Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Экономическое поведение фирмы в условиях чистой монополии



Полным антиподом совершенной конкуренции является чистая (абсолютная) монополия.

Монополия – это структура рынка, когда один продавец может, опираясь на свою экономическую мощь, навязывать наиболее выгодные для себя условия продаж остальным участникам рынка.
В обыденной жизни монополия зачастую отождествляется с крупным предприятием. Однако монополией может обладать местный банк, кинотеатр или книжный магазин в маленьком городке.

Рынок оказывается монополизированным, когда продукцию, не имеющую близких заменителей, предлагает один продавец. Закрытость рынка может проявляться как в виде директивного запрета заниматься определенной хозяйственной деятельностью, так и в виде необходимости осуществления больших единовременных вложений в основной капитал, которые при желании выйти из отрасли будет нельзя вернуть (затраты на создание специализированного оборудования).

Для предотвращения проникновения на монополизированный рынок конкурентов могут быть установлены юридические ограничения в виде лицензий, авторского права, товарных знаков или патентной защиты.

Особое место в чистой монополии занимает феномен естественной монополии. К естественным монополиям относятся предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (например, газ). Они, как правило, находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование их связано с эффектом масштаба производства – экономии ресурсов в результате увеличения выпуска продукции.

Особенность монополии заключается в том, что кривая спроса на ее продукцию тождественна кривой отраслевого спроса. Приняв решение об объеме выпуска, монополист при имеющемся спросе определяет цену, по которой сможет продать произведенную продукцию. Какой объем производства должен обеспечить монополист, чтобы его прибыль была максимальной? Принятие решения об объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в усло-


виях совершенной конкуренции, т. е. на равенстве предельного дохода и предельных издержек.

Если для фирмы в условиях совершенной конкуренции характерно равенство среднего и предельного доходов и цены, то для монополиста ситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее. Это означает, что чистая монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. На рис. 30 показаны кривые спроса D и предельной выручки MR, причем предельная выручка во всех случаях ниже цены.

 

Рис. 30. Спрос D и предельная выручка MR
в условиях несовершенной конкуренции

Поскольку прибыль есть разность между полной выручкой и общими затратами, то по мере увеличения выпуска прибыль растет до тех пор, пока приращение выручки от продажи дополнительной единицы продукции превышает увеличение общих затрат, обусловленное ее производством.

Приращение выручки вследствие продажи последней единицы продукции называется предельной выручкой MR. Условием максимизации монопольной прибыли является равенство предельной выручки предельным затратам: MR = MC (рис. 31).

Ситуация, изображенная на рис. 31, во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирмы не является абсолютно эластичным, а поэтому линия предельного дохода MR проходит ниже кривой спроса D. Наибольшую прибыль фирма получит при цене Pm и объеме производства Qm.

 

 

Рис. 31. Максимизация прибыли в условиях чистой монополии

Итак, монополия выбирает объем выпуска, при котором P > MC. Это свидетельствует о неэффективном использовании производ-ственных ресурсов в монополизированной отрасли. Такое превышение рыночной цены над предельными затратами служит одним из показателей монопольной власти фирмы.

Потери общества, возникающие вследствие монополизации рынка, показаны на рис. 32. Объем Qm соответствует оптимальному с точки зрения общества объему производства данного вида продукции, так как при этом Pm = MC. Монополия, максимизируя прибыль, установит цену Pm, в результате чего потери потребителей будут количественно выражены площадью фигуры ABE.

 

Рис. 32. Монопольная власть и потери общества

При определенных условиях монополист может использовать свое рыночное положение для дальнейшего увеличения прибыли, назначая разные цены для различных покупателей, т. е. устанавливая ценовую дискриминацию. Например, владельцы кинотеатров меняют цены в зависимости от времени (более высоки они вечером и в выходные дни) и возраста зрителей (способности платить).

Ценовая дискриминация осуществима, когда можно выявить группы покупателей с более эластичным спросом и определить цену для каждой из них.

Чистая монополия может получать экономическую прибыль (монополистическую сверхприбыль) не только в коротком периоде, но и в длительном, что связано с ее возможностью ограничить выпуск продукции и реализовать ее по более высокой цене, а также
с наличием барьеров для входа в отрасль новых фирм.

В целом деятельность чистой монополии приводит к следующим негативным последствиям:

1) объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, становится ниже, чем в условиях совершенной конкуренции, а цена – выше (по сравнению с условиями совершенной конкуренции ресурсы общества используются не в полном объеме). При этом часть продукции, необходимая обществу, может не производиться;

2) исчезает стремление к снижению производственных издержек, заинтересованность в разработке и использовании новых достижений науки и техники.

В целях ограничения монопольной власти во всех странах с рыночной экономикой действуют антимонопольные законодатель-ства, т. е. законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.

Основные цели антимонопольного законодательства – обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции
в народном хозяйстве; снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушения правил честной добросовестной конкуренции.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий являются одними из важнейших функций государства. Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Для поддержания конкуренции и борьбы с монополией применяются такие экономические меры, как:

1) поощрение производства товаров-заменителей;

2) поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;

3) привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

4) финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

В 2006 г. в России принят новый Закон о конкуренции, который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания эффективного функционирования товарных и финансовых рынков. Для проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба, основная функция которой – проведение государственной политики по развитию конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции.