Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСИ 1877--1894 гг. 3 страница



156 Спектакль был дан в пользу фельдшерских курсов при Старо-Екатерининской больнице.

157 Позднее в своей рецензии на "Самоуправцев" H. E. Эфрос особенно отмечал игру Станиславского в сцене смерти князя Имшина: "Исполнитель ведет предсмертную сцену с редким тактом, давая лишь небольшое место физическим страданиям, элементу патологическому... Я не раз видел "Самоуправцев", но ни разу не видал такого художественного финала" ("Новости дня", 1895, 10 декабря).

158 Головина Наталия Павловна -- двоюродная сестра М. П. Лилиной.

159 Здесь Станиславский впервые упоминает о Вл. И. Немировиче-Данченко, который был в то время известным театральным рецензентом, беллетристом и драматургом. Его пьесы с успехом шли на сценах столичных и провинциальных театров. Театрально-педагогическая деятельность Немировича-Данченко началась с осени 1891 г.

160 Данная приписка сделана спустя несколько месяцев после спектакля.

161 Гейтен Лидия Николаевна (1857--1920) -- балерина Большого театра с 1873 по 1893 г. По воспоминаниям З. С. Соколовой, в 70--80-х годах Гейтен была "всеобщей любимицей" юных Алексеевых. Она "поражала нас изумительной мимикой. Иногда мы даже не хлопали, так были полны переживаний" ("О Станиславском", стр. 9).

Гейтен преподавала танцы в оперно-драматическом училище при Обществе искусства и литературы. Иногда она выступала в любительских драматических спектаклях. Намечая в 1888 г. состав труппы Общества, Станиславский предполагал пригласить Гейтен как актрису на драматические роли.

162 Юрьев Сергей Андреевич (1821--1888) -- литературный и театральный деятель, критик. Переводчик западноевропейских драматургов-классиков, в том числе Шекспира, Кальдерона, Лопе де Вега.

Пьеса "Васантасена" (ошибочно названная Станиславским "Савантассена" написана С. А Юрьевым по мотивам древнеиндийской поэмы. Станиславскому, по-видимому, предназначалась роль брамина Карудатты.

163 Спектакль состоял из "драматической поэмы" в четырех картинах "Царь Саул" С. И. и С. С. Мамонтовых и комедии-шутки в двух действиях "Каморра" С. И. Мамонтова. Программа спектакля написана рукой Станиславского и датирована 4 января 1890 г.; в книге-альбоме "Хроника нашего Художественного кружка", изданном в типографии А. И. Мамонтова, на стр. VII указана дата -- 6 января.

В "Царе Сауле" Станиславский играл роль пророка Самуила, художник В. А. Серов -- царя Агага. Декорации к "Царю Саулу" были написаны по эскизам М. А Врубеля, к "Каморре" -- В. Д. Поленова.

164 Народная драма А. Н. Островского "Не так живи, как хочется" была поставлена в Обществе искусства и литературы 3 января 1890 г.

165 В "Царе Сауле" участвовали дети С. И. Мамонтова.

166 Малинин Михаил Дмитриевич -- оперный певец, выступавший в Московской частной опере Мамонтова. Исполнитель ролей Мизгиря в "Снегурочке", Валентина в "Фаусте", Петра во "Вражьей силе" и др. Принимал участие в спектаклях мамонтовского Художественного кружка. В "Царе Сауле", играл роль военачальника Авенира.

167 Прахов Адриан Викторович (1846--1916) -- историк искусства и археолог, профессор. В 1887--1897 гг. руководил работами по росписи Владимирского собора в Киеве, которая осуществлялась художником В. М. Васнецовым при участии М. В. Нестерова и других. Группа библейских пророков, изображенная на стенах алтаря собора, была выполнена В. М. Васнецовым.

А. В. Прахов совместно с В. Д. Поленовым поставил 31 декабря 1878 г. в московском доме С. И. Мамонтова "живые картины" (эта дата считается началом деятельности мямонтовского Художественного кружка). В "живой картине" "Юдифь и Олоферн", поставленной Праховым, пятнадцатилетний Станиславский изображал Олоферна.

168 Якунчиков Владимир Васильевич -- двоюродный брат Станиславского.

169 Неврев Николай Васильевич (1830--1904) -- художник-передвижник, писавший на исторические и бытовые темы. Участвовал в спектаклях мамонтовского Художественного кружка.

170 Товарищеский вечер Общества искусства и литературы 9 января 1890 г. состоял из ряда выступлений учеников оперного отделения училища при Обществе (сцены из "Русалки" Даргомыжского, из "Тайного брака" Чимарозы и др.) и повторения одноактной комедии П. Гнедича "Горящие письма".

171 Митюшин Трофим Викулович играл в Обществе искусства и литературы под псевдонимом Бровкин.

172 Третьяков Николай Сергеевич -- см. прим. 5 на стр. 541.

173 Ольга Тимофеевна -- Перевощикова, мать М. П. Лилиной.

174 Вансяцкий Дмитрий Феофилактович -- деятельный член Общества искусства и литературы, выступал как актер под псевдонимами Неволин и Вольский. До возникновения Общества в 1887 г. Станиславский играл с Д. Ф. Вансяцким в спектаклях Музыкально-драматического кружка ("Майорша", "Лес").

175 Станиславский высоко ценил отзывы Лилиной о своей игре. В письме от 26 августа 1901 г. он писал ей: "Я ужасно горд и растроган. Горд потому, что ты на моем веку в четвертый раз хвалишь меня: "Самоуправцы", "Горящие, письма", Штокман и Крамер..." ("О Станиславском", стр. 83).

176 А. А. Федотов в спектакле 9 января 1890 г. играл роль Ольховского.

177 24 января 1890 г. состоялось повторение спектакля "Не так живи, как хочется" А. Н. Островского и "романса" в двух действиях "Когда б он знал!" К. А Тарновского в пользу приюта Общества попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях в Москве. В пьесе Островского Станиславский играл роль Петра, в "Когда б он знал!" -- барона Рецеля.

178 Впоследствии, отвечая на этот вопрос, Станиславский утверждал, что взаимодействие с партнерами является важнейшей основой сценического поведения актера. Он считал, что сила и глубина воздействия актера на зрительный зал зависят не от прямого общения его со зрителем, а осуществляются через общение с объектами на сцене.

179 А. А. Федотов играл роль кузнеца Еремки.

180 Кошелева Софья Александровна -- подруга М. П. Лилиной.

181 Бренко Анна Алексеевна -- см. прим. 12.

182 Сапожникова (урожденная Якунчикова) Елизавета Васильевна -- двоюродная сестра Станиславского.

183 Якунчикова Зинаида Васильевна -- сестра художницы М. В. Якунчиковой, двоюродная сестра Станиславского.

184 Отзывы прессы об исполнении "Не так живи, как хочется" были противоречивыми. "Спектакль прошел очень удачно. Очень хорош был г. Станиславский в роли Петра, причем он произвел особенно сильное впечатление сценою объяснения с Грушею на вечеринке и в сцене галлюцинаций",-- отмечается в одном из отзывов. Отрицательная оценка спектакля в целом дана в журналах "Артист" (1890, кн. 5) и "Будильник" (1890, No 2). Спектакль был сыгран всего два раза -- 3 и 24 января. Позднее, в книге "Моя жизнь в искусстве", Станиславский дал резко отрицательную оценку своего исполнения роли Петра, где он не мог преодолеть банальных приемов изображения "русского богатыря".

185 На товарищеском вечере 2 февраля 1890 г. учениками оперного отделения училища при Обществе были показаны отрывки из опер "Свадьба Фигаро" Моцарта и "Тайный брак" Чимарозы. Кроме того, Станиславским была исполнена сцена в подвале из "Скупого рыцаря" Пушкина.

186 Станиславский говорит здесь о костюмированном бале Общества искусства и литературы, состоявшемся 9 февраля 1890 г. Возобновление "Каменного гостя" состоялось 4 февраля 1890 г.

187 А. Ф. Федотов дебютировал на сцен" Малого театра в 1862 г. в роли скряги Луки Дряжкина в пьесе "Кащей, или Пропавший перстень" Г. В. Кугушева.

188 Владимир Сергеевич Алексеев, брат Станиславского, и его жен" Прасковья Алексеевна.

189 Мусина-Пушкина Дарья Михайловна, ученица драматического отделения училища при Обществе, принимавшая участие в спектаклях (Сезарина в водевиле "Тайна женщины"). Впоследствии -- артистка Александрийского театра, где играла под фамилией Мусина.

190 Невежин Петр Михайлович (1841--1919) -- беллетрист и драматург.

191 Станиславский не прекращал работу над ролью Барона в "Скупом рыцаре" и включил сцену в подвале в свой концертный репертуар (Ялтинский городской театр -- 8 октября 1896 г. и театр Корша -- 15 февраля 1897 г.).

192 На "исполнительном собрании" Общества 4 февраля 1890 г. был возобновлен "Каменный гость" А. С. Пушкина и повторена пьеса "Когда б он знал!" К. А. Тарновского.

193 Н. С. Третьяков играл в этом спектакле роль Дон Карлоса (вместо Ф. Л. Соллогуба), А. А. Федотов -- Лепорелло, А. Д. Благая (в то время ученица оперно-драматического училища при Обществе) -- Лауру.

194 Роль барона Рецеля в пьесе Тарновского "Когда б он знал!"

195 На товарищеском вечере 18 марта 1890 г. была повторена пьеса П. П. Гнедича "Горящие письма" и исполнена одноактная пьеса-пародия Ф. Л. Соллогуба "Честь и месть", в которой Станиславский играл роль графа Гастона де Лавирак, а Соллогуб (под псевдонимом Буринский) -- маркиза Пиброка де Петифур.

196 Владимирова Ольга Петровна -- артистка Малого театра.

197 Рощин-Инсаров (Пашенный) Николай Петрович (1861--1899) -- известный артист, работавший в ряде крупных провинциальных городов и в театре Корша в Москве. Отец народной артистки СССР В. Н. Пашенной.

198 Горев (Васильев) Федор Петрович (1850--1910) -- известный артист Малого театра. Отличался большим темпераментом и обаянием; яркий представитель героико-романтического направления в актерском искусстве. Отсутствие высокой интеллектуальной культуры и недооценка систематической работы над собой иногда мешали Гореву достигнуть законченных художественных результатов.

"Горящие письма" были поставлены на сцене Малого театра в 1886 г. Партнершей Горева была А. Н. Ермолова-Кречетова, родная сестра M. H. Ермоловой. Ермолова 2-я, Мария Ивановна, двоюродная сестра M. H. Ермоловой, артистка на выходные роли, в этом спектакле не участвовала.

199 Мансфельд Дмитрий Августович (1851--1909) -- переводчик и драматург. Произведения его лишены художественной ценности.

200 А. А. Федотов играл виконта Арманда де Пенсоэль.

 

201 Мартынова Софья Михайловна, урожд. Катенина -- институтская подруга М. П. Лилиной.

202 В книге "Из прошлого" (М., 1913) Н. В. Давыдов, вспоминая о Ф. Л. Соллогубе, писал: "Напыщенный романтизм, слезливая сентиментальность, своего рода культ "Гишпании"... любовь к необходимым атрибутам отчаянной романтики -- к гитаре, плащу, шляпе с пером, кастаньетам, толедскому клинку, таинственным похождениям", существовавшие в театре и литературе, были жестоко и едко высмеяны им в полной иронии и сарказма пародийной пьесе "Честь и месть".

Этот спектакль предвосхитил нашумевшую позднее театральную пародию "Вампука" в театре "Кривое зеркало", осмеивавшую оперную рутину.

Пьеса-пародия "Честь и месть" была возобновлена в постановке Станиславского 16 июля 1897 г. в любительском спектакле в Пушкино на даче Н. Н. Архипова. См. об этом воспоминания одного из участников -- В. И. Блюма, впоследствии театрального критика, писавшего под псевдонимом Садко ("О Станиславском", стр. 251--253).

203 5 апреля 1890 г. была осуществлена новая постановка Общества -- "Бесприданница" А. Н. Островского со Станиславским в роли Паратова (режиссер П. Я. Рябов). В заключение шел водевиль "Тайна женщины", в котором Станиславский играл Мегрио.

В Обществе искусства и литературы Станиславский играл в восьми пьесах Островского, три из которых он поставил сам. Роль Паратова, в которой Станиславский выступал в течение ряда лет с возрастающим успехом, получила широкое признание. В 1894 г. Станиславский был приглашен M. H. Ермоловой для участия в спектакле "Бесприданница", состоявшемся 20 марта в Городском театре Нижнего Новгорода. "Незабываемый спектакль, в котором, казалось мне, я стал на минуту гениальным, -- писал Станиславский в "Моей жизни в искусстве". -- И не удивительно: нельзя было не заразиться талантом от Ермоловой, стоя рядом с нею на подмостках".

