Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Языковые особенности.

Тема 3.

Специфика функциональных стилей и особенности употребления средств языка в разных стилях

Цель: знать специфику функциональных стилей.

 

Вопросы по теме:

1. Понятие функционального стиля.

1.1.Определение стиля. Классификация стилей.

1.2.Характеристика понятия «стилевые черты».

1.3.Стилистическая окраска, типы стилистической окраски.

2. Научный стиль в системе функциональных стилей. Подстилевые разновидности научного стиля. Языковые средства научного стиля.

3. Публицистический стиль, его языковые средства.

4. Официально-деловой стиль, языковые особенности стиля.

5. Художественный стиль. Языковые средства художественного стиля.

6. Разговорный стиль, его языковые средства.

 

 

Содержание работы:

1. Конспект-тезисы главы «Понятие стилистической нормы» из учебного пособия М.Н.Кожиной «Стилистика русского языка»

2.Сообщение:

-Средства выразительности в текстах различных стилей.

- Экстралингвистическая основа подстилевых разновидностей научного стиля.

3. Самостоятельная работа:

- Подберите примеры текстов разных стилей. Обоснуйте принадлежность их к тому или иному стилю, пользуясь планом:

- Сфера общения (научная деятельность, производственная, бытовые отношения, художественное творчество и т.д.);

- Функция (задача) речи в данной сфере общения;

- Специфические черты стиля (логичность, точность, доказательность, бесстрастность, отсутствие образности, скрытая эмоциональность – в научном стиле;

Стандартизированность, консервативность, точность, безличность, нейтральный тон изложения – в официально-деловом стиле;

Информативность, точность, экспрессивность – в публицистическом стиле;

Образность, эмоциональность, динамичность, авторская индивидуальность – в художественном стиле).

Языковые особенности.

 

Литература:

Кожина, М.Н. Стилистика русского языка: учеб.пособие
М.Н. Кожина. – М., 2006.

Ипполитова, Н.Б..Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Н.Б. Ипполитова, Н.Д Десяева., О.В Филиппова., Л.В Хаймович– Саранск, 2003. – 130 с.

Лобанов, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / И.Б. Лобанов. – М.: Академический Проект, 2007. – 325.

Солганик, Г.Я. Стилистика современного русского языка и культура речи: учебное пособие / Г.Я. Солганик, Т.С Дроняева. - М.:Академия,2002. – 256 с.

Русский язык и культура речи: Учебник / Под редакцией В.И. Максимова, 2-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2005.

Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк.- М.: Высшая школа; Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,2003 – 509 с.

 

1. Определите стилистическую принадлежность данных ниже текстов, проанализировав их экстралингвистическую основу и языковые особенности.

1. Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно. Национализм же отгораживаясь стеной от других культур, губит свою собственную, иссушает ее.

Культура должна быть открытой.

Несмотря на все уроки XX века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро.

Патриотизм — это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство — это важнейшая сторона и личной и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимается над самим собой, ставит себе сверхличные цели.

Национализм же — это самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов...

Народы, в которых патриотизм не подменяется национальным "потребительством", жадностью и человеконенавистничеством национализма, живут в мире и дружбе со всеми народами.

Мы все граждане своего народа и граждане все земного шара...

О национализме, основанном на ненависти к другим народам, и о патриотизме, основанном на любви к своему, хочется сказать словами одной грузинской песни: То, что ненависть разрушит, то любовь восстановит... (Дм. Лихачев).

2. Функциональный стиль (стиль, который выполняет определенную функцию языка- коммуникативную, информативную, эмотивную и в котором языковые единицы функционируют особым образом) формируется в результате взаимодействия внеязыковых ( экстралингвистических) и языковых ( собственно лингвистических) факторов. Это означает, что каждый из традиционно выделяемых стилей обслуживает определенный вид человеческой деятельности ( административно-правовой, политико-идеологический, научный, словено-художественного творчества ), а также обиходно-бытовые отношения и соответствующую ему социально-значимую, типизированную сферу общения; предполагает наличие осознанных целей и задач коммуникации, ориентацию на конкретного адресата ( отдельную личность или группу, массу людей). В соответствии с названными факторами ( внеязыковыми условиями формирования стиля) отбираются, особым образом комбинируются языковые средства, которые в данной сфере общения (речевой ситуации) начинают выполнять специальные стилистические функции или участвуют в создании специальных стилистических приемов.

 

3. Дуб, род деревьев семейства буковых. Около 450 видов. Произрастает дуб в умеренном и тропическом поясах Северного полушария и Южной Америки. Древесина прочная и долговечная, с красивым рисунком на разрезе. Лесообразующая порода. (Энциклопедический словарь).

4. На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составляющих лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой берёзы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными руками и пальцами, он старым, сердитым и подозрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца (Л.Н.Толстой. Война и мир).

 

5. Послевыборный пейзаж наблюдателям видится по-разному.

Удастся ли в наступающем году избежать всплеска «мышиной возни» под ковром большой политики ?

Ведь сколько бы ни говорили про стабильность, российская реальность заставляет держать ухо востро. Партийная система вышла из младенческого возраста и нуждается в пригляде. Оппозиция хоть и ослаблена, но временами «кусается». Олигархи (как сбежавшие, так и притихшие на родине) живут с булыжником за пазухой. Да и в кругу соратников то и дело вспыхивают стычки – аресты генерала А. Бульбова и замминистра финансов С. Сторчака стали сигналами нешуточных разборок внутри властных элит. К внутренним линиям напряжения добавляются внешние. Отношения с США близки к точке замерзания, с Британией у нас очередной дипломатический скандал… В общем, даже самому способному преемнику может не хватить опыта и сноровки «разрулить возникающие проблемы» «Аргументы и факты».

 

Автор текста рассуждает о патриотизме и национализме, давая характеристику тому и другому социальному явлению, т.е. содержание (информация) имеет общественно-политический характер, является актуальным, общезначимым в социальном аспекте. Текст обращен к массовой аудитории и ставит целью убедить читателей (или слушателей) в правоте своих мыслей относительно патриотизма и национализма, противопоставляемых как добро и зло. Текст выполняет информационно-воздействующую функцию с акцентом на аспекте воздействия. Автор открыто выражает свое мнение и в то же время соотносит себя с читателями - это придает изложению характер собирательности, впечатление значительности (проявляется в употреблении местоимения мы), содержанию текста, авторской коммуникативной установке (целям убеждения) соответствуют языковые средства, присутствующие в тексте: употребляются слова и выражения, относящиеся к общественно-политической лексике (национализм, националистический, патриотизм, культура, народ); имеющие книжную стилистическую окраску (порождено, граждане, разделять взгляды), элятив (превосходная степень прилагательных без значения сравнения: благороднейший, важнейший); изобразительно-выразительные средства общепонятного, общедоступного характера (национализм "иссушает" культуру; зло живет во тьме). В тексте разнообразны и многочисленны повторы: лексические, синтаксические (параллелизм в начале четвертого и пятого абзацев). Все перечисленные единицы языка выполняют функцию средств убеждения, создания экспрессивного текста, выражения авторской позиции и авторского призыва согласиться с ним. Одновременно они делают текст понятым, доступным широкой аудитории.

Следовательно, данный текст с точки зрения взаимодействия экстралингвистических и лингвистических факторов должен быть отнесен к публицистическому стилю.