Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Экономика

3.7. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство

Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации, за каждым гражданином России закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеризует предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

История современного российского предпринимательства началась с 1 января 1991 г., когда вступил в силу Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Кроме Основного закона и Гражданского кодекса предпринимательскую деятельность регулируют также нормы трудового, административного, финансового, земельного, уголовного и большинства других отраслей законодательства.

В основе регулирования предпринимательской деятельности лежит ряд основополагающих принципов:

  • свобода предпринимательской деятельности;
  • инициативная и самостоятельная деятельность;
  • получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности;
  • законность в предпринимательской деятельности;
  • юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;
  • свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
  • государственное регулирование предпринимательской деятельности.

Практически все сферы общества могут быть в жизни охвачены предпринимательской деятельностью. В сфере экономики выделяют два основных вида предпринимательства:

  • производственное предпринимательство, распространенное в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве;
  • предпринимательство в сфере услуг (или сервисное предпринимательство), в том числе в торговле, финансах, консультации в области юриспруденции, психологии, социологии и др.

Главным субъектом, реализующим на практике предпринимательскую деятельность, выступает предприниматель, занимающийся данной деятельностью систематически на профессиональной основе.

Предпринимательская деятельность может реализовываться как в индивидуальной, так и в коллективной форме, как с помощью создания юридического лица, так и без его образования.

Граждане могут заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Предприниматель несет полную имущественную ответственность, то есть он отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением некоторых вещей, которые в соответствии с законодательством не могут быть у него изъяты.

Для организации более крупного дела необходимо объединение людей и капиталов. Таким организациям присваивается статус юридического лица.

Государство признает необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности. Оно может быть прямым и косвенным. К прямому регулированию относятся: необходимость государственной регистрации предпринимателей, получение лицензии как условие осуществления лицензируемого вида деятельности, получение сертификата в случае обязательной сертификации продукции, товаров или услуг. К косвенным же методам относится предоставление льготных кредитов, льгот по налогообложению.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые не могут удовлетворить требования кредиторов, признаются несостоятельными (банкротом). С момента вынесения этого решения теряет силу регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а организации в качестве юридического лица.

 


Экономика

3.8. Деньги

Деньги — это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.

Существуют две концепции происхождения денег:

  • Рационалистическая концепция — происхождение денег — это итог соглашения между людьми, убедившимися в том, что для товарообмена необходимы специальные инструменты.
  • Эволюционная концепция — деньги появились в результате эволюционного процесса, который помимо воли людей привел к тому, что некоторые товары выделились из общей товарной массы и заняли особое место в товарообороте, играя роль всеобщего эквивалента.

Вся история возникновения денег служит обоснованием эволюционной концепции. Современная же практика подтверждает рационалистическую концепцию денег.

Постепенно роль всеобщего эквивалента закрепилась за золотом, чему способствовали его свойства:

  • делимость — способность делиться на части;
  • узнаваемость — легко узнаваемы, тяжелы в подделке;
  • портативность — малы, легки, удобны;
  • износостойкость — имеют продолжительность жизни;
  • стабильность — более или менее одинаковая стоимость денег сегодня и завтра;
  • однородность — равные количества денег имеют равную стоимость.

Современные западные экономисты, как правило, выделяют три функции денег: меру стоимости, средство обращения и средство накопления. По их мнению, функции средства обращения и средства платежа — одно и то же. Мировые деньги не выделяются в отдельную функцию, так как на мировом рынке деньги могут выполнять любую функцию.

Бумажные деньги —- это денежные знаки, не имеющие стоимости и заменяющий полноценные золотые деньги в функции средства обращения.

Монета — это слиток металла особой формы и пробы.

Кредитные деньги — это долговые обязательства, появление которых связано с развитием кредитных отношений.

Чек — письменное распоряжение лица, имеющего текущий счет, о выплате банком денежной суммы или ее перечислении на другой счет.

Вексель — письменное долговое обязательство, в котором указана величина денежной суммы и сроки ее уплаты должником. Он находится в обороте в качестве денег.

Банкноты — банковские билеты — денежные знаки, выпускаемые в обращение центральными эмиссионными банками. От бумажных денег банкноты отличаются тем, что имеют двойное обеспечение — кредитное (коммерческим векселем) и металлическое (золотым запасом банка); выпускаются не государством, а центральным эмиссионным банком; выполняют функцию средства платежа.

Происходит замена банкнот, векселей, чеков кредитными карточками, которые осуществляют функцию денег как средства платежа.

