Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Ошо (Бхагаван Шри Раджниш) – Код Иисуса

www.e-puzzle.ru

Шри Раджниш

Код Иисуса

Москва 2008

ББК 84,5 ИД 096

Шри Раджниш Код Иисуса

Москва ИП Солдатов 2008 320стр

ISBN 978-5-94726-096-0

 

Багван Шри Раджниш - известный на западе также как Ошо - просветленный мастер нашего времени, автор 350 книг.

Книга включает в себя 19 бесед Раджниша по каноническим Евангелиям.

 

Беседы по Новому Завету были проведены в ашраме Раджниша в Пуне, Индия.

Редактор Свами Вит Праяс

Перевод Солдатов АВ Архипов АВ 1998

© I say unto you vol 1-2 Shree Rajneesh India 1977 © Солдатов А. В. Русский перевод 1998

Формат 70 X 90/16 Бумага офсетная Гарнитура «Times». Печать офсетная Уел. печ. л. 20 уч-изд. л. 20 Тираж 2000 экз. Заказ № 0729940

Все права на русский перевод этой книги защищены в соответствии с законом России об авторских правах.

Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленного электронного оригинал-макета С ЯПК в ОАО «Ярославский полиграфкомбинат»

.... 150049, Ярославль, ул. Свободы, 97

04030300-022 7Пб(03)-96 без объявления ISBN 978-5-94726-096-0

 

Содержание

 


1. Флейта на устах Бога 4

2. Освободитесь от своего ума 18

3. Сначала примиритесь 31

4. Пока вы не сотворите свое лицо 50

5. Молись отцу своему в тайне 64

6. Распятие 80

7. Сдача во тьме 96

8. Живите в вечности 112

9. Принять дар божий 128

10. Доверите - ваше божье царство 145

11. Я не осуждаю тебя 163

12. Идите до самого конца. 180

13. Да здравствует новизна! 197

14. Уважать и принимать 216

15. Экстаз - встреча противоположностей 233

16. Пришла пора для этой мысли 251

17. Человек это пустой храм 268

18. Смысл это внутреннее довольство 385

19. Вы тоже будете жить 303


 

 

Ошо (Бхагаван Шри Раджниш) - Библия Раджниша (том 1, книга 1)

Ошо (Бхагаван Шри Раджниш) - Библия Раджниша (том 1, книга 2)

 

Глава 1

Флейта на устах Бога

(21 октября 1977 года)

Евангелие от Матфея, глава 5:

1. Увидев народ, Он взошел на гору;

и когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими.

10. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

12. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах:

13. Так гнали и пророков, бывших прежде вас. Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

 

Евангелие начинается сказочно красиво. Ни одна другая книга не начинается так, как Евангелие, ни одна другая книга не может начинаться так. Слово «Библия» переводится как Книга Книг, таково точное значение этого слова»; Книга - самый ценный документ, которым обладает человечество, поэтому ее называют Заветом, ведь в нем Иисус был свидетелем Бога; Иисус стал свидетелем Бога, заветом. Таково единственно возможное доказательство. Послание Бога невозможно опровергнуть, но лишь такой человек, как Иисус, может доказать его.

Евангелие содержит в себе все прекрасное в цветении Иисуса, всю его красоту. Эти высказывания самые прекрасные в человеческой истории. Ни Будда, ни даже Лао-Цзы не говорили так, как Иисус. Будда был тонким философом, а Иисус изъяснялся очень ясно и просто. Иисус говорил как деревенский житель, крестьянин, рыбак. В его словах есть твердость, четкость, реальность.

Слова Будды абстрактны, он произносит высокие, философские слова. Слова Иисуса земные, совершенно простые. От них исходит аромат земли, запах, возникающий после дождя, коща земля впитывает влагу и источает аромат, запах сырой земли. Такой аромат вы можете ощутить на морском побережье, заслышав благоухание океана, деревьев. Слова Иисуса земные, они укоренены в земле. Это земной человек, и в этом заключена его красота. Никто не может сравниться с его красотой. Небо прекрасно, но оно абстрактно и далеко.

Поэтому я хочу сказать вам, что ни одна другая книга не начинается так, как Евангелие; ни одна другая книга не повествует таким красивым слогом, как Евангелие.

Слово «Евангелие» (Gospell) происходит от слова (Godspell), что значит слова, произнесенные Богом. Бог говорил через Иисуса. Иисус всего лишь полый бамбук.

Песнь исходит от Бога, но метафоры Иисуса очень близки к истине жизни. Он не изобретает новые понятия, а всего лишь показывает истину такой, какая она есть.

Библия начинается так:

«Родословие Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду... Иуда родил Фареса... Фарес родил Есрома; Есром родил Арама...» И так далее, поколение за поколением. А затем: «...Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христом».

Затем описание генеалогии внезапно прерывается. Между Авраамом и Иисусом было сорок два поколения. В Евангелии о сорока двух поколениях, а затем вдруг рождается Иисус, и описание генеалогии прерывается. Внезапно все прекращается, потому что Иисус и есть реализация, нет никого выше его. Иисус стал высшей точкой, дальше ничего не происходит. Итак, «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова...» Поколение следует за поколением. Но после Иисуса никто не рождается, все окончилось. Иисус стал цветением, реализацией. Поэтому в Библии Иисуса назвали плеромой, осуществлением.

Все сорок два поколения реализовались в Иисусе. В нем воплотилась вся предшествующая ему история. Он вернулся домой. Иисус стал плодом, ростом, эволюцией сорока двух поколений. Иисус и есть осуществление, поэтому Евангелие больше ничего не говорит о следующих поколениях. Именно это и означает слово «Христос».

Рождение бывает двух типов. Одно рождение происходит через других людей, отца и мать. Так рождается тело. Другое рождение вы даете себе сами. Вам следует родить себя. Вы должны стать материнским чревом, должны стать отцом, матерью и ребенком. Вы должны умереть для прошлого и родиться для будущего. Вы должны родить сами себя. Поэтому я говорю, что книга* начинается невероятно красиво. Начало исполнено огромного смысла: Иисус никого не породил, кроме себя.

В этом заключен смысл распятия и воскрешения. Вы можете распять тело, но дух распять невозможно. Вы можете разрушить тело, но не можете разрушить дух. Тело материально: его можно разрубить мечом, отравить ядом; и даже если никто не станет убивать вас, все равно наступит смерть, и тело непременно исчезнет. Оно должно уйти, поскольку создано таким образом, что может существовать лишь короткий промежуток времени. Тот, кто осознан, использует это время для того, чтобы взрастить в себе дух.

Тело подобно винограду, который быстро портится. Вы не можете хранить долго виноград, он испортится. Но из него можно сделать вино, поэтому его также называют духом. Вы можете создать дух в своем бытии, свое вино. Виноград нельзя долго хранить, он быстро портится, но вино может храниться вечно. На самом деле, чем старее вино, тем оно ценнее. Оно не зависит от времени, так как принадлежит вечности.

Тело подобно винограду. Если вы правильно используете его, то можете создать в себе вино. Тело исчезнет, но вино, дух останется.

Иисус творил много чудес. В частности он превращал воду в вино. Не надо буквально понимать эти метафоры. Если вы примете их буквально, то упустите их значение, величие. Если вы станете доказывать, что такие вещи происходили в самом деле, то сглупите, повредив самому Иисусу. Это просто метафоры о внутреннем мире.

Внутренний мир невозможно выразить буквально, его выражают лишь символически. Превращение воды в вино просто означает сотворение вечности во временности, создание того, что пребудет там, где ничего не остается.

Если вы храните воду, она рано или поздно испортится. Но вино можно храниться годами, веками; и чем дольше оно хранится, тем более крепким становится. Вино - метафора, обозначающее нечто непреходящее.

Иисус преобразился, пожертвовав собой. Никто никогда не сможет преобразиться без самопожертвования. Вы должны заплатить за преображение. Крест - вот та цена, которую вы заплатите. Чтобы возродиться, вы должны умереть; чтобы обрести Бога, вы должны все потерять.

