Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Социометрическая процедура



 

Социометрическая техника используется для изме­рения не личностных, но групповых свойств. Эту проце­дуру называют также социометрическим тестом, так как она фиксирует определенные свойства группы как целостного образования.

В принципе для изучения малых групп можно ис­пользовать четыре вида показателей [197]:

а) характеристики, измерение которых не требует специальных инструментов: цели деятельности групп и коллективов, их соответствие требованиям данной со­циальной организации, содержание социальных норм, действующих в коллективах и группах. Эти показатели могут быть получены путем качественного анализа су-щества дела, хота возможно применение и формализо­ванных методик, например, контент-анализа cooi ветству-ющих документов, регламентирующих деятельность кол­лектива, стандартизованного наблюдения за его работой;

б) характеристики, получаемые путем усреднения данных относительно членов группы или организации, например, социально-демографические (средний возраст разряд, соотношение по представительству различных профессий и т. п.), производственно-результативные (производительность труда, объем итоговой продукции, показатели ее качества на группу, прибыль и другие стоимостные показатели);

в) структурные показатели, к числу которых относят­ся рассматриваемые ниже социометрические индексы;

г) показатели групповых норм и ценностей, один из которых — индекс ценностно -ориентацией ного единства группы (ЦОЕ), разработанный А. И. Донцовым [70].41

41 В кв. [303] представлен большой набор тестов для исследова­ния групповых и межличностных отношений.

 

Мы рассмотрим более подробно социометрические процедуры, фиксирующие структуру эмоциональных взаимоотношений между членами группы.

Термин "социометрия" связан с именем Дж. Море­но, который в 30-е гг. нашего века разрабатывает осо­бую социопсихологическую теорию, согласно которой изменение психологических отношений в малой группе является якобы главным условием изменения отноше­ний во всей социальной системе [174]. При всем уто­пизме такого подхода, Морено предложил весьма полез­ную эмпирическую процедуру для измерения некоторых групповых характеристик.

Социометрический тест предназначен для диагнос­тики эмоциональных связей, т, е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы [303. С. 5—20].

Назначение социометрической процедуры может быть трояким: (а) измерение степени сплоченности — разобщенности в группе; (б) выявление "социометричес­ких позиций", т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии, где на крайних полюсах оказывается "лидер" группы и "отвер­гнутый"; (в) обнаружение внутригрупповых подсис­тем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Во всех случаях используется опросный лист, где каж­дый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по различный вытекающим из задач исследо­вания критериям, например, с точки зрения совместной рабо­ты, проведения досуга, участия в решении деловой проблемы, в игре и т. д. в группе.

Так называемая общая социометрическая картина предус­матривает измерение отношений между членами группы по нескольким критериям одновременно, как это делал, напри­мер, Е. С. Кузьмин и его сотрудники [131].

Для того чтобы выявить взаимоотношения в рабочей бри­гаде, каждому из 13 членов бригады предлагается следующий опросный лист [131. С. 80]:

1. С кем бы Вы желали работать вместе? а) на операции (назовите фамилии), б) в бригаде (назовите фамилии).

2. С кем бы Вы не хотели работать вместе? а) на операции (назовите фамилии), б) в бригаде (назовите фамилии).

3. С кем бы Вы хотели дружить в свободное время? а) от­дыхать (назовите фамилии), б) совместно учиться (назовите фа­милии), в) по-настоящему дружить (назовите фамилии). Имея всего 13 членов группы, экспериментатор составляет социомет­рическую матрицу (схема 24).

Работа с матрицей включает следующие операции:

(1) Матрица составляется только на один из признаков, например, по критерию "Работа".

(2) Матрица позволяет оценить степень сплоченности группы по соотношению положительных и отрицательных вы­боров. В нашем примере при 76 положительных, 3 отрица­тельных и 77 безразличных (всего 156 возможностей выбо­ра — 49% положительных выборов, 1,9% отрицательных и 49,1% отсутствия выборов).

