Этап (2014-2020).
Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Этап (2014-2020).



Этап будет характеризоваться повышением доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки. За счет высвобождения финансовых ресурсов из поддержки бизнес-проектов будет существенно увеличено финансирование образования, науки и модернизации инфраструктуры инновационной экономики (в том числе необходимых для этого объектов транспортной, телекоммуникационной и жилищно-коммунальной инфраструктуры.

На базе заделов, сформированных на первом этапе, будет проведено масштабное перевооружение и модернизация в промышленности. По основным секторам российские предприятия по используемым технологиям должны будут выйти на средний уровень развитых стран. В этих целях также будут введены необходимые налоговые и иные стимулы, направленные на вытеснение старого технологического оборудования.

При этом будет сохранена в необходимых объемах поддержка реализации крупных проектов в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития, которые должны будут обеспечить технологическое лидерство страны в перспективе.

Особый акцент будет сделан на модернизации и достройке необходимых элементов инновационной инфраструктуры и повышении их эффективности. На втором этапе должна быть полностью сформирована целостная и работоспособная национальная инновационная система, адекватная расширяющемуля спросу на инновации со стороны сектров экономики, обеспечивающая поддержку инновационной активности на всех стадиях инновационного цикла.

На втором этапе также будет увеличена поддержка продвижения российской инновационной продукции и технологий на мировые рынки, включая увеличение объемов финансирования на предоставление кредитной и гарантийной поддержки, а также на софинансирование расходов бизнеса (маркетинговых, консультационных, выставочных и т.д.), связанных с выводом продукции на новые рынки.

На втором этапе происходит опережающий рост расходов на обновление научной и приборной базы, усиление «институционализации» расходов по исследованиям и разработкам и продолжается увеличение программной составляющей в бюджетных расходах по научным исследованиям и экспериментальным разработкам гражданского назначения. В сфере научно-технического сотрудничества осуществляется концентрация ресурсов на ограниченном числе проектов международной кооперации на основе разделения рисков.

На втором этапе продолжается увеличение бюджетных расходов на развитие перспективных технологий как основы формирования последующих технологических укладов и на реализацию крупных целевых программ технологического профиля при сокращении долевого участия государства и расширении внебюджетного финансирования.

Национальная инновационная система: модель координации

Слаженное взаимодействие существующих и создаваемых элементов инновационной системы внутри и между ее основными блоками – сектором исследований и разработок, коммерциализацией, инновациями в бизнесе, а также инструментами региональной инновационной политики – главный резерв повышения эффективности НИС.

Общее управление реализацией Стратегии и координацию взаимодействия между основными блоками национальной инновационной системы будет осуществлять Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям (далее – Правительственная комиссия).

Одним из ключевых инструментов координации станет механизм технологических платформ, в рамках которого наука, государство, бизнес и потребители будут вырабатывать общее видение перспектив технологического развития соответствующей отрасли или технологического направления, формировать и реализовывать перспективную программу исследований и разработок. На поддержку реализации исследовательских программ в рамках технологических платформ будет переориентирован Российский фонд технологического развития (РФТР).

Общий контроль за реализацией Стратегии будет осуществлять Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию (далее – Президентская комиссия). Другими важнейшими задачами Президентской комиссии станут определение ключевых технологических приоритетов развития, а также отбор и реализация прорывных инновационных проектов в рамках этих приоритетов, создающих базу для получения российской экономикой в перспективе глобальных конкурентных преимуществ.

Президентская Комиссия также будет контролировать ход реализации проекта по созданию центра науки и инноваций в Сколково.

Непосредственная реализация Стратегии будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти в рамках их компетенции:

Основными ведомствами-координаторами будут являться Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации .

Все иные федеральные органы исполнительной власти будут в рамках своей компетенции отвечать за инновационное развитие соответствующих секторов экономики и социальной сферы, государственного управления. В этих целях в рамках текущей штатной численности и финансирования федеральные органы исполнительной власти создадут специальные подразделения, отвечающие за инновационное развитие соответствующей сферы. В обязательном порядке такие подразделения в статусе департаментов будут созданы в Минпромторге России, Минэнерго России, Минсельхозе России, Минтрансе России, Минздравсоцразвития России, Минспорттуризме России, Минприроды России, Минкомсвязи России, МВД России, МЧС России, Минобороны России.