Иисус породил самого себя. Это случилось на кресте. Какое-то время он сомневался, не знал, что ему делать. И такое настроение естественно. В какой-то миг он не видел Бога. Все было кончено; Иисус терял все, готовился к смерти, и ему казалось, что ничего нельзя достичь... Это бывает даже с семенами. Вы кладете семя в землю, и наступает миг, когда оно теряет себя, и тогда сомнения неизбежны. То же самое произошло с Иисусом на кресте. Семя умирает, оно должно остаться в прошлом. Семя хочет выжить, ведь никто не хочет умирать. Но оно даже не может представить себе, что смерти нет, что скоро наступит воскрешение, и его жизнь станет во много раз более великой, что скоро оно пустит росток.

Смерть семени становится рождением дерева. Распустится роскошная листва, появятся цветы и плоды. Прилетят птицы, они сядут на ветви и совьют гнезда. Люди будут прятаться в тени дерева, и оно будет по ночам разговаривать с облаками и звездами, будет играть с небом и танцевать на ветру. Возникнет великая радость. Но как об этом может знать бедное семя, которое никогда не было ничем другим? Для него это непостижимо. Поэтому Бог непостижим.

Семени невозможно доказать, что все это будет, потому что, если оно спросит: «Тогда смогу ли я увидеть то, что будет?», вы не сможете доказать, не сможете показать ему то, что произойдет. Все произойдет в будущем, но когда это случится, семени уже не будет. Семя никогда не сможет встретиться с деревом. Человек никогда не сможет встретиться с Богом. Бог приходит, когда человека нет.

Иисус колебался, смущался, его охватил ужас. Он кричал, обратившись к небу: «Почему ты оставил меня? Почему ты подвергаешь меня пытке? Что дурного я сделал?» В уме Иисуса возникли тысячи мыслей.

Семя умирает, но оно не знает, что будет потом. Оно не может постичь следующий шаг, и здесь необходима вера, доверие. Семя должно верить в рождение дерева. Вопреки сомнениям, страхам, опасности, смущению и волнениям, не взирая ни на что, семя должно поверить, что дерево вырастет, появится. Так семя совершает скачок в веру.

Подобный скачок совершил Иисус. Он расслабился на кресте и сказал: «Да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя...». Его сердце затрепетало, и это естественно. Ваше сердце тоже будет трепетать, вы тоже будете бояться, когда пробьет час вашей смерти, и наступит миг, когда ваше эго должно исчезнуть, когда вы должны утратить себя в пустоте. И вам покажется, что выжить невозможно, что надо сдаться.

Сдача может произойти двумя способами. Вы можете сдаться неохотно, упустив реальность, суть. Тоща вы просто умрете и возродитесь. Если же вы сможете расслабиться в глубоком приятии, доверии, если сможете сдаться без сопротивления... Именно так поступил Иисус - вот величайшее чудо. Я считаю именно это чудом, а не исцеление больных, слепых, прокаженных, воскрешение умершего Лазаря. Нет, для меня не таковы настоящие чудеса. Все это притчи, метафоры. Каждый мастер возвращал зрение слепым, слух - глухим. Каждый мастер вызволял людей из смерти, которую они называли жизнью, воскрешая их из могил. Все это метафоры.

Настоящее чудо произошло, когда Иисус несмотря на свои сомнения, страх, колебания, подозрения расслабился, сдался и сказал: «Да будет воля Твоя». В этот миг Иисус умер, и родился Христос.

Тейяр де Шарден называет это явление Христогенезом: Иисус рождает Христа. Посредством Христогенеза человек становится тем, чем он в действительности является. Он теряет то, чем не является, и становится тем, что он есть. Человек становится крещеным. Будьте крещеным, но никогда не становитесь христианами. Христианин - тот, кто следует христианской догме. А крещеный человек - тот, кто умирает как семя и становится деревом.

Крещение означает, что вы отбросили свое эго, исчезли как свое «я» и появились на другом уровне, преобразившись, воскреснув. Крещение означает, что вы уже не одни: Бог пребывает в вас, а вы - в Боге.

Таков парадокс Сознания Христа. Христос часто называет себя сыном человеческим и сыном божьим. Он и тот, и другой. В отношении тела и ума он сын человеческий, а в отношении духа, сознания он сын божий. Ум это механизм сознания, тогда как тело - обитель духа. Иисус парадоксален: с одной стороны, он человек, с другой стороны, он Бог. А когда Бог и человек работают вместе, чудеса неудивительны. Чудеса случаются, только когда Бог и человек действуют вместе, тесно взаимодействуют.

Толстой сказал: «Христос это одновременно Бог и человек, которые работают вместе, идут вместе, танцуют вместе». Святой Августин сказал: «Человек не может существовать без Бога, как и Бог - без человека». Христос это процесс встречи конечного с бесконечным, времени с вечностью. Время и вечность встречаются и сливаются.

Старый садовник перекапывал землю. Мимо проходил священник.

«Джордж, - сказал священник. - Как красиво всё, что Бог и человек делают вместе!»

«Согласен, ваше степенство, но видели бы вы этот сад в прошлом году, коща Бог делал всё в одиночку!»

Да, все верно: в одиночестве человек бессилен, и Бог также не может работать один. В одиночестве Бог могущественен, но лишен средств. В одиночку человек становится полым бамбуком; никто не играет на нем, некому наполнить его музыкой, гармонией, мелодией. В одиночестве Бог может создать мелодию, но у него нет полого бамбука, чтобы сделать флейту.

Христос это флейта на устах Бога. Поэтому от Христа пришли лишь слова, произнесенные Богом (godspell), Евангелие (gospell).

Прошли четырнадцать поколений... «Итак, всего от Авраама до Давида - четырнадцать колен; от Давида до переселения в Вавилон - четырнадцать колен; от переселения в Вавилон до Христа - четырнадцать колен».

Это также символично. Такие книги, как Библия, написали не обычные люди. Вот что Гурджиев называл объективным искусством. Библия - один из примеров мирового объективного искусства. Она не похожа на книгу Шекспира или Калидасы. Эти люди создавали субъективное искусство. То, что они пишут, прекрасно. Они наделены чувством красоты, но они такие же бессознательные, как и любой другой человек, у них есть чувство красоты, но они так же спят, как остальные люди. Их искусство субъективно, в нем проявляется самовыражение.

Но такие книги, как Веды, Коран, Библия, Упанишады, написали не спящие люди. Они написаны не как красивая поэзия или проза. Их написали люди, которые знают, что такое истина, которые пробудились к ней. Тогда все, что они написали, похоже на карту. Вы должны расшифровать ее, разгадать ее смысл, иначе вы все упустите.

Откуда эти четырнадцать поколений? Ни один ученый не интересовался этим вопросом. Никто из тех, кто изучал Библию, не задавался таким вопросом. Почему поколений только четырнадцать? Почему не пятнадцать или тринадцать?

Мы видим пример объективного искусства. Число четырнадцать выбрано по определенной причине, которую надо найти.

Дух взрослеет подобно телу. Тело созревает за четырнадцать лет, достигает половой зрелости и может воспроизводиться. В четырнадцать лет, если речь идет о воспроизведении, тело достигает зрелости: мальчик может стать отцом, а девочка

- матерью. Люди могут производить себе подобных.

Точно так же созревает дух. Если телу для достижения половой зрелости требуется четырнадцать лет, духу для достижения зрелости нужно пройти четырнадцать поколений. Таков смысл четырнадцати колен: от Авраама до Давида, от Давида до изгнания в Вавилон и от изгнания в Вавилон до Иисуса. Когда дух достигает зрелости, когда плод созрел, он падает с дерева. Пока плод незрел, он висит на дереве. Пока плод незрел, он должен быть привязан. Если он упадет, не созрев, то никогда не станет сладким, а останется горьким, кислым. От плода не будет никакой пользы. Чтобы созреть, он должен быть привязан к дереву. Связь просто указывает на то, что плод не готов покинуть дерево. Коща кто-то достигает зрелости, сама эта зрелость становится свободой, и привязанность исчезает.