Электронные деньги — это система безналичных расчетов, производимых посредством использования электронной техники, охватывающая банки, предприятия розничной торговли, бытовых услуг и т. д. Появились смарт-карточки, которые представляют собой электронную чековую книжку.

Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:
Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков, в физике вес у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров.
Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временны́е и пространственные ограничения при обмене.
Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.
Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.
Мировые деньги. Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.

 


Экономика

3.9. Заработная плата и стимулирование труда

Под заработной платой в современной экономической науке понимается цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса, заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Общий уровень заработной платы для конкретного рынка труда определяется пересечением кривых спроса и предложения труда.

Заработная плата представляет собой доход фактора «труд». Ее экономическое назначение состоит в обеспечении нормального воспроизводства работника. Человек продает свой труд для получения дохода, который создает ему нормальные условия жизнедеятельности. Роль и назначение заработной платы сводится не только к необходимости обеспечивать достойный уровень доходов и уровень жизни, но и к выполнению следующих функций:

  • воспроизводственная функция определяет абсолютный уровень оплаты труда, необходимый для обеспечения жизненных потребностей работника и его семьи;
  • стимулирующая функция сводится к:
    • обеспечению трудовой отдачи наемного работника;
    • созданию определенного стереотипа поведения работника в процессе производства;
    • реализации физических и духовных способностей в процессе трудовой деятельности;
  • статусная функция обеспечивает:
    • соответствие статуса работника размеру заработной платы;
    • соответствие работника трудовому статусу;
  • регулирующая функция заключается в:
    • регулировании доходности фактора труд;
    • регулировании пропорций на рынке труда;
  • учетно-производственная функция заработной платы определяет меру участия живого труда (через зарплату) в формировании цены товара (продукции, услуги), его долю в совокупных издержках производства и в издержках на рабочую силу;
  • социальная функция способствует реализации принципа социальной справедливости.

Все функции заработной платы взаимосвязаны и проявляются в единстве. Например, такие функции, как учетно-производственная, воспроизводственная, стимулирующая, одновременно играют и социальную роль. В свою очередь в воспроизводственной функции реализуются стимулирующая и учетно-производственная функция заработной платы. Вместе с тем, при общем единстве одна из функций в определенной степени может быть противоположна другой или исключать другую, понижать эффект ее действия.

Факторы, определяющие величину заработной платы:

  • минимальная граница заработной платы;
  • уровень квалификации, знаний и опыта работника;
  • конкуренция или монополия на рынке труда.

Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная заработная плата - это сумма денежных средств, полученных работником за отработанный час, день, неделю, месяц.

Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату, т. е. покупательная способность номинальной заработной платы. Вполне очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги.

Заработная плата имеет тенденцию к дифференциации по странам, регионам, различным видам деятельности. Причинами различий в оплате труда отдельных работников, т. е. ее дифференциации по отраслям и профессиям, являются:

  • уровень квалификации, знаний и опыта работника: чем более высокий уровень образования требуется для выполнения сложной работы, чем выше квалификация работника и его опыт, тем более высокую заработную плату он получает;
  • спрос и предложение на рынке труда -- снижение спроса в условиях экономического кризиса обусловливает и снижение уровня заработной платы;
  • конкуренция или монополия на рынке труда: монополия со стороны фирмы, нанимающей труд, - монопсония (с греч. - один покупатель) ведет к снижению заработной платы, монополист - профсоюз преследует цель повышения заработной платы своих членов.

 


Экономика

3.9. Заработная плата и стимулирование труда

Под заработной платой в современной экономической науке понимается цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса, заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Общий уровень заработной платы для конкретного рынка труда определяется пересечением кривых спроса и предложения труда.

Заработная плата представляет собой доход фактора «труд». Ее экономическое назначение состоит в обеспечении нормального воспроизводства работника. Человек продает свой труд для получения дохода, который создает ему нормальные условия жизнедеятельности. Роль и назначение заработной платы сводится не только к необходимости обеспечивать достойный уровень доходов и уровень жизни, но и к выполнению следующих функций:

  • воспроизводственная функция определяет абсолютный уровень оплаты труда, необходимый для обеспечения жизненных потребностей работника и его семьи;
  • стимулирующая функция сводится к:
    • обеспечению трудовой отдачи наемного работника;
    • созданию определенного стереотипа поведения работника в процессе производства;
    • реализации физических и духовных способностей в процессе трудовой деятельности;
  • статусная функция обеспечивает:
    • соответствие статуса работника размеру заработной платы;
    • соответствие работника трудовому статусу;
  • регулирующая функция заключается в:
    • регулировании доходности фактора труд;
    • регулировании пропорций на рынке труда;
  • учетно-производственная функция заработной платы определяет меру участия живого труда (через зарплату) в формировании цены товара (продукции, услуги), его долю в совокупных издержках производства и в издержках на рабочую силу;
  • социальная функция способствует реализации принципа социальной справедливости.

