Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема 2. Архитектура эпохи феодализма



Архитектура Византии. При изучении архитектуры Византии следу­ет проследить, как в зависимости от развития общественных потреб­ностей развивались типы различных общественных сооружений (город­ские укрепления, обширные дворцы, термы, инженерные сооружения, храмы) и создавались новые конструкции. Например, купол, давно известный в римской архитектуре, по-новому переработанный визан­тийскими зодчими, помог созданию нового самобытного архитектурно­го стиля и ответил требованиям христианско-императорского культа (храм Софии в Константинополе и др.). Создается крестово-купольный тип храма.

Архитектура в странах Западной Европы. Архитектура эпохи фео­дализма в странах Западной Европы разрабатывала преимущественно типы укрепленных замков и культовых сооружений.

При изучении Романской архитектуры не­обходимо ознакомиться с архитектурно-планировочными и конструк­тивными схемами романского стиля во Франции (ц. св. Стефана в Ка­не, ц. Сен-Сернен в Тулузе), в Германии (ц. Михаила в Гильдесгейме, собор в Вормсе), а также в Италии (Пиза, Кремона и др.). Не­обходимо также ознакомиться с большими монастырскими дворами, окруженными арками по колоннам. Представляют интерес конструктив­ные особенности романского стиля (пролеты сводчатых зданий, стрельчатые навершия и др.).

При изучении архитектуры Готики рекомен­дуется обратить внимание на созданные средневековыми зодчими раз­нообразные композиции культовых зданий базиликального типа (со­бор Нотр-Дам и Сен-Шапель в Париже, соборы в Шартре, Амьене, Бурже, церковь аббатства Сен-Дени др.).

Появляются упорные арки (аркбутаны), а с появлением стрельча­тых

очертаний арок и сводов создается конструктивная система го­тического стиля, позволяющая перекрывать значительные пролеты, безопасно увеличивать высоту зданий и устраивать огромные окна, заполняемые витражами. В области строительной техники готика создала блестяще развитую систему каркаса. Это дало возможность строить монументальные готические храмы с грандиозными витражами, кажущиеся воздушными, несмотря на свою величину.

Изучая архитектуру Возрождения в Италии, следует обратить осо­бое внимание на архитектуру раннего и высокого Возрождения, в ко­торой выражались прогрессивные идеи гуманизма – мировоззрения мо­лодого тогда, восходящего класса буржуазии, отражавшего в этот период и народные чаяния в борьбе с феодализмом.

При переходе к позднему Возрождению (XVI в.) необходимо знать важнейшие произведения крупнейших архитекторов Возрождения – Брунеллеско, Браманте, Рафаэля, Микеланджело.

Во второй половине XVI в. в Италии создается новый архитектур­ный стиль, носящий название «барокко».

Изучая архитектуру ренессанса, барокко и классицизма в других странах Европы, не следует трактовать ее только как отражение итальянского ренессанса; необходимо обратить внимание на свое­образие развития архитектуры во Франции, Англии, Чехословакии, Германии, Нидерландах, Испании и др. Идеи архитектуры Возрожде­ния в Италии послужили для них толчком, пробудившим внутренние творческие силы, вызвавшие развитие национальных архитектурных стилей, разрабатывавших композиционные идеи и формы архитекту­ры ренессанса и барокко применительно к архитектурным задачам каждой страны. Например, классицизм XVIII в. во Франции выполнял некоторые прогрессивные задачи в области ансамблевого строи­тельства и формирования новых типов жилых домов. Такой характер нового обращения к античности особенно сказался в поздний период развития классицизма во Франции, в начале XIX в. в так называемом стиле «ампир» (стиле наполеоновской империи), отличающемся показ­ной пышностью, для создания которой применялись самые различные формы архитектуры прошлого (Египет, Рим, Греция и др.).

Вопросы для самопроверки:

1. Какие социально-экономические факторы повлияли на формирование византийской архитектуры?

2. Что такое центрально-купольный, центрический, крестово-купольный и базиликальный тип храма?

3. В чем отличие строительных приемов и конструкций византийской архитектуры от архитектуры античной?

4. Каковы конструктивные и планировочные особенности романской архитектуры?

5. Какова последовательность усовершенствования конструкции перекрытия от ранней романской архитектуры до поздней готики?

6. Каковы теоретические источники зарождения и развития архитектуры Возрождения?

7. Каковы особенности тектоники и ордерных композиций архитектуры Возрождения?

8. Какое влияние на формирование архитектурной стилистики барокко и классицизма оказали новые строительные материалы и типология зданий?