Иисус исчезает в Боге. Он падает с древа жизни - плод созрел. Поэтому на Востоке говорят, что, когда человек становится совершенным, в том смысле, что он достиг уровня, до которого можно вырасти на земле, он не возвратится. Он уходит в запредельность, за точку возврата. И он никогда не вернется. Его называют Буддой, или джайном.

Иудеи называли это состояние Христом: тем, кто ушел за все пределы и останется здесь совсем не надолго. Плод созрел и может упасть каждую минуту. В каждый миг достаточно лишь легкого дуновения ветерка, чтобы он исчез навсеща, растворился в существовании. Итак, история генеалогического древа заканчивается на Иисусе: он не женится, у него нет потомков. Его безбрачие не имеет ничего общего с обычным целибатом. Христос не противостоит любви, сексу; он не пуританин, не моралист.

На днях я читал Достоевского: «Моралисты - всегда очень несчастные люди». По моему мнению, он сделал справедливое наблюдение. Моралисты в самом деле несчастны. На самом деле, моралистами становятся только несчастные люди. Они настолько несчастны, что хотят сделать несчастными остальных людей. А лучший способ сделать людей несчастными - внушить им чувство вины.

Иисус не моралист. Его брахмачаръя, безбрачие обладает иным качеством. Он просто больше не интересуется в воспроизведении на физическом уровне, а хочет воспроизводиться на духовном уровне. Он рождает не детей, а учеников. Иисус создает в мире больше прибежищ для Бога. Он творит не тела, а души. Иисус - замечательный мастер, ведь он создал на земле так много просветленных людей, поскольку обладал магией прикосновения. Он обновлял людей.

Будда создал много просветленных людей, но все они были зрелыми душами. Шарипутра был зрелой душой, плод созрел. Мне кажется, что, если бы даже в жизни Шарипутры не было Будды, он все равно рано или поздно стал бы просветленным. Будда был не особенно нужен. Он помог, ускорил ход событий, но был не так нужен. Если бы Шарипутра не встретил его, может быть, за одну или две жизни он пришел бы к этому сам. Он уже подходил, был на границе. То же самое произошло с Махакашьяпой, Могалаяной и другими учениками Будды.

Но Иисус в самом деле творил чудеса. Он касался обычных камней и превращал их в бриллианты. Он жил среди обычных людей... Рыбак забрасывает невод. Иисус подходит к нему, кладет руку ему на плечо и говорит: «Загляни в мои глаза. Сколько еще времени ты будешь ловить рыбу? Я сделаю тебя ловцом человеческих душ. Посмотри мне в глаза». И бедный рыбак, необразованный, неискушенный, некультурный человек, который никоща ни о чем не слышал, никогда не интересовался духовностью, и довольствовался тем, что ловил рыбу и продавал ее, был счастлив своей повседневной жизнью, смотрит в глаза Иисуса, а затем бросает сеть и идет за ним. Этот рыбак стал просветленным. Крестьянин, мытарь, даже проститутка Мария Магдалина...

Иисус превращает обычный металл в золото. Он и есть философский камень. Его прикосновение обладает магией: все, к чему бы он ни прикасался, обретает Дух.

Будда сделал просветленными многих людей, но они уже шли по Пути. Будда работал не с простыми, а с образованными, добродетельными, избранными людьми. Но Иисус работал с обыкновенными людьми из низших слоев общества, с угнетенными и бедными людьми. Вот преступление, в котором обвиняли его первосвященники: Иисус общался с аферистами, пьяницами, проститутками. Он общался с проститутками, говорил и ел с кем угодно. Иисус - «падший» человек. Поначалу он мог показаться падшим. Но он опускался только для того, чтобы помочь людям подняться. Он приходил к самым падшим людям, чтобы поднять их на высоты бытия. Вот суть!

Самый низкий человек может быть неискушенным, некультурным, но его сердце чисто, в нем больше любви. Таково различие. Путь Будды состоит из рассудка, интеллекта. Он не подойдет к рыбаку и не скажет ему: «Ступай за мной, и я сделаю тебя просветленным». Для него это невозможно. Его путь заключается в знаниях, интеллекте, рассудке. Рыбак даже не поймет его язык; он слишком высок, непонятен для него.

Путь Иисуса заключается в любви, а у бедных людей больше любви, чем у богатых. Может быть, поэтому они бедны, поскольку, если у вас много любви, вы не можете накопить много денег, это несовместимые понятия. Когда у вас много любви, вы делитесь. Богатый человек не может быть любящим, потому что любовь всегда представляет опасность для его богатства. Если он полюбит людей, то должен будет делиться с ними.

Я останавливался семь лет в одной семье. Хозяин был очень богатым, и он интересовался моими лекциями, поэтому он приглашал меня гостить у него. Он принял меня очень хорошо, предоставил мне большой дом с садом. Только для того, чтобы быть со мной, он привез ко мне всю свою семью. Но я удивился, потому что ни разу не видел, чтобы он разговаривал с женой и детьми. Мы становились все более близкими друзьями, и однажды я сказал ему: «Я никогда не видел, чтобы ты сидел рядом с женой и детьми. Я никогда не видел, чтобы ты разговаривал с родственниками. Но отчего ты так ведешь себя?»

Он объяснил: «Если я начну разговаривать с женой, она сразу же скажет, что в магазине продают красивые украшения, что в лавку напротив завезли новые красивые сари, и так далее. Она немедленно залезет в мой карман. Если я стану разговаривать с детьми, они тоже потянут руки в мой карман. Я понял, что лучше молчать, быть суровым и непреклонным. Так я защищаю себя. И никто ничего не попросит у меня».

Я понял его мысль. Подобным образом рассуждают все богачи мира. Человек, который слишком одержим деньгами, привязался к ним потому, что не умеет любить. Деньги стали заменой любви! Он копит деньги, потому что ему кажется, будто только они могут сделать его счастливым: «Скопи деньжат, ими можно купить кого угодно». Он верит, что может получить любовь за деньги.

Он может купить секс, но не любовь. И все же многие люди считают секс любовью. Он может купить тело, но не может установить тесную связь с людьми. Многие люди полагают, что достаточно просто владеть чужим телом: «Что еще нужно? Зачем беспокоиться о чем-то большем?» Многие люди интересуются только случайным сексом, не душевной близостью, не глубоким внутренним диалогом. Они боятся этого, потому что тогда возникают обязательства, ответственность. Им придется быть чувствительными, бдительными. «Зачем беспокоиться? Хорош и случайный секс, который можно купить». Человек, одержимый деньгами, полагает, что можно купить всё. «Зачем беспокоиться о чем-то еще? Можно купить красивую женщину, красивый дом, что угодно». Ему кажется, что так он получит удовлетворение. Но это никогда не принесет ему удовлетворение. Довольство принесет только любовь, никакой заменитель никогда не сможет удовлетворить вас. Заменитель неполноценен, это суррогат.

У бедных людей больше любви, потому они не развивали ум, и вся их энергия сосредоточилась в сердце. Есть два центра: энергия движется либо в сердце, либо в голову. Очень редко можно найти уравновешенного человека, энергия которого одновременно движется в оба центра, или который может направлять энергию в другой центр, в случае необходимости менять ее направление. Когда ему нужен интеллект, он направляет энергию в голову. Когда он хочет любить, то направляет всю свою энергию в сердце. Таков совершенный человек. Но обычные люди не насколько совершенны. Они находятся либо в голове, либо в сердце.

Путь Иисуса исполнен любви, поэтому он творил чудеса для бедных, обычных людей, у которых не было развитого интеллекта. Но эту возможность можно использовать. Их энергия была грубой, но она шла от сердца. Они больше походили на детей.

Тело достигает зрелости за четырнадцать лет - точно так же дух созревает за четырнадцать поколений. Это минимальный срок, продолжительность которого зависит от вас. Он не сможет созреть даже за четырнадцать поколений. Вы можете оказаться ленивыми и остаться неосознанными. Тогда вы можете жить многие миллионы жизней, но не станете зрелыми. Но четырнадцать поколений это естественный временной период, необходимо именно столько времени.

