Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Экономика туристского рынка



1. Проблемы, перспективы и тенденции развития туризма в России.

Ответ:

На современном этапе общества повышается социально-экономическая значимость туризма как одной из важных и динамично развивающихся сфер мирового хозяйства. Развитие туризма имеет большое значение для государства в целом, субъектов РФ, муниципальных образований и общества. Развитие сферы туризма имеет важное значение в формировании валового внутреннего продукта и нацелено на повышение качества жизни населения. В связи с этим в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года отмечено, что туризм является экономически выгодной и экологически безопасной отраслью национальной экономики, существенным звеном инновационного развития страны. Основные направления развития туризма в России определены в Стратегии его развития в РФ на период до 2015 года и плане мероприятий по его реализации.

Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. На ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов. Дальнейшее развитие указанных объектов и комплексов невозможно без создания необходимой обеспечивающей инфраструктуры.

В международном рейтинге конкурентоспособности стран в туристском секторе, опубликованном специалистами Всемирного экономического форума в 2011 году, Россия заняла лишь 59 место из 139 стран. При этом природные богатства нашей страны находятся на 4-м месте, а объекты всемирного культурного наследия – на 13-м. по оценке ВТО, Россия может ежегодно принимать не менее 70 млн. российских и зарубежных туристов, но на сегодняшний день данный потенциал не реализован. Он используется всего на 30%.

 

Выделим основные проблемы российского туризма.

Основными факторами, сдерживающими рост конкурентоспособности Российской Федерации на международном рынке туристских услуг и, как результат, препятствующими реализации ее туристского потенциала, являются:

слабо развитая, а в ряде регионов отсутствующая обеспечивающая инфраструктура туристских объектов, что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу;

низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность, а в ряде регионов отсутствие средств размещения туристского класса и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры практически на всех автомагистралях страны);

отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;

невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;

недостаточное продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках.

 

Также, одна из проблем российского туризма – это дороговизна отдыха в собственной стране. Это касается как высоких цен на проживание в гостиницах и пансионатах, так и дорогой авиаперевозке. И этими проблемами умело пользуются зарубежные операторы, выпуская на российский рынок огромное количество предложений недорого отдыха в странах Греции, Италии, Испании, где уровень сервиса как правило превосходит тот, что могут предложить курорты Краснодарского края, причем цены из-за жесточайшей конкуренции туроператоров порой кричаще низкие.

Решение данной проблемы может заключаться в пересмотре тарифов на внутренние авиаперевозки. А также формирование турпакетов по образу создание зарубежных туров, что должно удешевить в целом стоимость тура.

Решение это задачи крайне актуально, т.к. рынок туризма будет расти, соответственно будет происходить и пополнение бюджета страны.

Вторая проблема – это слабая законодательная база. После отмены лицензирования на рынке появилось много новых туристических агентств, которые повлекли за собой необоснованные скидки для закрепления на рынке. Непрофессиональные агентства – это бич российского туризма.

Один способов решения данной проблемы – это создание саморегулирующей организации. С другой стороны законодательно закрепить работу турагентств только по прямым договорам от туроператоров.

Третья проблема – появление он-лайн бронирования. С одной стороны удобство для туриста очевидно, но с другой – к кому обращаться за компенсацией, если туристу не будет оказана та или иная оплаченная услуга.

Требуются законодательные решения в этом вопросе.

Четвертая проблема – туроператорский демпинг. В борьбе за рынок операторы готовы продавать туры ниже себестоимости, тем самым разрушая этот рынок собственными силами.

Данный вопрос очень сложный еще и потому, что нет единого видения по решению этого вопроса. Разногласия между Роспотребнадзором и Минспорттуризма очевидны.

Пятая проблема – плохая инфраструктура в стране. Особенно остро нехватка 3-х звездочных гостиниц ощущается в Москве и Московской области, где гостиницы заполнены в среднем на 70–80%. Средняя стоимость гостиничного номера в Москве превышает 4000 рублей.
Нехватка недорогих гостиниц в России, плохая инфраструктура отпугивает иностранцев от посещения нашей страны. Бюджет страны мог значительно пополниться за счет туризма. Но дальше Москвы и Санкт-Петербурга иностранные туристы практически не выезжают. Алтай, Байкал, Дальний Восток – красивейшие территории нашей страны могут поразить своим великолепием любого туриста.

Очень важно активизировать при поддержке экспертов мировой туриндустрии процесс формирования современного российского турпродукта, ориентированного и на российских, и на зарубежных туристов. Необходимо расширение ассортимента столичных туристских и экскурсионных программ, оптимизацию событийного календаря, развитие туристской инфраструктуры, взаимодействия гостиниц, туроператоров, турагентов и музеев.