Нижегородская пресса высоко оценила игру Станиславского. Рецензенты полностью подтверждают ту трактовку роли Паратова, которую он приводит в "художественных записях" 1890 г. "Исполнитель придал Паратову выражение бессердечной холодности вместе с живостью темперамента. Его смех, его насмешливость, его не то деланная, не то искренняя страстность ярко выделили фигуру и сделали ее вполне своеобразною" ("Нижегородский листок", 1894, 22 марта). "Станиславский... показал себя очень хорошим артистом. Он был вполне естествен, типичен и жив, так что фигура Паратова, соединяющего в своей особе крепостническое барское самодурство с купеческим, волжским, вышла в его чтении цельной и яркой. Казалось, что на сцене вполне живое лицо, которое и негодование возбуждало, как лицо живое" ("Волгарь", 1894, 22 марта).

В книге "Сорок лет театра", вспоминая о Станиславском в роли Паратова, Н. В. Дризен писал: "Лучшего Паратова я не помню. Это действительно губернский лев, сердцеед, общий любимец, рубаха-парень. Станиславскому вообще удаются военные: даже под штатским сюртуком зрители чувствуют военную косточку, изящество манер и внутреннюю дисциплину".

19 декабря 1896 г. "Бесприданница" была возобновлена на сцене Общества искусства и литературы в постановке Станиславского с обновленным составом исполнителей.

Основной вывод, сделанный Станиславским по поводу исполнения им роли Паратова, заключался в том, что он ясно определил свое настоящее амплуа и призвание: "Я -- характерный актер, -- записал он в "Моей жизни в искусстве". -- Мало того, я признаю, что все актеры должны быть характерными, -- конечно, не в смысле внешней, а внутренней характерности".

204 Роль Паратова была впервые сыграна А. П. Ленским 10 ноября 1878 г.

205 Лентовский Михаил Валентинович (1843--1906) -- актер и театральный антрепренер. См. о нем в книге "Моя жизнь в искусстве" (Собр. соч., т. 1, стр. 76).

206 А. А. Федотов играл в этом спектакле роль Карандышева.

207 Горожанкин Иван Николаевич (1848--1904) -- ботаник-морфолог и Богданов Анатолий Петрович (1834--1896) -- антрополог-зоолог -- профессора Московского университета.

208 Гастроли итальянского трагика Эрнесто Росси (1829--1896) и немецкого театра герцога Мейнингенского под руководством режиссера Людвига Кронека явились крупным событием в театральной жизни Москвы 1890 г. Оценка искусства Росси и мейнингенцев дана Станиславским в книге "Моя жизнь в искусстве".

209 Мамонтов Виктор Николаевич, двоюродный брат Саввы Ивановича.

210 Мазини Анджело (1845--1926) -- известный итальянский певец, тенор.

211 Самарова Мария Александровна (1852--1919) -- жена артиста Малого театра И. Н. Грекова (см. прим. 236 на стр. 574), имела театрально-костюмерную мастерскую. Участвовала в спектаклях Общества искусства и литературы, где сыграла ряд ролей. С 1898 г. -- артистка МХТ.

212 Львов Иван Николаевич -- в прошлом репетитор детей Алексеевых и режиссер первых спектаклей в Любимовке. По окончании Московского университета учился в артиллерийском училище и в Академии генерального штаба. Некоторые черты И. Н. Львова были впоследствии использованы Станиславским при создании образа Вершинина в "Трех сестрах".

213 11 апреля 1890 г. повторение предыдущего спектакля, сбор с которого был предназначен на памятник А. Н. Островскому.

214 Второй сезон Общества искусства и литературы закончился с крупным дефицитом. Общество не прекратило существования, но вынуждено было оставить свое дорогостоящее помещение на углу Тверской и Б. Гнездниковского переулка, передав его Русскому Охотничьему клубу. Летом 1890 г. Общество переехало на Поварскую улицу, в дом Казакова. Спектакли Общества давались еженедельно в помещении Охотничьего клуба. В качестве режиссера был привлечен артист Малого театра И. Н. Греков.

