Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Этапы выполнения дипломного проекта и защита выпускной квалификационной работы



Этапы работы над дипломным проектом

Качественное выполнение дипломного проекта в установленные сроки требует определенных целенаправленных действий студента:

- выбор темы и научного руководителя;

- разработка и согласование с руководителем первоначального варианта содержания дипломного проекта;

- сбор материала на конкретном предприятии (на преддипломной практике), его уточнение (с посещением необходимых отделов или служб предприятия в процессе выполнения проекта), обработка и написание раздела;

- обсуждение и согласование итогов работы с консультантами;

- изучение и анализ проблемы в библиотеках по отраслевым и научным публикациям, периодическим журналам и литературным источникам;

- обобщение материала по источникам электронного ресурса;

- подбор и составление списка источников (библиографии) по избранной теме;

- обработка собранной информации;

- разработка гипотетических рекомендаций (мероприятий) на основании теоретических исследований проблемы и выводов о необходимости развития (совершенствования деятельности) предприятия, их согласование с руководителями предприятия и дипломного проекта;

- проведение всестороннего обоснования мероприятий, подтверждение экономической целесообразности их осуществления на практике;

- написание текста разделов, введения и заключения дипломного проекта, его редактирование и оформление;

- подготовка доклада;

- разработка и оформление иллюстрационного материала;

- согласование, рецензирование и апробация дипломного проекта;

- защита дипломного проекта.

Высокие показатели дипломного проекта зависят от качества и своевременности выполнения всех его этапов, поэтому следует проявлять деловую активность. В период дипломного проектирования необходимо систематически отчитываться перед руководителем о ходе подготовки разделов дипломного проекта, представлять подготовленный материал в письменном виде, производить устранение указанных недостатков, отмечать на кафедре сроки выполнения этапов.

Тему дипломного проектирования студент выбирает самостоятельно из примерного списка или предлагает исходя из заказа предприятия (приложения Е и Ж). При выборе темы учитывается уровень теоретической подготовленности студента и его научные склонности. Поддерживается преемственность исследований студента, когда избранная тема ДП является продолжением тематики выполненных ранее курсовых работ (проектов), отчетов практик, докладов на конференциях и т. п. Продолжение исследований позволит выполнить работу на более качественном уровне и в короткие сроки.

Студент может выбрать руководителя ДП из профессорско-преподавательского состава кафедры либо заведующий кафедрой предложит ему руководителя, в большей степени квалифицированного по выбранной тематике. После согласования выбранная тема и руководитель ДП закрепляются за студентом приказом по институту на основании его письменного заявления (приложение И). Это необходимо для систематизации тематики дипломных работ и организации контроля выпускающей кафедрой за самостоятельной работой студента в процессе дипломного проектирования.

По направлениям дипломного проектирования следует проработать литературу. Подбирая источники, следует ориентироваться на то, что в ДП следует отражать не только общетеоретическую сторону проблемы, но и действующую практику работы организации по выбранному направлению. При работе с библиографическими источниками надо обращаться к изданиям последних пяти лет, поскольку в них учтены изменения рыночных отношений в России, наиболее реально отражена действующая практика менеджмента, экономического анализа, освещены нерешенные проблемы и даны возможные направления их решения, что может быть использовано в практической деятельности предприятия для повышения эффективности его хозяйствования. Следует начинать с литературы, раскрывающей сущность изучаемого вопроса. Для получения общего представления об основных теоретических проблемах темы исследуются учебники и учебные пособия. Затем следует перейти к монографиям, научным статьям в сборниках трудов и периодических журналах, инструктивным материалам, а также изучить необходимые законодательные и нормативные акты. В последнюю очередь можно использовать электронные ресурсы, сайты.

Во время обработки материала следует обращать внимание на библиографические ссылки и список использованных источников (библиографию), приводимые обычно в конце каждого исследуемого источника. Это позволит выйти на новые источники, которые следует просмотреть и при необходимости использовать по теме ДП. Обязательно следует создать личную картотеку просматриваемых источников, чтобы в дальнейшем составить свой библиографический список.

Необходимые материалы из подобранной литературы во время ее прочтения должны быть законспектированы или сделаны ксерокопии нужных страниц с указанием первоисточника, его автора и страниц. Это позволит рассмотреть дискуссионные вопросы, излагая мнение конкретных людей, а также избежать включения в работу чужого текста (без ссылки на автора). Подбор источников по отдельным вопросам позволит студенту составить, дополнить и улучшить первоначальный вариант содержания ДП, подготовиться к окончательной редакции текста раздела. Подобранный материал можно использовать при разработке мероприятий после критического изучения состояния проблемы на предприятии.

В приложениях К, Л помещены рекомендации рецензентам по подготовке рецензий на дипломные проекты и пример рецензии; в приложении М – форма справки о результатах внедрения решений, разработанных в дипломном проекте студентом вуза.