Дух - не однолетнее растение, он подобен огромному ливанскому кедру. Нужно время (четырнадцать поколений), чтобы дерево выросло, поднялось к небу. Это не однолетнее растение, которое вырастет через несколько недель и быстро отцветет. Дух это нечто вечное, а для вечности нужно время, терпение. Четырнадцать поколений - только символическое число.

Иисус не мог родиться раньше, чем через четырнадцать поколений. Это могло произойти лишь по прошествии какого-то времени, когда сделаны определенные шаги. То же самое справедливо в отношении других измерений.

Например, пещерный человек не мог дать нам «Диалоги» Платона, симфонии Бетховена, живопись Леонардо да Винчи, поэзию Рабиндраната Тагора. Пещерный человек неспособен создать такие творения. Первобытный человек не мог дать нам Эйнштейна, Достоевского, Пикассо. Он не мог дать нам Будду, Лао-Цзы, Иисуса. Необходимо время, подготовка, ниша, в которой вы сможете расти. Лишь тогда возможно появление Иисуса.

Для появления Иисуса нужно очень многое. Он может существовать только при определенных обстоятельствах. Для того чтобы Иисус сообщил свое послание, необходимо возникнуть человеку определенного типа, который способен понять его.

То, что я говорю вам, можно сказать только сейчас. Я могу сказать вам это только сейчас, раньше это было невозможно. И то, что я скажу вам завтра, будет возможным только завтра, но не сегодня. Вы должны стать восприимчивыми, зрелыми. Если в вас не возникло определенное состояние понимания, я не смогу ничего сказать вам.

Иисус стал высшей точкой иудейского сознания. Удивительно, что иудеи отвергли его. Так было всегда. Будда был высшей точкой индуистского сознания, но индуисты отвергли его. Сократ был пиком греческого сознания, но греки отравили его. Это очень странно, но так было всегда. Почему мы не можем принять высшую точку своего развития? Что в этом плохого? Почему иудеи не приняли Иисуса? Они ждали Иисуса, ждали прихода Мессии, Христа. Они все еще ждут, но Мессия пришел и ушел. Они помогли ему уйти, но они все еще ждут его.

Что было не так? Что происходит? Иисус стал высшей точкой иудейского сознания. Все иудейские пророки, предшествующие Иисусу, готовили почву для его прихода. Иоанн-креститель говорил людям: «Я ничто по сравнению с человеком, для которого прокладываю путь. Я просто дворник. Я просто прокладываю путь, чтобы он мог прийти. Грядет тот, кто выше меня». Иоанн-креститель и другие пророки только готовили путь для пика, вершины, Эвереста. Затем приходит

Эверест, и что-то происходит неправильно. Что было не так? Другие вершины понимают, насколько они малы.

Все они помогали этому событию произойти. Только подумайте: Эверест не может стоять один. Для его существования нужны все Гималаи, ему необходима поддержка. В одиночестве он не может подняться так высоко. В одиночку ни одна вершина не может подняться так высоко. Ей нужна поддержка тысяч других вершин, маленьких, больших, разных. Но когда она возвышается в одиночестве, другие вершины обижаются. Их эго задето, им очень больно. Но они помогали Эвересту (вот парадокс), помогали событию произойти! Оно бы не могло случиться без их участия, и теперь они чувствуют унижение, обиду. Если бы все вершины Гималаев сговорились против Эвереста, это было бы логично. Если бы они распяли Эверест, это было бы логично.

То же самое случилось с Иисусом. Когда он появился, иудеи, раввины, религиозные вожди, первосвященники приняли вызов. Само присутствие Иисуса стало для них вызовом. Не то чтобы он оскорбил или как-то задел кого-то. Разве он мог задеть кого-то? Но само присутствие Иисуса, его подобная Эвересту высота и полнота... Все сразу же оказались низкими и маленькими.

Эверест ничего не может поделать. Он не высокомерен, не эгоистичен, а просто высок. Так и есть на самом деле. И это обижает остальные вершины. Им больно, они жаждут мести. Поэтому Иисуса распяли. Поэтому же отвергли Будда. Его навсегда изгнали из Индии. Он стал чужим на родине.

Так было всегда, то же самое происходит сейчас. По-видимому, так будет всегда, потому что человек всегда остается самим собой. В своем сне, в эгоистических устремлениях, он так и поступает. Красота Иисуса заключается в том, что через него льется песня Бога. Помните о том, что он просто посредник. Иисус не писал Евангелия, а просто передал послание. Он просто отдал людям то, что получил сам.

А теперь давайте обратимся к стихам.

Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его.

Я хочу, чтобы вы вникли в каждое слово, погрузившись в полное безмолвие, сопереживая ему.

Увидев народ... толпу, массы ...Он взошел на гору...

Здесь подчеркиваются некоторые психологические моменты. Толпа - низшее состояние сознания, народная масса. Это кромешная тьма. Если вы приближаетесь к толпе, если хотите общаться и ней, то должны опуститься до ее уровня. Поэтому вы, оказавшись в толпе, чувствуете растерянность. Вы чувствуете удушье. И это чувство носит не только физический характер. Так бывает не только потому, что вокруг много людей. Это удушье носит скорее психологический характер, потому что, когда вы находитесь среди людей низкого уровня сознания, то не можете оставаться Эверестом. Эти люди тянут вас вниз. Когда вы идете в массы, то что-то теряете. Поэтому у вас возникает потребность в одиночестве, медитации.

В жизни Иисуса вы найдете много моментов, когда его окружала толпа. Такова его работа, но время от времени, по прошествии нескольких месяцев, он уходил в горы, далеко от толпы, масс, коллективного ума, чтобы побыть наедине с Богом. Коща вы находитесь в одиночестве, вы пребываете с Богом. Вы можете быть с Богом только в полном одиночестве. Когда вы с Богом, то поднимаетесь в небо. Само присутствие Бога поднимает вас все выше. Толпа опускает вас все ниже. Только с Богом вы можете взлететь в небо, раскрыть крылья. Массы подрезают вам крылья. Зачем говорить о крыльях? Даже ваши руки и ноги калечатся. Вы становитесь калекой, потому что вас окружают одни калеки. Вы становитесь парализованным, вас окружают только паралитики. И они никогда не простят вас, если вы не живете так, как они, если вы рядом с ними.

Если вы хотите работать с такими людьми, если хотите помочь им, то должны перейти в их мир, соответствовать ему. А это утомляет, лишает сил.

Увидев народ, Он взошел на гору...

Иисус жил в деревне, совершал там свою чудодейственную работу, преображая людей. Слепые прозревали, глухие начинали слышать, калеки исцелялись. К тем, кто был почти мертв, возвращалась жизнь и молодость. Но его работа... Людей приходило много, вокруг него собиралась огромная толпа... Иисус почувствовал истощение, усталость. И тогда он захотел взойти на гору.

Идти вовне значит идти вниз, а идти внутрь значит идти вверх. Во внутреннем мире понятия верха и внутренности означает одно и то же, а идти вовне значит то же, что и идти вниз. Когда вам нужно вступать в отношения с людьми, вы должны идти во внешний мир, а когда вы должны общаться с людьми, сознание которых находится на низком уровне, вам нужно опуститься очень низко. А это очень утомительно.

Иисус, Будда, Махавира - все они уходили в горы. Они уходили в уединенные места, чтобы вернуться на свою высоту, вернуть чистоту, восстановить свое пространство, снова расправить крылья, просто быть с самим собой и Богом. С Богом она снова начинали высоко парить, подобно чайкам. Небо безгранично. Вы снова живы, снова наполнены Богом, подобно туче, полной дождевой воды, и вам хочется пролиться дождем. Вы возвращаешься туда, где люди жаждут.