Деятельность этих подразделений будет направлена на максимальное задействование потенциала «отраслевой» науки, НИОКР-подразделений предприятий, экспертного сообщества для выработки и реализации государственной политики в соответствующей сфере, обеспечения ее инновационного характера.

В каждом из блоков национальной инновационной системы будет выстроен координационный механизм, позволяющий максимально эффективно использовать имеющиеся и создаваемые инструменты и институты поддержки инноваций. При этом будет обеспечена разработка отраслевых (секторальных) стратегий инновационного развития, либо специальных разделов, посвященных реализации целей инновационного развития в составе стратегических документов развития отраслей (секторов) экономики и социальной сферы. Меры, направленные на реализации положений указанных документов будут включены в состав государственных программ, а также входящих в их состав подпрограмм и федеральных целевых программ.

В сфере коммерциализации результатов научной деятельности основным координирующим органом со стороны государства станет Минэкономразвития России. Главным инструментом обеспечения координации станет эффективное функционирование «инновационного лифта» - сети созданных государством институтов развития, поддерживающих инновационные проекты на всех стадиях развития. В рамках такого «инновационного лифта» будет создан механизм обмена информацией о перспективных инновационных проектах, налажена «передача» таких проектов от одного института развития к другому. «Инновационный лифт» также должен стать эффективным инструментом «стыковки» сферы исследований и разработок с бизнесом, формирования новых предприятий на основе результатов прикладных исследований.

В рамках такого координационного механизма будут взаимодействовать Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ОАО «Российская венчурная компания» (и ее посевной фонд), венчурные фонды, созданные с участием государства и РВК, ГК «Роснанотех» (ОАО «Роснано» после преобразования), Внешэкономбанк, отдельные федеральные органы исполнительной власти – Минобрнауки России, Росмолодежь, а также биржевые институты – в частности, торговая площадка ММВБ, созданная для высокотехнологичных компаний. Будет создана публичная база данных, включающая краткую информацию (не содержащую коммерческой тайны или технологических «ноу-хау») обо всех поддерживаемых институтами развития инновационных проектах.

В целях более эффективной работы деятельность «инновационного лифта» будет опираться на созданную инновационную инфраструктуру - технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования, в том числе инфраструктуру, создаваемую ГК «Роснанотех» и регионами в рамках программ поддержки малого бизнеса. При этом в отношении объектов инновационной инфраструктуры будет создана система мониторинга эффективности их использования. В этих целях в том числе будет сформирован федеральный реестр объектов инновационной инфраструктуры, созданных с привлечением государственных средств.

Государственная политика в сфере коммерциализации будет тесно координироваться с политикой в сфере исследований и разработок и мерами по поддержке инновационного развития бизнеса. Основным инструментом такой координации станет подпрограмма государственной программы «Экономическое развитие и инновации», координатором которой будет Минэкономразвития России.

Выработка и реализация государственной политики в сфере поддержки инновационного развития бизнеса также будет координироваться Министерством экономического развития Российской Федерации. Координация будет осуществляться в рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновации» через такие институты и механизмы, реализуемыми в том числе и другими министерствами и ведомствами, как федеральные целевые программы, направленные на технологическое развитие отдельных отраслей, программы инновационного развития крупнейших компаний с государственным участием, Российский фонд технологического развития. Также в рамках государственной программы будет обеспечиваться координация институтов развития (в первую очередь, Внешэкономбанка и ГК «Роснанотех»), целью деятельности которых является поддержка инновационных проектов бизнеса. В рамках этой деятельности также будут вырабатываться дополнительные меры по стимулированию реализации частным бизнесом инновационных проектов, по созданию в России корпоративных центров исследований и разработок крупными транснациональными компаниями.

