Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Южная Азия



Регион Южной Азии - один из крупнейших по численности населения. Здесь проживает более 1 млрд человек. В регион входят следующие страны: Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Иран, Мальдивская Республика, Мьянмар, Непал, Пакистан и Шри-Ланка.

Туризм в регионе развивается, но значительно медленнее, чем в регионе ВАТ. За 1970-1996 гг. туристские прибытия увеличились почти в 5 раз - с 900 тыс. до 4,5 млн человек, а поступления - почти в 40 раз - со 100 млн до 4 млрд долл. Доля прибытий в этот же период колебалась около показателя 0,7% общемирового уровня. Если доля Южной Азии в общемировых прибытиях сохранялась почти неизменной, то доля в мировых доходах от туризма после заметного увеличения в 70-х годах начала устойчиво сокращаться - с 1,5% в начале 80-х годов до 0,62% в 1993 г. Однако в 1996 г. наблюдался заметный рост прибытий и особенно доходов (поступлений), которые, естественно, привели к увеличению доли поступлений от общемирового уровня до 0,94% (табл. 2.14).

Таблица 2.14.

Динамика числа туристов, прибывающих в Южную Азию, и поступлений от них в 1970-1996 гг.

Год Число туристов, млн человек Среднегодовые изменения, % Доля от общемирового уровня, % Поступления, млрд долл. Среднегодовые изменения, % Доля от общемирового уровня, %
0,912 - 0,55 0,1 - 0,56
1,557 70,72 0,7 0,329 229,0 0,81
2,28 48,44 0,79 1,549 370,62 1,5
2,54 11,4 0,77 1,4 -9,62 1,21
2,731 7,52 0,8 1,677 19,07 1,19
2,707 -0,88 0,74 1,875 12,48 1,09
2,881 6,43 0,72 1,929 2,88 0,97
3,054 6,0 0,71 2,022 4,82 0,95
3,179 4,09 0,69 1,99 -1,58 -0,77
3,279 3,15 0,72 1,968 -1,11 0,76
3,509 7,01 0,73 2,076 5,49 0,7
3,459 -1,42 0,69 2,015 -2,94 0,62
3,949 14,17 0,72 3,159 56,77 0,91
4,3 8,89 0,76 3,642 15,29 0,91
4,485 4,3 0,76 3,963 8,8 0,94

Источник: ВТО.

Как видно, доли прибытий туристов в этот регион и поступлений от них в общемировых показателях незначительны. Этот регион подвержен влиянию политических и экономических кризисов, происходивших в мире в определенные периоды времени, например в 1991 г., и особенно чувствителен к локальным кризисам, к которым можно отнести, например, политическую нестабильность в некоторых районах Индии и Пакистана, конфликт в Шри-Ланке.


Рис. 2.13. Развитие международного туризма в Южной Азии, 1989-1996 гг.

Источник: ВТО.

Из рис. 2.13 видно, что с 1989 г. динамика поступлений почти неизменна, однако в разные годы были спады (в 1990 г. - на 1,6%, в 1991 г. - на 1%, в 1993 г. - на 2,9%), которые осложняли инвестиционную политику развития туризма в регионе.

Самым крупным туристообразующим рынком для региона является Европа, чья позиция в последние годы еще более укрепилась. Наибольшее число туристов в регион обеспечивает Великобритания - 12% всех прибытий.

Внутрирегиональный туризм развит слабо; так, число туристов из соседних стран составило 28% всех гостей региона. Другими крупными туристообразующими регионами для стран Южной Азии являются ВАТ и Америка, которые в 1992 г. отправили соответственно 34 и 9% туристов (рис. 2.14).


Рис. 2.14. Диаграмма прибытий туристов в Южную Азию из других регионов в 1985 и 1992 гг.

Источник: ВТО.

Две трети всех туристов, прибывающих в регион, принимают Индия и Пакистан, где развит познавательный туризм. Расходы одного туриста в этих странах в среднем составляют 760 долл., что превышает среднерегиональный уровень - 590 долл. и среднемировой. Этот относительный успех можно объяснить политикой, проводимой индийским правительством с целью привлечения иностранных инвестиций в туристский сектор начиная с 90-х годов.

Некоторые страны, особенно Шри-Ланка и Мальдивская Республика, специализируются на пляжном туризме. Последняя создала эксклюзивный продукт -туризм на атолле, когда на одном острове расположен только один высококлассный отель.

