Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Эдикт Диоклетиана о ценах



Публикуется по: Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. С. Л. Утченко. М., 1962. С. 563-567

...Кто так закоснел душой и лишен всякого человеческого чувства, чтобы не знать и не чувствовать, что вакханалия цен как на предметы, поступающие на базары, так и на предметы, нахо­дящиеся в постоянной продаже в городах, так распространилась, что необузданную жадность не смягчают ни обилие товаров, ни бывающий временами урожай... Жители наших провинций! Забота об общем благе заставляет нас положить предел корыс­толюбию тех, которые всегда стремятся божественную милость подчинить своей выгоде и задержать развитие общего благосо­стояния, а также приобретать в годы неурожая, давая ссуды для посева и пользуясь услугами мелких торговцев... Кто не знает враждебную общественному благу наглость, с которой в форме ростовщичества встречаются наши войска, перебрасы­ваемые по соображениям общественной безопасности не только по деревням, но и по городам на всем пути своего следования, ростовщики назначают цены на продаваемые предметы не толь­ко в четырехкратном или восьмикратном размере, но и в таком размере, что никакими словами это нельзя выразить... Руковод­ствуясь всей совокупностью обстоятельств, выше изложенных, как это диктует сама человечность, признали мы, что цены на товары надо установить, что несправедливо, когда очень многие провинции наслаждаются счастьем желанной дешевизны и при­вилегией изобилия, чтобы, если дороговизна появится, [от чего да хранят нас боги], жадность, которая, как разбросанные поля, не может быть объята и ограничена, нашла бы себе сдержку в наших постановлениях, в нашем умеряющем законе.

Итак, мы постановляем, чтобы цены, указанные в прила­гаемом перечне, по всему государству так соблюдать, чтобы каждый понял, что у него отрезана возможность их повысить... Продавцам и покупателям, у которых в обычае посещать порты и объезжать чужие провинции, надлежит в будущем так себя

 

 

ограничить, чтобы, зная, что во время дороговизны установлен­ные цены они не могут повысить, они бы так рассчитали все обстоятельства дела, чтобы было ясно, что они поняли, что ни­когда по условиям транспорта товары нельзя продавать выше таксы. ...Мы постановляем, что, если кто дерзко воспротивится этому постановлению, тот рискует своей головой. Пусть никто не считает, что закон суров, так как каждому предоставлена возможность избежать опасности через сохранение умереннос­ти. Той же опасности подвергается человек, который из жадно­сти к наживе будет соучастником в деле нарушения этого зако­на. В том же будет обвинен и тот, кто, владея необходимыми для пропитания и пользования средствами, скроет их. Наказа­ние должно быть серьезнее для того, кто искусственно вызывает недостаток продуктов, чем для того, кто нарушает закон...

Рескрипт Константина ветеранам[254]

Публикуется по: Кодекс Феодосия. VII, 20, 3 // Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. С. Л. Утченко. М., 1962. С. 580

Ветераны получают пустующие земли, вечное освобождение от податей и для покупки необходимого для земледелия 2500 фоллиев, [а также] быков и 100 модиев разных плодов. А кто захочет вести дела, мы разрешаем, чтобы сумма в 100 фоллиев освобождалась от налогов. Все, кроме тех, кто задержан делами или местом жительства, чтобы не впасть в нужду, должны прибегнуть к этому средству.

Указ императора Константина провинциалам[255]

Публикуется по: Кодекс Феодосия. V, 17, 1 // Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. С. Л. Утченко. М., 1962. С. 601

Тот, у кого будет найден чужой колон, должен не только вернуть его к месту его происхождения, но и заплатить за него подушную подать за то время, которое колон у него находился. А самих колонов, которые вздумают бежать, надлежит заковать в кандалы как находящихся в рабском положении, чтобы они были принуждены в наказание исполнять рабским способом обязанности, приличествующие свободным.

Interpretatio: Если кто-либо сознательно удержит в своем доме чужого колона, прежде всего должен вернуть его господину и заплатить за него подати за тот срок, что колон у него был. Сам же колон, который не захотел быть там, где он родился, должен быть отдан в рабство.