Люди спрашивают меня, что я делаю в своей комнате. Это моя гора. В своей комнате я могу высоко парить. Там мне не нужно думать о вас, не нужно общаться с вами. Мне не нужно использовать тело и ум. Я могу забыть о теле и уме. Я могу забыть о вас, там я могу забыть обо всем.

Вы есть, только когда вы полностью обо всем забываете. Эта таковость огромна. Она исполнена великолепия, свежа и бдительна, потому что она стала истоком жизни. Но когда вы переполнены жизнью, вам нужно делиться ею. Поэтому я каждое утро и каждый вечер снова прихожу к вам. Я постоянно спускаюсь со своей горы к толпе.

Взойти на гору не значит физически взобраться на нее. Просто вы должны подняться на свою внутреннюю высоту. Не важно, в самом ли деле ходил Иисус на гору, это не имеет отношения к Евангелию. Может быть, он взошел на гору только потому, что тогда было невозможно жить так, как живу я. Это было попросту невозможно.

Пятнадцать лет я жил так же, как Иисус. Я постоянно был в толпе, ни на секунду не мог остаться один. Я должен был постоянно возвращаться туда, где жил, в Джабалпур. И я оставался там в абсолютном одиночестве. Джабалпуру не повезло. Я ездил по Индии и повсюду встречался с людьми, но только не в Джабалпуре. Этот город был моей горой. А когда я приезжал в Бомбей, Дели или Пуну, люди спрашивали меня, почему я без особой надобности всегда возвращаюсь в Джабалпур. Проходит пятнадцать-двадцать дней, и мне надо ехать обратно в Джабалпур на три-четыре дня, и так без конца... В этом не было особой необходимости. Я мог спокойно поехать из Пуны в Бомбей, из Бомбея в Дели, из Дели в Амритсар, из Амритсара в Шринагар. Почему мне надо было сначала ехать в Джабалпур, а затем назад, по прошествии нескольких дней?

Джабалпур был моей горой. Там я жил в абсолютном одиночестве. Но когда я уже не мог оставаться в одиночестве даже там, когда люди приходили даже туда, мне приходилось уезжать и оттуда. Когда я сижу один в своей комнате, то делаю абсолютно то же самое, что и Иисус.

Увидев народ, Он взошел на гору; и когда Он сел, приступили к Нему ученики Его

Одно дело - говорить с учениками, и совсем другое дело - говорить с народом. Поэтому мне пришлось прекратить публичные выступления. Я должен был создать особую группу саньясинов, с которыми я мог общаться от сердца к сердцу.

Когда вы говорите с толпой, сначала люди проявляют к вам полное безразличие, и вам приходится кричать без особой надобности. Затем, когда люди перестают быть безразличными, они начинают противостоять вам, боятся вас и все время защищают свои представления, постоянно сопротивляются, спорят. Эта работа никому не нужна. А то, о чем говорю я или Иисус, не нуждаются в доказательствах. Не нужны никакие доказательства, нужно только доверие. Если вы доверяете мне, я смогу вам все легко объяснить. Но доверие должно быть очень глубоким. Если вы мне не доверяете, доказать что-либо просто невозможно. Так мы с вами впустую тратим свое время.

Говорить с учениками - совсем другое дело. Если вы говорите с учениками, это означает, что другая сторона, с которой вы говорите, восприимчива, и не только восприимчива, но и очень рада слышать вас. Вас встречают. Другая сторона хочет, чтобы вы вошли, она готова принять все, что вы скажете. Двери и окна открыты, чтобы вы стали ветром или солнечным светом, чтобы вы вошли в их существование. Они не боятся, не защищаются, не спорят; они всем сердцем готовы пойти с вами в любое неизвестное им измерение.

Когда вы говорите с учениками, ваша беседа не принимает вид дискуссии или спора. Начинается диалог. Это разговор влюбленных. Ученик любит мастера, а тот - его. Между ними возникает глубокая, цветущая любовь. Эта любовь становится мостом, и тоща я могу вам объяснить великие истины, передать и почти материализовать их.

...и когда он сел, приступили к Нему ученики Его.

И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря...

Иисус убежал от толпы, а не от учеников. Ученикам он был доступен. Он может летать с Богом, а ученики - с ним. Может быть, они не очень хорошо разбираются в полетах, но они готовы к ним. А необходима и по-настоящему важна как раз эта готовность. Возможно, они не смогут достичь высот в одиночку, но если они доверятся мастеру, то смогут пойти за ним. Они смогут пройти вслед за ним любое расстояние, смогут достичь любой вершины.

Мастер летает вместе с Богом, а ученик летает вместе с мастером. Ученик еще не может видеть Бога, зато может видеть мастера. Так он может ощутить Бога. Поэтому мастер становится для ученика почти Богом. Он и есть Бог. Мало-помалу, чем ближе к мастеру ученик, тем он лучше видит, что мастер это пустота или зеркало, в котором отражается Бог. Со временем он сам станет пустотой, зеркалом и станет помогать людям.

И Он,, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное

Мы читаем одно из самых главных утверждений в истории. За ним последует много других, не менее красивых строк, но ничто не сравнится с этой строкой. Она исключительна, необычна. Ее красота заключается в том, что «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное». В другой, не менее прекрасной, строке он скажет, что «они унаследуют землю». Но в этой строке он говорит: «ибо их есть Царствие Небесное».

Смысл словосочетания «нищие духом» такой же, что и в понятии, утвержденным Буддой, когда тот говорил о Шарипутре: ничто. Эго внушает вам, что вы богаты, что у вас есть значение, что вы тот или этот. Когда эго исчезает, вы никто. Именно это подразумевает Иисус, когда говорит о «нищих духом».

Слова Будды обладают более тонким смыслом, в них больше философии.

Поэтому, Шарипутра, форма есть ничто, ничто есть форма.

Слова Иисуса просты, они говорит не так утонченно. И это естественно. Будда был сыном великого царя, а Иисус - сыном плотника. Много лет он работал в мастерской отца, плотничал. Он был знаком только с простыми людьми, дровосеками, плотниками. Он говорит: «Блаженны нищие духом», то есть люди знающие о том, что они ничто, что в них царит пустота, и нет личности, эго, требований, слов, знаний, писаний. Там есть только пустота, чистое небо, простор. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное». Оно принадлежит им, прямо сейчас! Там не говорится, что они «получат», ничего не откладывается на будущее. Нет, здесь не вовлечен элемент времени. Если вы ничто, тогда в этот самый миг вы Бог. Если вы ничто, вы и есть Бог! Между пустотой и Богом нет временного промежутка, который надо пройти. Нет временного промежутка. С одной стороны, это ничто, нищета духа; с другой стороны, это божье царство.

Мы видим парадоксальное утверждение: нищие станут царями, а люди, считающие себя царями, останутся нищими. Теряйте, если хотите обрести; обретайте, если хотите потерять. Стяжайте, если хотите остаться нищим; не стяжайте, если хотите стать царем. Вообще ничем не обладайте, даже собой - вот каков «нищий духом». Таким людям принадлежит божье царство здесь и сейчас, без промедления. Это не обещание, которое будет исполнено когда-то в будущем, а всего лишь утверждение истины.

Другие прекрасные строки не настолько глубоки. Если вы сможете понять эту строку, вам не нужно будет читать дальше. Если вы не можете понять ее (наверно, ее не поняли, поэтому Иисус продолжает говорить), тогда он делает истину менее сгущенной, чтобы можно было понять ее. Так он говорит:

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Появляется будущее. Ученики упустили суть, иначе им было бы достаточно первой строки, потому что в ней содержится всё. Она не нуждается в совершенствовании. Иисус высказал всё. Это его заключительный стих. Но он, по всей видимости, заглянул ученикам в глаза и увидел, что они не могут понять, что для них этот уровень слишком высок. Ему пришлось опуститься на более низкий уровень, привнести будущее.