Все функции заработной платы взаимосвязаны и проявляются в единстве. Например, такие функции, как учетно-производственная, воспроизводственная, стимулирующая, одновременно играют и социальную роль. В свою очередь в воспроизводственной функции реализуются стимулирующая и учетно-производственная функция заработной платы. Вместе с тем, при общем единстве одна из функций в определенной степени может быть противоположна другой или исключать другую, понижать эффект ее действия.

Факторы, определяющие величину заработной платы:

  • минимальная граница заработной платы;
  • уровень квалификации, знаний и опыта работника;
  • конкуренция или монополия на рынке труда.

Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная заработная плата - это сумма денежных средств, полученных работником за отработанный час, день, неделю, месяц.

Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату, т. е. покупательная способность номинальной заработной платы. Вполне очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги.

Заработная плата имеет тенденцию к дифференциации по странам, регионам, различным видам деятельности. Причинами различий в оплате труда отдельных работников, т. е. ее дифференциации по отраслям и профессиям, являются:

  • уровень квалификации, знаний и опыта работника: чем более высокий уровень образования требуется для выполнения сложной работы, чем выше квалификация работника и его опыт, тем более высокую заработную плату он получает;
  • спрос и предложение на рынке труда -- снижение спроса в условиях экономического кризиса обусловливает и снижение уровня заработной платы;
  • конкуренция или монополия на рынке труда: монополия со стороны фирмы, нанимающей труд, - монопсония (с греч. - один покупатель) ведет к снижению заработной платы, монополист - профсоюз преследует цель повышения заработной платы своих членов.

 


Экономика

3.10. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки

Доходы отдельного человека и общества формируются из нескольких источников: заработной платы, банковских процентов от внесенного вклада, дивидендов на имеющиеся акции, денежные средства, выигранные в лотерею и т.д. Размеры доходов, их надежность и стабильность влияют на поведение человека в условиях рьшочной экономики. В любом государстве люди делятся на богатых и бедных. Причиной имущественного неравенства являются прежде всего различия в социальном положении различных групп населения. Как определяется бедность? В этих целях фиксируется прожиточный минимум, согласно которому устанавливается минимум средств, с помощью которых возможно поддержание жизнедеятельности человека. Границей бедности признается стоимость минимально необходимых ежемесячных расходов на потребление, позволяющих поддерживать здоровье человека и его жизнедеятельность.

Черта бедности — это официально устанавливаемый минимальный уровень дохода на семью, необходимый для приобретения продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами, а также удовлетворения минимальных потребностей людей в одежде, обуви, жилье и т.д. Лица, получающие доходы ниже этого уровня, относятся к категории бедных.

На прожиточный минимум должны ориентироваться устанавливаемые государством минимальный размер оплаты труда, пенсии, стипендии. Поэтому с каждым годом все большее значение в социальной политике имеет «адресная помощь» государства наиболее нуждающимся людям — социально незащищенным слоям населения.

Борьба с бедностью в России осуществляется по следующим направлениям:

  • обеспечение равных возможностей в получении образования и доступа к профессиям независимо от национальности, пола и возраста людей;
  • создание специальных центров переподготовки, финансируемых из средств государственного бюджета;
  • квотирование рабочих мест для инвалидов;
  • льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг для слабозащищенных категорий граждан (многодетные семьи, инвалиды и пр.);
  • ежемесячные денежные выплаты ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, труженикам тыла, ветеранам труда и т.д.;
  • компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф;
  • льготное лекарственное обеспечение и льготный проезд для отдельных малообеспеченных категорий населения;
  • выплаты государственных и муниципальных социальных стипендий студентам вузов из малообеспеченных семей и т.д.

 


Экономика

3.11. Налоги, уплачиваемые гражданами

Налоги дают возможность государству выполнять свои функции. Под налогом принято понимать определенную сумму денежных средств, которую каждый производитель товара, получатель дохода, владелец определенного имущества должен уплатить в пользу государства. Налоги появились с возникновением государства и представляют собой основной источник доходов государства, средство оплаты расходов правительства.

