Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Эксперимент и реконструкции психологической реальности



Психологическая реальность и эмпирические закономерности

 

Раскрытие понятия экспериментальный метод с точки зрения реализуемых способов познавательной деятельности предполагает выделение как его общности с другими нормативами научного мышления, так и его специфики в отношении к иным возможным формам организации психологического исследования. С точки зрения структуры, или организации, исследования экспериментальный метод также может характеризоваться особыми формами познавательного отношения к изучаемой реальности и соответствующими системами доказательств при проверке психологических гипотез.

Одним из основных нормативов является предположение о возможности выявления в психологическом эксперименте закономерностей, которые могут рассматриваться в контексте причинного объяснения изучаемой психологической реальности. Признак причинного объяснения отличает такой подход к анализу эмпирически устанавливаемых зависимостей, который позволяет обосновывать необходимость отношений между причинами и следствиями. Реальность причинной связи обеспечивается выполнением ряда условий причинного вывода, первым из которых является осуществление некоторых управляющих воздействий на изучаемые процессы или функциональный контроль «независимых переменных». Вторая составляющая причинного объяснения - включение эмпирически устанавливаемых закономерностей в систему дедуктивного вывода. При этом могут иметься в виду и предложенная Декартом позиция к пониманию причины как логической координации, «спроектированной» на реальность, и рассматриваемые в контекстах конкретных психологических школ заявки на выявление специфики психологической причинности при понятийной интерпретации субъективной реальности.

Таким образом, установление закономерности - это еще не формулирование психологических законов. Закон будет предполагать констатацию обобщенного характера, т.е. указывать диапазон, в рамках которого действует выявленная фактическая закономерность. Психологическое объяснение предполагает распространение дедуктивных умозаключений на психологическую реальность или репрезентирующую ее модель. Экспериментальный метод можно рассматривать как способ наиболее строгого сопоставления дедуктивных проекций (исходящих из психологических теорий) на плоскость эмпирически устанавливаемых зависимостей.

 

Эксперимент и реконструкции психологической реальности

Важным нормативом является определение исследователем своей позиции в понимании предмета изучения. Это понимание включает предположение об адекватности сформулированных психологических понятий субъективной реальности. Именно потому, что психика выступает в качестве субъективной реальности, трудно говорить о психологической реальности как независимой от исследовательской позиции. Ж. Пиаже исходит из посылки онтологической реальности психического (или онтологического статуса психического), но указывает возможности проецирования разных редукционистских объяснений на эту реальность.

Спецификой онтологизации психического в экспериментальном подходе является предположение о возможности реконструкции ненаблюдаемых базисных процессов, определяющих изменения фиксируемых и объективируемых в той или иной психологической методике показателей. Взаимосвязь способов получения эмпирических данных и теоретических реконструкций в психологическом эксперименте означает при этом отношение к психологической реальности как к реальности воссоздаваемой и моделируемой (т.е. тем или иным образом представленной в экспериментальной или теоретической модели). Поэтому определение психологической реальности представлено в тех или иных психологических понятиях предмета изучения. И если для одних психологических проблем спор между исследователями будет касаться именно особенностей интерпретации сходных эмпирических закономерностей, то для обсуждения других проблем спора может и не состояться, поскольку психологическая реальность, реконструируемая в рамках одного психологического подхода, может не анализироваться как реальность в рамках другого понимания психического.