Ум может понять будущее, но не может понять настоящее. Он совсем не может понять настоящее. Если я скажу вам: «Вы уже сейчас Будды и Христы», вы послушаете меня, но вы все равно спросите: «О чем ты говоришь? Разве я Будда?» Но вчера вечером я рискнул, и услышал в ответ: «Раджниш, ты не знаешь меня, я заядлый курильщик. Иноща я курю даже гашиш. Ты не знаешь меня, я грешник. О чем ты говоришь? Я лучше знаю себя. Я величайший грешник в мире».

Итак, вы можете слушать меня, если я говорю: «Вы Будда прямо сейчас. В вас уже все есть». Вы слушаете просто из вежливости, но в душе вы восклицаете: «Ерунда!»

Иисус произнес высшую истину:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное.

Эту строку можно сравнить с сутрой, которую Будда прочел Шарипутре, когда сказал: «Вот уникальная мантра, которую ни с чем нельзя сравнить. Нет более высокой мантры: Гате, гате, парагате, парасмагате, бодхи свагха: Ушло, ушло, ушло прочь, все ушло прочь. Какой экстаз! Аллилуйя!»

Будда говорит сосредоточил послание в одной короткой мантре. И мы прочли точно такую же мантру:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное.

Прямо здесь и сейчас, в этот самый миг будьте пустотой и обладайте всем. Будьте нищими, тоща вы станете императорами. Потеряв, вы обретете.

Наверно, Иисус оглядел учеников и понял, что стрела не попала в цель. Ученики не открыли сердца. Они просто отошли в сторону; стрела пролетела мимо, промчалась у них над головами. Иисусу пришлось спуститься на более низкий уровень. И он привнес будущее. Будущее привносит ум. Ум может понять средства и цели, причину и следствие: «Если ты будешь вести себя так, тогда получишь то-то и сё-то». Но помните о том, что это произойдет в будущем. Вы кладете семя в почву, и однажды оно станет деревом. «Совершенно верно, - говорит ум. - Я могу понять это. Есть некий процесс, согласно которому дерево вырастет». Если вы говорите: «Положи семя сюда и смотри! Вот дерево!», он скажет: «Ты волшебник? Это под силу только магам».

Первое выражение волшебное, ум не может понять его. Ум не может определить это. Ум может понимать, только когда есть разделение, двойственность, причина и следствие, прошлое и будущее, то и это, здесь и там. Ум разделяет, тоща ему легко. Он говорит: «Ладно. Будь добродетельным, и ты получишь то-то и сё- то. Но здесь будет присутствовать временной промежуток, и ты должен подготовиться, должен всё как следует подготовить». Ум - деятель.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Иисус говорит: «Уподобьтесь малым беспомощным детям». Ребенок плачет, зовет мать, и она бежит к ребенку. Коща ребенок несчастен, мать приходит утешить его. Поэтому, плачущие люди, пусть вашими молитвами станет плач беспомощности. Помните о том, что молитва это медитация слез. Когда вашей медитацией становятся слезы, они и есть ваша молитва. Когда медитация исполнена любви, и вы считаете себя потерянным, маленьким ребенком, а существование считаете матерью или отцом... Таков подход Иисуса. Он говорит: «Тогда молитесь, плачьте, потому что вы беспомощны. Когда помощь придет, вы утешитесь».

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Станьте простыми, смиренными, кроткими, не будьте высокомерными. Почувствуйте разницу. Сначала говорилось о «нищих духом». Здесь вас но призывают быть смиренными, потому что даже в смирении остается тонкое эго. У вас есть представление о том, что вы смиренны, - отсюда «я». Сначала вы думали: «Я велик», а теперь вы думаете: «Я очень кроток». Но «я» все еще присутствует, продолжает существовать.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Итак, остается небольшое препятствие, поэтому говорится о будущем. Вы не можете быть прямо сейчас. Тонкое препятствие смирения, кротости будет постоянно окружать вас, отделять вас от истины.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Делайте добро, будьте добродетельными, тогда Бог придет и наполнит вас.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Будьте жалостными, сострадательными. Отдавайте миру все то, что вам хочется получить от Бога. Отдавайте в божий мир, таков закон.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Даже чистота порождает некоторое расстояние. Бедность - высшая чистота. В чистоте все-таки есть еще эго: «Я чистый, святой, священный, святее других», и т.п. Грешник - тот, кто утверждает свое эго, грубое эго. Святой - тот, кто утверждает тонкое эго: святость. А мудрец - тот, кто вообще ничего не утверждает. Мудр тот, кто просто говорит: «Я никто, ничто». И он не просто говорит, а знает об этом, экзистенциально знает.

Блаженны миротворцы, ибо будут они наречены сынами Божьими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Вы соль земли.

Иисус говорит: «Радуйтесь!» Но эта радость не высшая. Вы все еще желаете, поскольку велика будет ваша награда на небе. Вы испытываете желание что-то обрести, чего-то достичь. Если у вас нет желаний, даже желания достичь Бога, попасть на небеса. Тогда вы цари прямо сейчас, и вам принадлежит божье царство.

Иисус говорит своим ученикам: «Вы соль земли...»

Эта фраза кажется абсурдной. Его ученики были бедными людьми. Один был плотником, другой - сапожником, третий - рыбаком. Вот какие люди окружали его. Иисус говорит им: «Вы соль земли». И он прав, хотя его слова и кажутся абсурдом. Они были не царями или великими императорами, вице-королями, лордами, богачами. Нет, они были другими. Но почему он говорит, что они соль земли? Потому что люди, которые хотя бы немного знают о Боге, составляют соль. Именно из-за этих немногих людей у земли есть смысл, значение, вкус, радость.

То же самое говорю вам я: Вы соль земли. Всё, что устремлено к Богу, исполнено радости. А когда вы идете к радости, то помогаете всему миру обрести радость, потому что вы и есть весь мир.

Радуйтесь и веселитесь. Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Я тоже говорю вам, что вы соль земли. Вы живете на острие эволюции человека. Вы саньясины - люди, несущие семена будущего. Радуйтесь! И становитесь все более и более осознанными, исполненными сознания Бога.

Глава 2 Освободитесь от своего ума

(22 октября 1977 года)

Что мне делать с Иисусом, которого, как мне казалось, я так долго знала и любила?

Этот вопрос задала мне Ма Дева Чинтана. Прежде она была монахиней. Она сильно пострадала в монашестве за грехи, которые никогда не совершала.

Монашество - разновидность мазохизма. Это самоистязание, борьба с собой во имя Иисуса или Будды. Названия разные, а пытка одна. Если вы истязаете себя, то ваши отношения с Иисусом, Буддой или Махавирой будут нездоровыми.

Отношения здоровые, только когда есть радость, празднование, полное принятие жизни, и всего, что она дает.

Когда возникает отрицание, отвращение, когда вы отсекаете живые части своего тела, разрушая себя, отношения не истинные. Вы влюблены в свое несчастье и называете его Иисусом. Никогда не любите свое несчастье. Если вы влюблены в свое несчастье, то будете мучиться, где бы ни оказались. Быть здоровым значит быть влюбленным в счастье. Даже коща несчастье порой случается, оно неестественное. Его нужно пережить, но оно случайно, а не естественно. Естественна лишь радость.

Издревле вокруг Христа собирались разного толка нездоровые люди. На самом деле, они влюблены не в Иисуса, а в крест. Поэтому я называю христианство кре- стианством. Оно не имеет ничего общего с Христом. Христос это просто символ, реальностью становится крест, смерть, страдания, которые пережил Иисус. Вы влюблены в страдания. Но ум очень лукав: он может всегда логически объяснить свои предрассудки. Он всеща может найти доказательства, доводы, чтобы поддержать свои предрассудки.

А теперь я скажу о бедной Чинтане... Мне жаль ее, ведь она в самом деле растерялась, и это неизбежно. Все, что здесь происходит, можно выразить словом «аллилуйя». У нас творится экстаз, любовь, радость; ключевое слово - празднование. Она много лет была монахиней, поэтому все ее прошлое противостоит ее настоящему. Но если она продолжает полагать, будто любила Иисуса, тогда ей будет очень трудно освободиться от своего несчастья - разве можно оставить Иисуса? Иисус прекрасен - неужели кому-то достанет смелости отвергнуть его? Но в том нет нужды. Я несу вам здорового Иисуса, подлинного Иисуса.

