Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Что наблюдать?



 

На этот вопрос отвечает программа исследования, в частности, состояние гипотез, эмпирические индикаторы выделенных понятий, стратегия исследования в целом.

При отсутствии четких гипотез, когда исследование осуществляется по формулятивному плану, применяют простое, или бесструктурное, наблюдение. Его цель — придумать гипотезы для более строгого описания на­блюдаемого объекта. Ориентиры такого наблюдения можно наметить лишь в самом общем виде.

(1) Общая характеристика социальной ситуации, включая такие элементы, как сфера деятельности (про­изводство, семейная жизнь, политика и т.д. в данном со­циальном контексте), правила и нормы, регулирующие состояние объекта в целом (формальные и общеприня­тые, но не закрепленные в инструкциях или распоря­жениях), степень саморегуляции объекта наблюдения (в какой мере его состояние определяется внешними фак­торами и внутренними причинами).

(2) Попытка определить типичность наблюдаемого объекта в данной ситуации относительно других объек­тов и ситуаций; экологическая среда, область жизнедея­тельности, общая экономическая и политическая атмосфе­ра, состояние общественного сознания на данный момент.

(3) Субъекты или участники социальных событий. В зависимости от общей задачи наблюдения их можно классифицировать: по демографическим и социальным признакам (пол, возраст, семейное и имущественное по­ложение, а также образование и т. д.); по содержанию деятельности (сфера занятий, сфера досуга...); отно­сительно статуса в коллективе или группе (руководи­тель, коллега, подчиненный; администратор, обществен­ный деятель, член коллектива...); по официальным фун­кциям в совместной деятельности на изучаемом объек­те (обязанности, права, реальные возможности их осуще­ствления; правила, которым они следуют строго и кото­рыми пренебрегают...); по неофициальным отношениям и функциям (дружеские связи, неформальное лидерство, авторитет...).

(4) Цель деятельности и социальные интересы субъектов и групп: общие и групповые цели и интере­сы; официальные и неформальные; одобряемые и нео­добряемые в данной среде; согласованность или конф­ликт интересов и целей.

(5) Структура деятельности со стороны: внешних по­буждений (стимулы), внутренних осознанных намерений (мотивы), средств, привлекаемых для достижения целей (по содержанию средств и по моральной их оценке), по интенсивности деятельности (продуктивная, репродуктив­ная; напряженная, спокойная) и по ее практическим ре­зультатам (материальные и духовные продукты).

(6) Регулярность и частота наблюдаемых событий: по ряду указанных выше параметров и по типичным ситуациям, которые ими описываются.

Наблюдение, осуществляемое по такому ориентиро­вочному плану, имеет общей задачей структурировать объект, выделить в нем разнородные свойства, элементы, функции действующих лиц или групп. По мере накоп­ления данных и после их предварительного анализа за­дачи наблюдения уточняются. Какие-то стороны собы­тий подвергаются более детальному наблюдению, дру­гие вовсе опускаются. Наблюдение постепенно перехо­дит в стадию более формализованного поиска.

Составлению жесткой процедуры контролируемого наблюдения предшествует детальный анализ проблемы на основе теории и данных неконтролируемого наблюде­ния. Теперь отдельные явления, события, формы поведе­ния людей должны быть интерпретированы в понятиях логики исследования, они приобретают смысл индика­торов каких-то более общих свойств или социально зна­чимых действий.

Впервые метод контролируемого наблюдения ис­пользовал американский психолог Р. Бейлз (1950 г.) для изучения последовательных фаз в групповой дея­тельности.

Поучительную технику регистрации наблюдаемых собы­тий разработали московские социологи в рамках исследова­тельского проекта "Общественное мнение" (рук. исследования Б. А. Грушин).* В числе одного из каналов выражения обще­ственного мнения были выделены собрания. Для регистрации данных использовалась картотека наблюдения, включающая 9 различных бланков оценки: ситуации перед началом собра­ния, организационного периода, регистрации действий доклад­чика или выступающего, регистрации реакций аудитории на выступление, описания общей ситуации во время дискуссии, ситуации при принятии решения собрания, в частности при обсуждении поправок и дополнений к проекту решения, ситу­ации по окончании собрания и карточка общей характеристи­ки собрания.

Вот как выглядит карточка индикаторов для регистрации отношения участников собрания к выступающему — доклад­чику, участнику дискуссии (схема 15).

Наблюдение большой аудитории собрания прово­дится несколькими лицами, которые придерживаются единой инструкции. Подготовке протокола регистрации данных наблюдения предшествует не только разработка общей концепции, но и неоднократные не­стандартизированные наблюдения на разных объектах (в нашем случае на различных собраниях).