Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Часто наспех собранный микс звучит лучше, чем кропотливо обработанная сессия после.



Радио продакшн. Новый взгляд на старые проблемы.

 

1. Практика. "Ошибочные" прослушивания.

 

Всем знакома фраза "я сам додумался до всего!", которую звукорежиссеры произносят в беседе с коллегами, особенно когда обсуждаются темы прибретения опыта и получения профессиональных знаний.

Но, как правило, собственный опыт, приобретенный годами, ценится выше всего. На суд читателя я выношу собственную теорию о процессе накопления знаний и навыков в работе звукорежиссера. Эта информация пригодится новичкам в первую очередь и профессионалам, ищущим новый подход к решению старых проблем.

Итак, начнем с самого начала. Вы задумывались о том, чем вы занимались на первых порах своей звукорежиссерской карьеры? Думаю, буду прав - в 99% слушали, слушали, слушали. Вероятно, перед каждым прослушиванием вы вращали в разные стороны ручки непонятных тогда приборов ... Так или немного иначе, но привычка "повернул-послушал, подстроил-еще послушал" стала неотъемлемой частью рабочего процесса. Вскоре я стал серьезно задумываться о необходимости тотального слухового контроля. Причины для пересмотра "канонов" были следующие:

Часто наспех собранный микс звучит лучше, чем кропотливо обработанная сессия после.

2. Часто "слепое" сведение (без слухового контроля), только на базе отобранных ранее пресетов с минимальной коррекцией дает приемлемые результаты.

3. Некоторые ранние работы (из тех, что были собраны "на коленке") звучат бесподобно.

Долгое время я считал эти случаи исключением из правил, стечением обстоятельств или везением. Но обучаясь в частности игре на музыкальных инструментах я заметил, что к заучиванию сложного приема игры нужно подходить следующим образом: играть, насколько позволяет уровень техники игры и НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ!

 

Итак, правило №1: исключить заучивание ошибок.

Я перенес эту методику на процесс сведения!

Поверьте, все секреты сведения вам раскроются после того, как вы перестанете ошибаться, вводя в заблуждение собственный слух "ошибочными" прослушиваниями. Сократите до минимума прослушивания того, что не имеет прямого отношения к конечной целостной звуковой картине:

1. Треки в миксе по-отдельности

2. Обработанный и необработанный клип

3. Реверберационные "хвосты"

4. Полосы на мультиполосном компрессоре

5. Сайд-чейн различных приборов

Непривычно? Согласен. Ведь львиную долю времени, отведенного на сведение мы тратим именно на это. Звукорежиссеры, не согласные со мной, скажут: эти выводы умозрительны - нельзя предугадать, с каким сигналом будешь работать и поэтому, всегда необходимо на слух перепроверять результаты работы любого прибора, будь то "железо" или софт. На мой взгляд именно в этом предположении кроется разгадка наших неудач. Попробуйте ответить на следующие вопросы:

- Почему мы не можем предугадать свойства (частотные, динамические) записанного в нашей студии сигнала?

- Как часто происходит запись "неслыханных" ранее инструментов, источников звука, экзотических голосов?

- Как часто запись проходит в непредвиденных условиях?

 

Я утверждаю, что звукорежиссер, проведя анализ свойств планируемых для записи источников, способен ясно представить себе работу известных ему приборов на записанном сигнале.

Итак, мы пришли к методике, способной в корне оптимизировать работу звукорежиссера современной продакшн студии.

 

Фактически, процесс сведения многоканальной сессии сводится к выставлению установок на приборах обработки эмпирическим способом и последующей их минимальной коррекции при прослушивании микса.

 

 

2. Анализ источников записи. Голос.

 

В этой главе я дам необходимые пояснения к тому как "проводить анализ свойств источников записи". Это не что иное, как прослушивание и эксперименты с обработкой. Возьмем к примеру самый распространенный источник записи - дикторский голос. Вот план к его освоению:

1. Научиться распознавать голосовой регистр (тенор, баритон, бас у мужчин и сопрано, меццо-сопрано, альт у женщин)

2. Выделить в отдельные категории детские и старческие голоса, а также пародии на них.

3. Определять "вязкость" тембра - параметр, определяющий сочетание таких свойств как способность к активной артикуляции и тип локализации голоса (грудной, горловой). Так, грудной, неактивно артикулирующий голос называют "бубнящим", горловой с хорошей артикуляцией - "звонким", грудной с хорошей артикуляцией - "мощным", "мясистым".

 

Далее, для каждого пункта рассмотрим варианты установок эквалайзера и компрессора (т.е. частотной и динамической обработки) для каждого пункта свойств.

 

1. Регистр голоса