Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Этапы развития человеческого общества: археологическая периодизация



Археологические периоды Человек Материальная культура
Палеолит (3-5млн.л. до н.э.-10тыс.л. до н.э.) - древний каменный век. Раннийпалеолит 3-5млн.л. до н.э. –100тыс.л.до н.э. Шельская эпоха (600-400т.л. до н.э.) Ашельская эпоха(400-100т.л. до н.э.) Ледниковый период (100тыс.л. до н.э.) Начало антропогенеза Доледниковый период: археоантропы - питекантропы, синантропы.     В ледниковый период: палеоантропы (древний вид «человека разумного» - homo sapiens)- неандертальский человек. Грубые (без обработки) орудия из дерева и камня. Собирательство (главное), охота. Появление зачатков языка. Наскальные рисунки в пещерах Ле Лазар (150тыс.л. до н.э.), (Франция), Альтамира (Испания). Орудия шельского периода в Африке – в долине Нила, в Алжире, на Кавказе, в Украине; ашельского – в Средней Азии, Поволжье. Применение огня 500-400тыс.л.до н.э. (из находок близ Пекина), новая версия 1,4млн.л. до н.э.(в Кении).
Средний палеолит (мустьерская эпоха) 100тыс.л. до н.э.-40тыс.л. до н.э. Завершение антропогенеза. Неандертальский человек. Зарождение семьи. Кроманьонский человек - на рубеже среднего и верхнего палеолита 40т.л.до н.э. Совершенствование каменных орудий. Охота (главное), собирательство. Добывание огня трением. Появление homo sapiens, человека современного типа ( кроманьонский человек)
  Поздний (верхний) палеолит 40 - 10тыс.л. до н.э. Временное отступление и новое наступление ледника. Неоантропы – человек современного типа (кроманьонский человек - homo sapiens).   Совершенствование орудий из камня и дерева. Изобретение лука и стрел (по другой версии 1,5млн. л. до н.э.). Грубая глиняная посуда.    
             

 

Схема 1.1

Продолжение

Археологические периоды Человек Материальная культура
  Мезолит (средний каменный век) 10-8т.л. до н.э. Переход от ледникового к современному климату. Формирование рас.   Развитая присваивающая экономика. Начало приручения животных:    
  Неолит (новый каменный век) 8-5тыс.л. до н.э. Неолитическая или аграрная революция:   начало возникновения первых цивилизаций   Искусство неолита – петроглифы, т.е. рисунки на камне (северные народы) Переход к производящей экономике. Шлифование каменных орудий, распилка, сверление. Разработка месторождений кремния для изготовления орудий (шахты), обсидиана – твердого вулканического стекла с острым режущим краем. Гончарный круг – в Месопотамии и Иране (к.6-с.5т.л.до н.э.), в ю-з Европе (2-я пол.5 - с.4т.л.до н.э.). Строительство лодок. Плетение корзин, сетей; на этой основе - ткачество (находки веретен). Первое крупное общественное разделение труда - обособление земледелия.  
  Период цивилизации  
  Энеолит - медно-каменный век (медь, золото) 5-4тыс.л. до н.э. Современный человек. Письменность:4-2 т.л. до н.э. - Др. Шумер, Египет, Китай Развитие ремесел. Пашенное земледелие. Городские поселения. Ткацкий станок и его разновидности – горизонтальные (Египет), вертикальные (Малая Азия, Европа).  
  Бронзовый век (соединение меди и олова) 4-2тыс.л. до н.э.   Отделение ремесла от земледелия — второе общественное разделение труда. Орошаемое земледелие в Ср.Азии. Изобретение колеса (на Востоке 4т.л. до н.э.). Первые колесные повозки. Формирование рынка.  
  Железный век 8-5в. до н.э.   Повсеместно в Европе и Азии. В Африке, Австралии и Океании — только с появлением европейцев.  
                   

 

Признаки цивилизации:

а) основной источник богатства – аграрная сфера, поливное земледелие;

б) развитие городов – центров ремесла и торговли;

в) новый образ жизни – оседлость, благоустройство жилья, разнообразные украшения, расписная керамика;

г) строительство монументальных сооружений (храмы, пирамиды, укрепления);

д) создание государственного аппарата власти и принуждения – суд, армия и др.; создание системы государственного управления, бюрократического аппарата чиновников;

ж) развитие письменности, что позволяло закрепить и распространить верования, идеи, традиции, законы;

з) социальное расслоение общества – по профессиональному, социальному, материальному положению, по объему прав и привилегий;

и) сохраняются черты родовых отношений, множество сельских общин, в духовной культуре сохраняется значительный элемент первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия.

 

Вопросы и задания

1. Предмет истории экономики. Как связана история экономики с другими науками: всемирной историей, историей экономической мысли, экономической теорией?

2. В чем различие формационного и цивилизационного подхода к периодизации истории.

3. Рассмотрите историю европейского общества с точки зрения формационного и цивилизационного подхода.

4. Что такое неолитическая революция? В чем ее значение для перехода к цивилизации.

5. Каковы основные черты цивилизации по сравнению с архаическим (первобытным) периодом.

6. Каковы основные материально-технические достижения палеолита и неолита?

7. Проставьте даты, соответствующие перечисленным техническим открытиям:

Технические и экономические достижения Даты
Использование бронзовых орудий к.6 - с.5т.л. до н.э. в Месопотамии, Иране
Гончарный круг 4-2т.л. до н.э.
Изобретение колеса 40тыс.л. - 10тыс. л до н.э.
Применение огня 5-4т.л. до н.э. (Египет, Малая Азия)
Ткацкий станок 500-400т.л. до н.э. (близ Пекина)
Лук и стрелы 4т.л. до н.э. на Востоке

8. Какой металл стали использовать раньше? Проставьте соответствующие даты:

а) бронза 8-5в. до н.э.

б) медь, золото 4-2тыс.л. до н.э.

в) железо 5-4тыс.л. до н.э.

 

9. С какими утверждениями вы не согласны:

«Появление первых цивилизаций относится к периоду железного века, т.е. 5т.л. до н.э., когда произошел переход от собирательства к производящей экономике. Люди применяли ткацкие станки, гончарный круг. Развивалась городская экономика с ремеслом и торговлей. Благодаря письменности, государственные указы доводились до большинства населения. Характерна сельская экономика, городской экономики не существовало».

Тесты

1. Неолитическая революция – это:

а) переход к использованию железа;

б) переход к производящей экономике;

в) появление человека современного типа;

г) появление первых цивилизаций.

 

2.Что не характерно для периода возникновения цивилизаций:

а) широкое применение железа; б) применение орудий труда из камня;

в) развитие письменности; г) создание городов.

 

3. Основное событие мустьерской эпохи (100-40т.л. до н.э.):

а) начало антропогенеза;

б) появление человека современного типа (кроманьонцы);

в) завершение антропогенеза (неандертальцы);

г) начало цивилизаций.

 

4. Основные черты цивилизаций – все перечисленное, кроме:

а) городская экономика; б) замена каменных орудий труда железными;

в) письменность; г) создание системы государственного управления.

 

5. В период неолита (8-5т.л.до н.э.) произошло:

а) завершение антропогенеза; б) образование первых цивилизаций;

в) переход от собирательства к производящей экономике;

г) развитие письменности.

 

6. Возникновение первых цивилизаций относится к периоду:

а) 4т. л до н.э. в) 2т. л до н.э. б) 10т. л до н.э. г) 1т.л. до н.э.

 

7. Переход к производящей экономике произошел:

а) в период широкого применения железа; в) в эпоху бронзы;

б) в эпоху каменного века; г) в эпоху меднокаменного века.