Индекс сплоченности группы — еще более сильный пока­затель, учитывающий взаимность выборов или отвержений:

где Лц+ — число взаимно положительных; А^г~ — число взаимно отрицательных; N '• (N у — 1) — число всех возмож­ных взаимных выборов.

(3) Матрица дает возможность определить Так называмый социометрический статус (позицию) каждого члена группы от наиболее до наименее авторитетного. Одна из предложенных для этого формул:

где Сц+ — число положительных; Сц~ — число отрицательных выборов, полученных n-м членом группы от остальных.

В нашем случае А занимает наиболее высокую групповую позицию, тогда как члены группы Д и 3 имеют самый низ­кий статус:

(4) Используются многообразные индексы социометричес­кой диагностики группы, включая среднестатистические по нескольким критериям. Например, нетрудно подсчитать сред­нюю индекса отточенности по критериям "работа" и "досуг" вместе. То же самое можно сделать для определения общего сопиометрического статуса любого из членов группы, исполь­зуя для этого показатели статуса по ряду критериев.

(5) На основе матрицы строится также графическое изоб­ражение связей симпатий и антипатий — социограмма. Свя­зи симпатии обозначают непрерывной линией с указанием направления от одного к другому лицу, а связи антипатии — прерывистой. Если Л симпатизирует В, но В не симпатизи­рует А, то в социограмме запишем: А*^ В. Отсутствие выбора или отвержение не обозначаются.

Например, в социограмме на рис. 12 показано, что А — ли­дер группы, вместе с В и С образующий ее ядро. Члены груп­пы Е и G испытывают взаимную неприязнь, F оказывается вов­се вне контактов с остальными (отвергнутый). Чтобы улуч­шить групповой климат, надо повлиять на взаимоотношения между Е и G или содействовать переходу этих лиц в другой коллектив; было бы неплохо вывести из группы отвергнутого. Потеря же А означала бы нарушение эмоционально-психоло­гической целостности этой группы, ибо он ее цементирует и является активным носителем групповых норм и традиций.

Рис. 12. Социограмма отношений симпатии и антипатии в группе из 7 человек (А, В, С, D, F, G)

 

(6) Разработаны более сложные приемы анализа группо­вых структур на основе социометрического теста с использова­нием корреляционных коэффициентов и языка теории графов (см. с. 345). Так, В. И. Паниотто предложил расчеты индексов сплоченности как минимального числа связей, которые необхо­димо разорвать, чтобы граф стал несвязным; устойчивости групповых связей как нормированное минимальное число вершин, которые надо удалить, чтобы граф стал несвязным; индекс неоднородности структуры — нормированное число вер­шин, остающихся неподвижными при всех перестройках гра­фа, описывающих структуру группы по данному критерию [197. С. 149—151].

Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социо­метрии, что диктуется программой исследования и пред­варительным знакомством со спецификой группы. Ус­тойчивость данных определяется повторным опросом, а их обоснованность — путем наблюдения реальных от­ношений в коллективе или методом контроля по известной группе. Очень важно гарантировать каждому участнику анонимность опроса, так как речь идет здесь о довольно интимных сторонах жизни группы.

Использование социометрического теста обнаружи­ло незаурядные прикладные возможности. Психологи и педагоги, социологи и практики на предприятиях пользуются социометрическим тестом для диагностики групповой сплоченности, выявления лидеров. Широко применяется этот тест в научных исследованиях при оп­ределении влияния уровня сплоченности на эффектив­ность групповой работы, для изучения механизмов "ро­левого обучения" и влияния группового климата на этот процесс [28, 119].

Будучи простым в употреблении, социометрический тест, как и другие тесты, является арбитражным. Его по­казания относительны, и все замеры приобретают смысл только в случае, если производятся по единой процедуре для всех членов группы. При сопоставлении агрегатных (общегрупповых) характеристик опять-таки следует пользоваться единой процедурой. Индексы авторитета и социометрического статуса, разумеется, не абсолютны. Они приобретают значения именно в контексте социо­метрической матрицы данной группы.