 

Препятствием для роста турпотока в Россию остается визовая проблема. Для привлечения иностранных туристов необходимо упрощение туристских формальностей: введение безвизового въезда на 72 часа в крупнейшие туристические центры при наличии ваучера на гостиницу и обратного авиа – или жд билета; введение на аналогичных условиях безвизового въезда на крупнейшие событийные мероприятия, ежегодный перечень которых должен утверждаться Правительством РФ; повсеместный перевод системы миграционного учета иностранных граждан, проживающих в коллективных средствах размещения, на основу электронного документооборота.

 

Несмотря на существующие в России проблемы, туристская деятельность реформируется и развивается. Для решения проблем в сфере внутреннего и въездного туризма наиболее эффективным может стать использование программно-целевого метода. В соответствии с данным методом, наряду с действующими региональными программами туристкой направленности, формируется федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма. Важнейшим этапом в развитии туристского сектора является принятие в 2011 году федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)», принципы которой основаны на партнерстве государств и частного сектора.

Общий объем финансирования Программы на 2011 - 2018 годы в ценах соответствующих лет составляет 332 млрд. рублей.

 

 

  1. Предпринимательство в туризме. Сущность и цели предпринимательской деятельности.

Ответ:

Предпринимательство – это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.
В области туристской деятельности предпринимательство в большей степени связано с оказанием услуг.
Субъектами предпринимательства (предпринимателями) могут быть как отдельные частные лица, действующие от своего имени и под свою имущественную ответственность, так и объединения партнеров, действующие под ответственность юридического лица.
Известны две модели предпринимательства: классическое предпринимательство и инновационное предпринимательство.
Классическое предпринимательство – это традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов при использовании традиционных приемов хозяйствования для повышения рентабельности деятельности организации и обновления номенклатуры услуг.
Инновационное предпринимательство связано прежде всего с новаторством в предпринимательской деятельности. Роль предпринимателя сводится к созданию новшеств, не известных ранее, посредством использования традиционных факторов экономики, но путем нового их сочетания. Такая новаторская деятельность, как правило, приносит более ощутимый результат, чем традиционное предпринимательство, но предъявляет особые требования к предпринимателю.

Для успешной организации доходного дела в современных условиях предприниматель должен иметь хорошую профессиональную подготовку, необходимые знания в области экономики, политики, психологии, юриспруденции, организации производства продукции и услуг, а также уметь сотрудничать с учеными, специалистами по маркетингу, владельцами капитала.
Успех предпринимателя зависит от условий, в которых он функционирует. Вот некоторые из них.
Предпринимательская среда– это общественные условия (ситуация), в которых осуществляется предпринимательство и которые оказывают влияние на результаты предпринимательства. Различают следующие группы условий:
Экономические условия– это фактическое предложение туристских товаров (услуг) и платежеспособный спрос на них; доходы фактических и потенциальных покупателей товаров (услуг); наличие, величина и доступность заемных средств для предпринимателей; наличие альтернативных услуг и цен на них; развитость инфраструктуры туристского рынка; условия конкуренции.
Социальные условия– это представление общества о путях развития предпринимательства и отношение к нему (неприятие, терпимость, одобрение); отношение государства (аппарата управления) к предпринимательству; национальные традиции и обычаи; образовательный уровень специалистов, с которыми предприниматель вступает в деловые отношения.
Правовые условия– законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность и создающие наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства. Важнейшими являются законы о правовых гарантиях предпринимательской деятельности, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

В общепринятой классификации предпринимательской деятельности выделяют следующие виды предпринимательства:
1) производительное (производственное) – непосредственное создание услуг и другой продукции;
2) коммерческое – посредническая деятельность по продвижению созданной продукции от производителя к потребителю;
3) финансовое – особый вид деятельности по образованию и использованию денежных средств на цели воспроизводства услуг и продукции;
4) консультативное – деятельность, связанная с предоставлением советов (консультаций) и помощи по вопросам общего управления, оценки возможностей производителей, управления финансами, маркетинга и др.
В связи с особенностями туруслуг предпринимательская деятельность туристских организаций может быть лишь условно отнесена к определенному виду.
Так, деятельность туроператоров в большинстве случаев создает организационную подготовку турпродукта и его частичное производство и продвижение к потребителю. Поэтому деятельность туроператоров можно условно отнести к производительному предпринимательству.
Турагенты выполняют функции посредников – продавцов туров. Кроме того, они выполняют отдельные виды услуг, например страхование, консульское обслуживание и др. Это смешанный вид деятельности.
Контрагенты – исполнители туристских услуг (гостиницы, рестораны, перевозчики, экскурсионные бюро и др.), которые оказывают услуги потребителям турпродукта, т. е. активно участвуют в производстве услуг и на этом основании могут быть отнесены к производительным предпринимателям.
Туристские организации могут совмещать организационную подготовку, продажу (в том числе и розничную) и исполнение услуг. В этом случае фирма выполняет одновременно несколько видов предпринимательской деятельности.
Консультационная предпринимательская деятельность широко используется в сфере туризма. Чем сложнее состав и выше качество туристских услуг, тем большее число специалистов-консультантов вовлечено в процесс создания и реализации туристских услуг. Так, клубный отдых (таймшер) использует следующих участников: промоутеров (разработчиков проектов), специалистов по продажам, управляющих курортами, специалистов по обмену места клубного отдыха и т. д.
Предпринимательская идея – это выявленная предпринимателем новая форма экономической активности, в которой совмещаются потенциальные или реальные потребности рынка в определенных услугах (или товарах) с возможностями предпринимателя произвести эти услуги (товары) и получить дополнительный доход от нововведения (инновации).
Деятельность предпринимателя предполагает создание банка идей, которые могли бы составить основной или дополнительный профиль производства услуг или посредничества. Накопление идей может иметь как текущий, так и перспективный характер. По каждой идее предприниматель принимает решение – приступать или не приступать к ее практической реализации.
Процесс принятия решения каждым предпринимателем ведется по собственной индивидуальной технологии, обеспечивающей выбор одного варианта из имеющихся альтернатив, но общие этапы и последовательность их выполнения следующие:
1) первая экспертная оценка идеи самим предпринимателем реальности практического воплощения;
2) сбор информации о ситуации на рынке для оценки идеи с практических позиций;
3) проведение предпринимательских расчетов с целью выявления: объектов спроса и предложения на туристском рынке на услуги (товар), предполагаемые к производству; возможной цены реализации аналогичных услуг; издержек производства; величины прибыли и эффективности производства услуг и др.;
4) вторая экспертная оценка осуществляется привлеченными специалистами и имеет цель установить совместимость идеи с возможностями предпринимателя;
5) принятие решения предпринимателем продолжить работу над идеей или же ее отбросить и перейти к осмыслению другой предпринимательской идеи.

Реализация принятой идеи также имеет несколько этапов:
1) бизнес-планирование, сущность которого состоит в детальном изложении с точными расчетами реализации проекта. В бизнес-плане также указываются организационная форма предпринимательства и источники формирования денежных средств, необходимых для начального этапа реализации идеи;
2) привлечение заемных денежных средств и партнеров (участников);
3) государственная регистрация собственной фирмы (предприятия), если она создается впервые;
4) организационно-техническая подготовка фирмы к производству товаров(услуг);
5) управление функционирующей фирмой и партнерскими связями.

Реализация предпринимательской идеи считается успешной, если достигнут (или почти достигнут) результат, планируемый в начале реализации предпринимательской идеи. Цивилизованное понимание предпринимательского успеха связывается в первую очередь с идеей самоутверждения или со стремлением изменить ход событий. Коммерческий успех (дополнительный доход, прибыль) сопровождает предпринимательский успех, но в самой предпринимательской деятельности не выступает как самоцель. Это понятие успеха предпринимательства опирается на культуру предпринимательства как на систему совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях, что обеспечивает высокий престиж и способствует увеличению эффективности производства товаров (услуг) и доходов.
По мере стабилизации социально-экономической жизни общества интерес к культуре предпринимательства как к системе норм нравственного поведения деловых людей, их обязанностей по отношению друг к другу и обществу в целом будет возрастать.

 

Для развития туристического предпринимательства должны соблюдаться следующие условия:

  • стабильность государственной экономической и социальной политики;
  • льготный налоговый режим для социальных видов туризма;
  • развитая инфраструктура поддержки предпринимательства;
  • гибкий рыночный механизм участия туризма в глобализационных процессах и в интеграции Украины в европейские и мировые экономические структуры.

