Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Условия и логика развертывания исследования

Специфика прикладного исследования. Граница, разделяющая теоретико-прикладное и прикладное ис­следования, определяется в зависимости от основной цели, по преимуществу связанной с углублением науч­ного знания о социальных процессах или же преимуще­ственно направленной на непосредственное решение конкретных социальных проблем. В теоретико-приклад­ном исследовании социальный заказ часто имеет место как некая общественная потребность, "взывающая" к ее изучению и удовлетворению. В прикладном же имеется и конкретный заказчик, управленческий орган, непосред­ственно заинтересованный в помощи исследователей.

Направленное на анализ актуальных общественных проблем, теоретически ориентированное исследование не менее практично, чем прикладное. Его результатами яв­ляются обнаружение взаимосвязей и тенденций в раз­витии социальных процессов, оценка условий, способ­ствующих или, напротив, препятствующих снижению со­циальных напряжений, разрешению конфликтов и т. д.

Практическая составляющая такого исследования состо­ит в том, что углубленное понимание социальных проб­лем позволяет обществу его гражданским и админист­ративным структурам лучше ориентироваться в соци­альном пространстве и соответственно действовать.

Практичность прикладного исследования — в его непосредственной устремленности на решение соци­альных проблем в их строго фиксированной простран­ственно-временной локализации, т. е. именно "здесь" и "сейчас". Прикладные исследования завершаются де­тальной проработкой управленческих решений и в ко­нечном счете — внедрением в практику социальных нововведений.

Отсюда вытекают их основные особенности.

(1) В прикладном исследовании, в отличие от теорети­ко-прикладного, четко определен объект и неявно — его предмет. Предмет изучения зависит здесь от общей соци­альной ситуации на данном объекте и тех особых про­блем, с которыми сталкиваются принимающие решения. Они могут поставить перед исследователем четкую зада­чу, связанную с необходимостью разработки определенных проектов, но могут выдвинуть и общую проблему: выя­вить возможные трудности, которые возникнут после реализации тех или иных нововведений, и т. д.3

3 Обобщая опыт работы социологической службы Пермского теле­фонного завода , ее руководитель В. И. Герчиков выделял два основных типа прикладных исследований: (1) по разовым запросам руководства и (2) специализированные по проблемам, требующим последователь­ных и часто долгосрочных управленческих воздействий [44. С. 172— 176].

 

Короче говоря, в прикладном исследовании пред­метная область должна быть определена примени­тельно к заданному социальному объекту, чтобы со­действовать нормальному функционированию и раз­витию организации.

(2) Время на проведение теоретико-прикладных исследований рассчитывается с учетом сложности и значимости изучаемых проблем. В прикладном же ис­следовании, какими бы ответственными и сложными ни были поставленные задачи, их решение должно быть найдено в сроки, устанавливаемые заказчиком, исходя из времени, отпущенного для принятия соответствую­щих решений.

Следовательно, для повышения надежности итого­вых выводов прикладного исследования необходимо тщательно обдумать, насколько ресурс времени и от­пущенных средств позволяет детализировать инфор­мацию и ее анализ. Всегда надо помнить, что меньший объем достоверной информации намного полезнее, чем большой объем сомнительных сведений.

(3) Положение социолога в прикладном исследова­нии облегчается тем, что ему предстоит изучать типич­ные социальные проблемы и процессы, которые в другое время и в другом месте уже были предметом теорети­ко-прикладного или прикладных исследований. Поэто­му целесообразно воспользоваться уже разработан­ными методиками или же их модификациями. В теоре­тико-прикладном исследовании, напротив, оригиналь­ность программы диктует нестандартность методик сбо­ра первичных данных и логики их анализа.

(4) Немаловажная особенность прикладного исследо­вания состоит и в том, что, выполняя оплачиваемый за­каз, социолог концентрирует внимание на практичес­ком решении определенных проблем, так что глубина их теоретического осмысления в собственно социологи­ческих категориях отступает на второй план. Если име­ются удовлетворительные объяснения, предложенные экономистами, юристами, психологами, специалистами-управленцами, другими компетентными лицами, все должно быть принято во внимание. Работающий же по программе теоретике-прикладного исследования, напро­тив, должен не только стремиться к обоснованности сво­их выводов, но, в неменыпей мере, — к полноте и мно­госторонности их теоретической интерпретации.

(5) Порядок действий, этапы работы определяются здесь в первую очередь логикой практического исполь­зования информации для управленческих решений, тог­да как в теоретико-прикладном поиске это прежде всего логика осмысления социальных процессов, а затем уже практического приложения добытых знаний.

(6) Итоговый "продукт" теоретико-прикладного исследования — научная публикация, прикладного — рабочий документ, в котором содержится минимум све­дений о состоянии объекта и найденных взаимосвязях, максимум — о способах реализации предлагаемых ре­шений, обоснованию которых должно быть уделено главное внимание.

Этапы развертывания прикладного исследования на предприятиях, в организации могут быть представлены следующим образом [48].

На первом этапе рекомендуется максимально лока­лизовать проблему и объект исследования, выделив их из более широкого круга проблем и концентрируя на той части основного объекта, где проблема воспринима­ется как особо острая. Например, это может быть вопрос об отстающих подразделениях предприятия, в отноше­нии которых хотя бы в первом приближении надо выделить достаточно очевидные факторы, отличающие эти подразделения от большинства и тем более от ус­пешных. Такой предварительный анализ целесообразно провести на основе уже имеющейся информации и пу­тем активного привлечения экспертов-специалистов разного профиля и уровня управления. Как замечает В. И. Герчиков, экспертов надо спрашивать только о том, о чем нет объективной информации. В итоге данного этапа намечаются пути практического решения пробле­мы (или проблем),

Второй этап — разработка конкретной программы действий, которая может осуществляться параллельно несколькими путями: (а) целенаправленным поиском передового опыта; (б) обобщением сведений, полученных на первом этапе и дополнительной экспертизой, теперь уже с помощью целевых интервью со специалистами; (в) путем коллективного обсуждения возможных меро­приятий методами так называемой "мозговой атаки", "фокус-групп", т. е. особым образом целенаправленного обсуждения. Разрабатываемая программа должна иметь четкий адрес, ясно указывать и способы действий, и ответ­ственных за их реализацию, иными словами, она должна вылиться в определенную систему практических решений, взаимоувязанных по направленности и исполнителям, подкрепленных ресурсным обеспечением.

Когда проект действий в основном разработан, выде­лены направления работы и объекты предполагаемого внедрения, снова уточняется теоретическая концепция ре­шения и продумываются возможные следствия его осуще­ствления для разных подразделений. Теперь целесообраз­но провести выборочное обследование для выяснения ре­акции работников на предлагаемые нововведения.

На третьем этапе осуществляется внедрение пред­лагаемых решений, сначала экспериментальное, на от­дельном объекте, затем "базовое", с учетом накопленно­го опыта (возможно, еще до окончания эксперимента на опытном объекте), и, наконец, "полное внедрение", если предшествующие операции были успешными и дока­зали свою эффективность.

Итак, логика и структура последовательности дей­ствий социолога в прикладном исследовании существен­но отличается от соответствующей логики теорети­чески ориентированного поиска. Это исследования инно­вационного типа [10. С. 169—175], в которых итоговая ре­комендация есть не просто логический вывод из получен­ных данных, но результат определенным образом органи­зованного процесса самого исследования.

Г. С. Батыгин предлагает следующую модель пост­роения такого исследования [10. С. 228]. В ней обобща­ется сказанное выше в данном разделе (рис. 17).

Первый, этап ("дескриптивная модель") — описание ситуаций на данный момент, второй — прогноз, опира­ющийся, с одной стороны, на экстраполяцию существую­щих тенденций, т. е. развитие процессов без вмешатель­ства в ход событий, а с другой — на нормативный прогноз. Последний предполагает обоснование же­лательного состояния с учетом реальных возможностей. Различные комбинации включения имеющихся ресур­сов для реализации того или иного норматива (обычно предлагается несколько нормативов, от минимума до максимума) образуют третий этап разработки проекта рекомендаций — "древо возможных решений", в кото­рых могут рассчитываться вероятности приближения эксплоративных прогнозов к нормативному состоянию.

 

 

На четвертом этапе (в схеме В. И. Герчикова — это вторая стадия работы) осуществляется сбор допол­нительной информации, нужной для обоснования воз­можных решений, а на пятом — предлагаются конкрет­ные варианты решений — "древо решений", мероприя­тий, инноваций, затем осуществляется эксперименталь­ный шестой этап, за которым на седьмом этапе следу­ет прогноз возможных проблем, порождаемых нововве­дениями. Завершающий восьмой этап - собственно внедрение, которому предшествует разработка норматив­ных документов (регламентации, обязанности различ­ных служб и подразделений).

Возврат от сбора дополнительной информации к "древу решений" необходим для того, чтобы уточнить варианты решений, а движение от эксперимента к ста­дии принятия решений — путь их коррекции на основе практического опыта. Седьмой этап предполагает про­гноз ситуации после осуществления нововведений, что может привести к поправкам в процедуре внедрения.

Особое внимание в прикладном исследовании долж­но быть уделено обоснованию оценки эффекта предла­гаемых решений. Это самая трудная, но совершенно не­обходимая фаза работы социолога. Часто социальный эффект пытаются выразить исключительно в экономи­ческих категориях, показателях экономии мате­риальных и человеческих ресурсов. Такие расчеты, хотя они и необходимы, всегда являются грубоприблизитель-ными и малодостоверными. Другая крайность — стремление свести социальный эффект к перечню мероприя­тий, результативность которых принимается за очевид­ное. Между тем их "очевидность" бывает обманчивой.

Профессиональный уровень социолога лучше всего и проверяется в том, как он сумеет выделить качествен­ные критерии социального эффекта в соответствии с природой изучаемых процессов. Будет ли эффект оце­ниваться по показателям сугубо организационным (введение новых форм работы, обслуживания, управле­ния), или же будет предложено учесть качественную ре­зультативность социальных нововведений — ключевой вопрос. Лучший способ качественной проверки социаль­ного эффекта нововведений контрольное обследование с использованием таких же приемов и методов, которые были разработаны для получения информации в основ­ном исследовании: экспертные оценки, опросы, наблюде­ния, анализ документов и соответствующей статистики.

Для контрольных обследований, каковые следует планировать в числе мероприятий, рекомендуемых для принятия решений, лучше использовать малые, но не­пременно квотные выборки. Квоты надлежит тщательно обосновать по объективным характеристикам, обнару­жившим в основном исследовании сильные связи с рас­сматриваемыми процессами. Сдвиги в социальных пока­зателях, признанных существенными индикаторами данных процессов, должны перекрывать ошибку измере­ния исходной информации, как это делается при оценке социального сдвига в повторном и сравнительном ис­следованиях.

При опросах особенно, внимательно надо подходить к оценке сдвигов в показателях субъективных оценок удовлетворенности условиями и содержанием деятель­ности. Показатели общей удовлетворенности, и тем бо­лее суммарные, по всем группам обследуемых крайне неинформативны, так как с изменением условий изме­няются потребности и запросы людей, т. е. субъектив­ный критерий оценки "социальной нормы". Поэтому, как правило, распределения оценок общей удовлетво­ренности различными обстоятельствами условий и со­держания деятельности, стремятся к нормальному распределению. Главное внимание должно быть обраще­но на изучение структурных составляющих общей оценки удовлетворенности. Именно здесь в случае эф­фективности проведенных мероприятий должны фикси­роваться значимые сдвиги. Социальный эффект об­наруживается в перемещении проблем из одной зоны в другие, но не в том, что исчезают все проблемы и насту­пает всеобщее довольство.

В опросах общественного мнения и маркетинговых исследованиях, профессиональный долг социолога обязы­вает его прежде всего не поддаваться соблазну "уго­дить заказчику". Это требует соблюдения, как минимум, следующих требований:

1. Не допускать сколь-нибудь внушающих форму­лировок вопросов и не забывать оставлять место для ук­лонения от ответа ("не знаю", "не могу сказать", "еще не решил" и т. п.);

2. Строго соблюдать требования репрезентативности выборки (или иных моделей выборочного обследова­ния). В отчете заказчику четко разъяснить ограниче­ния выводов (а) характером выборочной совокупности и (б) допустимой ошибкой распределений.

Заказчик может радоваться тому, что некий рей­тинг повысился на 2%, или огорчаться, узнав о падении популярности товара на 2%. Но социолог, указав на до­пустимую ошибку, скажем, +3%, обязан дать понять, что, возможно, здесь не обнаружено существенных сдвигов.

3. В опросах общественного мнения, предназначен­ных для публикации в средствах массовой информации, не менее важно соблюдать требования, описанные выше. Вместе с тем, здесь следует аккуратно воспроизвести формулировку вопроса и формат ответов. Даже в том случае, если журналист неумышленно (или хуже того — преднамеренно) неадекватно истолкует данные, грамотный читатель или слушатель сам разберется, что к чему, у него есть полная исходная информация, предоставленная исследователем.4

4 Взаимоотношения социологов-исследователей общественного мне­ния с прессой — особая проблема. Социологическое сообщество постоян­но напоминает журналистам о требованиях грамотного сообщения ре­зультатов опросов. Совместно с прессой мы исполняем свой гражданс­кий долг, если адекватно информируем общество о его проблемах.

 

4. Излагать данные и комментарии на их основе раздельно. К тому же, когда комментарий предшествует описанию данных, он настраивает на их интерпретацию в заданном ракурсе. Лучше комментировать то, над чем читатель может и сам поразмыслить, соглашаясь или не соглашаясь с вами.

5. Никоим образом нельзя смешивать описание и комментарий данных относительно опросов обществен­ного мнения с прогнозом ожидаемого поведения людей.

Такая ошибка нередко имеет место при сообщениях о рейтинге политиков в опросах избирателей. Рейтинг не является достаточным "предиктором" итогов голосо­вания, это лишь один из компонентов (действительно, существенный) такого прогноза. Прогноз предусматри­вает необходимость учета многих факторов: помимо рейтинга — характер и качество выборки, осведомлен­ность респондента о кандидатах и их позициях, его го­товность участвовать в голосовании, характер социаль­ной среды (за кого голосует большинство в данной мес­тности), прошлый опыт участия в выборах и т.д. Акку­ратный прогноз — немалое искусство.5

5 О моделях прогнозирования итогов выборов в публикации см. [195].