Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Методология отечественной психологии: путь развития в ХХ столетии.



Методология – это система принципов организации теоретической деятельности, система правил и нормативов познания, построения теории. Отсутствие единой грамотной методологии тормозит развитие науки, приводит к возникновению научного кризиса.

Основные методологические проблемы (В.А.Мазилов):

1. Отсутствие единого подхода, единой теории, борьба различных школ, подходов, направлений («Психологий много, нет психологии»).

2. Некумулятивность знания, объявление каждым новым направлением всей предшествующей ему психологии набором заблуждений.

3. Отсутствие универсального понятийного аппарата.

4. Отсутствие универсальных критериев добывания, верификации и адекватности знаний.

5. Разрыв научной (академической) и практической психологией.

Уровни методологии:

1) Общенаучный

2) Конкретной науки

3) Конкретного исследования

Общенаучная методология представляет собой систему принципов и нормативов, общих для всех областей знаний, для науки в целом. По сути, это система философских взглядов, определяющая общие принципы научного познания, общие способы познавательной деятельности. В отечественной науке такой системой взглядов была философия марксизма, а именно диалектический материализм. Основные принципы: 1. единство и борьба противоположностей; 2. переход количественных изменений в качественные; 3. отрицание отрицания

Методология конкретной науки представляет собой применение принципов общенаучной методологии для специальной науки. Основные методологические принципы отечественной психологии:

1) Принцип единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев)

С.Л.Рубинштейн. Сознание и деятельность взаимообусловлены. Психика (сознание) формируется в деятельности и формирует деятельность (проявляется в ней), это не две разные стороны бытия, они образуют неразрывное единство (но не тождество). Т.е. сознание не есть непосредственная данность (позиция ассоцианизма), т.к. формируется в деятельности. А деятельность не есть совокупность реакций на внешние раздражители (позиция бихевиоризма), т.к. регулируется сознанием.

А.Н.Леонтьев. Развил теорию деятельности Рубинштейна и разработал схему макроструктуры деятельности.Принцип единства сознания и деятельности отражается в категории цели (представление о результате), которая всегда осознана. Леонтьев выделял также внутреннюю психическую деятельность, которая есть результат интериоризации внешней практической и тождественна ей по структуре (Рубинштейн считал, что интериоризации не происходит, ребёнок рождается уже с психикой).

2) Принцип системности (Б.Ф.Ломов)

Система есть совокупность взаимосвязанных объектов, образующих определённую целостность, в которой в результате их взаимодействия возникают новые, интегративные свойства, отсутствующие в этих объектах. Человек является сложнейшей из известных науке систем, обладающей уникальными характеристиками и разнообразными качествами. Он одновременно является существом физическим, биологическим и социальным. В связи с этим, все психические явления должны изучаться в единстве с физическими, биологическими и социальными явлениями (но не сводиться к ним). Системный подход предполагает, что изучение всех этих качеств должно происходить не отдельно, а в системе, быть направленным на понимание взаимосвязи и взаимовлияния всех составляющих. Системный подход предполагает рассмотрение всех психических явлений в нескольких планах: 1) как некоторой качественной единицы, как системы, имеющей свои специфические закономерности (выявление и изучение психических процессов); 2) как части своей видо-родовой макроструктуры, закономерностям которой она подчиняется (изучение психики в контексте всех других форм отражения); 3) в плане микросистем, закономерностям которых оно также подчиняется (изучение биофизических и биохимических процессов); 4) в плане его внешних взаимодействий (изучение психики в связи с условиями её формирования и развития, т.е. в контексте жизнедеятельности человека).

3) Принцип активности (Н.А.Бернштейн)

Суть принципа активности состоит в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. Принцип активности противопоставляется принципу реактивности, согласно которому тот или иной акт определяется внешним стимулом. В конкретно-физиологическом плане принцип активности неразрывно связан с открытием принципа кольцевого управления движениями. В организации движений с необходимостью участвуют сигналы обратной связи, которые поступают из программы. Именно внутренняя программа лежит в основе так называемых произвольных актов и задаёт инициативу начала и содержание действий. Командные сигналы из блока программы опережают сигналы обратной связи, что может проявляться в оговорках и описках, и подтверждает положения принципа активности. Сигналы внутренней программы обеспечивают существенные параметры движений, а сигналы реактивные, идущие от внешней среды – несущественные, технические детали. Т.е. именно внутренняя активность задаёт общий план действия. На общебиологическом уровне принцип активности связан с развитием организма как реализацией внутренней программы. Эта программа развития довольно жёсткая и в своих существенных чертах не изменяется под влиянием внешней среды. В философском плане принцип активности проявляется в понимании внутренних программ как моделей потребного будущего и детерминант жизнедеятельности в наиболее широком смысле.

4) Принцип детерминизма (С.Л.Рубинштейн)

Принцип детерминизма заключается в признании необходимости изучать закономерные зависимости психических явлений от порождающих их факторов. Он включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и другие формы детерминизма, а именно:

Ø детерминизм типа обратной связи (воздействие следствия на вызвавшую его причину);

Ø системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого);

Ø статистический детерминизм (возникновение при одинаковых причинах различных следствий, подчинённых статистической закономерности);

Ø целевой детерминизм (определение результата целью);

Основной принцип объяснения психики человека с позиций диалектического материализма (марксистская философия) обусловлен положением о том, что, изменяя реальный, независимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и "внешнее" (продукты материальной и духовной культуры, в которых воплощаются сущностные силы человека), и "внутреннее" (сущностные силы человека, формирующиеся в процессе их объективации в этих продуктах). В этом плане может быть осмыслена "самопричинность" индивида, представление о том, что индивид есть причина себя в своих взамоотношениях с миром.

5) Принцип развития (Л.С.Выготский)

Развитие - качественное преобразование, ломка старой организации и появление на ее месте новой. Признаки развития:

- дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элементом;

- появление новых сторон и элементов в самом развитии;

- перестройка связей между сторонами объекта.

На рубеже 19-20 веков в России в психологии выделялись 3 основных направления: