Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Челябинск



ПРОГРАММА

КОМПЛЕКСНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

 

 

для специальности 080507 «Менеджмент организации»

Факультет Торгово-экономический_________________________

кафедра-разработчик Маркетинг и менеджмент

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Маркетинг и менеджмент» протокол №___ от _____________2011 г.

 

 

Зав. кафедрой разработчика _____________ д.э.н., проф. И.П. Савельева

 

Ученый секретарь кафедры _____________ ассистент И.Е. Варенцова

 

Разработчик программы _____________ к.э.н., доцент Ю.В. Асташова

 

_____________ к.т.н., доцент А.И. Демченко

 

Челябинск

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности

Специалист должен:

- иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

- понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе.

Знать:

- теоретические основы и закономерности функционирования экономки, включая переходные процессы;

- принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений.

Уметь:

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;

- использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;

- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;

- критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;

- уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач.

Владеть:

- специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке (английском);

- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

- навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;

- основными методическими приемами чтения лекций, проведения семинарских занятий.

 

1.2. Требования к уровню подготовки для допуска к итоговой государственной аттестации

 

К итоговой государственной аттестации (ИГА) по специальности «Менеджмент организации» допускаются студенты, освоившие программу теоретического обучения. До защиты дипломного проекта допускаются студенты, успешно прошедшие комплексный государственный экзамен.

 

 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

Итоговая государственная аттестация менеджеров включает защиту дипломного проекта и сдачу комплексного государственного экзамена по специальности, позволяющего выявить и оценить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач, готовность к основным видам профессиональной деятельности.

Комплексный государственный экзамен по специальности включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки. Он проводится на заключительном этапе учебного процесса до разработки дипломного проекта.

Выпускная квалификационная работа менеджера - дипломный проект - должна показывать навыки практического анализа проблем управления, расчета и разработки проекта совершенствования управления.

 

3. СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

 

3.1. Структура комплексного государственного экзамена

 

Структура комплексного государственного экзамена включает два этапа. Первый этап проводится в форме тестирования по дисциплинам блоков ОПД и СД, входящим в программу теоретического обучения по специальности «Менеджмент организации». Перечень дисциплин – разделов комплексного государственного экзамена – с указанием количества вопросов для подготовки по ним приведен в таблице.

 

№ п/п Цикл дисциплин по учебному плану Разделы комплексного государственного экзамена Кол-во вопросов
1 ОПД Основы менеджмента
2 ОПД Теория организации
3 ОПД Организационное поведение
4 ОПД Маркетинг
5 СД Экономика предприятия
6 СД Стратегический менеджмент
7 СД Управление персоналом
8 СД Инновационный менеджмент
9 СД Логистика
10 СД Управление качеством
Итого    

 

Первый этап комплексного государственного экзамена, проводимый в форме тестирования, содержит 100 вопросов, в том числе задачи по дисциплинам учебного плана. Длительность проведения первого этапа – 120 минут.

Ко второму этапу комплексного государственного экзамена допускаются студенты, набравшие не менее 60% от максимального количества баллов при проведении первого этапа экзамена. Содержание второго этапа комплексного государственного экзамена заключается в анализе и подготовке письменных ответов на вопросы предложенной ситуационной задачи – кейса. Длительность проведения второго этапа комплексного государственного экзамена – 90 минут.

Проверка результатов первого этапа и оценивание ответов второго этапа при проведении комплексного государственного экзамена производится членами государственной экзаменационной комиссии, утвержденной приказом ректора университета.

 

3.2. Вопросы к государственному квалификационному экзамену
для выпускников по специальности 080507 «Менеджмент организации»

Раздел 1. Основы менеджмента

1. Организация как социальная система: её особенности и системообразующие факторы. Классификация организаций по различным признакам. Модели организаций как объектов управления.

2. Организация как хозяйствующий субъект: цели функционирования, организационно-правовые формы, особенности создания и функционирования.

3. Основные подходы к определению понятия «менеджмент». Основные виды разделения управленческого труда: сущность, содержание. Новая парадигма управления.

4. Сущность, задачи, принципы и методы планирования. Система планов организации.

5. Мотивация персонала с позиции содержательных теорий (теории Маслоу, Мак-Клелланда, Герцберга), использование в практике управления организацией.

6. Мотивация персонала с позиции процессуальных теорий (теории ожидания, справедливости, Портера-Лоулера), использование в практике управления организацией.

7. Контроль как функция менеджмента. Виды контроля. Условия эффективности контроля.

8. Современные школы менеджмента: общая характеристика. Системный, ситуационный, процессный подход к менеджменту.

9. Цели и задачи в системе современного менеджмента. Цели организации: типология, предъявляемые требования. Дерево целей. Общая характеристика концепции управления по целям.

