Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Изменение аускультативной картины при эмфиземе легких



Эмфизема легких представляет собой гипервоздушность легочной ткани, при которой воздух «хронически» задерживается в просвете альвеол, ограничивается его движение, снижены колебательные процессы фиброзно изменных стенок альвеол. Перечисленные факты приводят к уменьшению интенсивности основных дыхательных шумов, появлении ослабленного везикулярного или жесткого дыхания. Появление жесткого дыхания обусловлено сопутствующим поражением бронхов, уплотнением перибронхиальной ткани – процессом, послужившим причиной развития эмфиземы легких.

 

Задание для самостоятельной работы в альбомах:

1. Схематично изобразить грудную клетку и места выслушивания везикулярного и бронхиального дыхания в норме.

2. Кратко изложить причины:

а) ослабления и усиления везикулярного дыхания

б) появления бронхиального дыхания над легкими

 

Обучающие ситуационные задачи:

1. Над всей поверхностью легких выслушивается ослабленное дыхание. Назовите причину этих изменений дыхания, объясните механизм образования этого дыхания.

Ответ: Эмфизема легких. Изменена эластичность стенок альвеол. Равномерное ослабление везикулярного дыхания наблюдается также при ожирении и увеличении толщины подкожной жировой клетчатки.

 

2. У больного при рентгенологическом исследовании выявлена жидкость в плевральной полости слева до V ребра. Какие Вы должны получить данные при аускультации?

Ответ: В указанной области везикулярное дыхание не выслушивается.

 

Тестовые задания для самоконтроля и подготовки к занятию:

1. Ясный легочный звук:

а) короткий, тихий, высокий, немузыкальный

б) громкий, продолжительный, низкий, музыкальный

в) громкий, продолжительный, низкий, немузыкальный

 

2. У детей в норме над легкими выслушивается дыхание:

а) ослабленное

б) пуэрильное

в) амфорическое

 

3. При везикулярном дыхании:

а) вдох равен выдоху по продолжительности

б) вдох меньше выдоха по продолжительности

в) вдох продолжительнее выдоха

4. Чем определяется неизмененное везикулярное дыхание:

а) колебание эластических стенок альвеол

б) движением воздуха по бронхам

 

5. Укажите механизм образования ларинго-трахеального дыхания:

а) завихрение потока воздуха при прохождении через голосовую щель

б) наличие вязкой мокроты в бронхах

в) трение листков плевры при дыхании

 

6. УКАЖИТЕ МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ОСНОВНЫХ ДЫХАТЕЛьНЫХ ШУМОВ:

1. Везикулярное дыхание

2. Ларинго-трахеальное дыхание

3. Ослабленное везикулярное дыхание

4. Жесткое везикулярное дыхание

Варианты ответов:

а) завихрение потока воздуха при прохождении через голосовую щель

б) завихрение воздуха при прохождении через бронхи

в) наличие вязкой мокроты в бронхах

г) колебание стенок альвеол при их расправлении и спадении

д) трение (вибрация) листков плевры при дыхании

 

7. УКАЖИТЕ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ СЛЕДУЮЩИХ ОСНОВНЫХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ШУМОВ:

5. Патологическое бронхиальное дыхание

6. Жесткое дыхание

7. Бронхо-везикулярное дыхание

8. Амфорическое дыхание

9. Ослабленное везикулярное дыхание

10. Отсутствие дыхательных шумов

Варианты ответов:

а) сужение бронхов (спазм, вязкая мокрота)

б) уплотнение легочной ткани

в) полость в легочной ткани

г) снижение эластичности легочной ткани (эмфизема)

д) гидроторакс (односторонний)

е) полный ателектаз (обтурационный)

 

ОТВЕТЫ К ТЕСТОВОМУ КОНТРОЛЮ:

1.Г; 2.А; 3.В; 4.Б; 5.Б; 6.А; 7.Б; 8.В; 9.Г; 10.Е

 

Укажите механизм образования следующих основных дыхательных шумов:

1. Везикулярное дыхание

2. Ларинго-трахеальное дыхание

3. Ослабленное везикулярное

4. Жесткое везикулярное

 

Варианты ответов:

а) завихрение потока воздуха при прохождении через голосовую щель;

б) завихрение воздуха при прохождении через бронхи;

в) наличие вязкой мокроты в бронхах;

г) колебание стенок альвеол при их расправлении;

д) трение (вибрация) листков плевры.

 

Ответы: 1.-г, 2.-а, 3.-в, 4.-б.

 

Укажите возможные причины следующих основных дыхательных шумов:

Задание Варианты ответов
5. Патологическое бронхиальное дыхание а) сужение бронхов (спазм, вязкая мокрота)
6. Жесткое дыхание б) уплотнение легочной ткани
7. Бронхо-везикулярное дыхание в) полость в легочной ткани
8. Амфорическое дыхание г) снижение эластичности легочной ткани (эмфизема)
9. Ослабленное везикулярное дыхание д) гидроторакс (односторонний)
10. Отсутствие дыхательных шумов е) полный ателектаз (обтурационный)

 

Ответы: 5.-б, 6.-а, 7.-б, 8.-в, 9.-г, 10.-е.

 

Блок информации, разработанный на кафедре:

1.методическая разработка;

2.тестовые вопросы для контроля усвоения материала занятия;

3.ситуационные задачи.

 

Рекомендованная литература:

Основная литература:

7. Лекционный материал.

8. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.

Дополнительная литература:

22. Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с.

23. Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.

24. Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтера; 2007, 569 с.

25. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с.

26. Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело». В 2-х частях. Москва. 2006.

27. Руководство по клиническому обследованию больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина.- М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2007.- 648 с.

28. Чучалин А.Г. Основы клинической диагностики. Изд. 2-е, перераб. и доп. / А.Г. Чучалин, Е.В. Бобков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 584 с.

 

5. Работа на занятии:

План проведения занятия:

1. Организационные вопросы – 5 мин.

2. Проверка исходного уровня знаний – 15 мин.

3. Показ методики аускультации легких преподавателем на студентах – 10 мин.

4. Аускультация физиологических дыхательных шумов студентами друг на друге – 15 мин.

5. Демонстрация различных вариантов патологических дыхательных шумов – 20 мин.

6. Самостоятельная работа студентов в палате с больными с целью закрепления полученных навыков по аускультации больных – 15 мин.

7. Подведение итогов занятия – 10 мин.

8. Воспитательные аспекты занятия.

Место проведения занятия:

учебная комната и больничные палаты.

Оснащение занятия:

1. индивидуальный стетоскоп у каждого студента,

2. аудиограммы,

3. тематические больные,

4. ситуационные задачи,

5. компьютер с фонограммами и лекционными слайдами,

6. тестовые вопросы.

Форма отчетности:

заключение студентов по результатам аускультации легких, доклады студентов, результаты письменного тестирования, решения ситуационных задач.

 

Методические рекомендации для студентов 3 курса подготовил проф. Мишланов В.Ю. и доцент Варганов В.П.

 

 

ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

 

Утверждаю:

Зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней, д.м.н. ______ В.Ю. Мишланов 01.09.2009