Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема 5. Отечественная архитектура советского периода



Развитие архитектуры в Советском Союзе было частью строительст­ва нового государства.

В труднейших условиях гражданской войны было начато строительст­во жилых рабочих поселков и кварталов, которые наряду с промышленными сооружениями были первыми крупными объектами советской архи­тектуры. Среди них поселок Шатурской ГЭС, жилые кварталы: Дангауэровский в Москве, ул. Стачек в Ленинграде, район им. Шаумяна (бывший Арменикенд) в Баку и др. Отличительные черты советской архитектуры проявились уже в создании Волховстроя и особенно ги­гантской гидростанции Днепрогэс (под руководством акад. В. Весни­на).

Вскоре после окончания гражданской войны были созданы значи­тельные архитектурные произведения. В 1923 г. в Москве был по­строен ансамбль Всероссийской сельскохозяйственной выставки. В постройках выставки были творчески использованы традиции рус­ского и мирового классического зодчества и применены оригиналь­ные технические приемы (особенно в деревянных конструкциях).

Одним из выдающихся произведений отечественной архитектуры является Мавзолей В.И. Ленина, воздвигнутый по проекту акад. A. Щусева в 1924 г. (первоначально – из дерева, позже – из красного, серого и черного гранита). Мавзолей органически вошел в архитектурный ансамбль Красной площади.

Новыми типами зданий являются Дворцы и Дома культуры, построен­ные во многих городах бывшего СССР. Примером может служить Дворец культуры им. Лихачева в Москве (архитекторы Л.А., В.А. и А.А. Вес­нины).

Особенно интересны такие крупные общественные здания, как Го­сударственная Библиотека им. В.И. Ленина в Москве (архитекторы B. Гельфрейх и В. Щуко), а также крупнейшие театральные здания, рассчитанные на массового зрителя: новые театры в Ростове-на-До­ну (архит. В. Гельфрейх и В. Щуко), в Ташкенте (архит. А. Щусев), в Ереване (архит. А. Туманян) и др. К числу больших общественных сооружений относятся: стадион «Динамо» (архит. Л. Чериковер), стадион им. В. И. Ленина в Лужниках, Москва (архит. А. Власов), а также стадионы в Киеве (архит. М. Гречина), в Тбилиси (архит. А. Курдиани), в Ленинграде (архит. А. Никольский) и др.

Воздвигнуты в различных бывших союзных республиках монументаль­ные правительственные здания. Таковы Дом Совета Министров СССР в Москве (архит. А. Лангман), Дом Советов в Ленинграде (архит. Н. Троцкий), Дом Верховного Совета УССР (архит. В. Заболотный) и Дом Совета Министров УССР (архит. И. Фомин и П. Абросимов) в Киеве, Дом правительства Грузии в Тбилиси (архит. В. Кокорин и Г. Лежава), Дом правительства Армении в Ереване (архит. А. Таманян) и др. Образцом крупного общественного здания довоенного периода является Институт Маркса-

Энгельса-Ленина в Тбилиси (архит. А, Щусев), сочетающий монументальность строгих класси­ческих форм с изяществом архитектурно-декоративных деталей, вы­полненных народными мастерами в традициях грузинского зодчества.

В I935 г. была произведена реконструкция Москвы. Осуществлено строительство новых жилых домов, в том числе жилых комплексов на ул. Горького и Б. Калужской, построенных поточно-скоростным методом (архит. А. Мордвинов). Построено много школ, больниц, театров и кинотеатров, универмагов, детских садов и других об­щественных зданий, новых линий метрополитена, гранитных набереж­ных, мостов большого пролета, автомобильных шоссе, виадуков; осуществлены озеленение, перепланировка районов и создание новых магистралей.

Был построен канал им. Москвы, соединивший р. Москву с р. Волгой и обеспечивший обводнение реки. Шлюзы, плотины, мосты, станции канала органически связаны с окружающим пейзажем (авторы лучших сооружений – архитекторы А. Рухлядев, В. Кринский, В. Мовчан, Д. Савицкий и др.).

Большое значение имело строительство Московского метрополите­на. Городская подземная дорога стала не только сложным техничес­ким сооружением, но и высокохудожественным архитектурным ансамб­лем (архитекторы И. Фомин, А. Щусев, В. Гельфрейх, Н. Колли, А. Душ­кин и др.)

Новые кварталы жилых домов выросли в окраинных районах Ленингра­да: на Охте, в Щемиловке, Автове, вдоль Московского шоссе.

Планы реконструкции осуществлены во множестве городов бывшего СССР, в том числе в Харькове, Ростове-на-Дону, Свердловске, Ново­сибирске, Челябинске, Горьком, Киеве, Минске; Тбилиси, Баку, Ере­ване, Ташкенте, Душанбе, Ашхабаде, Фрунзе, Алма-Ате.

Выросли новые города в различных районах страны: на Урале (Маг­нитогорск), Украине (Большое Запорожье), Дальнем Востоке (Комсо­мольск), Кавказе (Рустави, Сумгаит), Крайнем Севере (Игарка, Мон­чегорск).

Преобразования в деревне повлекли за собой изменение архитек­турного облика села. В некоторых крупных селах появились такие об­щественные здания как сельские клубы, Дома культуры, избы-читальни, детские сады и ясли, здания правлений колхозов. Новым явлени­ем в архитектуре деревни явилась планировка территории колхозного села, районная планировка.

Великая Отечественная война поставила свои, особые задачи пе­ред архитектурой и строительством.

Еще во время войны началась разработка перспективных планов восстановления и реконструкции особенно сильно пострадавших горо­дов:

Волгограда, Ростова-на-Дону, Калинина, Севастополя, Новорос­сийска, Смоленска, Новгорода и др.

После войны по плану восстановления и развития народного хозяй­ства было восстановлено более 300 разрушенных городов.

В процессе восстановительной работы формировался новый архитек­турный облик города: генеральные планы застройки предусматривали обновление жилого фонда, создание новых кварталов, магистралей, площадей. Развитие отечественной архитектуры и градостроительства в послевоенные годы характеризовалось глубокими качественными изменениями. Новые задачи, поставленные перед архитектурой, нашли свое отражение в развернувшейся работе по дальнейшей реконструкции Москвы. Главное место в этой работе занимало строительство жилищ, школ и больниц.

Реконструкция жилых кварталов, возведение многоэтажных жилых зданий, коренная реконструкция въездов в город, перепланировка и новая застройка многих районов столицы осуществлялись в широких масштабах.

Важной особенностью развития архитектуры в послевоенные годы явилось широкое внедрение новой техники во все области городско­го строительства и благоустройства.

Создание крупных заводов, выпускающих мощные краны, сложные строительные машины, а также заводов строительной индустрии, изго­товляющих не только строительные детали и стандартные конструкции, но и крупные части зданий, обеспечивающие быструю сборку, - все это способствовало ускорению темпов возведения сооружений.

Однако наряду с техническими достижениями в архитектуре после­военного периода проявились тенденции украшательства; широкое рас­пространение получила внешне показная сторона архитектуры, изоби­лующая большими излишествами.

Серьезные недостатки в творческой направленности архитектуры этого периода были отмечены на Всесоюзном совещании строителей, архитекторов и работников научно-исследовательских учреждений, проходившем в декабре 1954 г. в Москве.

Состоявшийся 25 ноября – 3 декабря 1955 г. в Москве Второй Всесоюзный съезд архитекторов обсудил мероприятия по перестрой­ке архитектурно-строительных организаций и творческие вопросы архитектуры.

После 1955 г. архитекторы создали немало значительных соору­жений. Новые черты архитектуры получили свое отражение в соору­жениях Куйбышевской ГЭС (1952-1957 гг.), в создании в 1956 г. и Москве комплекса сооружений Центрального стадиона имени В.И. Ленина (архит. А. Власов, И. Рожин, Н. Уллас, А. Хряков, инж. В. Насонов, В. Поликарпов, Н. Резников).

В области жилищного строительства новое направление архитекту­ры может быть проиллюстрировано строительством Юго-Западного райо­на Москвы. Среди лучших архитектурных произведений бывших союзных республик следует назвать гостиницу «Рига» в Риге (Латвия, архит. А. Айверс, 1956 г.) и гостиницу «Ташкент» в Ташкенте (Узбекис­тан, архит. М. Булатов и Л. Караш, 1959 г.). Необходимо также от­метить гостиницу «Юность» в Москве (архит. Ю. Арндт и др.).

В 60-е годы были созданы монументальные ансамбли и сооруже­ния: Дворец съездов в Кремле, проспект Нового Арбата, здание Со­вета Экономической Взаимопомощи (архит. М. Посохин), телевизион­ная башня в Останкино в Москве (инж. Н. Никитин). В республиках и различных районах страны построены новые города: Навои в Узбе­кистане, Шевченко в Казахстане, Зеленоград и Тольятти в Россий­ской Федерации.

В 70-е годы сложное экономическое положение страны тяжело отразилось на дальнейшем развитии архитектуры: унылый стандарт стал царить в застройке городов. Но, несмотря на это, появилось много значительных архитектурных объектов. Например: Дворец Республики в Алма-Ате (1970 – 1971 гг., архитектор Н. Рипинский, Ю. Ратушный и др.), Государственная библиотека Туркмении в Ашхаба­де (1973 г. архит. А. Ахмедов).

В это же время были созданы новые по своей структуре и архитек­турному облику центры колхозных и совхозных усадеб: поселки Саку, Куртна и Винни в Эстонии, Вертилишки в Белоруссии, Дайнава в Лит­ве. Эти поселки частично создавались заново, частично реконструиро­вались.

В 1980 – 1990 годы наряду со специально разработанными региональ­ными сериями проектов, обширными жилыми массивами и отдельными домами, в которых проявляются оригинальные местные черты, наряду с административными зданиями и гостиницами, поликлиниками, боль­ницами, спортивными сооружениями, детскими садами и школами появ­ляются, как примета времени, бизнес-центры, реставрируются церков­ные здания.

Самобытными и оригинальными, соответствующими новым запросам жизни надо назвать такие сооружения как культурно-исторический центр «Государственная Третьяковская галерея» (1990-е гг. архит. И. Виноградский, Г. Астафьев и др.), Кукольный театр в ансамбле центра Воронежа (1990-е гг. архит. Н. Тонеев, В. Фролов и др.), Дворец бракосочетания в Белгороде (1990-е гг. архит. В. Вишнев­ский, 0. Вишневская и др.). Общеинститутский комплекс Московско­го инженерно-строительного института им. Куйбышева (1988 г., архит. В. Степанов, Р. Мелкумян и др.).

В начале девяностых годов созданы давно необходимые в нашей практике серии 2, 3, 4-этажных кирпичных домов для застройки малых го-

родов – Владимира (архит, Ю. Штоль, Р. Лебедев и др.); коттеджи для Санкт-Петербурга и пригородов (1990-е гг. архит. М. Мамошин, А. Юдин и др.).

Прекрасно реставрированы церковные ансамбли, такие как Свято-Данилов монастырь в Москве (1990 г., архит. В. Климов, Ю. Рабаев и др.); реконструирована церковь Николы Гостинного с колоколь­ней и картинной галереей в Великом Устюге (конец 1980 гг., архит. Э. Наседкин, искусствовед Г. Фадеева).

Вопросы для самопроверки:

1. Какие ведущие творческие направления сложились в советской архитектуре20-х гг. XX в.?

2. Какое влияние развитие строительной техники и науки оказало на особенности отечественной архитектуры?

3. Выдающиеся архитекторы «модерна».

4. Что такое конструктивизм в архитектуре?