Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Базисные условия в контрактах поставки



Перевозка грузов в международном сообщении является за­вершением контракта поставки от продавца к покупателю. Кон­тракт между продавцом и покупателем заключается после выбора базисных условий, приемлемых для обеих сторон.

Базисные условия поставки определяют обязательства сторон по доставке товара от продавца к покупателю, фиксируют момент, когда риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя, определяют распределение затрат по доставке товара между продавцом и покупателем.

При заполнении грузовой таможенной декларации базисные условия вносятся согласно Классификатору условий поставки, утвержденному приказом Федеральной таможенной службы от 21 августа 2007 г. № 1003.

Группы условий поставок характеризуются следующим обра­зом.

По условиям поставки группы Е покупатель получает готовый к отправке товар с предприятия (завода, склада, пункта отправки) продавца. Продавец передает покупателю товар на своем пред­приятии. Покупатель несет все риски и расходы на погрузку, пере­возку, таможенную очистку. Если стороны согласны с тем, чтобы погрузку осуществлял продавец, то в контракте об этом делается специальная уточняющая оговорка.

В обязанность экспортера входят получение экспортной ли­цензии, упаковка товара в соответствии с международными стандартами и требованиями перевозки, передача покупателю (EXW).

По условиш пюсттни группы /'продавец осуществляет по­ставку готового к отпразке товара либо до пункта, указанного покупателем, лыбо до зафрахтованного им транспортного средства. Варианты усюзий поставки различаются тем, кто осуществляет погрузку товара да зафрахтованное покупателем транспортное средство: продавец или покупатель.

Продавец передает прошедший экспортную таможенную очист­ку товар в распоряжение покупателя в заранее согласованном пункте. Экспоргер оформляет экспортную лицензию, производит упаковку товара, достатку до согласованного пункта либо до за­фрахтованного покупателем транспортного средства (FCA). Если передача товара производится на предприятии продавца, то за его счет выполняется погрузка на транспортное средство, зафрахто­ванное покупателем. Если передача товара на транспортное сред­ство покупателя производится в другом месте, то с прибывшего транспортного средства продавца перевозчик выгружает товар за счет покупателя.

Продавец размещает товар вдоль борта судна на причале или лихтерах в согласованном порту (пункте) (FAS). С этого момента все расходы и риски несет покупатель. Экспортную таможенную очистку и получение экспортной лицензии производит покупа­тель.

Продавец считается выполнившим свои обязательства с мо­мента «перехода товара через поручни судна» (FOB). Экспортную таможенную очистку производит продавец. Если переход «через поручни» не имеет для покупателя значения, то применяется условие поставки «франко-перевозчик».

По условиям поставки группы С продавец обязан доставить прошедший таможенную очистку товар до пункта назначения. Варианты условий этой группы различаются тем, производит продавец страхование товара на минимальных условиях от ри­ска гибели или повреждения во время перевозки либо нет. Не­смотря на то что продавец обеспечивает доставку товара, все риски переходят на покупателя в момент передачи груза пере­возчику.

Продавец оплачивает доставку товара в порт, экспортную та­моженную очистку, погрузку и фрахт судна до порта назначения. Однако риск утраты переходит на покупателя в момент «перехода через поручни» в порту отгрузки (CFR). Если переход «через по­ручни» не имеет для покупателя значения, то применяется условие поставки СРТ.

Продавец дополнительно к условиям CFR обеспечивает мор­ское страхование (CIF) на минимальных условиях. Если переход «через поручни» не шиеет для локупателя значения, то применя­ется условие поставки CIP.

Продавец производит экспортную таможенную очистку и опла­чивает стоимость перевозки до согласованного места назначения. Вид транспорта согласовывается между покупателем и продавцом. Риски гибели или повреждения товара, а также любого увеличения расходов переходят с продавца на покупателя, когда товар передан перевозчику (СРТ). Если перевозчиков несколько, то переход рисков осуществляется в момент передачи груза первому перевозчику.

Продавец дополнительно обеспечивает транспортное страхо­вание покупателя от риска гибели или повреждения товара во время перевозки на минимальных условиях (CIP).

По условиям поставки группы D продавец принимает на себя все риски и затраты по доставке товара в пункт (порт) назначе­ния или до границы (на стороне страны-экспортера). Варианты различаются конечным пунктом доставки товара продавцом: граница; порт назначения; пункт назначения. Другое различие вариантов доставки состоит в том, оплачивает продавец ввозные пошлины либо нет.

Продавец поставляет прошедший таможенную очистку товар до согласованного пункта на границе на стороне экспортера. Пере­грузку, переоформление транспортных документов, оплату тран­зитных или таможенных пошлин производит покупатель (DAF).

Продавец представляет товар на борту судна в порту назначения без оплаты ввозных таможенных пошлин. Покупатель оплачива­ет выгрузку и простой судна под выгрузкой (DES).

