Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема 4. Архитектура эпохи капитализма



Изучая архитектуру капитализма конца XIX – XX вв. следует об­ратить внимание на творчество Ле Корбюзье. Он один из первых твор­чески и теоретически обосновал необходимость коренного пересмотра принципов строительства зданий на основе использования новой тех­ники.

Появившиеся в это время новые типы зданий (многоэтажные дома, пассажи, универсальные магазины, вокзалы, выставочные павильоны и др.) возводились с применением новых строительных материалов (металла, железобетона и др.). Распространению индустриальных мето­дов способствовали получившие свое развитие в 40-50-х годах идеи функционализма. Основной планировочной единицей становится жилой микрорайон. Каркас и панели стен находят широкое применение в строительстве, особенно жилых и высотных зданий.

Художественное осмысление индустриальных (особенно металличес­ких) каркасных конструкций связано в архитектуре 50-х годов с твор­чеством Мис ван дер Роэ (ансамбль Иллинойского технологического ин­ститута, высотные здания США). Другим выдающимся архитектором был Франк Ллойд Райт. Органическая связь с природой стала одним из ве­дущих принципов его творчества. Наряду с новыми конструкциями он широко использовал традиционные материалы – дерево, естественный камень, кирпич и др. (дом Кауфмана в Бэар-Ране, 1937 г., администра­тивное здание фирмы Джонсона в г. Раине 1936 г.).

Важное место в архитектуре Запада занимает создание новых конст­рукций, особенно крупнопролетных. Значительная роль в этом принад­лежит крупным инженерам, в частности, итальянскому инженеру-архи­тектору П. Нерви. Он на основе изобретенного им армоцемента созда­ет новые многообразные пространственные формы (павильон на промыш­ленной выставке в Турине 1949 г., малый Олимпийский дворец в Риме 1956-57 гг.). Интересны работы таких мастеров как Кандела, Фуллер, Кензо Танге и др.

В 1966 г. американским архитектором Робертом Вентури и англий­ским архитектором Джексоном была выдвинута теория «постмодернизма», дающая интересные примеры взаимодействия формы и конструкции. В 70-е годы развивается и приобретает значение еще одно направле­ние – «техницизм», символизирующий в архитектуре радикальное обнов­ление формы под воздействием научно-технического прогресса. Конструкции зданий, их оборудование и другие технические устройства выступают не только в свойственных им функциях, но и в роли свое­го рода символов и даже декораций. Ярко окрашенные обнаженные конструкции, массивные трубы, воздухопроводы и прочие детали тех­нологического оборудования вместе с панелями из стекла и пласти­ка – определяющие элементы облика такого рода построек (Центр искусств им. Ж. Помпиду в Париже, архитекторы Р. Пиано и Р. Роджорс, 1972 –1977 гг.).

Идейная основа постмодернизма вытекает из принципа подчинен­ности метода зодчего сложному комплексу жизненных процессов. Поэтому историческое архитектурное наследие должно активно ис­пользоваться в современном творчестве, символизируя связь времен и способствуя «поэтизации мира архитектуры, преодолению духа хо­лодных бездушных форм машинного века».

Исторические постройки городов осмысливаются постмодернистами многопланово: и как сложившаяся пространственная среда, в кото­рую тактично входят новые здания, и как архитектурные объекты, воздействующие на композицию проектируемых комплексов, с учетом сложившихся в данной стране национальных традиций. Во Франции ар­хитектор Рикардо Бофилл вводит в архитектуру современных жилых кварталов «французский дух», близкий величественному классицизму городских исторических ансамблей (жилой комплекс «Озерные аркады», жилой квартал «Абраксаэ» и др., 80-е гг.).

Вопросы для самопроверки:

1. Крупнейшие архитекторы – основоположники современной архитектуры.

2. Каковы стилистические направления рассматриваемого периода?

3. Как проявились национальные особенности в архитектуре капитализма конца XIX – начала XX вв.?