10. Внутренняя среда фирмы и ее основные элементы. Внешняя среда фирмы: характеристика, основные элементы.

Раздел 2. Теория организации

11. История теории организации и современная концепция менеджмента

12. Теория организации как наука.

13. Теория экономической организации.

14. Теория фирмы.

15. Современная корпорация и внутрифирменное управление. Способ упорядочивания элементов организации.

16. Развитие организаций как процесс достижения наиболее эффективного их функционирования.

17. Основные способы организационного проектирования.

18. Способы организационного проектирования в зависимости от состояния параметров фирмы.

19. Элементарная единица организации.

20. Способы изменения структуры организации компании (фирмы).

Раздел 3. Организационное поведение

21. Организационное поведение: сущность и формы проявления.

22. Основные группы стейкхолдеров организации.

23. Мотивация: теоретические подходы и практические аспекты.

24. Управление поведением отдельных сотрудников организации.

25. Группы в организации.

26. Управление группами.

27. Управление организациями.

28. Управление процессами в организации.

29. Управление коммуникативными процессами.

30. Управление конфликтами.

Раздел 4. Маркетинг

31. Маркетинг в управлении организацией: цели, задачи, функции. Маркетинговая концепция управления предприятием.

32. Маркетинговые исследования: цели, этапы и основные направления.

33. Сегментация рынка как направление маркетинговой деятельности. Позиционирование продукта.

34. Продуктовая политика компании: концепция, атрибуты продукта, марки, упаковка, товарный ассортимент.

35. Концепция жизненного цикла товара (продукта). Влияние фазы жизненного цикла на стратегию компании на рынке.

36. Разработка концепции нового товара в маркетинговой деятельности фирмы.

37. Управление ценой продукта. Выбор стратегий ценообразования.

38. Управление распределением продукции. Использование каналов распределения продукции. Реализация сбытовых связей.

39. Интегрированные маркетинговые коммуникации: реклама, стимулирование сбыта, персональные продажи, взаимодействие с общественностью.

40. Разработка плана маркетинга: этапы и содержание.

Раздел 5. Экономика предприятия

41. Уставный капитал и имущество предприятия. Экономический потенциал предприятия. Пути повышения эффективности использования экономического потенциала предприятия.

42. Основные фонды предприятия: понятие, классификация. Показатели, характеризующие состояние и использование основных фондов. Пути повышения эффективности их использования.

43. Оборотные средства предприятия: понятие, состав. Показатели эффективности их использования. Определение потребности в оборотных средствах.

44. Трудовые ресурсы. Показатели, характеризующие состояние, движение и эффективность их использования на предприятии. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов.

45. Организация оплаты труда: тарифная система, бестарифная система, нормирование труда, формы и системы оплаты труда.

46. Товарооборот торговой организации: понятие, анализ и планирование.

47. Доходы торговой организации: понятие, анализ и планирование.

48. Издержки обращения торговой организации: понятие, анализ и планирование.

49. Прибыль и рентабельность как показатели финансовых результатов деятельности предприятия. Пути увеличения прибыли и повышения рентабельности. Направления использования прибыли.

50. Оценка финансового состояния предприятия: понятие и система показателей, характеризующая финансовое состояние. Оптимизация финансового состояния.

Раздел 6. Стратегический менеджмент

51. Процесс стратегического менеджмента. Разработка стратегического видения и миссии, постановка целей.

52. Разработка стратегии. Пирамида разработки стратегии: корпоративная, деловая, функциональная и операционная стратегии.

53. Анализ отрасли и конкурентной ситуации при разработке стратегии.

54. Анализ ресурсов и конкурентных возможностей компании при разработке стратегии.

55. Стратегический анализ диверсифицированной компании. Матричный анализ с использованием матрицы БКГ и матрицы General Electric.

56. Базовые стратегии конкуренции: характеристики, отличительные черты.

57. Стратегии вертикальной интеграции и сужения бизнеса. Стратегии слияния и поглощения.

58. Конкурентная стратегия предприятия в зависимости от этапа жизненного цикла отрасли.

59. Инструментарий реализации стратегии организации.

60. Организация стратегического контроля.

Раздел 7. Управление персоналом

61. Управление персоналом в системе современного менеджмента.

62. Понятие и виды кадровой политики организации, взаимосвязь с бизнес-стратегией развития организации.

63. Понятия, цели и задачи кадрового планирования организации, взаимосвязь с кадровым контроллингом.

64. Понятия, цели, функции системы управления персоналом в организации. Кадровое, правовое и информационное обеспечение системы управления персоналом.

65. Формирование кадрового потенциала организации. Маркетинг персонала. Внешний и внутренний набор персонала. Технология этапов отбора персонала.