Благодаря налогам перераспределяется часть национального дохода от тех, кто создает прибыль или, не создавая ее, занимается другой общественно полезной деятельностью (врачи, учителя, работники правоохранительных органов, военнослужащие). Также за счет налогов осуществляется и социальная поддержка населения (в виде стипендий, пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат). Уплату налогов осуществляют основные участники производства - работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход (физические лица), и хозяйствующие субъекты (юридические лица).

Системы налогообложения:

1. Пропорциональный налог — сумма налога пропорциональна доходам работников.

2. Регрессивный налог — налог тем выше, чем ниже доход.

3. Прогрессивный налог — налог тем выше, чем выше доход. Налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги — обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, финансовые операции).

Разделяют прямые и косвенные налоги. К прямым налогам относятся те, которые уплачиваются с какого-то имущества или дохода в определенном размере (например, подоходный налог все граждане нашей страны должны уплачивать в размере 13 процентов от дохода).

Косвенные же налоги взимаются обычно в сфере реализации или потребления товаров и услуг, сле довательно, в конечном счете — с потребителей (когда вы покупаете товар в магазине, то уплачивая его цену, дополнительно должны оплатить и налог на добавленную стоимость).

Виды налогов:

  • Прямые налоги
    • Личный подоходный налог
    • Налог на наследство
    • Налог на имущество
    • Налог с владельцев транспортных средств и т.д.
  • Косвенные налоги
    • Налог на добавленную стоимость
    • Акцизный налог (на сигареты, алкоголь и др.)

В современной России налоговая система как необходимое условие построения цивилизованных рыночных экономических взаимоотношений предприятий и граждан с государством, начала формироваться с 1992 г. По структуре и принципам построения она в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы и включает:

  • федеральные налоги (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, акцизы, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина);
  • налоги субъектов Российской Федерации (налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду и т.д.);
  • местные (или муниципальные) налоги (налог на имущество физических лиц, земельный налог, сбор за право торговли, налог на вмененный доход и др.).

Подобное разнообразие налогов обеспечивает решение многочисленных целей и задач, стоящих перед различными уровнями государственной и муниципальной власти, дает возможность реализовать разнообразные функции в процессах регулирования экономической деятельности различных слоев общества.

Функции налогов:

1) Фискальная - обеспечение финансирования государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, многих учебных заведений, библиотек и т. д.

2) Распределительная - перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе.

3) Стимулирующая (антиинфляционная) - стимулирование развития научно-технического прогресса, увеличения числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения.

4) Социально-воспитательная - сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем устанавления на них повышенных налогов.

5) Конкретно-учетная - осуществление учета доходов граждан, предприятий и организаций.

 


Экономика

3.12. Экономические цели и функции государства

Экономическими целями, стоящими перед государством на современном этапе, являются:

  • повышение благосостояния и качества жизни населения в России;
  • обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста;
  • усиление конкурентных позиций России и ее регионов в мире, обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов;
  • развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения;
  • улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития.

К важнейшим экономическим функциям государства относятся:

  • формирование эффективной экономической политики государства, воздействие на ход экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвращения экономических кризисов;
  • регулирование кредитно-денежной системы страны;
  • развитие и защита механизма конкуренции и предотвращение негативных последствий монополизма;
  • защита и охрана всех видов собственности;
  • формирование законодательной основы экономической деятельности и обеспечение судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;
  • помощь беднейшим слоям населения и предотвращение перерастания проблемы бедности в социальное бедствие и причину политических конфликтов;
  • регулирование трудовых отношений в стране;
  • охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг;
  • контроль за сферой внешней торговли, защита экономических интересов страны в международных отношениях, обеспечение успешной интеграции страны в мировую экономику;
  • регулирование использования природных ресурсов и охрана окружающей среды;
  • размещение заказов, приобретение товаров и услуг, необходимых для реализации функций государства;
  • сбор и распространение информации об экономическом развитии страны.

Главные экономические задачи, которые вынуждены сегодня решать большинство стран, состоят в достижении следующих экономических целей:

  • увеличение объемов производства материальных благ;
  • обеспечение более высокого уровня жизни;
  • стабильный уровень цен;
  • справедливое перераспределение доходов граждан и хозяйственных объединений;
  • перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом;
  • организация производства общественных услуг, предоставляемых государством на равных началах всем гражданам, включая социально незащищенные категории;
  • охрана окружающей среды.

Справиться с указанными задачами государству помогают различные методы и прежде всего механизм налогообложения.