Подлинный Иисус никоща не был на кресте, только его тело могло висеть на кресте. Подлинный Иисус никогда не умирал, и не мог умереть. Вы не можете умереть, так как ничто никогда не умирает. А то, что умирает, в действительности никогда не было вами. Умирает нечто несущественное, тогда как все существенное продолжает жить. Никто не может убить вас. Я подразумеваю именно вас, а не ваше тело. Можно убить ваше тело. Но вы привыкли отождествлять себя с телом, поэтому, увидев Иисуса на кресте, полагаете, будто на кресте висит сам Иисус.

Иисус ни един миг не был на кресте, и не мог быть там, потому что он познал себя. Его невозможно распять. В этом заключается скрытый смысл воскрешения. Иисус воскрес, потому что, прежде всего, никогда не умирал. Если бы он умер, то не смог бы воскреснуть, убили лишь его тело, внешнюю оболочку. Но из-за креста, смерти, страдания, мученичества христианство одержимо смертью, и в нем возникло болезненное влечение к смерти. Люди очень боятся смерти, страшатся ее и дрожат. И чем сильнее они боятся, чем больше пугаются, тем значительнее для них крест.

Кришна, играющий на флейте, не кажется реальным. Кто может играть на флейте, если жизнь ужасна, на несчастной земле, где люди убивают, эксплуатируют и подавляют друг друга, где слово «человек» существует только в словаре?

Вчера я читал о гитлеровских концентрационных лагерях. В газовых камерах некоего концлагеря убили четыреста пятьдесят тысяч человек. Но из них извлекли хорошую прибыль: волосы продали на парики, кости продавали на фабрики, производившие клей, глаза и прочее также распродали. Нашли документы, в которых фабрики торговались о ценах. А сами офицеры торговались о волосах людей. Они спрашивали: «Когда мы убьем их, сколько вы готовы заплатить за кости?» Гитлер делал бизнес на смерти. Он устроил процветающее предприятие. Заключенных почти не кормили. Такое положение вещей было очень выгодно гитлеровцам. Через две недели заключенный умирал. Надо было лишь подождать две недели. Себестоимость «товара» была очень низкой, а цена - выгодной. Из волос шили парики, из костей варили клей, и т.д.

Как станет играть на флейте в мире, в котором живет Гитлер, где взрывают Хиросимы? Кришна кажется мечтой. А Христос выглядит реально. Но я скажу вам, что Христос тоже играл на флейте, когда висел на кресте. Флейта продолжает существовать, не важно, при жизни или после смерти, так как флейта вечна. Я скажу, что Кришна реальнее! Придуманный вами Христос, так или иначе, проявление вашего ума. Вы не знаете настоящего Христа.

Поэтому вам сложно слушать меня. Вам приходится трудно потому, что я открыл вам совсем другого Христа, с которым вы еще не знакомы. Вы знаете Христа, придуманного священниками. Вы знаете Христа, нарисованного Ватиканом. Образ вашего Христа создали очень многие истеричные святые.

В христианстве есть очень долгая болезненная традиция. Христиане утверждают, будто Иисус никогда не смеялся. Это полная чепуха! Я уверяю вас, что Христос смеялся всю жизнь, только он и может смеяться. Кому же смеяться, если не ему? Но христиане говорят, что Иисус никогда не смеялся. Они хотят выставить Иисуса грустного, печального. Они проецируют на Иисуса свою печаль, собственное несчастье. Иисус становится экраном, а вы проецируете на него свой ум. Иисус смеялся, радовался, любил. Если вы прочтете Евангелие, отбросив все свои предубеждения, то поймете это. Иначе вы и не можете думать о человеке, устраивавшем вечеринки, вкусные пиры. Он общался с женщинами, выпивал. Да, вино было ему знакомо, он любил выпить. Иисус был очень счастливым человеком. Человек, который любить выпить и вкусно поесть, любит общаться с друзьями... Невозможно даже вообразить, чтобы он никогда не смеялся. Но христиане создали образ Иисуса согласно своим проекциям. Они излучают собственные проекции, опираясь на свое несчастье. Так Иисус становится просто оправданием вашей грусти, печали. Поэтому в церкви не смеются, не радуются. Там нет атмосферы празднования.

Церкви стали кладбищами. И крест не случайно стал символом. Ему не следовало быть символом. Я понимаю, почему вам так трудно, особенно Чинтане. Она спрашивает: «Что мне делать с Иисусом, которого, как мне казалось, я знала и любила?»

На самом деле, ты не знала Иисуса.

У вас есть возможность познать Иисуса с моей помощью. Если вы достаточно смелы, то сможете впервые узнать Иисуса. Вы сможете узнать Иисуса только благодаря тому, кто достиг сознания Христа. Кришну можно познать только благодаря тому, кто достиг сознания Кришны. Сознание Кришны, Христа, Будды трансцендентально, и все это одно и то же.

Вы не сможете понять Иисуса благодаря священнику. Он сам не познал его. Он читал, думал, размышлял, делал предположения, философствовал. Да, у него развитой ум, он знает священные писания. Но если вы знаете книгу, это еще не означает, что вы знаете Иисуса. Для того чтобы познать Иисуса, вам нужно познать свою сокровенную пустоту. Не познав ее, вы никого не сможете познать Иисуса.

Здесь вам выпала редкая возможность установить связь с реальностью, существовавшей две тысячи лет назад. Окно снова открыто, и вы можете войти. По крайней мере, вы можете заглянуть в него. Но если вы будете носить свои представления об Иисусе, вам придется туго. Тогда вы не познаете Иисуса благодаря мне, а начнете осуждать меня, оставаясь в окружении своих представлений. Причину вы найдете всегда.

Как-то раз в Монреале (это событие могло случиться только в Монреале) красивые юноши шли по улице, держась за руки. Навстречу им шла другая пара, супруги ругались. Тут юноша сжал руку другу и сказал: «Милый, погляди. Я всегда говорил тебе, что смешанные браки бесперспективны».

Вы всегда сможете найти аргумент. Они считают брак между мужчиной и женщиной смешанным. «Разве он может быть полезным? А вот от брака между мужчинами может быть толк!» Гомосексуалист может привести и такой довод.

Если в вашем уме есть предубеждение, вы всегда сможете найти ему подтверждение. Мир так велик, что в нем найдется место всему. А каковы ваши представления о Боге, Христе, Кришне? Чинтана, ты не знаешь даже саму себя. А если ты не знаешь себя, то разве можешь знать Иисуса? Какими бы ни были твои знания, они все равно будут неправильными. Они представляют собой догадку в той или иной степени. И эта догадка коренится в глубоком невежестве.

Вы все равно как пишете портрет Иисуса ночью, когда совсем темно. Но вы никогда не видели Иисуса и никогда не притрагивались к краскам. Вы не умеете рисовать, ночь очень темна, а у вас нет даже свечи. Но вы все же рисуете, хотя и не умеете рисовать, не мете даже правильно держать кисть, не знаете, как следует смешивать краски и не различаете цвета, так как ночь темна. Но вы продолжаете рисовать. А утром, увидев то, что нарисовали, вы говорите: «Вот Иисус!»

Вы сделали догадку на основе глубокого невежества. Все, что человек думает о Боге, становится просто его догадками. Если вы искренни, то не станете интересоваться догадками. Бога невозможно угадать. Его можно познать, но не угадать. Разве вы сможете угадать Бога? Неужели вы можете вообразить Бога? Это невозможно. Что бы вы ни делали, все будет неправильным. Лучше всего не гадать, а отбросить все предубеждения, которым вас научили, всю свою обусловленность. Станьте чистой пустотой, зеркалом - вот что такое медитация. В этой пустоте впервые откроются ваши глаза. Вы начинаете видеть то, что есть.

В аквариуме две золотые рыбки плавают по кругу. Одна эксцентрично объявляет, что стала атеисткой.

«Ладно, - усмехается вторая рыбка. - А теперь объясни мне, кто меняет воду в нашем аквариуме?»

Золотая рыбка полагает, что воду в аквариуме меняет Бог. Ваши догадки о Боге не могут отражать реальность. Поэтому, когда вы говорите людям, что Бога нет, они отвечают: «О чем ты говоришь? А кто тогда создал мир? Кто меняет воду в аквариуме?» Это глупо, потому что Бог это не причина, а мир - не следствие. Бог не создавал мир. А если он создал мир, это доказывает, что безумен, вот и все.

Бог не создавал мир. На самом деле, Бог - не творец. Лучше сказать, что Бог и есть мир. Бог - не творец, а творчество. Раскрывающийся цветок - вот Бог. Не то чтобы Бог стоял и открывал цветок. Он не отделен от цветка, чтобы со стороны открывать его лепестки. Бог есть само цветение. Звезда сияет в ночи... Не то чтобы Бог заливал в звезду масло и зажигал ее. Бог и есть сияние. Не то чтобы Бог создал вас. Вы и есть Бог. Упанишады говорят: «Таттвамаси», что значит ты есть то. Они намного ближе к истине.

На Востоке всегда изображали Бога танцором, а не творцом. У нас Бог - Ната- радж, мастер танца. Почему? В этом представлении есть нечто необычайно значительное.

Бог - не художник, потому что, когда художник заканчивает писать картину, она отделяется от него. Когда художник заканчивает творение, оно начинает жить по-своему. Художник умрет, а творение останется. Коща художник заканчивает картину, она может быть прекрасной, и все же она мертва, так как художник уже не может вдохнуть в нее себя, это невозможно. Он не может вложить в нее свою жизненную силу. Картина может быть прекрасной, но картина это просто холст с красками, она мертва.

Бог - не художник, не гончар, а танцор. Что это значит? В танце танцор соединяется с танцем, и их невозможно разделить. В этом заключается красота танцора. Поэт отделен от поэзии, гончар - от сосудов, художник - от картин, скульптор - от статуй и т.д. Только танцор не отделен от танца. Танцор и есть танец. Когда танцор действительно пребывает в танце, в нем больше нет танцора, всё исчезает. Остается просто чистая, вибрирующая, танцующая энергия. В танце нет эго. Танец достигает своего совершенства, когда танцор растворяется в нем. Но как только танец прекращается, вы не можете нигде найти его, ведь танец неотделим от танцора.

Танец не может существовать отдельно от танцора, как и танцор - от танца. Когда вы называете кого-то танцором, но он не танцует, ваше утверждение неуместно. Танцор становится танцором только во время танца, в противном случае он уже не танцор. И если вы называете его танцором, то просто совершаете лингвистическую ошибку, потому что «он танцевал вчера». Вчера он был танцором. «Завтра он будет снова танцевать». Тогда завтра он снова станет танцором. Но прямо сейчас он не танцует, поэтому должен быть кем-то другим. Если человек идет, значит он пешеход, если бежит, значит он бегун, если сидит, значит он седок, но только не танцор.

Танцор сосуществует с танцем. На самом деле, они неразделимы. Бог не творил мир. Бог это его творческая сила, соль. Он пребывает в деревьях, камнях, в вас и во мне. Бог находится везде, он и есть всё на свете. Но для того чтобы узнать Бога, вам нужно перестать строить догадки. Если Бог в вас, какой в том смысл? Почему бы вам ни обратиться вовнутрь? Почему бы вам ни закрыть глаза и ни совершить внутреннее путешествие? Придите к той точке, где нет ни одной мысли

- там вы познаете Бога. Познав его, вы craHefe Христом. Став Христом, вы познаете Христа. Вкусив состояние Христа, вы узнаете, кем он был. Как вам получить представление об Иисусе? Ваши представления будут принадлежать католикам, протестантам или еще кому-то. Это ваше личное понимание, а ваши представления помешают вам, остерегайтесь их. Все ваши представления должны исчезнуть. Для того чтобы возник Христос, ваш ум должен исчезнуть.

Итак, моя мысль кажется парадоксальной. Я говорю, что вы сможете познать истину, только если вы не христианин, не индуист, не джайн и не буддист. Разве вы сможете познать Христа, если вы христианин? Само ваше христианство будет преградой. Если вы буддист, то не сможете познать Будду. Ваша идеология уподобится стене, Китайской Стене. Отбросьте все идеологии, не будьте монахами.

Чинтана уже не монахиня, она стала саньясинкой, но глубоко внутри она все еще остается монахиней. Когда она приходит ко мне, я вижу в ней две личности. Когда она приходит ко мне, часть ее существа - со мной (она совершила скачок и стала саньясинкой), но я вижу, что христианка все еще очень глубоко укоренена в ней. И она боится, что, когда возвратится в Австралию, то снова погрязнет в старой бессмыслице. Я не уверен в ней, потому что христианство там очень влиятельно. Чинтана всю свою жизнь посвятила неким идеям, жила определенным образом, руководствовалась неверными понятиями. Она была против жизни, и теперь я пытаюсь вернуть ее к жизни. Я зову ее, как Иисус звал Лазаря: «Выйди, Лазарь!», когда тот был уже мертв. Но Лазарь был удивительным человеком: он вышел!

Люди всегда думают, Иисус сотворил чудо. Но на мой взгляд, именно Лазарь сотворил чудо. Любой человек может позвать, дело-то не в этом! Важно, чтобы Лазарь вернулся, а он был мертв уже четыре дня. Никто не верил, что он может ожить. Когда Лазарь умер, Иисуса не было в городе. Но Лазарь был последователем Иисуса, как и обе его сестры, поэтому сестры побежали к Иисусу и сказали: «Приходи быстрее. Умер твой любимый ученик. Ты можешь спасти Лазаря, еще можешь вернуть его к жизни». Иисус пришел как обычно, неторопливо (без американского напора). Он пришел легко, как обычно. Ему потребовалось четыре дня. Иисус ушел не очень далеко. Может быть, он был неподалеку, в другой деревне. Он пришел. Сестры Лазаря горевали. Когда Иисус пришел, тело Лазаря уже начало разлагаться. Его положили в пещеру, потому что им сказали, что Иисус придет, поэтому надо ждать, не хоронить тело.

Когда Иисус пришел, сестры Лазаря стали плакать и причитать: «Ты пришел слишком поздно! Что теперь делать? Его тело уже начало разлагаться. Оно смердит. Никто не может даже приблизиться к нему. Возникла новая трудность: как похоронить его? Никто не хочет идти в пещеру за его телом. Запах слышится даже у входа!»

Иисус сказал: «Не беспокойтесь. Я войду в пещеру».

Они пошли к пещере, там собрался весь город. По-видимому, тело смердело так сильно, что даже Иисус не стал входить туда. Он позвал у входа. Разве можно так звать? Человек умер, а вы стоите и зовете его: «Эй, Лазарь, выходи!» Лазарь был хорошим человеком: он сам вышел.

Он сказал: «Мастер, вот я».

Это притча, а не исторический факт. Так мастер вызывает учеников из смерти, зловонных пещер, где люди просто гниют и разлагаются, каждый день разлагаются. Иисус вызывает вас из смерти.

Точно так же я зову Чинтану: «Выйди из своего ума!» Ум и есть смерть, и есть время. Если вы живете в уме, значит пребываете в смерти. Если вы отбросите ум, то будете жить в вечности, бессмертии. Именно в этом заключается суть религии. Христианство, индуизм, буддизм - все это просто названия одного процесса.

Так возникает замечательная возможность. Чинтана может отказаться от своего отрицательного мировосприятия. Монахиня противостоит жизни. А если вы против жизни, значит вы против Бога, потому что жизнь и есть Бог. Противостоя любви, вы проявляете враждебность к Богу. Противостоя своему телу, вы отталкиваете самого Бога, потому что это тело божье. Это его храм, обитель. Бог выбрал тело, чтобы обрести в нем пристанище. Не разрушайте тело, не вредите ему.