Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ



На рис.1показана схема ДТП, в процессе которого автомобиль,


Рис.1. Схема наезда автомобиля на пешехода при равномерном движении автомобиля

 

двигавшийся с постоянной скоростью, сбил пешехода П своей передней частью. В процессе экспертизы принимается, что автомобиль до наезда на пешехода двигался равномерно, траектории автомобиля и пешехода считаются взаимно перпендикулярными (a=90', поперечный наезд). Прямым крестом здесь (и в дальнейшем) обозначено место взаимного контакта автомобиля и пешехода на проезжей части в момент наезда (место наезда). Косым крестом отмечено расположение на автомобиле детали, нанесшей удар пешеходу (место удара). Положение автомобиля и пешехода в момент возникновения опасной обстановки обозначено цифрой I, а положение автомобиля после остановки - цифрой II.

При анализе ДТП вначале определяют удаление автомобиля Sуд . Рассматривая далее предположительную версию происшествия, вычисляется длина остановочного пути автомобиля Sо , и сравнивают ее с удалением Sуд. При Sо<Sуд, можно дать заключение о том, что автомобиль при своевременно предпринятом интенсивном торможении остановился бы до линии следования пешехода. Следовательно, у водителя имелась техническая возможность предотвратить наезд. При Sо ≥ Sуд, некоторые эксперты приходят к противоположному выводу. Однако полученные на основании подобных расчетов результаты нельзя считать окончательными. Возможны такие обстоятельства, при которых водитель, своевременно затормозив, успел бы пропустить пешехода, так как для перемещения автомобиля на том же отрезке пути в заторможенном состоянии нужно больше времени, чем при равномерном движении. Чем больше начальная скорость автомобиля, тем больше время, выигрываемое вследствие торможения автомобиля, и путь, который мог бы пройти пешеход. Следовательно, вероятнее возможность предотвращения наезда на пешехода. Последовательность расчета в данном случае такова.

Определяется удаление автомобиля от места наезда. При этом варианте наезда удаление совпадает с перемещением Sдн автомобиля с момента возникновения опасной обстановки до наезда. Удаление

Sуд = Va * Sп : Vп . (1)

Если начальная скорость автомобиля неизвестна, то она

может быть определена по формуле

Va = 0,5 * t3 * j + Ö (2 * Sю * j). (2)

Длину остановочного пути автомобиля рассчитывают по формуле

Sо = (t1 + t2 + 0,5 * t3)*Va + Va2 : (2*j) или

So = (t1 + t2 + 0,5 * t3)*Va + Sю , (3)

где t1 – время реакции водителя;

t2 - время запаздывания тормозного привода;

t3 – время нарастания замедления;

Sю – длина следа юза автомобиля.

Условие остановки автомобиля до линии следования пешехода при своевременном торможении So < Sуд. Если в результате расчетов окажется, что So < Sуд, то исследование в данном направлении заканчивается. Если же So ³ Sуд,то расчеты продолжаются следующим образом.

Расстояние, на которое переместился бы заторможенный автомобиль после пересечения линии следования пешехода (если бы водитель действовал технически правильно и своевременно затормозил),

Sпн = So – Sуд. (4)

Это расстояние, вычисленное в соответствии с предположением о своевременном торможении, которого в действительности не было, отличается от фактического перемещения Sпн автомобиля после наезда на пешехода. В последующем путь и время движения автомобиля и пешехода в предположительных версиях обозначаем теми же символами, что и в действительной версии, отмечая их штрихом.

Скорость автомобиля в момент пересечения им линии следования пешехода при своевременном торможении

Vн = Ö (2 * Sпн* j). (5)

Время движения автомобиля с момента возникновения опасной обстановки до пересечения линии следования пешехода при условии своевременного торможения

tдн= T + (Va - Vн): j, (6)

где T = t1 + t2 + 0,5 * t3 .

Перемещение пешехода за время tдн

Sп = Vп * tдн. (7)

Условие безопасного перехода полосы движения автомобиля пешеходом

Sп > (Dу + Ba) + Dб, (8)

где Dб – безопасный интервал, вычисляемый по эмпирической формуле: Dб =0,005 * La * Va;

Ba - ширина автомобиля;

La - длина автомобиля.

Для ответа на вопрос: «Имел ли водитель техническую возможность в данной дорожной обстановке начать торможение?», определяется время движения пешехода в поле зрения водителя и сравнивается со временем Т, необходимым для начала полного торможения автомобиля. Если в результате расчетов будет установлено, что время движения пешехода tп £ Т, то можно прийти к выводу, что водитель не имел в своем распоряжении технических средств, применение которых позволило бы ему предотвратить наезд на пешехода. Даже при своевременном торможении водителю при tп £ Т не удалось бы избежать наезда ввиду малого времени, которым он располагал. Дальнейшие расчеты в этом случае не изменят сделанного вывода. При tп ³ Т можно сделать вывод о том, что водитель не использовал всех имевшихся у него средств для предотвращения ДТП, т. е. действовал неправильно с технической точки зрения. Отвечая на поставленный выше вопрос, проводятся следующие расчеты.

