Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема 3. История русской архитектуры



Русское зодчество от древних периодов до XVIII века.

История русской архитектуры восходит к народному зодчеству славянских племен, населявших в древнейшие времена территорию Южной, Центральной и Северо-Западной Руси. Об искусстве древних строителей дают представление национальные типы крестьянского жи­лого дома (дошедшие до нас в переработанном виде) и более поздние деревянные культовые постройки: церкви, погосты и колокольни рус­ского Севера. Памятники XI – ХII вв. свидетельствуют о высокой тех­нической и художественной зрелости каменного зодчества. В древнем Киеве – крупнейшем культурном, торговом и политическом центре средневековой Европы, отличавшемся высоким уровнем городской куль­туры и благоустройства, были созданы в XI в. замечательные образ­цы архитектуры (собор св. Софии). В эпоху феодальной раздроблен­ности (XII – XIV вв.) своеобразная архитектура сложилась также в Нов­городе, Пскове, Полоцке и других центрах древней Руси.

Строгие кубовидные объемы новгородских храмов XI – XII вв. (собор Софии, церковь Спаса-Нередицы и др.), их белые стены, золоченые купольные главы гармонируют с зеленой равниной и густым лесом, обычно составляя с ними природный фон этих монументальных сооруже­ний. В конце XIII – начале XIV вв. в строительстве Новгорода, отстояв­шего свою независимость от власти татар и нанесшего сокрушительный удар ливонским рыцарям, начался новый период подъема (церкви Нико­лы на Липне, Федора Стратилата, Спаса на Ильине и др.).

Зодчество другого крупного центра Северо-Западной Руси – Пско­ва, в своих характерных чертах близкое новгородскому (ансамбли Светогор-

ского и Мирожского монастырей XIV – ХV вв.), создало заме­чательный комплекс оборонительных сооружений – Детинец. Образцо­выми для своего времени были псковские гражданские сооружения, в частности, каменные жилые дома богатых горожан ХV – ХVII вв. (пала­ты торговых людей Поганкиных, дом Яковлева и др.).

Выдающиеся памятники зодчества были созданы во Владимиро-Суздальском княжестве: церковь Покрова на р. Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире – XII в. и др. Памятники Вла­димира, в отличие от строгой простоты новгородской архитектуры, носят характер парадного столичного строительства, Успенский и Дмит­риевский соборы и по своим масштабам, и по сложной композиции, и по богатой пластической обработке поверхностей являются прямыми предшественниками монументальных храмов Москвы. Наряду с храмами, гражданские сооружения Владимира, а также монастырские и церков­ные комплексы соседнего Суздаля составляют одну из блестящих страниц средневекового монументального зодчества.

Развитие русской архитектуры, задержанное почти повсюду в XIII в. нашествием монголов и установлением татарского ига, при­ходит к новому высокому подъему в ХV в, когда центром страны сделалась Москва. В ХV – ХVI вв. был создан новый Кремль, компози­ционным центром которого явился Успенский собор (архит. А. Фиораванти). Это комплекс крепостных сооружений, дворцов и монумен­тальных храмов, один из величайших архитектурных ансамблей, с ис­ключительной силой и художественной глубиной воплотивший идеи национальной независимости и политической мощи Московского Го­сударства. В начале XVI в. была начата постройка колокольни Ива­на Великого (достроена в 1600 г.) – многоярусной башни (85-метро­вой высоты), ставшей главной доминантой кремлевского ансамбля. В 30-х годах XVI в. в селе Коломенском близ Москвы был воздвигнут столпообразный храм Вознесения, увенчанный высоким каменным шат­ром. Этот памятник входит в число самых выдающихся произведений мирового зодчества (архит. Петрок Малый).

В 1555-1560 гг., в память взятия Иваном IV Казани, в Москве на Красной площади был воздвигнут Покровский собор, «что на рву» (за которым позднее закрепилось название "Василий Блаженный") – шедевр русской национальной архитектуры XVI в., созданный русскими зодчими Бармой и Постником Яковлевым.