Миланский (Медиоланский) эдикт императоров Константина и Лициния[256]

Публикуется по: Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993. С. 358-361

«С давних пор, считая, что не следует стеснять свободу богопочитания, но, напротив, надо предоставлять уму и воле каждого заниматься Божественными предметами по собственному выбору, мы издали повеление как всем другим, так и христианам хранить свою веру и свое богопочитание. (3) Но так как в указе, содержавшем это разрешение, были упомянуты неопределенно многие и различные вероисповедания, то, возможно, некоторые вскоре лишились возможности хранить свою веру. (4) Когда же я, Константин Август, и я, Лициний Август, благополучно прибыли в Медиолан и обсуждали все, что относится к общей пользе и благополучию, то среди прочего, что сочли мы во многих отношениях полезным для всех, решили прежде всего издать постановление, которое поддерживало бы страх Божий и благоговение, т. е. даровать и христианам, и всем свободно, по своему собственному желанию выбирать веру, дабы небесное Божество, как бы Его ни называли, относилось благосклонно и к нам, и к подданным нашим. (5) Итак, руководствуясь здравым и правым смыслом, мы объявляем следующее наше решение: никому не запрещается свободно избирать и соблюдать христианскую веру и каждому даруется свобода обратить свою мысль к той вере, которая, по его мнению, ему подходит, дабы Божество ниспосылало нам во всех случаях скорую помощь и всякое благо. (6) Угодно нам совершенно отменить посланные прежде твоему благочестию распоряжения относительно христиан, весьма нелепые и несовместимые с нашей кротостью. Отныне всякий, свободно и просто выбравший христианскую веру, может соблюдать ее без какой бы то ни было помехи. (7) Мы решили обстоятельно изъяснить это твоей попечительности, дабы ты знал, что мы даровали христианам полное право совершать богослужение. (8) Поскольку же им даруется неограниченная свобода, то твоей чести должно быть понятно, что дается свобода и другим, по желанию, соблюдать свою веру, что и соответствует нашему мирному времени: пусть каждый свободно, по своему желанию избирает себе веру. Так определено нами, дабы не казалось, будто мы умаляем достоинство какой-либо веры. (9) Кроме того, касательно христиан мы постановляем следующее: если места, в которых они раньше собирались и о которых в прежде присланной твоей чести грамоте предписано совершенно иначе, куплены у нашей казны или у кого-либо, то пусть их вернут христианам безвозмездно, без возврата заплаченной за них суммы, немедленно и беспрекословно. Равным образом получившие такие места в дар должны немедленно вернуть их христианам. (10) И если купившие эти места или получившие их в дар хотят просить за них от нашей доброты вознаграждения, то пусть обратятся в суд к нашему правителю, и наша милость не оставит их просьбы без внимания. Все это твоей заботливостью должно быть возвращено христианскому обществу без промедления. (11) И так как христианам принадлежали не только те места, где они обычно собирались, но и другие, составлявшие собственность не только частных лиц, а целого общества, то, согласно закону, только что нами изложенному, ты распорядишься без всякого промедления вернуть их христианам, т. е. всему их обществу и каждому собранию, соблюдая, конечно, и упомянутое указание о том, чтобы вернувшие те места безвозмездно рассчитывали на вознаграждение от нашей доброты. (12) Во всем этом ты должен оказать вышеупомянутому обществу христиан всяческое содействие, дабы наше распоряжение осуществилось как можно скорее и проявилась наша забота об общем народном спокойствии. (13) За такие дела, как сказано выше, благоволение Божие, испытанное уже нами во многих случаях, да пребудет с нами во все времена. (14) А чтобы закон этот, свидетельствующий о нашем благожелательстве, был доведен до сведения всех, распорядись написанное нами обнародовать всюду и сообщить всем, дабы закон, данный по нашей доброте, оказался всем известен».

 

Закон о цитировании1

Публикуется по: Кодекс Феодосия. I, 4, 3 // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. 1. Античный мир и Восточные цивилизации / Отв. ред. Л. Р. Сюкияйнен; Пер. с лат. Е. В. Сильвестровой. М., 1999. С. 356 - 357

Императоры Феодосий и Валентиниан Августы к сенату города Рима. После прочего (post alia). Мы утверждаем все сочинения Папиниана, Павла, Гая, Ульпиана и Модестина таким образом, что сочинениям Павла, Ульпиана и прочих должен придаваться тот же авторитет, что и Гаю, и пусть цитируются сочинения из всего его собрания. Мы предписываем, что также имеют законную силу суждения тех, чьи мнения и обсуждения вопросов все вышеназванные включили в свои сочинения, как мнения Сцеволы, Сабина, Юлиана и Марцелла и всех, кого те упоминают, если только их сочинения подтверждаются сопоставлением различных собраний относительно своей достоверности. Там же, где высказываются различные мнения, преимущество имеет суждение большего количества законоведов или, если стороны равны в числе, превосходит авторитет той части, к которой относится мнение величайшего таланта Папиниана, который как побеждает одного, так уступает двум. Мы приказываем считать не имеющими законной силы примечания Павла и Ульпиана, сделанные к сочинениям Папиниана, как уже давно было определено. В том же случае, когда цитируются равносильные мнения тех, чей авторитет считается равным, пусть судья выбирает с осторожностью, кому должно следовать. Мы предписываем, чтобы также Сентенции Павла всегда имели силу. И так далее.

