Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Японское экономическое чудо. Причины и особенности

Казахстан вступил в ОБСЕ в 1992 году, а через 18 лет уже осуществлял Председательство.

Известны инициати­вы Республики Казахстан в области региональной и международной безопасности, ядерного нераспро­странения, в поддержке международных усилий по урегулировании ситуации в Афганистане и Ираке, в формировании условий для межнационального и межконфессионального диалога, в содействии решении проблем энергетической и транспортной безопасности. Ярким свидетельством масштабных инициатив Республики Казахстана, связанных с именем Президента РК Н. Назарбаева, являются добровольный отказ от ядерного оружия и присо­единение к режиму нераспространения, создание СВМДА.

Современный Казахстан представляет собой уникальную модель сосуществования представи­телей различных этносов и конфессий в мире и согласии и выступает за развитие диалога циви­лизаций, культур и религий. Республика Казахстан проводит многовектор­ную политику и может выступить в роли посред­ника в улаживании ряда споров и конфликтов в государствах-участниках ОБСЕ, придерживаясь принципа нейтральной стороны в конфликтных ситуациях, что не позволяет обвинить его в пред­взятости либо поддержке одной из сторон. Казах­стан не признал независимость Косова, Абхазии, Южной Осетии, оставаясь приверженцем основ­ного постулата Хельсинского заключительного акта-принципа нерушимости границ в Европе.

Весьма привлекательна его способность поддер­живать мир внутри своих территориальных гра­ниц, что создает платформу для диалога.

Японское экономическое чудо. Причины и особенности

Истории экономики известны различные факты стремительного развития государств, среди которых довольно ярким примером является японское экономическое чудо. Данный феномен характеризуется рекордным ростом благосостояния народа и государства, который составил около 10% ежегодно, начиная с 1950 и по 1973 года. В этот временной период такие показатели являлись самыми высокими в мире.

Основные причины, способствовавшие такому интенсивному развитию, представлены следующим рядом факторов:

  • Низкое налогообложение, стимулирующее развитие бизнеса на всех уровнях деятельности.
  • Активное внедрение новых технологий и зарубежного опыта в различных сферах экономики и производства.
  • Развитие деятельности профсоюзов, которое обеспечило социальную защиту и поддержку населения.
  • Земельная реформа, проведенная в 1947 году, благодаря которой крестьяне смогли получить ранее арендуемые земли в личное владение.
  • Регулирование денежной массы.
  • Масштабное образование структур по контролю качества выпускаемой продукции.

Все это позволило не только сделать большой шаг в технологическом развитии, но и обеспечило выгодные отношения между правительством и предпринимателями, поддержало национального производителя и гарантировало стабильные рабочие места для наемных рабочих.

Немалое влияние на интенсивный рост экономики Японии в шестидесятые годы оказала оккупация территории американскими войсками в послевоенное время, которая способствовала ориентированию внешней политики на экспорт, а также получению кредитов со стороны США. Также благодаря наложенным на государство санкциям, после второй мировой войны, в Японии наблюдалась политическая стабильность, что снизило внутреннее воздействие на экономику, обеспечив высокий индекс экономической свободы.

Многие аналитики отмечают, что значимую роль в явлении Японского экономического чуда сыграл и менталитет самого народа, который отличается строгим соблюдением этикета и проявлением уважения к иерархии, как возрастной, так и должностной. Более того японцам присущи такие качества как трудолюбие.

На сегодняшний день Япония уступает по темпам экономического роста таким государствам как США и Китай, однако при этом является одним из лидеров научно-технического прогресса, а также занимает ведущие позиции по уровню образования и социальному обеспечению населения.

 

Федеративная Республика Германия в послевоенный период. Как проходил подъем?

После капитуляции Германии западная зона оккупации возвращалась к нормальной жизни. Оккупационными властями были проведены судебные процессы против военных преступников, проводилась декартелизация, восстановление политических партий, профсоюзов.

Но социально-экономическая политика западных держав в Германии характеризовалась определенной двойственностью. С одной стороны, никто из союзников не хотел возрождения мощного, агрессивного конкурента. С другой стороны, Западу необходима была сильная Германия, которую нужно было активно подключить к борьбе против общего противника – СССР. Эта дилемма и определяла действия западных держав в германском вопросе.