Предпринимательская деятельность в сфере туризма характеризуется рядом особенностей:

  • Важнейшей особенностью туристического предпринимательства является создание и развитие индустрии туризма, которая появилась благодаря массовому спросу на туристические услуги. Индустрия туризма представляет собой совокупность юридических и физических лиц экономической и социальной сфер деятельности, которые предоставляют туристам услуги по временному размещению (проживанию), питанию, перевозке, экскурсионному обслуживанию, организации отдыха, развлечений и др.
  • Организация предпринимательской деятельности в сфере туризма предполагает, что для потребления турпродукта или отдельных туристических услуг турист должен лично прибыть в место их предоставления. Данная особенность осуществления туристического бизнеса называется «невидимый экспорт».
  • Осуществление предпринимательства в туризме обычно связано с тем, что рыночная среда туристического бизнеса имеет особый культурологический, интеллектуальный характер, так как туристическое потребление направлено на приобретение овеществленных (материальных) товаров, отражающих историческую, национальную, социологическую и другую специфику посещаемой дестинации. В этом смысле туристическое потребление и рынок туристических услуг несут в себе некую культурологическую направленность, познавательно-романтический аспект, а туристическая услуга имеет неуловимый, нематериальный характер, хотя и производит глубокое эмоциональное впечатление. Примером может служить высокая познавательная сила воздействия рассказа экскурсовода.
  • Также особенностью предпринимательской деятельности в сфере туризма является то, что предоставление туристических услуг обусловлено договором купли-продажи конкретного тура, согласно которому одна сторона (туроператор, турагент) за согласованную плату обязуется обеспечить предоставление заказанного другой стороной (туристом) комплекса туристических услуг, то есть туристического продукта. Договор на туристическое обслуживание заключается по общим положениям договора о предоставлении услуг, если иное не предусмотрено законодательством Украины, в письменной (электронной) форме. Он может заключаться путем выдачи ваучера, который представляет собой форму письменного договора на туристическое и экскурсионное обслуживание. В договорах оговариваются: виды услуг и сроки их предоставления, общая стоимость, размер финансовой ответственности туроператора, другие данные, обусловленные характером соглашения. Таким образом, турист, оплатив полный комплекс туристических услуг, сможет с ним ознакомиться только в дестинации приема.
  • Предпринимательская деятельность в сфере туризма связана с воздействием на нее внешних эффектов (экстерналий). Суть этих эффектов состоит в том, что производство, формирование, реализация и потребление туристических услуг образуют внешние выгоды для туристического бизнеса различного уровня и направленности. Однако внешние эффекты, создаваемые туризмом, могут быть как положительными, так и отрицательными. К положительным эффектам относятся: доходы нетуристических субъектов предпринимательства, связанные с увеличением реализации товаров и услуг, не входящих в турпродукт; развитие инфраструктуры дестинации в связи с туризмом; увеличение количества рабочих мест и сокращение безработицы; рост государственных доходов за счет получения налогов и пошлин от туристической деятельности. К негативным воздействиям туризма относятся: агрязнение окружающей среды, нанесение ущерба живой природе и ухудшение экологической обстановки в целом.
  • И, наконец, важной особенностью предпринимательской деятельности в туризме является то, что туристические услуги и турпродукты не могут накапливаться и сохраняться для последующего потребления. Это касается, например, нереализованного места в гостинице, каюте на круизном лайнере, купе в поезде. Если продажа не состоялась, значит, туристическое предприятие понесло убытки. Поэтому многие предприниматели предлагают скидки или другие льготы для стимулирования сбыта туристических услуг.

 

 

3. Государственное и частное предпринимательство, организационно-правовые формы. Государственное регулирование.

Ответ:

 

 

Государственное регулирование.

 

 

4. Экономические основы функционирования предприятий (организаций) туризма в условиях рынка.

5. Основные фонды предприятий (организаций) туристской отрасли.

6. Оборотные фонды предприятий (организаций) туристской отрасли.

7. Себестоимость туристского продукта.

8. Цена товара: понятие, влияние на цену внутренних и внешних факторов. Ценообразование в туризме.

9. Налогообложение в туризме.

Ответ:

Налог – обязательный взнос физических и юридических лиц в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и на условиях, определенных законодательством.

Налог выражает экономические отношения хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Сущность налогов проявляется в их функциях:

1. Регулирующая- маневрирование налоговыми инструментами. Чтобы придать деловую активность приоритетным в данный момент отраслям, увеличить доходы от видов деятельности, имеющих избыточную рентабельность. Осуществляется через изменение системы налогообложения, предоставление налоговых льгот, изменение налоговых ставок.

2. Фискальная – заключается в изъятии части доходов для формирования финансовых

государственных ресурсов для создания материальных условий функционирования

государства.

3. Стимулирующая –реализуется через систему льгот, исключений и преференций и проявляется в уменьшении налоговой базы, снижении налоговых ставок или

полном освобождении от налогов на определенный срок.

