихся фактических данных, почерпнутых из источников или юридической практики.

Только после этого следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в любом случае соответствующие аргументы. Обоснование (мотивировка) должно быть построено в полном соответствии с законами диалектической логики, применением сравнительного и сис­темного анализа.

При этом студент должен не ограничиваться констатацией фактов, а выявлять проблемы, недостатки, причины их обусловившие, намечать пути их возможного разрешения, обосновывать предложения на основе анализа исследуемой проблемы, отечественного и зарубежного опыта.

В выпускной квалификационной работе должна быть выдержана логическая связь между главами, последовательное развитие темы и доказательность.

Анализ вопросов темы, изложение должны проводиться в определенных рамках. Во-первых, нужно уточнить категориальный аппарат, на который следует опереться при анализе, четко и конкретно изложить предмет исследования, дать формулировку того или иного постулата в виде развернутого определения. Например, при анализе места и роли Конституции Российской Федерации среди источников права нужно дать понятие источника права, опираясь на концептуальные подходы, выработанные отечественной общей теорией права. Во-вторых, раскрыть содержание вопроса, показать роль изучаемого явления, его связь в системе теоретических положений и категорий. В-третьих, весьма ценным в работе является подкрепление теоретических положений и выводов фактами практической деятельности, примерами из судебной практики, цифровыми статистическими данными. В-четвертых, в работе обязательно должны присутствовать элементы полемики, без которых невозможно развивать новые взгляды.

Глава 1 должна носить общетеоретический характер и характеризовать объект исследования, в ней раскрывается история проблемы, её правовое регулирование, анализируется предшествующее законодательство, характеризуются основные понятия и категории. Глава 2 должна носить аналитический характер, в ней анализируется предмет исследования, выявляются его основные характеристики. Содержание данной главы должно представлять собой сочетание теоретического освещения вопросов темы с анализом нормативных правовых актов и юридической практики. Глава 3 должна содержать практические моменты и выводы, предложения и рекомендации.

В зависимости от темы выпускной квалификационной работы в ней может быть дан анализ особенностей правовых отношений, являющихся предметом исследования, особенностей правового статуса субъекта (например, особенности правового статуса сельскохозяйственной организации), указаны проблемы субъектов права, в сфере правового регулирования описываемых отношений.

При написании и выявлении проблем правового регулирования по теме исследования следует учитывать следующие важнейшие факторы:

1. Наличие коллизий содержания нормативных правовых актов. Студент должен показать умение применять важнейшие правила их разрешения (по юридической силе, по времени принятия, определять соотношение общего законодательства и специального).

2. Акты высших судебных органов в настоящее время не только имеют нормативный характер, но и применяются преимущественно перед нормативными актами, в том числе и международыми. На VII Всероссийском съезде судей Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ А.А. Иванов прямо отметил: «необходимо признать судебными прецедентами решения судов высших инстанций». Мнение о нормативном характере актов высших судебных органов соответствует содержанию правовых актов о статусе юрисдикционных органов. Так, например, согласно части 2 статьи 13 федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», по вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации. Поэтому студент должен использовать в работе Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.

Анализируя опубликованные материалы судебной практики, необходимо проследить, насколько последовательно и единообразно разрешаются те или иные вопросы, какое логическое обоснование дается определенному варианту решения, выявить имеющиеся противоречия между нормативным правовым актом и судебной практикой, определить, чем они обусловлены. В свете сказанного важно отобрать характерные примеры для использования их в качестве иллюстрации.

Примеры судебной практики можно частично (не полностью) приводить в тексте работы, делая после них соответствующие выводы. Кроме того можно несколько примеров судебной практики, относящейся к теме ВКР поместить в приложения, обязательно указав на них в тексте работы.

На основе анализа исследуемой проблемы студент должен представить предложения по изменению действующих нормативных правовых актов федерального, регионального или локального уровня; проекты новых нормативных правовых актов; предложить оригинальное решение проблемы или ее части; привести дополнительные аргументы в пользу или против определенного мнения; выработать рекомендации по совершенствованию деятельности соответст­вующих органов и проч.