 

Порядок защиты дипломного проекта

Защита выпускной квалификационной работы проводится на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК). В ее состав должны входить высококвалифицированные преподаватели и специалисты производства. Председатель ГАК должен быть специалистом по профилю данного факультета, имеющим ученое звание и степень, и приглашается со стороны. Состав комиссии утверждается приказом ректора вуза.

На заседании могут присутствовать руководители проектов, рецензенты, а также студенты и все заинтересованные лица.

Расписание работы ГАК утверждается председателем не позднее чем за месяц до начала защиты дипломных проектов. Списки студентов, допущенных к защите, представляются в ГАК.

До начала защиты выпускной квалификационной работы студент представляет в ГАК следующие документы: отзыв руководителя; заключение заведующего кафедрой; рецензию специалиста с производства, из научного учреждения или вуза.

Общая продолжительность защиты не должна превышать 30 мин, в том числе не более 10 мин предоставляется студенту для сообщения содержания дипломного проекта.

Защита дипломного проекта происходит на открытом заседании ГАК в следующей последовательности:

1. Председатель ГАК объявляет фамилию студента-дипломника,
зачитывает тему дипломного проекта.

2. Заслушивается доклад дипломника.

3. Члены ГАК и присутствующие задают вопросы.

4. Студент-дипломник отвечает на вопросы.

5. Секретарем ГАК зачитывается рецензия на дипломный проект.

6. Заслушиваются ответы дипломника на замечания рецензента.

Задачи ГАК – выявление подготовленности студента к профессиональной деятельности и принятие решения о том, можно ли дипломнику выдавать диплом менеджера. Поэтому при защите студенту важно показать не только то, как работали отрасль или предприятие, но и то, что сделано им самим при изучении проблемы.

Дипломник, получив положительный отзыв о дипломном проекте от научного руководителя кафедры, рецензию внешнего рецензента и разрешение заведующего кафедрой о допуске к защите, должен подготовить доклад (до 10 мин), в котором следует четко и кратко изложить основные положения дипломного проекта, при этом для большей наглядности целесообразно подготовить иллюстрированный материал (презентацию и раздаточный материал), согласованный с научным руководителем.

К защите дипломного проекта следует подготовиться основательно. Студент должен не только написать высококачественную работу, но и уметь защитить ее, так как иногда высокая оценка руководителя и рецензента снижается из-за плохой защиты. Успешная защита основана на хорошо подготовленном докладе. В докладе следует отметить: что сделано лично дипломником; чем он руководствовался при исследовании темы; что является предметом изучения; какие методы использованы при изучении рассматриваемой проблемы; какие новые результаты достигнуты в ходе исследования и каковы основные выводы. Такова общая схема доклада, более конкретно его содержание определяется дипломником совместно с научным руководителем. Краткий доклад должен быть подготовлен письменно, но выступать на защите следует не зачитывая текст.

Цифровые данные в докладе приводятся только в том случае, если они необходимы для доказательства или иллюстрации того или иного вывода.

Общая структура доклада дипломника должна соответствовать структуре представленных иллюстраций, так как они необходимы для доказательства или демонстрации того или иного подхода, результата или вывода. Весь наглядный материал оформляется на стандартных листах А4 в строгом соответствии с ГОСТ 9327.

Дипломные проекты, выполненные с нарушениями настоящих методических требований, не подлежат допуску к защите и аттестации.

Рекомендуется подготовить дерево целей или алгоритм исследования, показывающие структуру разделов дипломного исследования, место и роль каждого раздела в общей структуре, приоритетность поставленных целей задач.

В дипломном проекте ценится наличие не только качественного описания процессов, но и методов оценки количественных показателей: формы и условные обозначения в них для расчетов основных показателей, а также глоссарий основных специальных терминов по проблеме.

Для написания доклада целесообразно составить план, который должен характеризовать цель и задачи, последовательно раскрывающие его содержание. В плане должны быть выделены основные предполагаемые к рассмотрению вопросы выбранной темы.

Доклад должен быть кратким, содержательным и точным, формулировки обоснованными и лаконичными, содержать выводы и предложения.

По окончании доклада дипломнику задают вопросы председатель и члены комиссии, присутствующие. Вопросы задаются по теме дипломного проекта, поэтому студенту перед защитой целесообразно восстановить в памяти основное содержание специальных курсов и особенно те разделы, которые имеют прямое отношение к теме дипломного проекта. Вопросы в случае необходимости можно записать и подготовить ответы, при этом разрешается пользоваться дипломным проектом. По докладу и ответам на вопросы комиссия судит о широте кругозора дипломника, его эрудиции, умении публично выступать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

После ответов дипломника на вопросы зачитывается отзыв научного руководителя, в котором отмечаются актуальность и особенности данной работы, ее положительные и отрицательные стороны, отношение студента к своим обязанностям. Затем зачитывается внешняя рецензия и предоставляется заключительное слово дипломнику.

Оценивается дипломный проект по системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

После окончания публичной защиты проводится закрытое заседание ГАК с участием руководителей дипломного проекта. Оценка определяется открытым голосованием, простым большинством голосов. При равном числе голосов голос председателя решающий.