Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Экономические аспекты



Влияние на экономическую эффективность. Германская система отношений между бюджетами федерального и земельного уровней власти основывается на принципе обеспечения единства стандартов жизни. Статья 30 Конституции [Разделение полномочий между федеральными и земельными властями] подтверждает главенствующую роль земель в области предоставления государственных услуг. Равным образом, Ст. 72 и 106 (3) 2 обозначают роль федеральных властей в вопросах обеспечения бюджетного равенства (если это может быть интерпретировано как единство стандартов жизни). Положения Конституции в защиту горизонтального выравнивания – как в скрытой, так и в явной форме – играют роль меры, обеспечивающей цельность всей системы. Конечным результатом становится высокая степень единообразия в сфере государственной инфраструктуры и предоставления государственных услуг. В этом отношении важность роли единообразия стандартов жизни в Германии гораздо выше, чем в Канаде или США.

Германская система децентрализована в части расходов бюджета: германские земли, в первую очередь, несут ответственность за предоставление ключевых социальных услуг. В равной мере, система высоко централизована в части бюджетных доходов; основная часть доходов поступает от разделяемых налогов с четким расщеплением их между различными уровнями бюджетной системы; налоговое законодательство определяется на федеральном уровне, хотя для утверждения закона необходимо согласие Бундесрата, представляющего Земли. Распределение доходов от НДС между уровнями бюджетной системы представляет собой защитный механизм для случаев какого бы то ни было вертикального бюджетного дисбаланса чрезвычайного характера, возникающего в рамках Федерации. В прочих же случаях, основная часть федеральных трансфертов направляется на выравнивание горизонтальных бюджетных дисбалансов, возникших в связи с воссоединением Германии.

Как бы то ни было, земли до определенных пределов несут ответственность за получение доходов, используемых в целях финансирования предоставления государственных услуг, что в сочетании с децентрализованным предоставлением государственных услуг (хотя и требованием совместной выработки и принятия решений в отношении общих принципов ( ст. 91(а) 2)) отвечает общим представлениям об экономической эффективности.

Более того, значительный уровень гармонизации налоговой системы и общая приверженность принципам выравнивания ослабляет основания для стандартной критики в отношении децентрализованных фискальных систем. Так, например, приверженность принципу выравнивания в части доходов и принципу единства стандартов жизни в части расходов обеспечивает такой уровень единообразия в части чистых фискальных выгод (net fiscal benefits) по всем Землям, что снижает давление, побуждающее жителей к неэффективной миграции. Централизованные налоговые системы предотвращают появление возможности неэффективной налоговой конкуренции между Землями.

Необходимо, однако, заметить, что германская система несет в себе и некоторые потенциальные изъяны. Например, система межбюджетного выравнивания приводит к тому, что налоговое бремя в расчете на душу населения непропорционально распределяется между территориями, приходясь на малые подтерритории государства Как можно было бы ожидать, это ведет к появлению политических трений. Более того, в пост-объединительную эпоху давление на западные земли в связи с предложенным включения восточных земель в схему межземельного выравнивания стало угрозой для проведения в жизнь принципа фискального равенства. В свою очередь, это выразилось в возрастании роли федеральных властей в продвижении этого принципа, а усиление роли федеральных властей, в свою очередь, привело к пересмотру ранжирования земель с точки зрения их фискального потенциала.

Германская приверженность идее выравнивания и обеспечения единства стандартов жизни может привести к появлению у земель отрицательных стимулов в отношении расширения их собственных доходных источников: в свете последствий выравнивания. относительно богатые земли могут отойти от реализации политики развития их экономического потенциала.

Кроме того, стремление федерального правительства спасти земли, которые находятся на грани банкротства, с помощью федеральных грантов может самым серьезным образом сказаться на принципе установления параметров федерального бюджета и негативно сказаться на эффективности федеральных бюджетных расходов.

Влияние на принцип равенства. В федеральных системах вопрос о равенстве –является одной из центральных проблем экономической политики. Межрегиональное равенство, достигаемое путем предоставления государственных услуг, соответствует принципу обеспечения единства стандартов жизни. Единые требования к предоставляемым государственным услугам соответствуют целям равенства, – например, равенства возможностей и экономической безопасности. Кроме того, германские бюджетные процедуры в достаточно высокой степени обеспечивают реализацию концепций вертикального и горизонтального равенства.

Таким образом, коренное отличие германского федерализма от федерализма канадского или американского как раз и заключается в упоре на обеспечения единства стандартов жизни, процедуры расщепления доходов и природе самофинансирования межземельного выравнивания.

Равенство и государственные услуги. Важнейшие виды государственных услуг (образование, здравоохранение и социальные услуги) предоставляются силами государственного сектора, главным образом, потому, что их предоставление служит реализации целей равенства, – в противном случае, их предоставление было бы предоставлено предприятиям частного сектора. Германский опыт децентрализации в данной сфере показывает, что эффективность предоставления данных услуг может быть повышена, что позволяет более полно удовлетворять потребности резидентов; в равной мере, федеральное правительство может заботиться о том, чтобы обеспечить удовлетворение определенного уровня общенациональных стандартов. Для рассматриваемого случая важным моментом является сохранение определенного уровня вертикальных фискальных дисбалансов. В равной мере, Конституцией четко установлены роли федерального и земельных правительств в вопросе обеспечения фискального равенства, что нашло свое отражение в значительной степени горизонтального фискального равенства.