Текст работы излагается самостоятельно (не допускается дословное переписывание использованной литературы), последовательно, грамотно и аккуратно, при написании работы необходимо употреблять термины, свойственные правовой науке, избегать непривычных или двусмысленных понятий и категорий, сложных грамматических оборотов. Студент должен показать не только знание материала, но и умение разбираться в нем, творчески использовать основные положения источников. Материал, используемый из других источников, должен быть переработан, органически увязан с избранной студентом темой и изложен своими словами с приведением ссылок на источники информации

Содержание бакалаврской работы должно демонстрировать:

знакомство автора с учебной и научной литературой по теме выпускной квалификационной работы;

знание нормативных правовых актов, судебной практики по изучаемой проблеме;

умение обобщать материал литературных источников, анализировать нормативные правовые акты, выявлять особенности правового регулирования отношений, являющихся предметом исследования, выделить проблему и определить пути ее решения, последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов, делать самостоятельные выводы;

владение юридическим понятийным и терминологическим аппаратом.

В тексте бакалаврской работы следует избегать использования личных местоимений, заменяя их безличными формами (вместо «я считаю» - «автор считает», «мы полагаем»).

Рекомендуется использование вводных и соединительных слов – таким образом, из этого следует, в связи и т.д. – для подчеркивания причинно-следственных связей и выражения личного отношения к излагаемому материалу.

Все страницы основной части выпускной квалификационной работы участвуют в общей нумерации страниц, номера страниц проставляются.

Заключение

«Заключение» выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, содержит изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится «выводное» знание, полученное в результате исследования. Указывается вытекающая из конечных результатов теоретическая и практическая ценность, значимость. Заключительная часть предполагает обобщенную итоговую оценку проделанной работы.

В «Заключении» находят отражение основные положения и выводы, содержащиеся во всех главах работы. Основная мысль каждого параграфа (главы) выносится в заключение и логически увязывается с предыдущими и последующими выводами, т.е. в заключении отражаются степень решения поставленных задач. Пишутся они тезисно (по пунктам).

Объем заключения – 3-4 страницы.

Нумерация страниц, на которых приводится текст заключения, должна продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Список использованных источников

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. При этом в список использованных источников включаются, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются библиографические ссылки, но и те, которые студент изучил при исследовании темы работы. Использованные источники должны содержать их полное описание по требованиям стандартов.

Порядок оформления списка использованных источников представлен в приложении Л.

Нумерация страниц, на которых приводится текст списка использованных источников, должна продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Приложения

В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст.

К вспомогательному материалу относятся таблицы цифровых данных, инструкции, методики, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы документов, выдержки из локальных нормативных актов и др.

Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Объем бакалаврской работы должен составлять – 60 - 70 страниц компьютерного набора (без приложений).


4 ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ И ПОРЯДОК
ВЫПОЛНЕНИЯ И ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Студент совместно с научным руководителем:

уточняет круг вопросов, подлежащих изучению;

составляет план исследования и календарный план работы на весь период дипломирования с указанием очередности выполнения отдельных этапов.

Далее студент:

систематически работает над литературой;

занимается сбором и анализом нормативных правовых актов, судебной практики, первичного статистического материала по рассматриваемой проблеме;

постоянно держит связь с научным руководителем;

докладывает о ходе выполнения работы и получает необходимые консультации;

по мере написания работы представляет её научному руководителю, исправляет и дополняет работу в соответствии с полученными замечаниями;

в установленные сроки отчитывается перед научным руководителем о готовности работы, в необходимых случаях – перед кафедрой.

Для работы студентов выпускающей кафедрой разрабатывается общий график подготовки бакалаврских работ. Он утверждается заведующим кафедрой и, как правило, вывешивается на стенде кафедры.

Рекомендуется следующая последовательность этапов выполнения работы и сроки их выполнения:

выбор темы работы, её утверждение – за месяц до начала производственной (преддипломной) практики;

заполнение научным руководителем постановочной части задания на ВКР – не позднее пяти дней после начала производственной (преддипломной) практики;

написание работы и представление её руководителю не позднее, чем за 3 недели до дня защиты, доработка по замечаниям руководителя;

написание введения и заключения, подготовка списка использованных источников, приложений, представление работы научному руководителю не позднее, чем за две с половиной недели до дня защиты;

прохождение нормоконтроля, исправление замечаний по оформлению работы;

представление научному руководителю работы в оформленном виде не позднее, чем за одну неделю до предполагаемого срока её защиты;

подготовка к защите выпускной квалификационной работы.

В процессе выполнения бакалаврских работ кафедрой создаются благоприятные условия для самостоятельной работы студентов.