Непал развивал свою индустрию туризма на базе горнолыжного спорта и по получаемым доходам сравнялся с бурно развивающейся Мальдивской Республикой.

Хотя международный туризм для многих стран региона является основной статьей доходов, доля поступлений от него в общих доходах региона от экспорта небольшая и составляет всего 5%.

Несмотря на рост туризма, страны Южной Азии не использовали еще весь свой потенциал для его развития, которое было затруднено, так же как и в Африканском регионе, из-за недостаточно развитой инфраструктуры и транспортной системы.

google_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad);

 

 
Введите условия поиска
WEB по сайту

Отправить форму поиска

google_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); ЯндексДирект

  • Гостиница РАМН. Москва, м.Сокол

От 650 руб/сутки. Номера квартирного типа с оборудованной кухней.

Адрес и телефон · www.ramnhotel.ru

  • Гостиница Измайлово!

Корпус Бета. Бесплатное бронирование. Круглосуточно.

Адрес и телефон · www.darya-hotel.ru

  • Гостиницы Москвы - выбери онлайн!

Широкий выбор, надежная система брони, хорошие цены. Плюс трансферы и туры!

www.select-a-room.com

  • Гостиница эконом и бизнес класса

Цены ниже бюдженых, сервис в/к. Бесплатное бронирование.

Адрес и телефон · vostochnay.ru

  • Недорогая гостиница в Москве!

От 900р., 5 мин. от метро, антикризисные цены, бесплатное бронирование.

vostok-dom.ru

  • Гостиницы Москвы.

Удобные номера! Недорогие цены - от 200 рублей. Качественное обслуживание.

www.otel-moscow.ru

  • Горящие туры от 450 у.е. Звоните!

Ежедневно горящие туры с вылетами из Минска, Москвы и Киева. Сотни туров!

Адрес и телефон · 5star.by

  • Частная гостиница у Киевской

2-ком квартира посуточно рядом с метро.

flatcenter.ru

  • Суперпредложение на осень!!!

2-х комнатная квартира в центре Москвы с евроремонтом за 4000р. в сутки

Адрес и телефон · www.hs-group.ru

Все объявления

Дать объявление

 

 
 

 

   

 

 

 

       

 

   

 

 
 