Время движения пешехода в поле зрения водителя

tвп = tп = Sп : Vп = (Dу + lу): Vп. (9)

Условие невозможности начала торможения

tп £ Т. (10)

Если это условие выполнено, дальнейшие расчеты бесполезны. Промежуток времени между начальной и кульминационной фазами ДТП слишком мал, чтобы водитель мог реализовать решение о предотвращении наезда.

В практике довольно часты ДТП, когда пешеход не все время своего движения по проезжей части находился в поле зрения водителя. В этих случаях обзорность дороги впереди автомобиля и по сторонам ограничена. При анализе ДТП, когда наезд совершен при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием, когда водитель не тормозил, а удар пешеходу был нанесен передней частью автомобиля(рис.2), момент

 


 

Рис.2. Схема наезда автомобиля на пешехода при обзорности,

ограниченной неподвижным препятствием

 

возникновения опасной обстановки обычно отождествляют с моментом появления пешехода в поле зрения водителя из-за препятствия, ограничивающего обзорность. Момент появления пешехода из-за препятствия и соответствующее положение автомобиля на дороге вычисляют исходя из двух условий ДТП: геометрического и кинематического. При этом отмечают место расположения водителя в автомобиле, после чего мысленно отодвигают пешехода и автомобиль от места наезда до тех пор, пока водитель и пешеход не окажутся на одной прямой с углом объекта, ограничивающего обзорность. Тем самым устанавливают автомобиль и пешехода в положение, которое они занимали в начале возникновения опасной обстановки.

После этого расчетами определяется удаление автомобиля от места наезда.

Удаление автомобиля от места наезда на пешехода в тот момент, когда водитель имел возможность его увидеть (см. рис.П1.2) определяется из подобия прямоугольных треугольников ВСЕ и ЕDП («треугольников обзорности»). Имеем геометрическое условие:

(Sуд + ах - Dх):(Dу + ау) = Dх : (Sп - Dу – lу), (11)

где Dх – расстояние между линией следования пешехода и предметом, ограничивающим обзорность; Dу – расстояние между автомобилем и предметом, ограничивающим обзорность; ах и ау – расстояния соответственно от места водителя до передней части и боковой стороны автомобиля, ближайшей к предмету, ограничивающему обзорность.

Поскольку автомобиль и пешеход движутся равномерно, то пешеход проходит путь Sп, а автомобиль перемещается на расстояние Sуд за один и тот же промежуток времени («кинематическое условие»):

Sуд : Va = Sп : Vп. (12)

Исключив из выражений Sп, получаем уравнение с одним неизвестным (Sуд):

(Sуд + ах - Dх)*( Sуд * Vп: Va - Dу – lу) = Dх*(Dу + ау). (13)

Это уравнение второго порядка относительно удаления Sуд. Поскольку значения остальных параметров, входящих в данное уравнение, известны, то для упрощения расчетов целесообразно сразу подставить их в формулу, после чего определить Sуд. Уравнение, полученное на основании расчетной схемы, показанной на рис.П1.2, характеризует взаимное расположение трех точек, соответствующих в этой схеме водителю (точка В), пешеходу (точка П) и вершине угла предмета, ограничивающего обзорность (точка Е). Эти три точки могут находиться на одной прямой в двух случаях: когда автомобиль и пешеход в своем движении еще не достигли угла препятствия и когда они уже миновали его. Первому случаю, соответствует корень уравнения (15) со знаком «плюс» перед радикалом. После определения Sуд исследование продолжают в той же последовательности, что и для наезда при неограниченной обзорности.

Условие безопасного перехода при ударе, нанесенном торцовой поверхностью автомобиля, записывается следующим образом:

Sп = Vп * tдн > (Sп + Ba – lу), (14)

где Sп– перемещение пешехода при условии торможения, предпринятого водителем в тот момент, когда он имел возможность заметить пешехода.

Здесь и ниже для упрощения принято, что длина пути, пройденного пешеходом до наезда, всегда меньше расстояния между полосой движения автомобиля и границей проезжей части. Если из обстоятельств дела выяснится, например, что часть пути Sп пешеход прошел по тротуару, то за начало опасной ситуации более правильно считать момент пересечения пешеходом границы проезжей части дороги.

Если обзорность ограничена стоящим автомобилем, то его изображают прямоугольником со сторонами, соответствующими габаритным размерам.

На рис.3 приведена расчетная схема для экспертного исследования

 
 

Рис.3. Схема наезда на пешехода при обзорности, ограниченной

встречным транспортным средством

 

наезда автомобиля А на пешехода, вышедшего из-за встречного автомобиля Б. Показатели, относящиеся к автомобилю А, обозначены на схеме индексом 1, а относящиеся к автомобилю Б – индексом 2. Положение обоих автомобилей, соответствующее началу движения пешехода в опасной зоне, отмечено цифрой I. Некоторый промежуток времени пешеход движется по проезжей части позади автомобиля Б, оставаясь невидимым для водителя автомобиля А. Оба автомобиля за это время переместятся в соответствии со своими скоростями: автомобиль А на расстояние S1, встречный автомобиль – на расстояние S2. Положение автомобилей в тот момент, когда пешеход станет видимым водителю автомобиля А, обозначено на рис. П1.3 цифрой II. Расстояние между автомобилем А и линией следования пешехода в это время составляет Sуд.

