Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ПРЯМОЕ НАБЛЮДЕНИЕ



 

Под наблюдением в социологии подразумевают пря­мую регистрацию событий очевидцем.1

В широком смысле любое научное знание начинается с наблюдения — непосредственного восприятия живой действительности. В одних случаях мы наблюдаем сами, в других — пользуемся данными наблюдений иных лиц.

1 В ряде других наук, например в экономической статистике или демографии, наблюдением называют любую полевую процедуру (опрос, визуальное наблюдение, сбор письменных сведений путем обхода по до­мам). Также особо следует рассматривать метод наблюдения в рамках этнометодологии — глубокого изучения социальных субъектов в их обы­денной жизни. Во всех этих случаях наблюдение как бы противопостав­ляется методу косвенного знания по литературным источникам.

 

В отличие от обыденного научное наблюдение отли­чается тем, что (а) оно подчинено ясной исследовательс­кой цели и четко сформулированным задачам; (б) на­блюдение планируется по заранее обдуманной процеду­ре; (в) все данные наблюдения фиксируются в протоко­лах или дневниках по определенной системе; (г) инфор­мация, полученная путем наблюдения, должна подда­ваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Классификация наблюдений производится по раз­личным основаниям.

По степени формализованности выделяют неконтро­лируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное) на­блюдения. В первом исследователь пользуется лишь об­щим принципиальным планом, во втором — регистри­рует события по детально разработанной процедуре.

В зависимости от положения наблюдателя различа­ют соучаствующее (или включенное) и простое наблю­дения. В первом исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы "изнутри". В простом наблюдении он регистрирует события "со стороны". В обоих случаях наблюдение может производиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои дей­ствия.2 Одна из модификаций включенного наблюде­ния — так называемое стимулирующее или "наблюдаю­щее участие", в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку для того, что­бы лучше выявить состояния объекта, в обычной ситуа­ции "непросматриваемые".3

2 Л, А. Петровская выделяет скрытое наблюдение в особую под­группу [141. С. 60—611.

3 Этот вид наблюдения особо подчеркивает болгарский социолог С. Михайлов, справедливо считая, что важная конструктивная роль должна принадлежать стимулирующему наблюдению, характеризующе­му активную социальную позицию социолога [173. С. 245—247]. В то же время социальные психологи применяют метод наблюдения экспе­риментальных ситуаций, в которых наблюдатель провоцирует опреде­ленные действия, например, фиксирует, как ведут себя пассажиры в си­туации, где предполагается уступить место инвалиду, пожилому челове­ку и т, п.

 

В варианте "наблюдающего участия", разработан­ном А. Н. Алексеевым, наблюдение напоминает натур­ный эксперимент, в котором исследователь вводит экс­периментальные факторы изнутри самой ситуации и нередко импровизирует в зависимости от развития со­бытий [2. Кн.1. С.16].

По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабо­раторные (в экспериментальной ситуации).

Процедура любого наблюдения складывается из от­ветов на вопросы: "Что наблюдать?", "Как наблюдать?" и "Как вести записи?".