Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Сравните подачу цифр



Занятие 1.

Язык радионовостей. Как писать для радио. Подготовка информационных сообщений.

Введение

В начале несколько слов о сути информационной журналистики. Смысл работы информационщика – оперативно донести до аудитории информацию с минимально возможными искажениями. Этот жанр предполагает выполнение нескольких простых правил:

Информационщик гарантирует точность поставляемой информации - указывает ее источник. Для подтверждения необходимо найти как минимум два независимых друг от друга источника.

Факты должны быть отделены от комментариев. Информационщик – лишь проводник и не имеет права излагать собственную точку зрения. В противном случае, очень легко ввести аудиторию в заблуждение – где факты, а где домыслы журналиста. Это неэтично, а кроме того грозит потерей доверия, снижением рейтинга и т.д. Комментарии в новостях могут давать лишь эксперты, аналитики, ньюсмейкеры и т.д.

При этом информационщик не имеет права занимать чью-либо позицию. Оставаясь нейтральным, нужно стремиться представить все точки зрения на освещаемую проблему. Причем желательно в равной пропорции: на любой аргумент в идеале должен быть контраргумент. В противном случае, информационщика можно будет легко обвинить в тенденциозности, что чревато потерей доверия.

В новостях нет места рекламе и пиару. Это касается, как рекламы товаров, так и продвижения партий, движений, чиновников, акций и т.д.

 

Язык радионовостей

 

Новость – это сюжетный прозаический текст, повествующий о значимом событии. Основные характеристики новостного текста? краткость, синтаксическая и грамматическая простота. Сюжет новости строится по-нисходящей. Каждый следующий абзац менее значим, нежели предыдущий. Новости пишутся с использованием лексики, которая должна быть понятна максимальной части аудитории. Новость должна отвечать на вопросы: что? кто? где? когда? как? почему?

 

ПРИМЕР

 

10 боевых гранат обнаружили (что?) сегодня (когда?) прохожие (кто?) в самом центре Смоленска (где?). Боеприпасы находились в подвале реставрируемого здания на улице Мира (где?). Саперы установили, что гранаты советского производства пролежали в тайнике со времен Великой Отечественной войны. Их вывезли на загородный полигон и там подорвали (как?).Это уже пятая с начала года подобная находка в Смоленске. Накануне в заброшенном доме на окраине города подростки наткнулись на несколько снарядов времен войны. Напомню, Смоленск был оккупирован фашистами с 41-го по 43-ий год (почему?).

Желательно использовать язык близкий к разговорному, но не просторечный. Короткие фразы, в которых не больше 10 лексических единиц, исходя из физиологии дыхания. Отсутствие сложноподчиненных конструкций. Задача сделать текст простым, но не примитивным. Не бойтесь возвращаться и вновь упоминать факты или логические цепочки, особенно, если они сложны для восприятия. При этом желательно выражать идеи другими словами. Чтобы проверить текст, прочитайте (или представьте, что читаете) его своей маме, бабушке, жене или мужу. Если он будет им понятен и интересен, значит все в порядке. Полезным в этом отношении может быть проговаривание написанного текста радионовости прямо за клавиатурой компьютера.

Золотое правило радионовостей: одно предложение – одна мысль. Везде, где это возможно, следует использовать активный залог. Там, где возможно, глаголы должны быть в настоящем времени, поскольку новости – это то, что происходит сейчас.

 

ПРИМЕР

Сравните два варианта одной и той же информации:

 

Жительница Череповца Елена Иванова стала победительницей отборочного тура всероссийского конкурса домохозяек, прошедшего сегодня во Дворце культуры Металлургов при поддержке 3 тысяч зрителей. Девушка лучше других 28-ми претенденток справилась с заданиями, среди которых были: приготовление еды, пение, танцы, знание истории города. Теперь Елена отправится 23 марта в Москву, чтобы принять участие в финале конкурса “Домохозяйка-2007”, в котором кроме нее будут выступать девушки из всех регионов страны.

Елена Иванова будет представлять Череповец на всероссийском конкурсе домохозяек. Сегодня она победила в отборочном туре, который прошел во Дворце Культуры Металлургов. Посмотреть на шоу пришли 3 тысячи зрителей.

Кроме Елены на выход в финал претендовали еще три десятка девушек. Все они показывали свое кулинарное мастерство, пели, танцевали, отвечали на вопросы по истории Череповца. Финал конкурса “Домохозяйка-2007” пройдет 23 марта в Москве.

Понятно, что второй вариант не только проще читать в эфире, но и гораздо легче воспринимать на слух. В текстах новостей должно быть как можно меньше числительных, большие числа желательно округлять, лучше пользоваться относительными величинами. Обыгрывать проценты и числительные (около тысячи, более сотни, половина, треть, каждый четвертый и т.д.) Смысл в том, чтобы дать образ цифры.

То же самое и с географическими названиями. Без крайней необходимости не следует употреблять названия малоизвестных населенных пунктов. У слушателя перед глазами, как правило, нет карты. Лучше сказать: под Самарой, в окрестностях Кирова, в ста километрах от Вологды, на полдороги между Москвой и Петербургом.

 

ПРИМЕР

Сравните подачу цифр

 

По данным Росстата, 75,6% жителей Российской Федерации считают, что ситуация с обеспечением льготных категорий граждан лекарствами является неудовлетворительной.

 

Три четверти россиян недовольны тем, как власти обеспечивают льготников лекарствами. Об этом говорят данные официальной статистики.

 

993 коровы погибли при пожаре на ферме “Путь Ильича”, что находится в селе Ивантеевка, Грязовецкого района Вологодской области.

Около1000 коров сгорели заживо при пожаре на ферме “Путь Ильича”, что под Грязовцем.

 

Вторые варианты гораздо лучше воспринимаются на слух.

 

Не стоит увлекаться использованием аббревиатур, за исключением устоявшихся (СССР, ГИБДД, СПИД и т.д.) При первом упоминании других названий необходимо в начале давать их полный вариант: Договор об обычных вооруженых силах в Европе - ДОВСЕ.

Чтобы не путать слушателя, лучше повторить название понятий, чем использовать ссылку на них в форме местоимений «они», «он», «оно». Где гарантия, что слушатель правильно поймет, на кого вы ссылаетесь?

В информационном тексте нет места иносказаниям, кавычкам, передающим иронию, сарказм или скрытый смысл. Также нужно стараться не употреблять речевых штампов: «с энергией, достойной лучшего применения», «нерадивые водители», «изуродованные после аварии обломки», «машины скорой помощи немедленно прибыли к месту аварии» и т.д. «Скорая» и так незамедлительно прибывает к месту ЧП! А если нет – то это тема отдельного сообщения.

Прямая речь в текстах информационных сообщений передается как косвенная. Например: По словам Ивана Смирнова, это полная чушь. Как заявил лидер коммунистов, их партия не останется в стороне от выборов главы города. Житель Глухова Сергей Иванов считает, что городские власти не справляются со своими прямыми обязанностями – уборкой улиц.