Продавец поставляет товар покупателю с причала в порту на­значения (DEQ), при этом импортную таможенную очистку про­изводит покупатель. В согласованном пункте в стране ввоза предъ­является товар, не очищенный от ввозных пошлин и других платежей, связанных с импортом товара (DDU). Пошлина опла­чивается за счет покупателя. По согласованию сторон продавец может оплатить некоторые связанные с импортом платежи, на­пример налог на добавленную стоимость.

В пункте назначения представляется товар, полностью очищен­ный от ввозных пошлин (DDP). Это условие предполагает мини­мальные действия покупателя, поскольку все операции выполня­ет продавец. Такое условие поставки называют иногда доставкой «от двери до двери» (door-to-door basis). Такой вариант распро­странен, если иностранная компания обеспечивает сдачу проекта «под ключ» (turnkey projects), поскольку в этом случае она при­нимает на себя ответственность за поставку оборудования, его монтаж и пуск в эксплуатацию. Другим примером данной ситуа­ции является поставка оборудования иностранной компанией своей дочерней фирме в Россию.

Если продавец осуществляет поставку непосредственно до предприятия покупателя, то покупатель выгружает товар своими силами и за свой счет. Если в качестве пункта назначения выбра­но какое-то другое место, то продавец обязан за свой счет погру­зить товар на транспортное средство покупателя.

Минимальнее вомсжности для экспорта транспортных услуг имеются при продаю российских товаров по базисным условиям EXW, FCA, DAF (рисунок 1), когда фрахтование транспортных средств осуществляется иностранным покупателем. Российский экспортер по этим условиям оформляет экспортную лицензию, производит упаковку груза в соответствии с международными требованиями зг условиями предстоящей перевозки, его марки­ровку и передает груз иностранному покупателю либо на своем предприятии - франко-завод (EXW), либо в согласованном пун­кте России - франко-перевозчик (FCA), либо на своей стороне на границе - франко-граница (DAF).

Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное сред­ство, предоставленное покупателем.

Если российское предприятие является импортером, то ино­странный продавец заинтересован доставить груз до согласован­ного пункта на территории России, в том числе до пункта назна­чения (DDU, DDP). Товар российскому импортеру может пере­даваться также в морских портах или на пристанях внутреннего водного транспорта по условиям DES, DEQ (без очистки от вво­зных пошлин или с очисткой). Рекомендуется заключать контрак­ты на ввоз товаров в Россию на условиях DES, DEQ, а по терри­тории страны организовывать перевозку самостоятельно либо с привлечением отечественных транспортно-экспедиционных пред­приятий, так как это может существенно снизить стоимость до­ставки.

Существующая система условий поставок допускает их раз­личную комбинацию. Например, грузоотправитель продает про дукцию на условиях «франко-завод», покупатель перепродает ее на границе с сопредельным государством на условиях DAF или DDP, новый владелец еще раз перепродает ее в порту для даль­нейшей перевозки внутренним водным или морским транспортом на условиях FAS, CIF, CFR или FOB, затем груз следует по воде до порта назначения, где его собственником на условиях DES или DEQ становится новое юридическое лицо.

 

 

Отличительным признаком всех базисных условий поставки является вид используемого транспорта: водный (морской и вну­тренний водный) - FAS, FOB, CFR, CIF, DES, DEQ; сухопутный (включая воздушный) - FCA; любой, что означает перевозку как одним, так и несколькими видами транспорта (смешанная или мультимодальная перевозка) - EXW, СРТ, CIP, DAF, DDU, DDP.

Нежелательными для отечественных предприятий вариантами перевозок грузов в международном сообщении являются такие, когда транспортировку грузов за рубежом, а часто и по территории России берет на себя иностранный партнер. В результате в цену сделки дополнительно включаются затраты на перевозку, назна­чаемые в валюте и на уровне мировых цен. Это приводит к зависимости российских товаропроизводителей от иностранных перевозчиков, снижает их конкурентоспособность. Для увеличе­ния суммы доходов, поступления в страну иностранной валюты и достижения экономической и политической самостоятельности важно экспортировать не только сырье или товары, но и различ­ные услуги: транспортные, по страхованию, таможенному оформ­лению, перегрузочным операциям.

С этой целью имеет смысл использовать при экспорте россий­ских товаров условия CFR и CIF, а при импорте - FAS и FOB, чтобы от порта (или до порта) по территории России осуществлять перевозку российским автомобильным транспортом.

В условиях поставки товаров в международном сообщении не­обходимо предусматривать проведение за счет импортера доотгрузочной проверки качества товаров (процедура PSI - pre-shipment inspection). Несмотря на необходимость компенсации затрат им­портера экспортирующей стороной, процедура PSI в определенной степени обезопасит покупателя от поставки некачественного това­ра и обеспечит наличие документа, удостоверяющего качество товара до передачи его перевозчику. Такой документ необходим в случае гторчи товара при транспортировке. Проверку груза могут осуществлять, например, сотрудники независимых компаний, спе­циализирующихся на оказании подобного рода услуг.

В контракты должны включаться санкции за несвоевременную поставку товара или его недопоставку. Необходимо указать, за чей счет и в какие сроки заменяется некачественная продук­ция.