Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Проективная техника



 

Особенность проективных процедур в том. что стимулирующая ситуация приобретает смысл не в силу ее объективного содержания, но по причинам, свя­занным с субъективными наклонностями и влечения­ми испытуемого, т. е. вследствие субъективированного, личностного значения* придаваемого ситуации испыту­емым. Испытуемый как бы проецирует свои свойства в ситуацию [247а]. В интерпретации итогов проектив­ного теста большая нагрузка падает на теоретическую модель, используемую интерпретатором.

Примеры проективных методик многообразны. Рас­смотрим одну из них — тест семантического диффе­ренциала, разработанного в середине 50-х гг. Ч. Осгу-дом [354]. Этот тест хорошо зарекомендовал себя в ис­следованиях эмоциональных отношений людей к смыс­лу тех или иных понятий, суждений [73, 74].

Испытуемому предлагается последовательно выска­зать свое отношение к заданному объекту или понятию (например, "работа") по целому набору полярных семи-членных шкал (схема 22).

Если испытуемый положительно относится к объек­ту, его оценки будут сосредоточиваться ближе к пози­тивному полюсу шкал. Однако тест имеет смысл при со­поставлении данных по нескольким объектам, отнюдь не по абсолютному значению суммарных оценок.

Школы могут быть весьма конкретными или же связанными отдаленной ассоциацией. Ч. Осгуд приме­нял оба способа одновременно. Полюса, специально ото­бранные для термина "работа", например, таковы: при­ятное — неприятное, трудное — легкое, свое — чужое, главное — второстепенное и т. п.

В качестве полюсов шкал, неконкретизированных к данному случаю, Осгуд использовал 20 пар терминов, предварительно отобранных факторным анализом на 360 различных объектах оценивания. Он выделяет в этих 20 парах три ведущих фактора: "отношение", "сила", "ак­тивность". В числе итоговых шкал следующие: жестокий

— добрый, кривой — прямой, мужской — женский, раз­болтанный — пунктуальный, активный — пассивный, вкусный — безвкусный, неудачный — удачный, твердый

— мягкий, умный — глупый, новый — старый, хороший

— плохой, слабый — сильный, важный — не имеющий значения, острый — округлый, хладнокровный — востор­женный, ложный — правдивый, бесцветный — красоч­ный, обычный — необычный, красивый — безобразный, медленный — быстрый.

 

Например, мы хотим выяснить, как отличаются от­ношения к разным понятиям у одного лица. Эти поня­тия: "работа", "досуг", "отдых", "занятость" и т. п. Рабо­та с тестом включает следующие стадии. После запол­нения всех шкал (20 или меньше) на каждое понятие материал готов для анализа.

Используем так называемый показатель "дистан­ции" (D) между двумя понятиями. Для этого (1) вычис­лим различия оценок для двух понятий (работа и до­суг) по каждой шкале в отдельности. Получим, напри­мер, различия (d): 1, 3, 4, 0, 4, 2, 5, 0... (2) Возведем разно­сти по шкалам в квадрат (d1): 1, 9, 16, 0, 16, 4, 25, 0... (3) Суммируем квадраты разностей по всем шкалам (Sd2): 1+9+16+0+16+4+25+0... (4) Наконец, извлечем квадрат­ный корень из суммы квадратов разностей по всем шкалам (D =^ Zd2). Полученная величина (D) есть показатель различия отношений к двум сравниваемым понятиям (объектам). Последовательно произведем ту же операцию со всеми парами понятий и составим мат­рицу, где в точках пересечения запишем значения дифференциала двух смежных объектов оценивания (схема 23).

Если, например, D12, т. е. дифференциал восприятия понятий "работа" и "досуг", будет равен 5, 6, a D14, т. е. "работа" — "занятость", составит 0,3 и в то же время D24, т. е. "досуг" — "занятость", равен 3,2, то отсю­да следует, что данный субъект (или группа при суммарном анализе на группу) воспринимает рабо­ту очень близко к смыслу "занятость" и совершен­но не так, как "досуг", но досуг слабо ассоциирует с занятостью, т. е. воспринимают его скорее в каче­стве рекреации. Могло бы быть и иначе: высокие значения дифференциала "работа" — "досуг", но близкие между работой и занятостью, досугом и занятостью, что говорило бы о насыщенности, на­пряженности и работы, и досуга в субъективном восприятии.

Тест Ч. Осгуда пригоден также для того, чтобы определить численные величины сравнительной симпатии (благожелательности) или антипатии к каждому из предложенных объектов. Для этого до­статочно подсчитать среднюю по всем шкалам оценку данного объекта данным испытуемым.

Так, в исследовании по методике Т. Дридзе [71. С. 197) семантический дифференциал использовался для ранжирования политических терминов, которые часто употребляются в газетных текстах ("демократия", "дик­татура", "выборы", "инициатива", "прогресс", "сосуще­ствование"...). Авторы исследования определяли, какие термины вызывают более положительное (или относи­тельно отрицательное) эмоциональное отношение у чита­телей. Практически эти данные могут быть использова­ны для отбора адекватного словаря в информационных материалах.

В нашем исследовании социальных идентификаций личности О. Дудченко и А. Мытиль использовали тест CD для оценки ассоциаций в семантическом простран­стве "Я сам — течение времени". Оценивалось, насколь­ко в условиях реформации (1994 г.) люди чувствуют себя скорее в прошлом, настоящем или в будущем, т. е. как они адаптируются/не адаптируются к происходя­щим радикальным изменениям в обществе [74. С.193].

 

Комментарий: отметка "+" означает большую близость ас­социаций, "-" означает меньшую близость.

Вполне очевидно, что рабочие существенно более ощущают себя в прошлом, а брокеры в настоящем и особенно в будущем, т. в. первые не смогли адаптироваться к условиям реформ, вторые достаточно успешно адаптированы и видят свое буду­щее как близкое самоощущению "Я". Рабочие же такой жиз­ненной перспективы не ощущают.

Тест позволяет рассчитывать не только дифференци­алы, но и корреляции между средними значениями оце­нок данного объекта по предложенным шкалам. При этом шкалы могут быть узкоспецифицированы приме­нительно к объекту оценивания, что обосновывается с помощью судейства.

Подсчитывать суммарные средине по всем шкалам можно и на группу (подвыборку), точно так же, как под­считывать средние значения дифференциалов.

Хорошо известны общеличностные тесты, основанные на "прочтении" ассоциаций, вызванных графическими изображе­ниями. Это тесты Роршаха и ТАТ. Первый использует мак­симально неопределенную предметную ситуацию. Ис­пытуемому предлагают 10 карточек с изображением различ­ных конфигураций, выполненных с помощью зачерненных пя­тен ("абстрактная картинка"). Он должен ответить на вопрос: "Что бы это значило?" Сами .по себе эти изображения ровно ничего не обозначают. Но испытуемый пытается придать им какой-то смысл и начинает фантазировать. По совокупности описаний каждой из 10 "картинок", целиком построенных на ассоциациях и воображении, исследователь старается опре­делить доминирующие мотивы, эмоции, скрытые импульсы от­ношения к действительности.

Другой пример — ТАТ, или тематическая оценка сюжета. Предлагаются реальные картинки — графические изображе­ния, сюжеты которых варьируют от вполне недвусмысленного до весьма неопределенного. Испытуемый должен сочинить рассказ по картинке подобно тому, как это делают школьники первого класса, у которых учитель стремится развить вообра­жение. Оценка итогов теста опять-таки сводится к выявлению господствующих эмоций, скрытых импульсов, беспокойств, до­минирующих отношений к реальности.

Обычный прием проективной процедуры — неза­конченность фразы, требование ассоциировать по поводу заданных стимулов.

Так, предлагается быстро написать, что придет на ум по ассоциации с заданными терминами (например, "реформа", "государственный служащий", "предприни­матель", "сосед", "я сам"...)- Испытуемых просят закон­чить прерванные фразы типа: "Когда я прихожу домой после работы...", "Люди в нашем городе делятся на..."[111]. Берется любой сюжет, подсказанный зада­чей исследования, и в ответах ищут все те же доминан­ты мотивов, интересов, влечений.

Обоснованность проективных процедур определяет­ся прежде всего теоретическими посылками, руковод­ствуясь которыми исследователь истолковывает данные. Надежность тестов проверяют по системе обычных кор­реляций с другими методиками и по известной группе.

Обычно социологи используют, так сказать, "ослаб­ленные" варианты проективных процедур. Это перенос в ситуации, хотя и воображаемые, но достаточно конкрет­ные, чтобы можно было вполне определенно интерпрети­ровать реакцию человека.38

38 В 1997 году начали издаваться томики "Энциклопедии психологических тестов" [302; 303; 304], где подробно описываются обоснованность, процедура и интерпритация теста.