Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема 5.2. Пунктуация



Знаки препинания. Знаки препинания в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Интонационное и соединительное тире. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, обособленными членами, уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения. Знаки препинания в сложном предложении, при прямой речи. Сочетание знаков препинания.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Культура речи как наука и учебный предмет.

2. Роль культуры речи в профессиональной деятельности будущего специалиста в области физической культуры и спорта.

3. Важнейшие разновидности национального языка, важнейшие признаки литературного языка.

4. Диалектический характер языковой нормы.

5. Коммуникативные качества речи.

6. Орфоэпическая норма современного русского литературного языка.

7. Грамматическая норма современного русского литературного языка.

8. Лексическая норма современного русского литературного языка.

9. Риторика как наука и учебный предмет.

10. Античные риторики.

11. Логика в ораторской речи.

12. Культура речи оратора.

13. Оратор и аудитория.

14. Речевое взаимодействие и речевая ситуация.

15. Основные единицы речевого общения.

16. Эффективность речевого взаимодействия.

17. Этикет речевого взаимодействия.

 

Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе, которая предполагает овладение нормами современного русского литературного языка, развитие навыков отбора и употребления языковых средств в процессе общения, целенаправленное наблюдение за речью окружающих людей и собственной, ведение «Личного словаря языковых трудностей», работу со словарями и справочниками.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ

 

1. Городское просторечие.

2. Как возникли жаргоны.

3. Особенности молодежного жаргона.

4. Жаргонная лексика в художественной литературе.

5. Классификация словарей. Основные лексикографические термины.

6. Академические словари русского языка и их составители.

7. Роль культуры речи в профессиональной деятельности специалиста в области физической культуры и спорта.

8. Речевая деятельность и ее виды.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

ПО ВСЕМУ КУРСУ

 

1. Какова основная функция речевого общения?

2. Что такое речь? Как соотносятся язык и речь?

3. Какова структура речевого взаимодействия?

4. Назовите основные единицы речевого общения.

5. Охарактеризуйте текст как основную единицу речевого общения.

6. Что такое речевая ситуация и каково её влияние на речевое общение?

7. Охарактеризуйте речевое событие как интегральный компонент речевого общения.

8. От чего зависит эффективность общения.

9. Назовите основные принципы организации речевого взаимодействия и раскройте их содержание.

10. Каковы факторы, определяющие формирование речевого этикета?

11. Назовите типичные ситуации речевого этикета, соответствующие им формулы общения.

12. В каком случае употребляются формы общения на «ты», а в каком – на «Вы»?

13. Расскажите о важнейших разновидностях национального русского языка.

14. Расскажите об основных признаках литературного языка.

15. Что такое языковая норма? В чем проявляется диалектический характер нормы?

16. Назовите и охарактеризуйте функциональные стили (разновидности) современного русского литературного языка.

17. Расскажите о коммуникативных качествах речи (какими качествами должна обладать наша речь).

18. Дайте определение орфоэпической нормы. Что такое акцентологический вариант?

19. Какие варианты падежных окончаний имен существительных есть в русском языке?

20. Расскажите об особенностях употребления имен прилагательных в речи.

21. Расскажите об употреблении имен числительных в речи, о нормах сочетания собирательных числительных с именами существительными.

22. Расскажите об употреблении местоимений в речи.

23. Каковы основные нормы употребления форм глагола в речи? Перечислите наиболее типичные ошибки.

24. Какие речевые ошибки могут возникнуть в строе простого предложения?

25. Расскажите о нормах согласования сказуемого с подлежащим.

26. Расскажите о нормах согласования определения с определяемым словом.

27. Расскажите о нормах употребления причастных и деепричастных оборотов.

28. Расскажите об употреблении паронимов в речи.

29. Что называется лексической сочетаемостью слов? Приведите примеры.

30. В чем заключается избыточность речи?

31. Расскажите о пассивной лексике современного русского литературного языка.

32. Расскажите об употреблении в речи слов иноязычного происхождения.

33. Культура речи как наука и учебный предмет.

34. Роль культуры речи в профессиональной деятельности будущего специалиста в области физической культуры и спорта.

35. Расскажите о невербальных средствах общения.

36. Расскажите о (зонах) дистанциях общения.

37. Расскажите о риторике. Где, когда и почему риторика зародилась как наука? На знания каких наук опирается современная риторика?

38. Расскажите о вкладе античных ораторов в развитие риторики.

39. Назовите роды и виды ораторской речи.

40. Что мешает активно слушать и воспринимать сообщение?

41. Расскажите, почему устное выступление эффективнее письменного.

42. Расскажите, какими качествами должен обладать оратор.

43. Почему возрастает роль публичной речи в современном мире?

44. Каковы общие требования к публичному выступлению?

45. Назовите возможные позиции оратора в ходе публичного выступления.

46. Оратор и аудитория.

47. Расскажите о композиции речи.

48. Паузы в речи, виды пауз и их роль.

49. Расскажите о логической культуре оратора.

50. Расскажите об этической культуре оратора.

51. Расскажите о речевых средствах воздействия на слушателей.

52. Назовите мотивы слушания и типы слушателей.

53. Методы изложения и объяснения материала.

54. Расскажите о психологической культуре оратора.