Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Это условие обеспечит создание рынка энергосбережений



Региональные рынки энергосбережений, организованные, например, в виде «Биржи энергосбережений», резко повысят интерес к энергосбережению, потому что энергосберегающие мероприятия не только снизят собственно затраты потребителей на энергопотребление, но и будут дополнительно, хотя бы частично, оплачены другими потребителями.

Стоимость этой «рыночной» мощности будет ниже, чем безальтернативная стоимость затрат «на присоединение» к энергосистеме, и будет дешевле, чем строительство собственной электростанции.

Рынок энергосбережений снизит эту плату.

Новый потребитель, купив вашу «квоту» на сэкономленный 1 кВт, с удовольствием вернет вам деньги (100 долл.) за новые лампочки, потому что в противном случае ему бы пришлось заплатить энергосистеме больше (500 долл. или 1000 долл.)

Энергосистеме не нужно (?!) строить энергоблоки по 500 долл./ кВт, а нужно покупать и вкручивать у абонентов энергоэффективные лампочки по 100 долл./ кВт…»

Из статьи «Рынок энергосбережений – энергетика экономического прорыва» (2006 г.)

Грицына Виктор Петрович,

начальник отдела энергоаудита ЗАО «Профессиональные аудиторские консультации»

 

Таким образом, правящий режим тупо вламывает бабки в новые энергомощности, не замечая колоссального резерва энергосбережения. Оно и понятно: с энергосбережения не «спилишь» столько бабок, сколько с новостроек. Но хватит ли средств на такую тупую политику?

Давайте напомним: главному поставщику топлива для энергетики – «Газпрому» для спасения от развала нужно инвестировать в свой изношенный и изрядно поврежденный ворами-менеджерами «организм» от 385 до 290 млрд долларов в срок до 2030 года. Грубо говоря, в 2010-е на спасение газовой отрасли надо искать где-то от 190 до 145 миллиардов. Тоже, знаете, еще те затраты!

Еще одно «узкое место» – необходимость спасать от банкротства пенсионную систему РФ. В 2010-е в стране окажется слишком много стариков и чересчур мало молодых да трудоспособных. В послании В. Путин сообщил, что Фонд будущих поколений РФ фактически переименуется в Фонд национального благосостояния и будет истрачен на пенсионную систему, на стимулирование накопительной системы. По принципу: «На каждую тысячу рублей, положенных гражданином в копилку, государство дает свою тысячу». Таким образом, деньги Фонда будущих поколений не пойдут на вложения в прорывные мегапроекты экономического и научно-технического развития. И тут ничего не попишешь: нельзя обрекать стариков на смерть. Спасение пенсионной системы, судя по всему, потребует трат не менее чем в 200 миллиардов у.е.

Однако, имеются и еще интересные «мелочи». Например, нужны еще вложения в газо – и нефтедобычу. Есть еще поставленная В. Путиным задача: перерабатывать всю добытую в РФ нефть дома. Но сегодня при добыче 480 миллионов тонн «черного золота» мощности по ее переработке – только 265 миллионов т. Строительство новых нефтеочистительных заводов потребует еще 65–75 миллиардов у.е. Приплюсуйте сюда угольные инвестиции – и вот только на добычу ископаемого топлива придется потратить не менее 300 миллиардов долларов, причем в самое ближайшее время.

А спасение страны от физического развала железнодорожного транспорта? Глава РЖД В. Якунин 10 апреля 2007 г. испросил у президента Путина решения: вложить в железные дороги из кармана государства около 5 триллионов рублей до 2030 года. Это еще примерно 19 миллиардов долларов по текущему курсу на тот момент. Плюс еще столько же, но за счет самих РЖД. Впечатляет?

А еще есть необходимость выплачивать внешние долги, наделанные при Горбачеве и Ельцине (причем бездарно разворованные). Платить по долгам, что наделали при Путине его государственные компании, – а там цифра валит под 300 миллиардов. Сложите сие с необходимостью вложить еще десятки миллиардов в авиапром и судостроение, в нанотехнологии, в программы спасения «оборонки» и машиностроения, космоса и ядерного комплекса. (Планируется, что в 2007–2017 гг. только на закупки нового оружия РФ отпустит около 5 триллионов рублей. То есть еще почти 200 миллиардов долларов.) Энные суммы инвестиций потребуют водные пути сообщения, трубопроводы, порты, автодороги, проводная связь. Что-то нужно потратить на повышение рождаемости и снижение смертности – во избежание демографической катастрофы. Итоговые цифры необходимых затрат в 2010-е годы подбираются к 2 триллионам условных единиц как минимум!

Впрочем, 2 триллиона – это еще скромно. Речь иной раз идет уже о четырех триллионах долларов. (Цифрами – 4 000 000 000 000.) Государство же за 2000–2007 годы положило во всякие резервные и стабилизационные фонды всего около полутриллиона «убитых енотов».

 

НАШЕ ДОСЬЕ:

«Генеральный директор Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Андрей Белоусов провел исследование, в ходе которого выяснилось, что в ближайшие 10 лет страну ждет три кризиса.