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТУРИЗМА Начнем с того, что туристы тратят деньги в отелях, ресторанах, транспорте и т.д. и таким образом проникают в экономику страны пребывания. Это проникновение можно исследовать с помощью оценки прямого и косвенного проникающего воздействия. Прямое воздействие- это объем расходов туристов за вычетом объема импорта, необходимого для полного обеспечения товарами и услугами туристов. Предприятия, к которым непосредственно поступают расходы туристов, также нуждаются в покупке товаров и услугах других секторов местной экономики. Например, гостиницы пользуются услугами строителей, коммунальных организаций, банков, страховых компаний, производителей пищевых продуктов и др. Таким образом, генерированная экономическая активность, полученная из этих последовательных этапов расходования, и является косвенным воздействием. Однако оно не охватывает все расходы туристов во время прямого воздействия, так как часть денег выходит из оборота через импорт и налогообложение. Во время прямого и косвенного расходования у местного населения накапливается доход в форме заработной платы, арендной платы и др. Этот дополнительный доход местные жители могут расходовать на покупку отечественных товаров и услуг, создавая тем самым новый виток экономической активности. Туризм, однако, может оказать и негативное воздействие на экономику. Производство туристской продукции и услуг требует переброски ресурсов из других сфер экономики, где потребность в них также высока. Например, при перемещении трудовых ресурсов в туристскую сферу из сельских местностей происходит сокращение работников в производстве сельскохозяйственной продукции и создается сверхнапряжение в городской местности из-за дополнительных мест в больницах, школах и т.д. Поэтому для составления полной картины надо учитывать и определять цену использования редких ресурсов для туризма взамен использования их в других сферах. Инфляция может привести к сокращению количества употребляемых местным населением продуктов. Этот инфляционный риск особенно велик в развивающихся странах из-за неэластичности предложения там и невозможности импортировать качественные продукты по причине низкого курса местной валюты по отношению к твердым валютам. Инфляцию можно приостановить с помощью уменьшения спроса со стороны иностранных и местных потребителей или с помощью увеличения импорта за счет финансовых средств, получаемых от тех же иностранных гостей. Измерение экономического воздействия туризма Оценка экономического воздействия туризма основана на расходах туристов. Здесь очень важно рассматривать разные аспекты экономики, которые испытывают на себе воздействие расходов туристов. Расчет экономического воздействия расходов туристов производится с помощью мультипликатора. Так как местные предприятия зависят от других предприятий-снабженцев, любые сдвиги расходов туристов в туристской местности приведут к изменениям на производственном уровне экономики, дохода, занятости, обменного курса. Мультипликатор туризма - это отношение изменений одного из ключевых экономических показателей, скажем, производства (занятости, дохода) к изменению расходов туристов. Определение мультипликатора базируется на кейсианском анализе. Существует некий коэффициент, на который должны умножаться расходы туристов. Для оценки общего изменения производства им является мультипликатор производства. Для оценки изменений общего дохода используется другой коэффициент, на который также должны умножаться расходы туристов. Рис. 3.1. Мультипликативный процесс: И - импорт; Д - внутренние поступления; МБ - местный бизнес; П - правительство Из рис. 3.1 видно, что расходы в первую очередь идут на туристские предприятия, непосредственно обслуживающие туристов. Далее эти деньги тратят фирмы. Часть денег уходит из экономического оборота на оплату импорта товаров и напитков, которые туристы потребляют на месте пребывания, или на оплату услуг, предлагаемых туристскими предприятиями, находящимися за пределами данной местности. Деньги, потраченные туристами на эти виды продуктов и услуг, в дальнейшем не играют роли в генерировании экономической деятельности. Поэтому количество денег, активно циркулирующих в местной экономике, сокращается на эту сумму. Оставшиеся деньги используются на покупку местных товаров и услуг, оплату труда, покрытие налогов и разных поборов. В каждом цикле расходования некоторая часть денег оседает у местных жителей в виде доходов (заработная плата, прибыль и т.д.). Определенная часть этих денег накапливается и прекращает свой оборот в экономике. Доход, который не накапливается, тратится на импорт и уходит в виде налогов в бюджет государства. Таким образом, доходы сокращаются и в каждом цикле происходит утечка капитала из системы. Доходы расходуются в большем объеме в результате дальнейшего генерирования экономической деятельности за счет расходов туристов. Однако надо отличать мультипликатор от акселератора. Первый - это отношение новых инвестиций к увеличению производства и доходов, а второй - отношение дополнительного потребления к росту производства и доходов. Математически мультипликатор выражается формулой   где МРС - предельная склонность к потреблению; 1 - МРС - предельная склонность к накоплению. Для оценки воздействия расходов туристов на доход, занятость и импорт разработаны разные модели расчета мультипликатора. Одну из таких моделей разработали Арчер и Оуен в 1971 г.: где j - категория туристов,j = 1,..., N; i - вид предприятия, i = 1,..., n; QJ - доля