В рамках сектора исследований и разработок основным координирующим органом со стороны государства является Министерство образования и науки Российской Федерации. Оно будет отвечать за обеспечение максимальной эффективности использования бюджетных средств на исследования и разработки – фокусировку основных финансовых ресурсов на научно-технических приоритетах, минимизация коррупции при распределении государственного заказа и грантов, исключение дублирования тематики, проведение экспертизы качества проводимых исследований с привлечением международных экспертов. Основным инструментом координации в сфере исследований и разработок станет государственная программа «Наука и технологии», которая будет реализовываться, начиная с 2012 года.

Минобрнауки России будет координировать проведение фундаментальных исследований, формируя предложения по распределению средств, выделяемых государством на эти цели, между научными фондами (РФФИ, РГНФ), программой фундаментальных исследований государственных академий наук и финансированием фундаментальных исследований в высшем образовании (национальные исследовательские университеты, федеральные университеты). При этом сохранится относительная самостоятельность академического сектора - в рамках выделенного финансирования РАН самостоятельно будет распределять выделенные средства по академическим институтам. В то же время, будет усилена ответственность Академии за качество исследований, их соответствие государственным приоритетам. В отношении исследований, проводимых академическими институтами, будет обеспечиваться независимая оценка с привлечением зарубежных экспертов, ученых вузовской науки. Также РАН совместно с Минобрнауки России обеспечит постоянный мониторинг продуктивности научных коллективов, установит и будет в постоянном режиме отслеживать индикаторы результативности исследований.

РАН будет отвечать за формирование и реализацию программы фундаментальных исследований государственных академий наук, а также будет представлять в Правительство ежегодный доклад об эффективности реализации программы по всем государственным академиям наук, содержащую, в том числе и необходимые количественные оценки, выводы по уровню и качеству работ.

Координация в сфере прикладных исследований будет осуществляться Минобрнауки России через реализацию федеральных целевых программ и подпрограмм государственной программы «Наука и технологии», направленных на поддержку прикладных исследований, а также через согласование расходов на НИОКР в рамках федеральных целевых программ других ведомств и через ведение реестра результатов интеллектуальной деятельности, полученных в результате реализации НИР и НИОКР по заказу федеральных органов исполнительной власти (для этих целей будет ужесточена ответственность за непредоставление соответствующей информации министерствами). Минобрнауки России также выстроит полноценный мониторинг деятельности создаваемых Национальных исследовательских центров (НИЦ).

Эффективность деятельности в сфере науки будет оцениваться путем подготовки ежегодного доклада об эффективности работы сектора исследований и разработок – с данными по финансированию, основными темами, достигнутыми результатами (с конкретными показателями), сравнением с зарубежными странами, обобщенной оценкой уровня научных исследований в сравнении с зарубежными странами по ключевым научно-технологическим направлениям.

Отдельным аспектом эффективного развития национальной инновационной системы является координация федеральной и региональной инновационной политики, повышение эффективности действующих и формирование новых инструментов поддержки инновационного развития на уровне регионов.

Любой инновационный проект имеет «региональную привязку» и его успех в огромной степени зависит не только от эффективности федеральной системы поддержки, от финансирования со стороны институтов развития, от качества созданной инновационной инфраструктуры, но и от сформированной на уровне конкретного региона и муниципалитета институциональной и бизнес-среды, от степени развития социальной инфраструктуры, комфортности жилищных условий и т.д.

Сбалансированное развитие федеральной и региональной составляющих инновационной системы будет реализовываться через повышение эффективности использования действующих институтов – технико-внедренческих особых экономических зон, технопарков, а также через расширение поддержки инновационных кластеров в рамках софинансирования из федерального бюджета региональных программ поддержки малого бизнеса, а также через разработку дополнительных мер федеральной поддержки регионов, активно инвестирующих в создание региональной инновационной системы. В этих регионах будет также обеспечена более тесная увязка используемых как федеральным центром, так и самим регионом инструментов стимулирования инноваций, а также мер по развитию инфраструктуры.

Для этих целей, в том числе, будет пересмотрен статус «наукограда» - их число будет сокращено, присвоение статуса будет привязано не только к наличию в конкретном муниципалитете высококлассного научного учреждения, но и к степени активности региональных властей в формировании региональной инновационной системы, к уровню коммерциализации разработок, к динамике развития инновационного бизнеса и т.д. При этом будет расширен объем поддержки развития социальной инфраструктуры таких муниципалитетов.

