Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема 5. Выборочный метод в социологии



Выборочный метод в социологическом исследовании. Основные понятия выборочного метода. Сплошные исследования. Генеральная и выборочная совокупность. Нормативные требования, предъявляемые к выборке. Единицы анализа и единицы отбора как основа выборки. Случайные и систематические ошибки выборки и их влияние на итоги исследования. Типичные ошибки выборочного социологического исследования: замена намеченных единиц наблюдения, неполный охват выборочной совокупности. Зависимость объема выборки от уровня однородности или разнородности изучаемых объектов, от степени дробности группировки анализа и от целесообразного уровня надежности выводов.

Основные виды выборки в социологическом исследовании. Зависимость вида и способов выборки от целей исследования и его гипотез. Виды выборки: вероятностная (случайная), серийная (гнездовая, стихийная, квотная, многоступенчатая, районированная, стратифицированная). Способы формирования выборочной совокупности. Процедура простого случайного отбора. Определение объема выборочной совокупности и обеспечение ее представительности. Выборочный метод в условиях недостатка информации о генеральной совокупности.

Понятие репрезентативности. Требования репрезентативности выборки. Пределы допустимой ошибки выборки. Влияние объема, типа выборки, гипотез на величину ошибки выборки. Прямая и обратная задача репрезентативности. Репрезентативность в экспериментальных исследованиях. Пути повышения репрезентативности исследований. Репрезентативная функция теории. Процедура поиска новых признаков объекта в его различных теоретических моделях.

 

Тема 6.Обработка, анализ и интерпретация первичной социологической информации (по результатам опроса)

Методы обработки первичной социологической информации. Ручная и машинная обработка. Подготовка первичной социологической информации к компьютерной обработке. Выбраковка анкет. Кодировка ответов на открытые вопросы. Компьютерная обработка полученных данных. Простая группировка, перекрестная группировка или классификация, типологизация первичной социологической информации. Правила процентирования. Интерпретация и формулирование выводов. Понятие иррелевантного фактора. Подготовка отчета по результатам исследования. Научный отчет как презентация результатов исследования. Разработка рекомендаций для принятия управленческих решений.

Создание базы данных исследования: основные принципы, структура.

Общественное значение информации, получаемой в социологическом исследовании. Роль и ответственность социолога как интерпретатора социологической информации, влияющего на принятие управленческих решений, затрагивающих основы жизнедеятельности людей. Нормы научной этики социолога.