215 Фитценгаген Вильгельм Федорович (1848--1890) -- профессор Московской консерватории по классу виолончели.

216 Спектакль в помещении Русского Охотничьего клуба 8 ноября 1890 г. состоял из одноактной комедии "За хитрость хитрость" с участием В. Ф. Комиссаржевской в роли Любской, двухактной комедии "Кохинхинка" и водевиля "Тайна женщины" со Станиславским в роли Мегрио. Режиссером был И. Н. Греков.

217 В сезоне 1890/91 г. в труппу Общества влилась группа любителей кружка Прокофьевых: Иван Александрович (см. прим. 132), его брат Сергей Александрович (псевдоним Прежнев), его сестра Елизавета Александровна (псевдоним Александровская), ее муж Александр Михайлович Левитский и другие. Сезон открылся спектаклями "На хлебах из милости" В. Александрова (Крылова) (11 октября) и "Не в свои сани не садись" А. Н. Островского (25 октября), поставленными Грековым при участии актеров-любителей бывшего прокофьевского кружка.

218 Эрарский Анатолий Александрович (1851--1897) -- преподаватель синодального училища, организатор и руководитель детского оркестра, выступавшего в Обществе искусства и литературы.

219 Эберле Варвара Аполлоновна -- ученица оперного отделения училища при Обществе. Позднее -- оперная артистка, выступавшая на сцене Большого театра и в Московской частной опере Мамонтова. Исполнительница русских песен.

220 Благово Елена Александровна. С 1898 г. артистка Малого театра. Выступала на сцене Общества под псевдонимом Анненская.

221 А. Ф. Куманин (Карелин) играл роль Аннибала.

222 Перевощикова Мария Дмитриевна -- тетка М. П. Лилиной.

223 22 ноября 1890 г. возобновление спектакля "Горькая судьбина" А. Ф. Писемского (режиссер И. Н. Греков), с участием ряда новых исполнителей, в том числе будущих артистов Художественного театра В. В. Лужского и А. Р. Артема.

224 Роль мужика Федора Петрова играл И. А. Прокофьев вместо прежнего исполнителя А. Ф. Федотова.

225 В архиве Станиславского сохранилось письмо оперной певицы и педагога Э. К. Павловской от 20 декабря 1890 г., в котором она сообщает свои впечатления после спектакля "Горькая судьбина": "Вы очень сильно подействовали на меня, вообще на всю публику. Вы переживали душой всю драму, всю сердечную муку того несчастного, которого Вы изображали... А знаете, что меня поразило? Это то, что Вы на такой крошечной сцене, при Вашем росте, совсем не казались такого высокого роста, и сцена ни на минуту не казалась слишком маленькой. Это секрет пластики, которой Вы меня уже тогда поразили, когда я Вас впервые видела в Дон-Жуане. Это великое искусство, которым владеют очень немногие".

226 21 декабря 1890 г в помещении Русского Охотничьего клуба состоялось первое представление комедии А. Н. Островского "Лес" в Обществе искусства и литературы. Станиславский играл роль Несчастливцева, А. Р. Артем -- Счастливцева. Спектакль был поставлен И. Н. Грековым.

227 В комментариях Е. Н. Семяновской к первому изданию "Художественных записей" указывается, что Станиславский впервые выступил в роли Несчастливцева 6 декабря 1887 г. в спектакле Московского музыкально-драматического кружка в помещении театра Мошнина.

Проф. С. Н. Дурылин обратил внимание на слова Станиславского в тексте "Художественных записей": "После неудачного исполнения в первый раз роли Несчастливцева я для второго раза обратился к Федотову" и сделал вывод, что Станиславский уже сыграл роль Несчастливцева до того, как выступил в ней в спектакле 6 декабря 1887 г. (см. "К. С. Станиславский. Материалы. Письма. Исследования", М" 1955, стр. 417--418). В сохранившейся печатной программе спектакля 1887 г. режиссер не указан. Возможно, что А. Ф. Федотов не был режиссером этого спектакля, а лишь проходил со Станиславским роль Несчастливцева.

228 Рыбаков Николай Хрисанфович (1811--1876) -- один из корифеев русской провинциальной сцены, послуживший Островскому прототипом для роли Несчастливцева в "Лесе". Островский высоко ценил талант Рыбакова и увековечил его имя в словах Несчастливцева: "В последний раз в Лебедяни играл я Велизария, сам Николай Хрисанфыч Рыбаков смотрел. Кончил я последнюю сцену, выхожу за кулисы, Николай Рыбаков тут. Положил он мне так руку на плечо... "Ты, говорит... да я, говорит... умрем, говорит"... Лестно" (А. Н. Островский, Полн. собр. соч., т. VI, М., 1950, стр. 33--34).

В 1876 г., в день своего юбилея, Н. X. Рыбаков играл в Москве роль Несчастливцева. С приветствием юбиляру выступил сам А. Н. Островский.

229 Чумин -- не установлено.

230 Артем (настоящая фамилия Артемьев) Александр Родионович (1842--1914). Окончив Училище живописи, ваяния и зодчества со званием "неклассного художника", он с 1877 по 1902 г. был учителем чистописания и рисования в Московской 4-й гимназии. В 80-х годах под псевдонимом Артем он принимал участие в спектаклях разных любительских кружков. Впервые встретился со Станиславским 15 ноября 1887 г. в "Майорше" И. Шпажинского, спектакле Московского музыкально-драматического кружка. С 1890 г. Артем играл в спектаклях Общества искусства и литературы; в 1898 г. вступил в труппу МХТ, где пробыл до конца жизни.

По свидетельству современников, Артем был выдающимся исполнителем роли Аркашки в "Лесе". Художник М. В. Нестеров, смотревший его в этой роли в начале 80-х годов в одном из любительских спектаклей, утверждает, что впервые "видел артиста, искусство которого было столь совершенно, так подлинно претворялось в жизнь. Тогда говорили, что Артемьев играл Аркашку не хуже Шуйского, создавшего эту роль" (М. В. Нестеров, Давние дни, М., 1941, стр. 102).

231 Славин Алексей Иванович -- провинциальный актер, играл в Малом театре с 1889 по 1909 г. В своей статье "Артем. Станиславский. Чехов" С. Н. Дурылин писал: "Я плохо верю, что А. И. Славин играл Несчастливцева так, как описывал Артем Станиславскому... Видимо, деликатный, мягкий Артем не решился прямо указать Станиславскому на ошибочность его трактовки Несчастливцева, и, не давая никаких советов от себя, он счел за лучшее указать Станиславскому на пример другого актера, который будто бы видел в Несчастливцеве "прежде всего простого человека и лишь местами трагика" (см. "К. С. Станиславский. Материалы. Письма. Исследования", М., 1955, стр. 418--419).

232 3 января 1891 г. в трехактной комедии-шутке В. Александрова (Крылова) "Откуда сыр-бор загорелся" Станиславский играл роль адвоката Талицкого.

После пожара Охотничьего клуба Общество искусства и литературы перенесло свои спектакли в Немецкий клуб на Софийке (ныне -- Пушечная улица, помещение Центрального дома работников искусств).

233 Комедия "Плоды просвещения" Л. Н. Толстого, разрешенная цензурой только для закрытых благотворительных спектаклей, впервые была показана в Москве Обществом искусства и литературы 8 февраля 1891 г. и повторена 11, 15 и 18 февраля.

234 Эта запись сделана Станиславским рядом с текстом фельетона С. Васильева (Флерова) в "Московских ведомостях" (1891, 11 февраля), вклеенным в книгу "Художественных записей".

Васильев (Флеров) с позиций реакционной газеты "Московские ведомости" пытался дискредитировать комедию Л. Н. Толстого, отрицая ее общественную и художественную ценность. После просмотра спектакля "Плоды просвещения" в Обществе искусства и литературы Васильев (Флеров) в той же газете "Московские ведомости" от 18 февраля подтвердил свою отрицательную оценку пьесы.

235 Запись сделана Станиславским после четвертого исполнения пьесы "Плоды просвещения" 18 февраля 1891 г. и как бы подводит итог его работы над этим спектаклем.

Роли в "Плодах просвещения" исполняли: Звездинцева -- К. С. Станиславский, Звездинцевой -- М. А. Самарова, Бетси -- В. Ф. Комиссаржевская (игравшая под псевдонимом Комина), Вово -- Н. С. Третьяков (Сергеев), Сахатова -- П. И. Голубков (Глаголев), доктора -- И. А. Прокофьев, Петрищева -- Н. А. Лукутин (Александров), горничной Тани -- М. П. Лилина, мужиков -- А. А. Федотов, В. В. Лужский и В. М. Лопатин, старого повара -- A. Р. Артем, Якова -- А. А. Санин.

Этот спектакль, явившийся первой крупной самостоятельной режиссерской работой Станиславского, привлек пристальное общественное внимание и стал "событием в художественной жизни Москвы, как по тому интересу, который возбуждает в публике каждое новое произведение знаменитого автора, так и по той блестящей постановке, в которой пьеса появилась на сцене" ("Артист", 1891, No 13, стр. 145).

Все отзывы прессы об этом спектакле были положительными (исключение составляют лишь фельетоны С. Васильева). Режиссерская и актерская работа Станиславского получила одобрительную оценку со стороны Вл. И. Немировича-Данченко, который под псевдонимом "Гобой" выступил с рецензией в газете "Новости дня" (1891, 10 февраля). "Я утверждаю, -- писал он, -- что никто и никогда не видел такого образцового исполнения у любителей. Да если бы вы не были убеждены, что это любители, -- вы бы и не поверили. Комедия гр. Л. Н. Толстого "Плоды просвещения" была разыграна с таким ансамблем, так интеллигентно, как не играют хотя бы у Корша". В рецензиях о спектакле отмечались искусство режиссера, "безукоризненность ансамбля", серьезность интерпретации произведения. В "Московском листке" (16 февраля) рецензент П. И. Кичеев писал, что Обществу искусства и литературы "вовсе не трудно преобразоваться в самом недалеком будущем в один из солиднейших и наиполезнейших для русского общества настоящих частных театров, преобразоваться в такой театр, который будет стоять вне всякой конкуренции с другими частными театрами и действительно способствовать делу умственного и нравственного развития русского общества".

236 Греков Иван Николаевич (1849--1919) -- артист Малого театра, муж М. А. Самаровой. После ухода П. Я. Рябова был режиссером Общества искусства и литературы.

В книге "Моя жизнь в искусстве" (глава "Ремесленный опыт") Станиславский отмечал, что режиссеры, подобные Грекову, "учили попросту играть спектакль", показывая профессиональные приемы работы, идущие по внешней, ремесленной линии.

237 Имеется в виду Общество распространения практических знаний среди образованных женщин, которое одновременно с Обществом искусства и литературы ставило "Плоды просвещения" под руководством режиссера Малого театра А. М. Кондратьева.

238 И в том и в другом спектакле роль третьего мужика исполнял B. М. Лопатин (см. прим. 89), игравший эту же роль в декабре 1889 г. в любительском спектакле в усадьбе Л. Н. Толстого Ясная Поляна. Толстой высоко оценил исполнение Лопатина и значительно развил роль третьего мужика, состоявшую первоначально из нескольких реплик.

239 Режиссерский экземпляр "Плодов просвещения", хранящийся в Музее МХАТ, снабжен чертежами планировок и замечаниями Станиславского, относящимися к расположению действующих лиц на сцене и их поведению. В книге "Моя жизнь в искусстве", рассказывая о постановке "Плодов просвещения", Станиславский отмечает, что он научился строить мизансцену, "в которой само собой вскрывалось внутреннее зерно пьесы".

240 Роль Звездинцева явилась крупной актерской удачей Станиславского. "У любителя, играющего Звездинцева, замечательна эта безграничная, сияющая высшей культурной глупостью, наивно-убежденная горячая вера... в самое непроходимое идиотство... Таковы и должны быть "плоды просвещения", вытекающие из "такой высшей культуры" ("Театр и жизнь", 1891, 15 февраля).

В прессе отмечалось, что в Звездинцеве Станиславский поразил "умением отделать роль до мельчайших деталей, придать ей совершенно своеобразную характерность, воплотить перед зрителем живую фигуру во весь ее рост. Характерный, красивый грим: густые седые волосы с боковым пробором, выхоленные баки, мягкий, чуть-чуть старческий тон, какой-то особый говорок; характерный покрой платья и эта превосходно переданная добродушная наивность с примесью восторженности, разлитая по всему лицу" ("Артист", 1891, No 13, стр. 146).