Из подобия треугольников обзорности получаем

(Sудх-Dх- S2)*( Sп-Dу–lу) = (Dх+S2)*(Dуу). (15)

Как пешеход, так и автомобили двигались равномерно, поэтому действительны следующие соотношения:

Sуд : Vа1 = Sп : Vп; (16)

S2 = (D+lу-Sп)* Vа2: Vп =(D+lу)* Vа2: Vп- Sуд * Vа2: Va1 , (17)

где D – расстояние от границы проезжей части до полосы движения автомобиля А.

Подставив значения Sп и S2 в формулу (15), получаем:

[Sуд*(1+Vа2: Va1)-(D+lу)* Vа2: Vп+ ах-Dх]:(Dуу)=

=[Dх+(D+lу)*Vа1: Vп- Sуд*Vа2: Va1]:(Sуд*Vп: Va1-Dу–lу) . (18)

Решение уравнения (18) дает расстояние Sуд.

Определим возможность безопасного объезда пешехода, двигавшегося перпендикулярно движению автомобиля. При объезде пешехода автомобилем принимается, что он сохраняет те же, что и в процессе ДТП, темп и направление движения, расчеты проводятся применительно к маневру типа «смена полосы движения» как имеющему наибольшее практическое значение. Вначале рассмотрим, возможно ли выполнить маневр исходя из дорожной обстановки на месте ДТП. На рис.4 цифрой I отмечены положения автомобиля и пешехода в момент возникновения

 
 

Рис.4. Определение возможности объезда пешехода по дорожным

условиям

 

опасной обстановки, крестом указано положение места наезда. Цифрой II показаны положения автомобиля и пешехода в случае применения объезда спереди («с лица»). При объезде сзади («со спины») безопасный интервал Dб должен быть обеспечен между пешеходом и передней частью автомобиля. Для безопасного проезда перед пешеходом такой же интервал должен быть между задней частью автомобиля и пешеходом. За время проезда автомобиля мимо пешехода последний, продолжая движение, дополнительно прошел бы вперед путь, равный Sдоп.

Если пешехода ударила передняя торцовая часть автомобиля, то

Sдоп=La*Vп: Vа. (19)

Принимаем, что пешеход начал свое движение от края проезжей части. Тогда ограничение возможности выполнения маневра, накладываемое дорожными условиями:

при объезде сзади Bдк £ Sп; (20)

при объезде спереди Bдк £ Bд - Sп - Sдоп, (21)

где Bд – ширина проезжей части в зоне наезда.

Если условия (22) и (23) не выполняются вследствие недостаточной ширины проезжей части или короткого пути, пройденного пешеходом до наезда, то вопрос о возможности объезда пешехода отпадает, поэтому проверку дорожных условий следует проводить в самом начале исследования маневра. Если удар пешеходу нанесла передняя поверхность автомобиля, то можно рекомендовать такую последовательность расчета.

Минимальный безопасный интервал –Dб =0,005 * La * Va. (22)

Ширина динамического коридора –

Bдк =(10*La+36)* Va : 1000 + Bа. (23)

Коэффициент маневра Км = ам + bм* Va, где ам и bм - эмпирические коэффициенты, зависящие от состояния дорожного покрытия ( для сухого асфальтобетона, jх=0,7-0,8 ам=1,12, bм=0,0050 ).

Условия возможности выполнения маневра с учетом дорожной обстановки: при объезде сзади и спереди – формулы (20) и (21).

Поперечное смещение автомобиля, необходимое для безопасного объезда пешехода

сзади (рис.5, а), ум= Ba+Dб-lу; (24)

спереди (рис.5, б) ум= Dб+lу+Sдоп. (25)

 

 
 

Рис.5. Схема объезда пешехода (удар торцовой поверхностью

автомобиля): а – сзади; б – спереди

 

Продольное перемещение автомобиля, теоретически необходимое для его смещения в поперечном направлении на ум, согласно формуле

Xм=Ö[8*Va2м:(9,8*jу)], (26)

где jу – коэффициент сцепления в поперечной плоскости.

Перемещение автомобиля в продольном направлении, фактически необходимое для выполнения маневра при объезде пешехода, Xф= Xмм.

Удаление автомобиля от места наезда на пешехода в момент возникновения опасной обстановки

Sуд = Sп * Vа: Vп. (27)

Условие безопасного объезда пешехода

хф£ Sуд- S1- S2р= Vа*( Sп : Vп - t1 - t2р), (28)

где S1 – путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя t1;

S – путь, пройденный автомобилем за время выборки зазоров в рулевом управлении, сжатия демпфирующих пружин в рулевых тягах, угловой деформации передних шин t (время запаздывания рулевого управления).