расходов, производимых туристами j-го типа, в общих расходах; К ij - доля расходов, производимых туристами j-гo типа через бизнес i-го вида; Vi - прямые и косвенные доходы, генерируемые единицей расходов, совершаемых бизнесом i-гo вида; Xi - доля расходов местных жителей, совершаемых в бизнесе I-го вида, в общих потребительских расходах; Zi- - доля от Xi, которая относится к изучаемой зоне. При оценке значения мультипликатора важно не только выбрать методику, но и определить вид мультипликатора. Каждый вид выполняет свои специфические функции. Мультипликатор продаж: измеряет дополнительные обороты бизнеса в результате увеличения расходов туристов. Мультипликатор производства: измеряет объем дополнительного производства в экономике за счет увеличения расходов туристов. Принципиальное различие между этими двумя видами заключается в том, что в мультипликаторе производства не все купли-продажи связаны с текущим производством. Например, некоторые продажи совершаются из складских запасов, когда часть произведенной продукции складируется, а не продается. Оценка мультипликатора с помощью еще одного подхода (затраты - выпуск) в отличие от предыдущих моделей, базирующихся на принципе частичного равновесия, основывается на принципе общего равновесия. Согласно этому принципу экономика туристской местности представляется в матричной форме с помощью таблицы, аналогичной таблице национальных счетов. Изменения затрат, обусловленных расходами туристов, определяются по формуле   ∆P = B (1 – KA)-1∙∆T,   где Р- затраты; В - матрица коэффициентов затрат, В = m x п; I - матрица идентичности (в элементарной алгебре I = 1); К - матрица, в которой величины по диагонали отражают уровень конкурентного импорта, связанного с каждым сектором экономики, которая при обращении к матрице А сокращает компонент внутреннего выпуска на требуемое количество; А - матрица межотраслевых сделок в экономике; Т- расходы туристов. Этот метод можно применять также для определения изменений занятости в зависимости от увеличения расходов туристов. Тогда модель примет вид:   ∆L = E (1 – KA)-1∙∆T,   где L - занятость; Е - матрица коэффициентов занятости, Е = m x п. Мультипликатор доходов измеряет дополнительные доходы (заработная плата, арендная плата, проценты от ссуд и прибыли), образующиеся в экономике в результате увеличения расходов туристов. Мультипликатор занятости характеризует количество рабочих мест, созданных за счет дополнительных расходов туристов. Туризм - это многопродуктивная индустрия, непосредственно связанная с большим числом секторов экономики, и, следовательно, для расчета мультипликатора требуется большая база данных. Существующие модели расчетов мультипликатора международного туризма имеют недостатки, которые преодолеваются на практике. Ограничение, связанное с неэластичностью предложения, может стать сдерживающим фактором при предложении необходимого количества и качества товаров и услуг при увеличении расходов туристов. Как уже отмечалось выше, если излишний спрос не удовлетворяется местным производством, то дополнительные расходы туристов создают инфляцию и недостающие продукты и услуги импортируются. Поэтому размер мультипликатора сокращается. Многие виды мультипликатора по своей природе статичны и негибки. Для устранения этих ограничений могут быть построены динамические модели. Ограниченность модели заключается в том, что производственная функция и функция потребления линейны и характер внутрисекторных расходов стабилен, отсюда и предположение, что дополнительные расходы туристов оказывают такое же воздействие на экономику, как и равное количество предыдущих расходов. Следовательно, когда увеличивается производство, предполагается, что товары будут покупаться в таких же пропорциях, что и раньше, без учета уровня будущих сбережений. Статичность мультипликатора также не учитывает продолжительность времени мультипликативного воздействия на экономику. Значения мультипликатора различны в зависимости от характера местной экономики и меры взаимосвязанности разных ее секторов. Для разработки политики и планирования мультипликатор дохода, например, является наиболее ценным, так как он обеспечивает информацией о национальном доходе прежде, чем произведены продукция или оборот. В результате проведенных ВТО расчетов мультипликатора продаж в туризме и доходов от него получены следующие значения мультипликатора продаж: для Доминиканской Республики - 1,2, Бермудских островов - 1,1, восточного Карибского бассейна -1,07, Антигуа - 0,88, Багамских островов - 0,78, Каймановых островов - 0,65 и т.д. Подробный анализ мультипликаторов производится с целью анализа эффективности инвестиций государственных или частных секторов в туристские проекты на национальных и региональных уровнях, проверки относительных величин воздействия различных видов туризма и воздействия туризма по сравнению с другими секторами экономики. Воздействие на национальный бюджет Расходы в туристской инфраструктуре отражают огромное бремя, которое несет государственный бюджет. Давление на бюджет особенно высоко в развивающихся странах вследствие сокращения в последнее время запасов природных ресурсов. Главная проблема развивающихся стран состоит в задержке по времени затрат из собственного бюджета на развитие инфраструктуры и увеличении поступлений от туристского сектора, а решение этой проблемы перекладывается на государственное или частное финансирование из зарубежных источников. Последние становятся дорогими из-за большого процента по займу и повышения курса иностранной