Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Роль политических процессов в выработке и принятии решений.



Как уже отмечалось выше, специфика распределения властных полномочий в Германии порождает необходимость системы координации действий между правительствами разного уровня на неформальном, или политическом, уровне. Структура такой системы является трехуровневой[129].

Первый уровень охватывает все государство (Gesamstaat). Этот уровень включает институты, в которых представительства федерального центра и Земель имеют равный статус. На этом уровне решения принимаются единогласно, с использованием согласительных процедур и на основе компромисса, откуда следует, что дискуссии на этом уровне могут заканчиваться «согласием о несогласии». Роль данного уровня – обеспечение консультаций и сотрудничества между уровнями государственной власти во всех областях, но в особенности – в сферах, где компетенция федерального правительства пересекается с полномочиями Земель.

В данной категории высшим институтом является Конференция глав правительств федерации и земель. Такого рода встречи проходят каждые четыре месяца, и принятые на них решения для обязательной реализации требуют дальнейшего утверждения законодательными органами страны или Земель.

Следующий уровень охватывает отношения, связанные с полномочиями федеральных властей (Bundesstaat). Данный уровень включает отношения между федеральными и Земельными институтами, организованные в соответствии с конституционными рамками. На этом уровне решения принимаются простым или квалифицированным большинством, а предмет указанных решений должен подпадать под сферу действия федерального законодательства или в случае сфер совместного ведения должен стать предметом федеральных процедур. Роль данного уровня заключается в обеспечении координации и подготовки голосования по законодательным вопросам на федеральном уровне.

На данном уровне ключевым институтом является Бундесрат. Его пленарные заседания проходят каждые три недели, а работа по подготовке заседаний в комитетах ведется постоянно. Вся сеть органов, обеспечивающих работу Бундесрата включает постоянные совещательные советы и миссии Земель, в которых работает аппарат Земельных правительств, причем последние обеспечивают функционирование механизмов для обмена информацией между различными уровнями государственной власти.

Поскольку процесс выработки и принятия решений большинством голосов в Бундесрате определяется рамками Конституции, внутри верхней палаты получила развитие политическая культура, обеспечивающая своего рода «страховку» для достижения консенсуса. Со стороны Земель отмечается явное нежелание принимать законодательные акты в случае, если имеются серьезные возражения со стороны хотя бы одной из них[130].

Таким образом, в рамках Бундесрата наличествует такая норма, как переговоры, призванные обеспечить единогласно принимаемое Палатой компромиссное решение, даже в случае если такое согласие может быть достигнуто путем значительных уступок со всех сторон обсуждения. Несмотря на то, что эффективность применения такой нормы для реализации конкретных решений может подвергаться сомнению, она соответствует общей культуре «взаимной вежливости».

Наконец, третий уровень взаимоотношений между правительствами разных уровней включает сотрудничество исключительно между Землями, минуя федеральное правительство. Данный уровень отношений охватывает институты, в которых Земли представлены в равной степени и с равным статусом. В рамках этой системы решения должны приниматься единогласно и могут требовать утверждения их федеральным или Земельными парламентами. Роль этого уровня заключается в обеспечении координации не только в сфере разработки законодательства, но и в области процессов администрирования применения этого законодательства.

На этом уровне высшим институтом является Конференция министров-президентов Земель. Формально Конференция созывается раз в год, но неформальные встречи такого рода проходят практически ежемесячно. Параллельно с Конференцией проходят профильные встречи Земельных министров и других высших государственных служащих (в сфере здравоохранения, юстиции, т.п.).

Даже из такого краткого описания становится ясно, что взаимоотношения между органами власти различных уровней являются одной из важных черт германской государственной системы. Процесс выработки и принятия политических решений обычно подразумевает сложные процессы «торга» и выработки компромиссов между различными уровнями государственной власти.