 

Координировать деятельность по содействию инновационному развитию регионов будет Минэкономразвития России, а основными ведомствами, участвующими в этой работе будут Минрегион России, Минобрнауки России, Минтранс России, Минэнерго России, Минкомсвязь России.

«Гражданская» часть национальной инновационной системы будет более эффективно состыкована с научно-техническим блоком обеспечения обороны и безопасности. Основным координирующим органом в этой сфере будет Минпромторг России, а ключевыми механизмами – Военно-промышленная комиссия, федеральные целевые программы в сфере оборонно-промышленного комплекса и развития высокотехнологичных секторов. Значительная роль во взаимообмене технологиями и продуктами, совместной реализации исследований между гражданским и оборонным секторами будет принадлежать ГК «Ростехнологии», которая в этих целях создаст необходимую корпоративную инновационную инфраструктуру. При этом будет значительно усилена фундаментальная составляющая научных исследований в сфере обороны и безопасности, в том числе путем вовлечения ведущих «гражданских» исследовательских организаций (включая академические институты и РАН в целом). Важную роль в этих процессах будут играть «силовые» ведомства – Минобороны, ФСБ, МВД и т.д. Будет проработан вопрос создания в России аналога DARPA в целях финансирования перспективных поисковых разработок в оборонной сфере.

Российская национальная инновационная система будет полноценно интегрироваться в международную инновационную среду, используя все имеющиеся механизмы. В первую очередь, это участие в международных научных программах, привлечение ученых с мировым именем для преподавания и ведения исследований в национальных исследовательских университетах, финансирование реализации совместных инновационных проектов или покупка и локализация в России высокотехнологичного бизнеса через Внешэкономбанк, ГК «Роснанотех», через фонды, создаваемые с участием ОАО «РВК», через размещение в России исследовательских центров ведущих зарубежных компаний.

Важнейшим инструментом такой интеграции в перспективе станет создаваемый центр инноваций в Сколково.

Координация деятельности в области популяризации в обществе научной и инновационной деятельности будет осуществляться Минобрнауки России с участием Минкомсвязи России, Минкультуры России, Минэкономразвития России и Росмолодежи. При этом будет обеспечено широкое вовлечения в эту деятельность научных и образовательных организаций, средств массовой информации, в том числе с государственным участием, библиотек, заинтересованных благотворительных фондов и иных некоммерческих организаций, а также объединений предпринимателей и государственных институтов развития (ГК «Роснанотех», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд поддержки малых форм предпринимательства в научно-технической сфере).

Обеспечение эффективной реализации поставленных задач перехода страны на инновационной путь развития требует формирования и развитии механизмов многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, организациями гражданского общества.

В этих целях федеральными органами исполнительной власти на постоянной основе будут проводиться общественно-государственные консультации по вопросам разработки и реализации государственной научно-технической и инновационной политики, оценки эффективности реализации бюджетных программ, развития механизмов частно-государственного партнерства в инновационной сфере. При этом особая роль будет принадлежать взаимодействию государства с объединениями предпринимателей и институтами гражданского общества, обеспечивающему формирование условий для эффективного частно-государственного и общественно-государственного партнерства.

Наиболее значимыми механизмами координации между государством и организациями гражданского общества станет создание постоянно действующих консультативных советов с участием представителей общероссийских объединений предпринимателей, отраслевых бизнес-ассоциаций и профессиональных объединений, представителей научного и образовательного сообщества, благотворительных и экспертных организаций. Такие советы будут созданы при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, а также при основных федеральных органах исполнительной власти (ведомствах-координаторах): Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минпромторге России, а также при Минспорттуризме России.

С участием этих консультативных советов будет осуществляться разработка и экспертиза государственных программ в сфере научной, технической и инновационной деятельности, входящих в их состав подпрограмм и федеральных целевых программ, а также – оценка эффективности их реализации.

В результате, формирование механизмов координации деятельности в области поддержки инноваций всех основных заинтересованных сторон, позволит максимально эффективно использовать потенциал государства, бизнеса и организаций гражданского общества в этой сфере.