Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Четвертая научная революция 90-е годы 20 в.



· Постнеклассическая наука — термин ввёл В. С. Степин в своей книге «Теоретическое знание»

· Объекты ее изучения: исторически развивающиеся системы (земля, вселенная и т. д.)

· Синергетика

Создание классической механики и экспериментального естествознания

Механика изучает перемещение материальных точек или тел, т.е. изменение их положения с течением времени. Но движение происходит в микро-, макро- и мегамире по различным законам, изучаемым квантовой, классической и релятивистской механикой соответственно. Механика макроскопических тел, движущихся со скоростями, много меньшими скорости света, называется классической; она состоит из кинематики и кинетики.

В классической механике время выступает как параметр дви­жения. И движение от прошлого к будущему легко спутать. Та­ким образом, главные особенности классической механики Ньютона — это детерминизм (определенность): если известны начальные условия и уравнения, то мы можем предсказать движение, — обратимость времени. Однако если снять на пленку фильм о развитии растения из семени, а затем «прокрутить» его в обратном направлении, то каждый из нас легко отличит спо­соб показа, который отвечает реальному ходу развития, от спо­соба, который в природе не существует. Значит, физическое описание процессов в классической механике неполно и отра­жает лишь какие-то одни стороны реальной природы, не затра­гивая других ее глубинных свойств, учет которых должен авто­матически приводить к тому, что ситуации, когда dt < 0 должны быть запрещены.

На самом деле, это один из многих парадоксов науки, возни­кающих при изучении человеком окружающего мира, в данном случае — «парадокс времени». Понятием времени в физике пользовались сотни лет, причем интуитивно предполагая, что dt > 0. Парадокс же заключается в том, что хотя весь опыт чело­вечества (заметим, и другие науки — геология, биология, исто­рия) говорил о существовании направленного развития событий, но это не находило своего отражения в физике. Эта ситуация породила философские споры о возможностях физики и вообще «количественной» науки в описании природы по сравнению с геологией, биологией, историей и т.д. Можно сказать, что если в этих науках идея развития от прошлого к будущему составляет саму основу, то* физике был чужд интерес к развитию событий. Все это ставило барьер между физикой и другими науками, изу­чающими высшие формы существования материи.

Классическая механика складывалась под влиянием материалистических представлений о материи и формах ее существования. Основополагающими идеями этой картины Мира являются классических атомизм, восходящий к Демокриту и т.н. механицизм. Само становление механической картины справедливо связывают с именем Галилео Галилея, впервые применившего для исследования природы экспериментальный метод вместе с измерениями исследуемых величин и последующей математической обработкой результатов. Этот метод принципиально отличался от ранее существовавшего натурфилософского способа, при котором для объяснения явлений природы придумывались априорные (<лат. a priori - букв. до опыта), т.е. не связанные с опытом и наблюдением, умозрительные схемы, для объяснения непонятных явлений вводились дополнительные сущности, например мифическая "жидкость" теплород, определявшая нагретость тела или флогистон - субстанция, обеспечивающая горючесть вещества (чем больше флогистона в веществе, том лучше оно горит).

Контрольные вопросы: [2]

1. Назовите основные черты естественнонаучных революций.

2. Назовите научные революции в естествознании?

3. Какие особенности классической механики вы знаете?