Толкование. Это постановление показывает, мнения каких юристов имеют законную силу, т. е. Папиниана, Павла, Гая, Ульпиана, Модестина, Сцеволы, Сабина, Юлиана и Марцелла: если будут предложены их различающиеся мнения, имеет преимущество то мнение, которое высказывает большинство. Если же вдруг и в той и в другой части равное число юристов, имеет преимущество авторитет той части, в которой с равным числом выступает Папиниан: поскольку как Папиниан побеждает одного, так уступает двоим. Мнения Сцеволы, Сабина, Юлиана и

1 Датируется 7 ноября 426 г. н. э.


Марцелла находятся не в их собственных сочинениях, но включены в сочинения вышеназванных юристов. [Кодексы же] Грегориана и Гермогениана потому не упомянуты в этом постановлении, что они утверждаются относительно своей законной силы в предшествующем постановлении под рубрикой «О конституциях принцепсов и эдиктах». Но мы выбрали из сочинений всех этих юристов, из Грегориана, Гермогениана, Гая, Папиниана и Павла, то, что казалось необходимым для случаев настоящего времени.

Законы XII таблиц1

Публикуется по: Законы XII таблиц / Текст, пер., вступ. ст. Л. Л. Кофанова; Отв. ред. В. И. Уколова. М., 1996

Свидетельства античных авторов о Законах XII таблиц

1. Ливии, 3-9. 1—5 (462 г. до н. э.): Плебейский трибун Гай Терентилий Гарса обвинял перед плебеями патрициев в высокомерии, но особенно ополчился он против консульской власти... Он предлагает принять закон об избрании пяти уполномоченных для составления законов [впоследствии XII таблиц] о консульской власти, согласно которым консулы пользовались бы лишь теми правами, какими наделит их народ и не считали бы законом собственные прихоти и произвол.

2. Помпоний, Диг., 1. 2. 2. 3 — 4: По изгнании царей в силу закона трибунов (471 г. до н. э.) римский народ начал пользоваться скорее неопределенным правом и некоторым обычаем, чем изданными законами, и такое положение существовало около 20 лет. Затем, чтобы положить этому конец, государственной власти было угодно назначить децемвиров, с тем чтобы они обратились к греческим государствам за законами и на законах

 

1 Знаменитые Законы XII таблиц были составлены в 451 —450 гг. до н. э. История не сохранила для нас оригинального текста этих За­конов, однако благодаря огромной кропотливой работе историков права XVI — XIX вв. из самых разнообразных источников были извлечены цитаты Законов XII таблиц либо комментарии к ним. Эти весьма разнообразные по характеру фрагменты были собраны воедино и расположены по определенной системе. В тексте капителью даются прямые цитаты норм Законов, обычным шрифтом — пересказ античными авторами недошедшего до нас текста Законов.


основали [римское] государство. Записав эти законы на досках из слоновой кости [451 г. до н.э.], децемвиры поместили их перед Рострами [на Форуме], дабы эти законы были доступнее. На тот год им была дана высшая власть в государстве, чтобы они в случае необходимости исправляли [прежние] законы и толковали их, и обжалование их действий, как это было в отношении прочих магистратов, не допускалось. Они сами заметили, что в тех первых законах имеются пробелы и в следующем году прибавили к тем таблицам еще две: по причине этого добавления законы получили название «XII таблиц».

3. Дионисий Галикарнасский. Римские древности, 10. 1.2: Ибо народ снова был приведен в волнение плебейскими трибунами, приучаемый ими к мысли, что для свободных людей наилучшей формой государственного устройства является равноправие, и начал считать справедливым, чтобы как частные, так и государственные дела устраивались в соответствии с Законами. Дело в том, что тогда у римлян еще не было ни демократического образа правления, ни равноправия и еще не все принципы правосудия были записаны. Но первоначально их цари вершили правосудие лишь в отношении тех, кто искал его через суд, а принятое ими судебное решение и было законом.