4. Перераспределительная – заключается в том, что налоговые средства направляются в инвестиции, капиталовложение, фондовые отрасли с длительным сроком окупаемости, на социальные нужды.

5. Учетно-контрольная. Позволяет налоговой системе и системе государственного управления в целом учитывать доходы предприятий и различных групп населения, движение финансовых потоков и прогнозировать показатели на будущее.

6. Социальная. Реализуется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С

большей суммы доходов взимается большая ставка. Группы с низкими доходами –

рост ставки с повышения доходов недостаточен; группы с высокими доходами – сдерживается инвестиционный рост.

Часть социальной функции является социально-воспитательная, которая проявляется в различных подходах к налогообложению тех или иных товаров и услуг (налоги на вино, водочную и табачную продукцию, льготы учреждениям социально-культурной сферы.

 

Структура налога включает:

1. Субъект налогообложения или налогоплательщик – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

2. Носитель налогообложения – физическое или юридическое лицо, которое в конечном счете несет издержки и ущерб по уплате налога. Например, облагая таможенной пошлиной товар, издержки переносятся на конечного потребителя, т.к. поставщик включает их в цену.

3. Сфера действия налогообложения – совокупность носителей налогообложения, на которых в конечном счете ложится его бремя

4. Объект налогообложения – предмет, подлежащий обложению (доход, товар, имущество). Часто само название вытекает из объекта – подоходный, акцизный, поземельный

5. Источник налогообложения – доход субъекта (зарплата, проценты, рента, дивиденды), с которого выплачивается налог

6. Налоговая ставка – величина налога на 1 единицу обложения, выраженная в процентах, она носит название квота. Виды ставок в зависимости от построения налогообложения:

6.1. твердые – в абсолютной сумме на одну единицу объекта;

6.2. пропорциональные – в процентах к облагаемому доходу, обороту, либо стоимости имущества;

6.3. прогрессивные – увеличивающиеся с ростом объекта обложения облагаемого дохода по действующей шкале (например, подоходный налог взимается в зависимости от дохода в размере от 9 до 30%);

6.4. регрессивные – понижающиеся по мере роста объекта налога. Устанавливаются обычно не в %, а в твердых суммах.

7. Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством.

8. Сроки уплаты налога – конкретное время (дата) изъятия налога. Их устанавливает государство с целью:

8.1. обеспечения постоянного и равномерного поступления налогов в бюджет;

8.2. выбора наиболее удобного времени для плательщика налогов.

9. Санкции – мера наказания плательщиков за нарушение налогового законодательства, которая может иметь административный или финансовый характер.

 

Налогообложение в туристической деятельности – это изъятие в пользу государства заранее определенной и законодательно установленной части доходов туристической фирмы.

Ежегодный перечень налогов, размер ставок и другие параметры регулируются Законом о бюджете на предстоящий год.

Уплачиваемые налоги можно условно разделить на три группы:

1. Включаемые в себестоимость продукта (услуги);

2. Включаемые в отпускную цену турпродукта (услуги);

3. Уплачиваемые из прибыли (дохода) предприятия.

Действующая в настоящее время система налогообложения позволяет оказывать на турфирму налоговое давление в размере от 35 до 80%, что ведет к усилению стремления предприятий к поиску налоговых щитов.

 

Налоговый щит – это инструмент, позволяющий в рамках действующего законодательства защитить доходы предприятия от налогообложения. Все многообразие налоговых щитов для системы туризма можно условно

классифицировать по определенным признакам:

1. По организационно-правовой форме хозяйствования (иностранные предприятия, предпринимательская деятельность без образования юридического лица, субъект малого предпринимательства).

2. По месту размещения и регистрации налогоплательщика (свободные экономические зоны, оффшорные центры).

3. По содержанию учетной политики туристского предприятия (что именно включается в себестоимость турпродукта).

4. По видам хозяйственной деятельности, частично или полностью освобождаемой от налогов (агроэкотуризм).

5. Создание специальных налоговых щитов (разрешено то, что не запрещено).

6. Использование налогового кредита (перенос установленных сроков уплаты налогов и таможенных платежей).

Для эффективной работы в условиях действующей налоговой системы туристскому предприятию необходимо:

 Наращивать объемы продаж;

 Увеличивать рентабельность производства и продаж;

 Управлять издержками с целью их оптимизации;

 Повышать квалификационный уровень менеджмента;

 Производить и реализовывать только конкурентоспособные турпродукты;

 Заниматься стратегическим планированием для построения прогнозных моделей развития туристического рынка