Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Школа Л.С. Выготского (1896-1934).



Эта школа долгое время являлась наиболее обширной. В настоящее время в психологии есть различные мнения о единстве в школе Выготского с точки зрения дальнейшего развития идей. Отделение Леонтьева, который пересмотрел идеи Выготского вызвало раскол, но тем не менее это одна школа. В нее входят так же Лурия (проблемы мозговой локализации ВПФ, нейропсихология) и «пятерка» из II МГУ: Запорожец (роль практических действий в генезисе познавательных процессов, роль эмоций в смысловой регуляции деятельности), Божович (проблемы развития личности ребенка), Морозова, Левина, Славина. Кроме того учениками Выготского себя считают Зинченко, Асмолов, Мухина, Венгер и др.

Ученики назвали теорию Выготского Культурно-историческая теория.

Работы: «Мышление и речь», »Орудие и знак в развитии ребенка», »Педагогическая психология», »Психология искусства», »Исторический смысл психологического кризиса».

Опора на марксизм. Важнейшее отличие деятельности человека от поведения животных – в использовании орудий труда для преобразования мира и сохранения этих орудий. Сознание должно располагать особыми орудиями, направленными во внутрь, на овладение собственной психической жизнью и поведением. Именно такие орудия делают возможным произвольное поведение, логическое запоминание и др.

Выделяет 2 вида психических функций: натуральные (механическое запоминание, непроизвольное внимание) и высшие психические функции (целенаправленное мышление, творческое воображение, логическое запоминание, произвольное внимание). Одна из важнейших характеристик ВПФ – опосредованность, т.е. наличие средства, при помощи которого они организуются (пример с болезнью Паркинсона и листами, узелки на память: образ, средства).

Основной путь – интериоризация = «вращивание» (перенос во внутренний план) социальных форм поведения в систему индивидуальных форм. ВПФ – продукт социального общения и сотрудничества. Центральный момент – возникновение символической деятельности, овладение словесным знаком. Знак – средство, которое став внутренним, преобразует психическую жизнь. Всякая ВПФ в своем развитии проходит 2 стадии: как форма взаимодействия между людьми и позже – внутренний процесс (это обозначается как переход от интерпсихического и интрапсихическому). Процесс формирования ВПФ длится десятилетия, зарождаясь в речевом общении и завершаясь в полноценной символической деятельности.

Обучение должно вести за собой развитие. Зона ближайшего развития – ближайшая перспектива развития ребенка. То, что сначала ребенок делает вместе со взрослым, а потом сам. Обучение – особо организованное общение. Действенное обучение – то, которое опирается на ЗБР, «забегает вперед» развития.

Леонтьев создает в 30-е г.г. в Харькове теорию деятельности. Исторически сложилось так, что теория деятельности Леонтьева занимала приоритетную позицию в отечественной психологии. Леонтьев был не согласен с некоторыми позициями теории Выготского (усвоение и т.д.). Леонтьев ориентировался на активность личности, создал теорию, в которой на основе понимания деятельности раскрываются важнейшие аспекты психики. Леонтьев является последователем Ленинской теории отражения - психические явления копия внешнего мира.

Психика - высший уровень отражения, присущий высокоорганизованной материи: идеальное отр., активность, субъективность.

С т. зр. Леонтьева, функция исходна и формируется в процессе эволюции раньше органа.

Основной принцип - внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение. Следовательно, изучая практическую деятельность, мы постигаем закономерности психической деятельности; управляя организацией практической деятельности, мы управляем организацией внутренней, психической деятельности.

В результате интериоризации складываются внутренние структуры, интегрируясь и преобразуясь, они являются основой для порождения внешних действий, высказываний и т.п.; этот процесс перехода внутреннего во внешнее – экстериоризация.

Чувствительность (свойство реагировать на воздействия, сами по себе не несущие биологической значимости (абиотические), но сигнализирующие организму о связанном с ними биотическом воздействии) является критерием психического. Ощущение (субъективное отражение отдельны свойств предметов и явлений объективного мира), на первой стадии эволюционного развития психики: элементарной сенсорной психики а перцептивная психика: возникает восприятие как отражение целостных объектов а интеллект. Развитие психики связано с развитием деятельности, связывающей организм с окружающей средой. Коллективный труд – один из факторов возникновения сознания.

Сознание - отражение собственной деятельности.

Структура деятельности. Деятельность – активность, побуждает ее потребность (в качестве переживания дискомфорта). В ходе поисков происходить встреча потребности с ее предметом: фиксация на предмете, который может ее удовлетворить). С момента «встречи» активность становится направленной, потребность опредмечивается и становится мотивом (осознаваемым или неосознаваемым). С этого момента можно говорить о деятельности. Деятельность соотносится с мотивом; мотив – то, ради чего совершается деятельность; деятельность – совокупность действий, которые вызываются мотивом. Действие (главная структурная единица деятельности) – процесс, направленный на достижение цели; цель – осознаваемый образ желаемого результата. Соотношение цели действия к мотиву – смысл.

Действие осуществляется на основе определенных способов, соотносимых с конкретной ситуацией, т.е. условиями; эти способы – операции. Деятельность – совокупность действий, вызываемых мотивом; действие – совокупность операций, подчиненных цели.

Ведущая деятельность – та, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности; смена ведущей деятельности = переход на новый стадию развития. Основной механизм этой смены – сдвиг мотива на цель (получение знаний: одобрение учителя…самостоятельный мотив).

Работы: «Проблемы развития психики», »Деятельность. Сознание. Личность»

Гальперин П.Я. присоединяется к школе Выготского в Харькове. Разрабатывает теорию поэтапного формирования действий и понятий. Главная функция психики - ориентировка. Выделял 5 этапов формирования действия: 1) Этап формирования ориентировочной основы действия; 2) Э. ф. действия в материальной или материализированной форме; 3) Э. ф. д. в форме внешней речи; 4) Э. ф. д. в форме внешней речи про себя; 5) Э. ф. д. в форме внутренней речи. Идея интериоризации - действия совершают переход от внешней формы к внутренней. Представил схему формирования мышления.

Лурия А.Р. исследовал восприятие и мышление, проблему мозговой локализации ВПФ, многие идеи Выготского перенес в понимание психич. функций. Основал нейропсихологию.

Работы: «Высшие корковые функции человека», »Язык и сознание», »Маленькая книжка о большой памяти» и др.

Эльконин Д.Б. создатель периодизации психического развития, где соединил идеи Выготского (кризисы, новообразования, соц. усл.) и Леонтьева (ведущ. деят.).

Работы: «Психология игры», »Детская психология».

Зинченко В.Л. –проблемы истории и философии психологии. Работы: «Трубка Мамардашвилли», «Мысль и слово Г. Шпета». Считает язык феноменом коллективного сознания.

Мухина В.С. Изучает развитие самосознания личности.

Теория С.Л. Рубинштейна. Противостояла школе Выготского. Рубинштейн получил философское образование в Германии. Жил в Одессе. К проблемам психологии как мыслитель обращается в 20-е годы. Пишет работу «Принципы творческой самодеятельности». Считает, что всякая деятельность является самостоятельной и творческой – оппозиция пониманию человека через призму рефлекса. Нельзя использовать методологию естественных наук в гуманитарной науке. Человек самодетерминирующееся существо, субъект, центр перестройки бытия. В 30-е г.г. переезжает в Петербург, работает в ЛГПИ им. Герцена. Рубинштейн изучает марксизм, формулирует 2 методологических принципа психологии:

1. Принцип единства сознания и деятельности. Человек и его психика развиваются в деятельности изначально практической.

2. Диалектико-материалистический принцип детерминизма – внешние причины действуют через внутренние условия. Внешние воздействия прорабатываются личностью.

Рубинштейн считал, что деятельность относится только к человеку. Леонтьев – деят. относил и к животным и к человеку. Рубинштейн – единое развитие психики и деятельности, принцип активности. Леонтьев – одно, затем другое, внешнее затем внутреннее, интериоризация, принцип уподобления.

Человек изменяя мир изменяет себя. Важна роль другого человека, встреча людей влечет взаимоизменения людей. S-S взаимодействие – это встреча двух субъектов.