Монументальный стиль московского зодчества XV – XVI вв., сло­жившийся в пору возвышения и укрепления Москвы, сменился в XVII в. новыми формами, отражающими потребности и вкусы пред­ставителей нового общественного строя – посадских людей. Церк­ви стали строить теперь палатным образом. Усложняющаяся компози­ция церковных построек,

прихотливость их силуэта, применение многоярусных «кокошников», стремление к живописным эффектам, декоративная насыщенность архитектурного убора дворцов, палат и теремов – все это характеризует зодчество Московского государ­ства, развивающегося в XVII в. в громадную абсолютистскую держа­ву. В эту пору создаются (или перестраиваются) обширные ансамбли укрепленных монастырей и городских кремлей (Новодевичий и Донской монастыри в Москве, Троице-Сергиева лавра и Иосифо-Волоколамский монастырь в Подмосковье, Кирилло-Белозерский монастырь, кремль в Ростове Ярославском и др.), которые являются выдающимися образ­цами русского архитектурного ансамбля с его свободной живописной группировкой отдельных строений и глубокой органической связью с окружающей природой. В это время развивается строительство сомк­нутых сводов большого пролета, обеспечивающих создание обширных внутренних пространств в бесстолповых храмах и палатах многочислен­ных каменных гражданских зданий. В конце XVII в. особенное развитие получает в Москве строительство многоярусных церквей из кирпича с широким применением металлических связей, позволившим осуществ­лять весьма смелые конструкции. Архитектура их отличается сложным декоративным убором (так называемый «нарышкинский стиль» – цер­ковь в Филях под Москвой, трапезная в Троице-Сергиевой лавре и др.). Эти же черты характерны и для гражданских зданий того време­ни (Крутицкий терем, палаты Аверкия Кириллова в Москве).

Наряду с Москвой, прекрасные образцы зодчества XVII в. были созданы в Ярославле, где сложилась самобытная архитектурная шко­ла (церкви Иоанна Предтечи, Ильи Пророка и др.).

Русская архитектура XVIII, XIX веков и начала XX века.

С конца XVII в. и первых лет XVIII в. начинается новая эпоха в ис­тории России и ее культуры. Преобразования Петра I, превращение Московского государства в могущественную Российскую империю дали сильнейший толчок развитию гражданского строительства. Строятся правительственные и общественные здания, промышленные и порто­вые сооружения, городские дворцы и загородные резиденции и т.д. Громадную роль в становлении и развитии русской архитектуры XVIII в. сыграло основание Петербурга (1703 г.) – русского города нового типа, сочетавшего принципы «регулярной» планировки с живым чувством природы и со свойственными русскому зодчеству свободой и мощью громадных пространственных композиций. Ведущую роль в пла­нировке Петербурга играли в 30-40-х годах XVIII в. русские архитек­торы П.М. Еропкин, И. Г. Земцов, И.К. Коробов. Уже в середине XVIII в. Петербург превосходил все другие города Европы архитектур­ной организованностью своей центральной части.

Сдержанность архитектурных форм петровского времени сменилась в 30-50 гг. пышным, полным декоративного блеска стилем так назы­ваемого «русского барокко», наиболее видными создателями которо­го были архитекторы: В.В. Растрелли (перестройка Екатерининского дворца и парковые постройки в Царском селе, 1748-1757 гг.; дом Строганова, 1754; Зимний дворец, 1745-1762 гг. в Петербурге и мно­гие другие); Д.Д. Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры, 1742 г.); С.И. Чевакинский (работы в Царском селе, Никольский Морской собор в Петербурге, 1752 г. и др.). Этот стиль, характер­ный при первых преемниках Петра I, не отвечал новым государствен­ным задачам. Перепланировка старых городов, основание ряда город­ских центров на юге России, дальнейшая застройка столицы, нако­нец, строительство громадного числа помещичьих усадеб во второй половине XVIII и начале XIX вв. производились уже на новой архитек­турной основе. Основоположники этого нового в то время направле­ния архитектуры – русского классицизма – архитекторы В.И. Баженов, И.Е. Старов, М.Ф. Казаков и др. – стремились сочетать принципы класси­ческого зодчества с переработкой и развитием русского архитектурно­го наследия. Творчество Баженова было посвящено исканиям нового образного языка русской национальной классики. Например, дом Паш­кова, 1784-1786 гг., дворцовый ансамбль Царицыно под Москвой, 1775-1785 гг. и др. Казаков создал (главным образом в Москве) многочисленные правительственные и общественные здания, дворцы, жилые дома, городские и загородные усадьбы, церкви и др., с боль­шой свободой и поразительным мастерством применяя классические мотивы и формы (здание Московского сената в Кремле 1776-1787 гг., особняк Разумовского, 1793 г., Петровский дворец, Голицинская больница, 1796-I80I гг. и др.) Во второй половине XVIII в. создаются многочисленные усадебные ансамбли, в том числе Архангельское, Кусково, Останкино. Выдающаяся роль в этом строи­тельстве принадлежит зодчим из крепостных крестьян (П. Аргунов, М. Миронов, Г. Дикушин и др.).

Развитие русского классицизма как ведущего направления архи­тектуры продолжается в течение первой трети XIX в. Эта завершаю­щая стадия классицизма ознаменовывается созданием мощных ансамб­лей Петербурга, выдающихся сооружений Москвы и широким городским и усадебным строительством на периферии.

Выдающиеся архитекторы начала XIX в. – А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин и др. – создают в Петербурге монументальные здания, играю­щие огромную роль в создании замечательных ансамблей центральной части города. Архитектурная композиция Адмиралтейства (1806 – 1820гт., архит. А.Д. Захаров) и его великолепный скульптурный убор воплощают идею морского могущества России, символизируя назначе­ние ее северной

столицы. Той же теме посвящена архитектура друго­го монументального здания – Биржи (1804 – 1816 гг.), воздвигнутого на стрелке Васильевского острова (архит. Т. Томон). Характер мону­ментального здания-ансамбля носит Казанский собор (I800 – I811 гг.), образующий своей колоннадой торжественную площадь, примыкающую к Невскому проспекту (архит. А.Н. Воронихин).

Историческая победа русского народа в Отечественной войне 1812 г, находит свое отражение в триумфальных архитектурных об­разах. В 1820 – 1830 гг. создаются крупнейшие монументальные соору­жения и ансамбли Петербурга (Дворцовая площадь с аркой Главного штаба, 1819 – 1829 гг.; здание Сената и Синода, 1829 – 1834 гг. – архит. К. Росси; Павловские казармы, 1817 – 1819 гг. – архит. В. Ста­сов и др.). Огромное строительство велось в Москве после пожара 1812 г. Сочетание простейших архитектурных элементов – стенной плоскости и портика, применение «типовых» скульптурных деталей, преобладание геометрически четких объемов здания, двуцветная ок­раска фасада – характерные черты московского классицизма первой трети XIX в.

Развитие промышленного капитализма в России привело к распаду русского классицизма как целостного архитектурного стиля.

Архитектура второй половины XIX в. не сумела широко использо­вать значительных успехов русской строительной техники, достигну­тых в строительстве больших промышленных и транспортных сооружений, мостов и т.п. Попытки отдельных архитекторов в 70 – 80-х годах применить к постройкам города декоративные мотивы старого рус­ского зодчества привели к искусственным стилизациям (работы И.П. Петрова-Ропета, Д.П. Чичагова, А.Д. Померанцева и др.).

В начале XX в. в русскую архитектуру проникло влияние так называемого стиля «модерн». Интересна архитектура 1900 – 1917 гг. исканиями отдельных архитекторов, направленных к глубокой, творческой переработке традиций древнерусского зодчества и русского классицизма (архит. И.А. Фомин, А.В. Щусев, В.А. Покровский и др.). В этом состоянии русскую архитектуру застала Октябрьская социалис­тическая революция.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие конструктивные и стилевые школы сложились в архитектуре русских удельных княжеств XII – XIV вв.?

2. Каковы особенности архитектуры Владимиро-Суздальского княжества?

3. Каков процесс формирования архитектурной школы Московского княжества?

4. В чем заключаются основные тектонические и стилистические особенности русской деревянной архитектуры?

5. В чем состоит конструктивное и художественное своеобразие Петровской эпохи?

6. В чем заключается отличие русского барокко от западноевропейского?

7. В чем проявились различия московского и петербургского классицизма?

8. Каковы основные этапы стилистического развития русской архитектуры XVIII – XIX вв.?