Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема 1.1. Речевое взаимодействие в межличностных и общественных отношениях



РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Программа дисциплины федерального компонента для студентов, обучающихся по специальности 080507.65 «Менеджмент организации»

Москва - 2009

 

Программа утверждена и рекомендована

Экспертно-методическим советом РГУФКСиТ

Протокол №_____от «____» _____________2009 г.

 

 

Составители: Волкова Марина Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии и спортивной журналистики РГУФКСиТ.

 

Гордиенко Вера Евгеньевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии и спортивной журналистики РГУФКСиТ.

 

 

Рецензент: Комова Елена Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков РГУФКСиТ.

 

Программа дисциплины федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения для специальности 080507.65 «Менеджмент организации».

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

ЦЕЛЬ КУРСА

 

Данный курс преследует цель помочь будущим менеджерам – управленцам в сфере физической культуры и спорта в овладении культурой речи как важнейшим средством обучения, развития, важнейшим инструментом будущей профессиональной деятельности, то есть сформировать коммуникативную компетенцию выпускника вуза физической культуры; помочь осознать, что речевая культура - это не только соблюдение нормативных аспектов, но и умение дифференцировать речевые ситуации, осуществлять отбор языковых средств, коммуникативных стратегий, этикетных формул речи. Менеджмент – особая область профессиональной коммуникации, где специалист должен прежде всего обладать базовыми знаниями основ теории и практики коммуникации: от теоретических основ коммуникативистики, законов речевого общения, принципов профессиональной этики до практических моделей основных жанров речи, обслуживающих профессионально- ориентированную коммуникацию.

 

ЗАДАЧИ КУРСА

 

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

- познакомить студентов с основами знаний о языке, речи и общении; с разновидностями национального русского языка, с основными признаками литературного языка;

- разъяснить роль и значение культуры речи в профессиональной деятельности будущего менеджера;

- познакомить с качествами хорошей речи (правильность, чистота, точность, уместность и др.) и добиться соблюдения основных норм современного русского литературного языка;

- выработать внимание к нарушению норм современного русского литературного языка, стремление избавиться от речевых ошибок;

- сформировать навыки эффективного ведения деловых переговоров.

Одна из основных задач курса заключается также в формировании у студентов следующих навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества – для успешной коммуникации в самых различных сферах:

- продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

- участие в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.

Этими навыками менеджер - носитель современного русского языка - должен свободно владеть как в устной, так и в письменной формах. Они охватывают не только собственно принципы построения монологического и диалогического текста, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням: фонетическому, лексическому, грамматическому.

 

МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

 

Выработка навыков правильной устной и письменной речи – одна из важнейших задач и одновременно один из способов формирования интеллекта и культуры управления, взаимодействия с другими членами общества. В настоящее время к числу наиболее актуальных проблем высшего профессионального образования относится повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у специалистов практически любого профиля, формирование умения пользования речью как средством общения и передачи информации, то есть подготовка коммуникативно грамотного выпускника вуза. Этим обусловлено введение курса «Русский язык и культура речи» в профессиональную подготовку будущих менеджеров. Знания по культуре речи помогут студентам правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка в различных ситуациях профессиональной деятельности и в повседневном общении, будут способствовать развитию познавательной и речевой активности студентов.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

 

В результате изучения курса студент должен знать

- что такое национальный русский язык;

- в каких формах он существует;

- чем письменная речь отличается от устной;

- что представляют собой функциональные стили;

- почему в языке существуют фонетические, грамматические, лексические варианты, в чем заключается их различие;

овладеть

- нормами современного русского литературного языка;

усвоить и развить

- навыки отбора и употребления языковых средств в процессе общения;

уметь

- организовать конструктивный диалог, корректно используя речевые средства

воздействия на партнера;

- быстро принимать решения, сохраняя и инициативу, и возможность компромисса.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Язык. Речь. Общение

Тема 1.1. Речевое взаимодействие в межличностных и общественных отношениях

Речевое общение – отличительный признак человеческого общения. Соотношение понятий «язык» и «речь». Речевое взаимодействие и речевая ситуация. Основные единицы речевого общения. Эффективность речевого взаимодействия. Этикет речевого общения.