Студентам-выпускникам необходимы:

руководство и консультации;

систематический контроль за работой;

предоставление оборудованных рабочих мест на объекте практики и в университете.

Непосредственное и систематическое руководство работой выпускника возлагается на научного руководителя, который:

помогает студенту с выбором темы и разработкой плана работы;

выдает задание на выполнение выпускной квалификационной работы;

оказывает студенту помощь в разработке календарного графика на весь период выполнения выпускной квалификационной работы;

рекомендует студенту необходимую литературу, нормативные правовые акты по теме;

проводит консультации в соответствии с утвержденным графиком;

систематически контролирует ход работы и информирует кафедру о состоянии дел;

дает подробный отзыв на законченную работу.

Проверяя работу, научный руководитель не должен превращаться в корректо­ра или редактора, хотя замечания в этой части он тоже высказывает. Науч­ный руководитель выявляет полноту, глубину и всесторонность рассмотре­ния поставленных в плане вопросов, последовательность изложения материала, достаточность использования литературы, аргу­ментированность выводов, степень их обоснованности и самостоятельно­сти. В случае обнаружения плагиата, ошибочных решений и научных по­ложений по тем или иным вопросам, неполноты или поверхностности ис­следования, противоречивости, излишнего отклонения от темы и других недостатков руководитель предлагает выпускнику устранить их, рекомен­дует пути и сроки их устранения.

Научный руководитель помогает выпускнику на всех этапах его ра­боты, но эта помощь не должна выливаться в соавторство. Отношения ру­ководителя со студентом строятся на основе научного сотрудничества мо­лодого исследователя и опытного старшего коллеги, исполняющего настав­нические функции.

Выпускная квалификационная работа выполняется на основе глубокого изучения учебных и научных источников. Подбор и изучение литературы для выполнения выпускной квалификационной работы является одним из важных этапов работы студента. Литература по теме выпускной квалификационной работы может быть подобрана студентом при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек. Для этих целей могут быть использованы каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, периодически выпускаемые отдельными издательствами.

Сбор материалов для выпускной квалификационной работы - сложный творческий про­цесс. Залог его успешного осуществления - кропотливый и настойчивый труд.

Для выполнения выпускной квалификационной работы студенту рекомендуется использовать следующие документы: международные договора, акты международных организаций, законы Российской Федерации; законы субъектов Российской Федерации; указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; акты федеральных органов исполнительной власти; акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; инструктивные и методические материалы министерств и ведомств, материалы, представленные на официальных сайтах федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, а также локальные акты.

При выполнении выпускной квалификационной работы целесообразно использовать монографии, авторефераты диссертаций, учебники, учебные пособия, справочники, статьи, публикуемые в периодической печати, сборниках научных трудов.

Порядок работы над выявленными нормативными правовыми актами и литературой оп­ределяется их значением для раскрытия темы.

Знакомство со специальной литературой лучше начинать с монографий, затем переходить к более мелким работам и статьям в газетах, журналах. Однако это не универсальный рецепт. Все зависит от характера темы и наличия по ней литературы. Во всех случаях работу над литературными источниками следует начинать с изучения учебников, учебных пособий, Наряду с указанными литературными источниками, как уже было указано, могут быть использованы авторефераты диссертаций, сборники научных трудов, сборники статей и материалы научных конференций юридических вузов страны. Для успешного написания выпускной квалификационной работы необходимо использовать следующие периодические издания: Бюллетень Верховного Суда РФ, Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, Вестник Конституционного Суда РФ, Государство и право, Законность, Московский журнал международного права, Право и экономика, Российская юстиция, Хозяйство и право (с приложением), Вопросы гражданского права, Предпринимательское право и др.

Проработка источников сопровождается выписками, конспектированием.

Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитат. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в выпускной квалификационной работе. После каждой цитаты, заимствованного высказывания должна приводиться ссылка на автора и источник. Поэтому при выписке цитат и конспектирования следует сразу же делать ссылки: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы.

По мере знакомства с первоисточниками и специальной литературой по определенной теме вырисовываются вопросы, составляющие ее содер­жание. На этой основе студенту следует самостоятельно составить пер­воначальный вариант плана и иметь его уже на библиографической стадии выполнения работы, В этом случае, делая выписки из прочитанного, он од­новременно группирует собранный материал и может вовремя заметить, чего ему недостает.