Вместе с тем была доказана ограниченность данных процедур, ибо с их помощью фиксируются поверхност­ные, не глубинные взаимоотношения в группах, причем специфика групп и коллективов остается невыявленной.

Практические советы

1. Помня, что ни один из методов сбора пер­вичных данных не универсален, следует прежде всего решить, какой (какие) способ лучше всего отвечает программным целям исследования. Основания для данного решения: тип исследова­ния (теоретике-прикладной или прикладной) и его принципиальный план (формулярный, опи­сательный или аналитико-экспериментальный), а также наличие ресурсов, необходимых для ис­пользования данных методов.

2. В качестве главного метода следует выб­рать наиболее соответствующий программным целям и максимально экономный. В теоретико-прикладном исследовании для углубленного анализа можно воспользоваться разными мето­дами, но не обязательно с охватом всей выбо­рочной совокупности. Разумно сформировать квотные подвыборки, объединяемые рядом общих признаков (например, половозрастных, про­фессионально-квалификационных и т. п.), и в разных подвыборках применить разные комби­нации методов. Тогда при анализе данных, пользуясь "соединительными муфтами" ("сквозные" признаки для всех подвыборок), мы получаем возможность более основательной интерпретации общих зависимостей и связей.

3. Несовпадение данных, полученных раз­личными методами и техниками при их долж­ной надежности, чаще всего объясняется тем, что выявляются различные аспекты изучаемых явлений и процессов. Правильный подход со­стоит в том, чтобы, выяснив причины несовпаде­ний, использовать разнохарактерные сведения для многоплановой интерпретации и (или) фор­мулировки гипотез, нуждающихся в дополни­тельной проверке.

4. Какой бы метод мы ни использовали, важно знать уровни соответствующих ошибок, особенно уровень неустойчивости исходных дан­ных по разным показателям. Используя в даль­нейшем различные приемы анализа получен­ной информации, следует помнить, что статисти­ческие ошибки вывода (доверительный интер­вал таких ошибок) непременно должны быть со­относимы с ошибкой исходной информации, так как последняя повышает его неопределенность. Во всех случаях величина статистической ошибки вывода должна быть меньше ошибки первичной регистрации данных.

 

Глава V

"ЖЕСТКИЙ" АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ1

 

1 "Жестким" мы называем статистический анализ в отличие от "мягкого" — качественного (гл. VI ).

 

Анализ собранной информации — самый увлека­тельный этап исследования. Мы проверяем, насколько верны были исходные предположения, получаем ответы на заданные вопросы и выявляем новые проблемы. Ме­тодологический инструмент анализа — гипотезы, сфор­мулированные в программе, и те, что возникают по мере их проверки и отвержения уже в процессе анализа соб­ранных данных.

Вспомним, что гипотезы подразделяются на описа­тельные и объяснительные. Соответственно этому выде­лим два класса процедур анализа. К первому отнесем дискриптивные процедуры: группировку, классифика­цию и с некоторыми оговорками типологизацию2. Вто­рой класс образуют аналитике-экспериментальные про­цедуры, назначение которых — установление связей взаимодействия и детерминации.

2 Строго говоря, типологизация — промежуточный этап, совмеща­ющий группировку и переход к анализу данных для проверки гипотез; ниже, при рассмотрении теоретической типологизации мы в этом убе­димся (см. раздел 2 этой главы).

 

Цель этой главы — рассмотрение основных методов, но не техники анализа данных. Из технических средств мы используем наипростейшие и при необходимости будем отсылать читателей к соответствующей литера­туре.

И последнее. В этой главе речь идет об анализе дан­ных массового социологического обследования, о каче­ственно-количественном анализе, а в заключительном параграфе — о стратегии качественного анализа.