валюты. Из-за сильной зависимости от иностранных финансов развивающиеся страны иногда пытаются применять краткосрочные меры для увеличения поступлений от международного туризма, такие, как обложение налогами и запрещение товаров и услуг, импортируемых специально для туристского сектора; применение специальных налогов для международных туристов, например налогов в аэропортах или налогов, связанных с продолжительностью пребывания в стране. Эти меры могут увеличить резервы иностранной валюты на короткий промежуток времени, но для продолжительного периода в основном неэффективны. Они оказывают негативное воздействие на конкурентоспособность страны и ее туристский имидж за рубежом. Кроме того, страна может генерировать дополнительный доход от туристов через фискальную систему, не разрушая собственную индустрию туризма. Это достигается прямым и косвенным налогообложением доходов от туристов. В таких условиях воздействие международного туризма на государственный бюджет, особенно для развивающихся стран, зависит от экономической и финансовой ситуации в данной стране. Основная сложность состоит в точном прогнозировании необходимых расходов для развития инфраструктуры и возможностей страны в получении иностранных займов. Туризм и международная торговля Обмен услугами международного туризма между странами, так же как и обмен товарами, является частью международной торговли и оказывает значительное влияние на экспорт и импорт страны. Оказание первой медицинской помощи туристу в стране пребывания является экспортом для принимающей страны, а питание, которое туристы получают за рубежом, считается импортом для страны отправления этих туристов. Международный туризм является также активным генератором международных торговых потоков товаров и услуг других сфер экономики. Многие страны удовлетворяют запросы иностранных гостей с помощью импортных продуктов и услуг, а развитие туристской инфраструктуры в стране тоже может стимулировать импорт различных строительных материалов, сырья, технологий. В свою очередь, для продвижения туристского продукта за границу могут экспортироваться рекламные товары, одежда, журналы и т.д. Согласно данным ВТО доля импорта, связанного с туризмом, в общем импорте стран относительно велика в странах Карибского бассейна и составляет более 50% на Багамских островах и Антигуа, но в крупных странах эта доля импорта значительно меньше, например, в Мексике она достигает 5%, кроме того, она неоднородна по разным видам товаров и услуг. Доля поступлений от международного туризма составляет 9% всех поступлений мирового экспорта (табл. 3.1). Поступления от туризма в разных странах распределяются, так же как и поступления от экспорта товаров. Высокая концентрация наблюдается в странах североамериканского и европейского регионов, а доля развивающихся стран, так же как и доля экспорта других видов услуг, очень мала, почти в 2 раза меньше доли экспорта товаров, несмотря на то, что многие страны живут за счет этих поступлений. Таблица 3.1. Значимость туризма для торговли страны в 1980-1991 гг.
Показатели Развивающиеся страны В мире
ВНП, млн долл. 1 584 2 745 2 829 2 872 10 219 19 294 20 899 21 582
Общий экспорт,млн долл.
Экспорт услуг, млн долл.
Международные туристские поступления, млн долл.
Международные пассажирские поступления, млн долл.
Общемировые туристские поступления, млн долл.
Доля от общемировых туристских поступлений, %от ВНП: 1,9 2,2 2,5 2,4 1,2 1,3 1,4 1,5
от общего экспорта 7,4 8,7 9,2 8,5 6,4 8,3 8,9 9,0
от экспорта услуг 34,5 39,4 42,4 39,8 16,1 18,9 19,0 18,6
Доля международных туристских поступлений, % от экспорта услуг 29,9 35,5 37,6 35,8 13,7 15,9 16,0 15,4
Доля международных пассажирских поступлений, % от экспорта услуг 4,6 3,9 4,7 4,0 2,4 3,0 3,0 3,2
  Развивающиеся страны В мире
  Среднегодовой уровень роста, %
  89/90 90/89 91/90 91/80 89/90 90/89 91/90 91/80
ВНП 6,3 3,1 1,5 5,6 7,3 8,3 3,3 7,0
Общий экспорт 6,3 11,4 6,2 6,8 5,5 12,6 2,7 5,8
Экспорт услуг 6,6 9,7 3,5 6,6 6,7 20,1 6,0 7,8
Международные туристские поступления 8,7 16,4 -1,6 8,4 8,4 20,9 2,4 8,9
Международные пассажирские поступления 4,6 33,3 -12,5 5,2 9,3 20,0 12,5 10,5
Общемировые туристские поступления 8,2 18,0 -2,8 8,0 8,5 20,7 4,0 9,2

Источник: ВТО для международных поступлений, МВФ для международных пассажирских поступлений и услуг, Мировой банк для ВНП, ООН для общего экспорта.

Последний Уругвайский раунд переговоров в рамках Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) показал, что в структуре международной торговли усиливается роль обмена финансовыми, страховыми, транспортными и, конечно же, туристскими услугами. Соответственно в экономиках разных стран увеличивается доля сферы услуг: 40% валового внутреннего продукта (ВВП) в развивающихся странах и 65% ВВП в индустриальных странах.

Последствия такого перехода к новому постиндустриальному обществу могут быть неадекватны, например, в сфере занятости из-за перехода большого количества трудовых ресурсов из производственного сектора в сферу услуг. И здесь надо проводить оптимальную политику перераспределения трудовых ресурсов, чтобы не создавался излишек их в сфере услуг в ущерб производственному сектору. В этой связи многие страны иногда проводят политику, направленную на сокращение обмена туристскими услугами или товарами, предназначенными для туризма.

Ограничивающие меры для туризма могут быть весьма разнообразны - от ограничений ввоза и вывоза иностранной валюты, протекционистских тарифов на перевозки до административного квотирования количества путешествующих.