4. Дионисий Г аликарнасский. Римские древности, 10. 3. 4: Они [плебейские трибуны] пообещали народу внести закон относительно всех его требований. Будучи поддержаны большинством, [они] без дальнейшего промедления прочли вслух подготовленный ими закон, суть которого сводилась к следующему: чтобы народом, собравшимся на законном собрании, было избрано десятеро старейших и мудрейших людей, наиболее заботящих­ся о своей чести и с хорошей репутацией; и чтобы они, составив законы по всем как публичным, так и частным вопросам...

5. Ливии, 3. 31. 8 (454 г. до н. э.): Когда согласие о законодательстве было достигнуто и спор шел только о законодателях, в Афины были отправлены послы Спурий Постумий Альб, Авл Манлий и Публий Сульпиций Камерин, получив приказ списать знаменитые законы Солона и познакомиться с учреждениями, обычаями и правами других греческих государств.

6. Ливии, 3. 34 (450 г. до н. э.): (1) Тогда децемвиры трудились над составлением законов, люди ждали окончания труда с огромным интересом, и в ответ на желание народа децемвиры выставили десять таблиц, призвав людей на собрание. (2) «Да будет это во благо, в процветание и в благоденствие государ­


ства — и для вас самих, и для ваших детей. Идите и читайте законы, которые здесь написаны», — сказали они. (3) Децемвиры сказали, что уравняли в правах всех — и лучших и худших, насколько позволяли предусмотреть способности десяти человек, [ведь] многие люди сообща могут сделать больше. (4) Пусть, сказали они, каждый сам обдумает каждую статью, потом вместе обсудят и, наконец, сведут воедино, что в какой статье лишнее, а чего недостает. (5) Тогда у римского народа будут законы, скорее вынесенные с общего согласия, чем принятые в уже готовом виде. (6) Когда в соответствии с мнениями народа, высказанными по каждой главе, свод законов был как будто достаточно выправлен мнениями народа, Законы десяти таблиц, которые и сегодня, несмотря на целую гору нагроможденных друг на друга законов, остаются истоком всего публичного и частного права, передали для голосования в центуриатных комициях. (7) Но потом пошли толки, что недостает еще двух таблиц, добавив которые, можно было бы считать свод всего римского права завершенным. Это ожидание... побудило к новому избранию децемвиров.

7. Авзоний. Идиллии, 11. 61 — 62: Из трех частей состоит и все то право, которое трижды по четыре таблицы санкционировали как сакральное, как частное и как общее для народа.

8. Дионисий Галикарнасский. Римские древности, 2. 27. 3: ...Римляне впервые решили выставить на форуме для рассмотрения граждан все установленные предками обычаи и законы вместе с привезенными из-за границы... 10. 57: Децемвиры, составив законодательство на основе как греческих законов, так и своих собственных писаных обычаев, разместили его на десяти таблицах...

9. Сервий. Комментарии к «Энеиде» Вергилия, 7. 695: [Вер­гилий] называет фалисков справедливыми, ибо римский народ, когда были введены децемвиры, именно от фалисков перенял права фециалов, а также внес некоторые добавления к XII таб­лицам, полученным от афинян.

10. Цицерон. Об ораторе, 1. 43. 193: Занимает ли кого наука о государстве... он увидит, что она целиком заключена в XII таблицах, так как там расписано все об общественном благе и о государственных учреждениях... (195) Да, пусть все возмущаются, но я выскажу свое мнение: для меня одна книжка XII таблиц весом своего авторитета и обилием пользы превосходит все библиотеки всех философов, если посмотреть на источники законов и их формулировки.


Таблица 1

1. если истец вызывает в суд ответчика, то пусть он идет. если он не идет, то пусть истец призовет кого-либо в свидете­ли, а потом ведет ответчика насильно.

2. если ответчик уклоняется от явки в суд обманным путем или не двигается с места, то пусть истец наложит на него руку1.

3. если препятствием для явки в суд будет болезнь или ста­рость, то пусть тот, кто вызвал ответчика в суд, даст ему зап­ряженную повозку. Пусть не стелет в закрытой повозке поду­шек, если не захочет.

4. Пусть виндексом2 землевладельца будет землевладелец; а виндексом пролетария пусть будет всякий, кто пожелает.

5. Заключение nexum3 [и mancipium с римским народом] фор-ктами и санатами, [живущими выше и ниже [по тибру]... да будет правом]. Этот закон написан для того, чтобы они пользо­вались тем же правом заключения сделок mancipium и nexum, что и римский народ...

6. Когда стороны придут к соглашению о деле, пусть долж­ностное лицо объявит об этом.