В работе «Долгосрочные тренды российской экономики: сценарии развития России до 2020 года» содержатся все подробности грядущих катаклизмов. Автор доклада предпочитает называть точки максимального риска не кризисами, а «узлами развития страны».

Если не предпринимать ничего, то узлы могут возникнуть в 2007–2008, в 2011–2012 и 2015–2017 годах.Каждый имеет свои особенности. Первый узел характерен тем, что экономическая ситуация остается более-менее стабильной, но повышаются социально-политические и административно-политические риски. Снижается эффективность функционирования вертикали власти. (Она парализована коррупцией. – М.К.)

Второй узел обостряет структурные проблемы, в частности в сельском хозяйстве. Происходит сокращение трудовых ресурсов, что усиливает пенсионную нагрузку на государство. Кроме того, экспорт из-за неразвитости инфраструктуры остается стабильным, а импорт продолжает расти. В довершение всего достигает критической точки износ жилфонда. (Та самая ЖКХ-катастрофа. – М.К.)

Узел 2015–2017 годов отличается ростом неэффективности механизмов государственной власти вкупе с негативными медико-демографическими тенденциями(рост числа ВИЧ-инфицированных и наркоманов) и истощением некоторых рентабельных природных ресурсов, таких как нефть (в Поволжье) и цветные металлы.

Чтобы вычисленные риски не переросли в кризисы, Андрей Белоусов предлагает воспользоваться рядом преимуществ, которыми обладает наша страна. Прежде всего это разработка углеводородов, двукратное увеличение пропускной способности российских дорог, применение научно-исследовательских разработок и использование ресурсов сельского хозяйства.

Как оказалось, никакого конкретного перечня мер по смягчению рисков исследование не содержит. «Это задача правительственных ведомств, мы не хотели переходить им дорогу», – заявил журналистам директор ЦМАКП.

Тем не менее в интервью газете «ВЗГЛЯД» Андрей Белоусов высказал несколько предложений, которые, с его точки зрения, могли бы способствовать уменьшению рисков. В отношении сельского хозяйства нужно стремиться к переориентации инфраструктуры с крупных животноводческих крестьянских хозяйств на мелкие. Кроме того, можно помочь селу в замене износившейся техники. По мнению Белоусова, у правительства есть возможность выплачивать за крестьян часть долга при покупке ими нового оборудования в кредит.

Также Белоусов сообщил, что транспортному ведомству необходимо сосредоточиться на развитии сообщения с восточной частью страны, где расположены три центра экономического развития. Перечислить эти центры макроэкономист отказался.

Влияние на экономику страны ряда факторов, основным из которых Андрей Белоусов считает динамику цен на нефть, может привести к тому, что Россия окажется в ситуации, когда рост ВВП составит менее 3 % в год. Автор обеспокоен чрезмерной налоговой нагрузкой на сырьевые отрасли и ЖКХ, из которых по наработанному «механизму перетоков» поступают средства в другие сектора экономики. «Установившееся равновесие очень хрупкое и зависит от минимального набора параметров, в частности национальной валюты. Укрепление рубля будет способствовать его разрушению», – заявил директор ЦМАКП.

Но Андрей Белоусов уверен, что «все решаемо», и подчеркивает, что цель исследования была не в том, чтобы напугать общественность. А в том, чтобы привлечь внимание экспертов к сложившейся ситуации.

Кроме экспертов, привлечь нужно 4,2 триллиона долларов – именно такая сумма необходима стране на ближайшие 15 лет для поддержания 6 % роста ВВП и снижения вычисленных рисков…» (http://www.vz.ru/top2/)

 

Найдутся ли все эти триллионы? Понятно, что здесь считаются как государственные, так и негосударственные вложения. Но инвестиционные ресурсы что РФ, что мира ограничены. У страны есть серьезные конкуренты в борьбе за денежки инвесторов и кредиторов: крупнейший импортер капиталов – США, бурно растущий Китай, а также Индия, Бразилия, Малайзия. Все они могут предложить проекты инвестиций с нормами прибыли гораздо большими, чем российские проекты. Там климат получше, порядка в госаппарате больше, затраты на рабочую силу ниже. Конкурентом РФ за инвесторов становится и Евросоюз: ему в 2010-е годы предстоит грандиозная реконструкция энергетики и инфраструктуры.

Добавим сюда привычки российской «элиты»: она продолжает вывозить капитал из страны рекордными темпами, выключая его из процессов развития РФ. По данным Банка международных расчетов, в первом полугодии 2006 года из Росфедерации вывели рекордный объем денег: 60 миллиардов долларов против 67 миллиардов за весь 2005 г. В то же самое время все инвестиции в основной капитал РФ составили всего 43,5 миллиарда – почти в полтора раза меньше того, что было вывезено.

Два триллиона – это гораздо больше того, что награбили в стране победившие «демократы». Даже если их всех бросить за решетку и отобрать у них все до последней копейки – один черт, не хватит.