С т. зр. Рубинштейна, личность – это не набор черт, не аморфная структура, Личность составляют потребности, способности, направленность.

Деятельность относится к предметной сфере, единица анализа – действие.

Поведение относится к межличностной сфере, единица анализа – поступок.

Изучал мышление. Мышление состоит из мыслительных операций, но не сводится к ним. Анализ и синтез – первичные операции. Обобщение, сравнение, абстрагирование – вторичные операции.

В конце 40-х Рубинштейн обвинен в космополитизме, теряет работу.

Работы: «Основы психологии», «Основы общей психологии», «Принципы и пути развития психологии», «Человек и мир» – вышла посмертно, не закончена..

Абульханова и Брушлинский считают себя учениками Рубинштейна. Разрабатывают принцип субъектности, т. е. Человек как существо, преобразующее мир и самого себя. Работы Абульхановой: «О субъекте психической деятельности», «О жизненном пути личности». Работы Брушлинского: «Мышление и прогнозирование», и др.

Ленинградская школа.

Бехтерев – основал первую психол. Лабораторию в Ленинграде. Разрабатывал теорию объективной психологии, невропсихика – предмет объективной психологии. Основал рефлексологию – наука о поведении. Работа «Коллективная рефлексология» – соц. психология.

Лазурский – создатель дифференциальной психологии в России. Проблемы различий, характера. Совместно с Франком разрабатывали проблемы изучения личности. Выделяли 2 стороны измерения психики: 1) эндопсихика – мысли, чувства и т.д., 2) экзопсихика – отношения чел. К миру, людям, вещам, деятельности, самому себе. Создали схемы исследования личности.

Работа: «Классификация личностей» – заканчивал Мясищев.

Лазурский выдвинул новый метод исследования – естественный эксперимент, чем сложнее изучаемое явление, тем ближе к естественной должна быть ситуация эксперимента.

В.Н. Мясищев (ученик Лазурского) Развивал теорию отношения. Отношение как психологическая категория, это осознанная и активная связь человека с миром, с другими людьми, с вещами, с деятельностью, с собой. Работа «Личность и неврозы» – невроз как неадекватная система отношений.

Рациональная терапия Мясищева – терапия оптимальности организации:

1. Выявление неадекватного поведения;

2. Выявление системы неадекватных отношений;

3. Выявление причин, которые привели к формированию неадекватной системы отношений (из детства.)

Ананьев Б.Г. – изучал проблемы человекознания – комплексная наука о человеке. Работа: «Человек как предмет познания», «Современные проблемы человекознания» (посмертно). Считал, что человека необходимо рассматривать по 3 основным линиям:

Как индивид – как биологическое существо. Индивидные свойства (конституция, особенности н.с. и т.д.) Рождение индивида – зачатие. Развитие индивида – онтогенез. Свойства индивида – темперамент и задатки.

Как личность – то, что обращено к другим людям, социальное. Рождение личности связано с системой отношений, появлением нравственности. Личностное развитие – это жизненный путь. Личностные свойства – характер.

Человек как субъект деятельности – продуктивная, производительная. История человека как деятеля. Интегративное свойство – творчество.

Темперамент, характер, творчество интегрируются в индивидуальности.

Изучал развитие взрослого человека. Предложил науку онтопсихологию – о развитии индивидуальности на протяжении жизни.

Предложил науку акмеологию – о творческом развитии человека.

Ученика: Ломов, Бодалев, Климов, Филонов.

Школа установки (Грузия)

Узнадзе. Разрабатывал теорию установки. Установка – это неосознаваемая готовность относиться к миру и действовать определенным образом.. Говорил об установке субъекта, т.к. это целостное состояния человека, динамическая определенность.. Установка носит центральный характер.. Для человека действие в плане импульсивной фиксированной установки характерно, но не сущностно. Когда установка неадекватна, человек может произвести объективацию установки и изменить ее. Установки это бессознательное, которое никогда не было сознанием, но влияет на него.

Ученики: Прангешвилли, Эллиава, Нагадзе.

Так же есть другие, менее известные школы.

Школа Теплова – изучал индивидуальные различия, у каждого человека есть врожденные особенности, которые влияют на формирование характера.