Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Эмпирическая экспериментальная психология



…продолжает традиции, заложенные Вундтом, совмещая идеалистическую философию с экспериментальной

Челпанов Георгий Иванович (1862-1936)

…работал на кафедре философии МГУ

…посетил с Г.Г. Шпетом лабораторию Вундта;

…основал в Москве первый психологический институт в 1912 (1914 – официальное открытие) им. Л.Г. Щукиной, один из крупнейших в мире

…отстаивал психологию как эмпирическую дисциплину (жестоко критикуем Выготским)

Корнилов К.Н.

…первый декан педагогического факультета МПГУ, ученик Челпанова; с 1923 – директор психологического института (заменил Челпанова)

…в 1923 выступив с докладом на 1м съезде по психоневрологии предлагает новую науку (программу) – реактологию (разрабатывали совместно с Челпановым еще до революции); основная мысль – соединения теории рефлекса и психологии сознания

…ИДЕЯ: существует некоторая энергия, которая вмещается в ментальном или физиологическом сознании (по сути – бихевиоризм)

…Павлов (по словам Леонтьева) отреагировал негативно; Бехтерев – нейтрально

 

После революции в психологии происходят многие трагические события, “чистка университетов”, многие уезжают заграницу.

Главным предметом психологии становится поведение, доминирует естественно-научное направление.

В нач. 20-х Блонский высказывает идею о необходимости престройки психологии в русле марксистской идеологии - статьи “Реформа науки”, ”Очерк научной психологии”. Психологии должна быть наукой о поведении, что созвучно идеям Бехтерева, Павлова. Корнилов создает “Программу перестройки психологии” на основе марксизма, становится директором Московского института психологии вместо Челпанова, создает науку реактологию как марксистскую психологию.

Особое место занимает психоанализ. Психоаналитический институт и Российское психоаналитическое общество существуют до конца 20-х годов. Особенно развивался детский психоанализ. Во многом его падение связано с падением Троцкого.

В 20-е годы активно развивается педология - комплексная наука о ребенке. Активно ей занимаются Бехтерев, Блонский, Выготский, Басов и др.

Существует психотехника (психол. труда) - Шпильрейн.

20-е годы - начало развития психологии установки Узнадзе в Грузии.

В это время в Петрограде Бехтерев развивает рефлексологию, организует психоневрологический инст., институт мозга, педологический институт. Пишет работу “Коллективная рефлексология”, где рассматриваются проблемы влияния коллектива на личность.

В 20-е годы Рубинштейн начинает обращаться к проблемам психологии. Провозглашает принцип творческой самодеятельности.

В Москве в 20-е г.г. начинает работать Лурия, он приводит в институт психологии Леонтьева, а затем Выготского. Постепенно начинает складываться школа Выготского.

К концу 20-х годов идеология начинает все больше давить на психологию. Практически ни один ученый психолог того времени не избежал обвинений в отступлении от марксизма.

В Харькове открывается Психоневрологическая Академия, где сектор психологии должен был возглавить Выготский, но он не едет, а уезжает Леонтьев, там к нему присоединяются Гальперин и Зинченко. Школа Выготского начинает реформироваться. Леонтьев формулирует теорию деятельности.

В 30-е годы в Ленинград приезжает, по приглашению Басова, Рубинштейн, возглавляет кафедру психологии в пед. институте им. Герцена. Разрабатывает теорию деятельности (отличается от теории Леонтьева). Провозглашает принцип единства сознания и деятельности.

В 30-е годы основным предметом психологии становится сознание.

В 30-е г. Лурия разрабатывает проблемы клинической психологии (речевые расстройства и т.д.), зарождается нейропсихология.

Макаренко в своих работах широко освещает проблемы социальной психологии.

Усиливаются репрессии.

В 1934 г. умирает Выготский.

В 1936 г. выходит постановление о педологических извращениях в системе НАРКОМПроссов. Удар по педологии, психотехники и психодиагностике. Во многом в это время прекратила свое существование в России практическая психология. Закрываются многие места, где могли работать психологи, сокращается штат даже института психологии.

Психология все больше зажимается в идеологические рамки.

 

Общая характеристика классического психоанализа и неофрейдизма.