Возрождению нормальной деятельности рыночных механизмов дала старт сепаратная денежная реформа, осуществленная по инициативе США в 1948 г. Хотя эта реформа и обострила кризис и привела к окончательному разделу Германии, для западной зоны оккупации она имела позитивные внутриполитические последствия.

Для превращения новой Германии в типичную западную демократию необходимо было также создать политические структуры, обеспечивающие оптимальные условия для функционирования государства и общества.

В день четырехлетия капитуляции гитлеровской Германии созданный по инициативе западных держав в их зонах оккупации Парламентский совет утвердил Основной закон, на базе которого были проведены выборы в бундестаг – нижнюю палату нового западногерманского парламента. После завершения конституциирования парламента, 7 сентября 1949 г. было провозглашено образование ФРГ. Первым канцлером ее стал К. Аденауэр.

Главной задачей нового правительства стало определение стратегии экономического восстановления страны, ее дальнейшего развития. В противовес сложившейся с начала ХХ в. практике централизованного хозяйства на новом историческом этапе была принята программа перехода к свободному конкурентному рыночному хозяйству. Этот новый порядок получил название «социальное рыночное хозяйство». Согласно ему рыночное развитие должно было дополняться сильной социальной политикой государства, способной смягчать социальные контрасты и социальную несправедливость, порождаемую рыночными отношениями.

Эти идеи стали воплощаться в жизнь канцлером ФРГ К. Аденауэром и министром экономики Л. Эрхардом.

Модель социального рыночного хозяйства была успешно претворена в жизнь. В ФРГ были завершена индустриальная модернизация, создан мощный потенциал массового производства предметов длительного пользования, была обеспечена практически полная занятость работоспособного населения, повысился жизненный уровень. То, что произошло в экономике ФРГ в 1950-е гг., не без основания называли чудом: в короткий срок страна, пребывавшая в состоянии разрухи, вышла на передовые рубежи в мировом масштабе. В 1950-е гг. среднегодовые темпы роста производства в ФРГ держались на уровне 9 %, что является даже для высокоразвитой страны чрезвычайно высоким показателем. Это позволило ФРГ к 1962 г. утроить свой национальный доход.

Помимо внутриполитических и экономических задач, правительству К. Аденауэра приходилось заниматься внешнеполитическими вопросами, связанными с определением места ФРГ в биполярной системе, восстановлением ее статуса в международных делах. ФРГ была подключена к военно-политическим структурам Запада, в том числе к НАТО. ФРГ активно участвовала в развитии экономической интеграции западноевропейских стран. Все эти шаги наряду с впечатляющими успехами собственной экономики позволили ФРГ укрепить свое положение: начав в 1949 г. практически с нуля, менее чем за 10 лет ФРГ сумела во многом восстановить свой престиж как ключевой европейской державы.

Но многие факторы, обеспечившие мощный рывок ФРГ в 1950-е гг., к концу десятилетия исчерпали себя. Это вело к падению влияния ХДС/ХСС. Нарастали оппозиционные настроения. Страна все явственнее шла к укреплению консервативных позиций.

 

Экономическая система – способ организации хозяйственной жизни общества, представляющий собой совокупность упорядоченных взаимосвязей между производителями и потребителями материальных благ и услуг.

1.Традиционная экономическая система. Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал (основные факторы производства) принадлежат общине, племени или в общем пользовании,
  • ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

2.Командная (централизованная или административная) экономическая система. Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал (основные средства производства) находятся в собственности государства,
  • ресурсы распределяет тоже государство.

3.Рыночная (капиталистическая) экономическая система. Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал находятся в частной собственности,
  • ресурсы распределяются с помощью рынка спроса и предложения.

 

Валово́й вну́тренний проду́кт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) —показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

 

Валовой национальный продукт отражает совокупную стоимость благ, созданных только её резидентами, вне зависимости от их географического положения

Структурные сдвиги в национальных экономиках экономически развитых стран,%

Страна Отрасль 1950 г 1970 г
Доля в ВВП Занятость населения Доля в ВВП Структура занятости
ФРГ Сельское хозяйство
Промышленность, строительство
Транспорт, сфера услуг, торговля
Япония Сельское хозяйство
Промышленность, строительство
Транспорт, сфера услуг, торговля