66. Управление движением персонала внутри организации. Принципы и методы расстановки персонала. Модели служебной карьеры. Увольнение персонала.

67. Оценка трудовой деятельности персонала в системе менеджмента организации. Показатели, стандарты и методы оценки работников организации.

68. Оценка затрат, связанных с совершенствованием системы и технологии управления персоналом.

69. Экономическая и социальная эффективность проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом организации.

70. Оценка системы найма по критериям результативности и эффективности.

Раздел 8. Инновационный менеджмент

71. Инновационный потенциал современной организации. Основные подходы к оценке инновационного потенциала организации.

72. Анализ инновационной среды организации, проектное управление инновационной деятельностью.

73. Инновационные процессы: основные этапы, источники финансирования.

74. Организационные формы инновационного менеджмента: формирование инновационных подразделений, формы малого инновационного предпринимательства.

75. Управление разработкой и внедрением инновации на рынок.

76. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Стратегия НИОКР.

77. Планирование и управление программами НИОКР.

78. Финансовая оценка инновационных проектов.

79. Жизненный цикл изделия и роль научно-технической подготовки производства.

80. Организация и эффективность НИОКР.

Раздел 9. Логистика

81. Цели, функции и показатели современной логистики. Взаимосвязь логистики с другими функциями предприятия. Управление функциями логистики.

82. Логистическая концепция организации производства. Современные логистические системы управления материальными потоками в производстве.

83. Организация и управление транспортировкой. Затраты при организации транспортировки. Транспортные тарифы.

84. Управление запасами: причины формирования запасов, виды запасов. Структура затрат на формирование и поддержание запасов.

85. Логистика снабжения. Разработка стратегии и тактики снабжения. Управленческие и организационные решения в логистике снабжения.

86. Информационная система логистики. Логистические информационные технологии.

87. Склады в логистике: определение, классификация, основные функции. Роль складов в логистике.

88. Организация складирования товаров. Издержки в логистике складирования. Оценка эффективности работы склада.

89. Системы управления запасами. Модель расчета параметров управления запасами.

90. Предприятие как логистическая система.

Раздел 10. Управление качеством

91. Управление организацией на основе концепции всеобщего менеджмента качества (TQM).

92. Стандартизация в системе управления качеством.

93. Сертификация в системе управления качеством.

94. Основные принципы менеджмента качества.

95. Ориентация на потребителя как ключевой принцип менеджмента качества.

96. Внешние и внутренние потребители организации. Отслеживание и удовлетворение требований различных групп потребителей.

97. Система менеджмента качества: основные группы требований.

98. Структура и управление документацией системы менеджмента качества.

99. Процесс и содержание управления качеством продукции

100. Общие функции управления качеством продукции.

 

3.3. Содержание и методические рекомендации по вопросам комплексного государственного экзамена

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

 

1. Организация как социальная система: ее особенности и системообразующие факторы. Классификация организаций по различным признакам. Модели организаций как объектов управления.

Понятие социальной системы, ее компоненты и системообразующие факторы. Понятие социальной организации и ее особенности. Классификация социальных организаций по поставленной цели, по отношению к прибыли, по организационно-правовой форме, по отношению к бюджету, по характеру деятельности. Классификация хозяйственных организаций по форме собственности, размерам, отраслевой принадлежности, сезонности. Сущность моделей организации как социально-экономических системах.

Литература:

Третьякова, Е.П. Теория организации: учебное пособие /Е.П. Третьякова. – Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2006. – 198 с.

2. Организация как хозяйствующий субъект: цели функционирования, организационно-правовые формы, особенности создания и функционирования.

 

Понятие юридического лица, экономические и социальные цели коммерческих организаций. Характеристика организационно-правовых форм коммерческих организаций: хозяйственных обществ (акционерных, с ограниченной и дополнительной ответственностью), хозяйственных товариществ (полных и коммандитных), унитарных предприятий, производственного кооператива.

Литература:

Гражданский Кодекс Российской Федерации.

3. Основные подходы к определению понятия «менеджмент». Основные виды разделения управленческого труда: сущность, содержание. Новая парадигма управления.

Сущность основных подходов к определению понятия «менеджмент». Сущность горизонтального и вертикального разделения труда, в том числе управленческого. Категории управленческого персонала и особенности их деятельности. Роли, выполняемые руководителем в организации. Особенности труда руководителя. Новая философия управления.

Литература:

Цырикова, Н.П. Менеджмент: курс лекций / Н.П. Цырикова, Ю.В. Зайцев. – Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2000. – 213 с.

Управление организацией: учебник /под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА – М, 2003.

Теория организации: учебник /под ред. В.Г. Алиева, – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. – 431 с.