План согласовывается с научным руководителем.

В процессе работы с нормативными правовыми актами студенты должны найти необходимый документ, определить его значимость и рамки действия во времени, оперировать основными понятиями, содержащимися в документе. Нормативные правовые акты можно найти в официальных источниках: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета», на официальных сайтах и серверах органов государственной власти, а также посредством использования Информационных Правовых Систем (ИПС) «Гарант», «КонсультантПлюс» и др.

При выполнении выпускной квалификационной работы студентам следует обратить внимание на следующее:

1. Необходимо использовать нормативные правовые акты, действующие в момент написания работы, а не утратившие свою юридическую силу (за исключением сравнительного анализа с действующим законодательством).

2. В работе не нужно приводить текст нормативного правового акта (правовой нормы), следует делать только ссылку на пункт, статью акта, например, в соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [2].

3. При перечислении нормативных правовых актов, регулирующих те или иные отношения, в тексте работы их следует располагать в порядке убывания юридической силы.

Важным этапом подготовки выпускной квалификационной работы является также сбор материалов юридической практики. Под юридической практикой следует пони­мать разнообразную деятельность органов различных ветвей власти, учре­ждений, организаций, предприятий, должностных лиц и граждан в процессе осуществления правоприменительных, социально-культурных, управленче­ских и иных задач.

Вид и характер юридической практики зависит от темы выпускной квалификационной работы, т.е. от предмета исследования и тех вопросов, которые составляют ее содержание. Без изучения материалов юридической практики невозмож­но осветить процессы и явления реальной жизни, и, следовательно, написать качественную выпускную квалификационную работу. Только изучение ма­териалов юридической практики позволяет более глубоко вникнуть в суть темы, уточнить, изменить или дополнить составляемый предварительно план работы. Анализ этих материалов способствует познанию реальных процессов социальной и правовой действительности, уяснению их законо­мерности, установлению факторов и обстоятельств, которые эти процессы обуславливают.

Сбор материалов юридической практики может быть осуществлен путем соответствующих выписок из документов, гражданских, арбитражных и других дел, статистической отчетности и иных источников.

При изучении опубликованных материалов юридической практики должны быть исследованы две группы источников:

1. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Решений Конституционного Суда Российской Федерации, нотариальных и иных го­сударственных органов. Эти документы являются итогом обобщений прак­тики применения законодательства по различным вопросам и разъясняют нижестоящим органам порядок и условия применения закона. К той же ка­тегории источников относятся приказы, инструкции органов прокуратуры, МВД, министерств, ведомств, решения и постановления органов местного самоуправления.

2. Конкретные материалы судебной, нотариальной и иной юридиче­ской практики, рассмотренные высшими судебными и иными государствен­ными органами. Они публикуются в специальных изданиях, указанных выше.

Изучая опубликованные материалы юридической практики, необхо­димо проследить, насколько последовательно и единообразно разрешаются те или иные вопросы органами исполнительной, законодательной и судеб­ной властей, какое логическое обоснование дается определенному варианту решения, наконец, выявить имеющиеся противоречия в разрешении анало­гичных вопросов и определить, чем они обусловлены. При этом следует ус­тановить наиболее распространенные и типичные случаи, когда субъекты, применяющие законы, выносят различные решения по однотипным вопросам. В свете сказанного важно отобрать характерные примеры для использования их в качестве иллюстраций.

На основе изучения опубликованных материалов необходимо про­анализировать местную юридическую практику по аналогичным вопросам, обратив особое внимание на ее соответствие законодательным актам, прак­тике вышестоящих органов, установить имеющиеся расхождения, ошибки, вскрыть причины нарушении законности, определить эффективность пра­вовых норм, регулирующих определенные сферы жизни. Студенту сле­дует ознакомиться с архивными материалами, су­дебными делами, статистической и иной отчетностью, различными доку­ментами, справками, докладами, а затем провести обобщение полученных из различных источников сведений, составив соответствующие таблицы, диаграммы, графики и т.п. Важнейшее значение имеет также использование данных конкретно-социологических исследований деятельности право­применительных органов.

Приводимые для иллюстрации тех или иных положений примеры юридической практики должны быть краткими и, по возможности, содержать описание лишь тех обстоятельств, которые имеют значение для подкрепления или опроверже­ния развиваемых в работе идей.

 

 

5 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