7. Если стороны не приходят к соглашению таким образом, пусть они явятся до полудня на комиции4 или на форум5 и

 

1 Термин «наложение руки» (manus iniectio) обозначал символический акт, сопровождавшийся торжественной формулой и обеспечивавший явку ответчика в суд. Правом вызова в суд обладали только старшие магистраты, однако благодаря их сакрально-харизматической способности наделять своей властью других правом наложения руки и насильственной доставки в суд обладали все римские граждане. Наложение руки использовалось также кредитором по отношению к несостоятельному должнику, уже приговоренному к уплате долга, но также только для привода его на суд к претору (см. табл. III, 2).

2 Судебный поручитель, главной задачей которого было обеспечение в суде интересов ответчика, на которого было совершено наложение руки, так как тот после наложения уже не имел права голоса в ходе судебного разбирательства. Виндекс также нес имущественную ответственность за ответчика.

3 О праве nexum см. примечание к табл. VI, 1.

4 Непосредственное место проведения народных собраний и судебных разбирательств. Оно находилось в северо-восточной части Форума.

5 Рыночная площадь у подножия Капитолия в Риме, на ней же проходили в архаическую эпоху и судебные разбирательства, и народные собрания.


[вначале] вкратце изложат суть дела. [Затем] обе присутствующие стороны пусть выступают по очереди.

8. Если присутствует только одна из сторон, то пусть [магистрат] утвердит требование этой стороны после полудня.

9. Если присутствуют обе стороны, то пусть крайним сроком судоговорения будет заход солнца.

10. Авл Геллий. Аттические ночи, 16. 10. 6: А теперь я прошу тебя... представить, что читаются не «Анналы» Квинта Энния, а Законы XII таблиц, и объяснить, что в этих Законах значит термин «пролетарий». Он ответил: «Если бы я изучил право фавнов и аборигинов, то должен был бы сказать об этом и дать толкование. Но так как и «пролетарии»1, и «адсидуи»2, и «санаты», и «поручители», и «подпоручители»3, и «25 ассов», и «принципы талиона»4, и «поиск краденого с чашей в руках и нитью»5 потеряли законную силу, и вся эта древность XII таб­лиц, за исключением законных исков перед судом центумвиров, была по закону Эбуция предана забвению, я должен показать усердие и знания лишь в отношении тех прав, законов и терми­нов, которыми мы ныне пользуемся.

 

Таблица 2

1а. Гай. Институции, IV. 13—14: Иск с внесением сакраментального залога имел общее применение; ибо те вопросы, о которых в законе не было оговорено, что иск по ним должен производиться иным образом, решались посредством внесения

 

1 Пролетариями называли пятый (или шестой) «класс» Сервия Туллия, один из беднейших имущественных разрядов в Риме, не способный предложить государству почти ничего, кроме своих детей (proles), отсюда и их название — пролетарии (дословно — «производители детей»), чаще всего это были мелкие арендаторы чужой земли. Были еще так называемые capite censi (дословно «оцененные головой», см. Gell. 16. 10. 10) — бобыли, не имевшие не только имущества, но и семьи. Они обычно работали поденщиками.

2 Адсидуи относились к наиболее богатым имущественным разрядам.

3 Поручители и подпоручители (uades et subuades) — эта форма поручительства связана с характером клиентских отношений и гентиль-ной круговой поруки в архаическом Риме. Члены одного рода или сообщества, как правило, выступали коллективными поручителями пат­рона или своего сородича в суде.

4 То есть принцип равного возмездия за совершенное преступление: «око за око, зуб за зуб»; ср. табл. VIII, 2.

5 См. табл. VIII, 15Ь. Заподозренный в воровстве обязывался быть на месте преступления обнаженным, чтобы не подкинуть и не утаить пропавшую вещь.


сакраментального залога. Сакраментальный штраф1 состоял или из 500 ассов, или из 50. По искам в 1000 и более ассов взыскивался сакраментальный штраф в 500 ассов; так было установлено Законами XII таблиц. Но если шел спор о свободе человека, то, даже если это был ценнейший человек, взыскивался сакраментальный штраф лишь в 500 ассов, как было определено тем же законом, — конечно, ради содействия свободе, дабы не слишком обременять защитников освобождения.

lb. Гай. Институции, IV. 17а: Иск возбуждался через требование судьи в случае, если закон приказывал, чтобы об этом деле иск возбуждался именно таким образом, подобно тому, как Законы XII таблиц приказывают относительно того, о чем предъявляется претензия на основании стипуляции2.

2. [Если одна из таких причин, как]... тяжелая болезнь... или день, назначенный для суда с иностранцем... [будет препятствовать] судье3, третейскому посреднику или сторонам явиться в суд, то пусть для этого судебного разбирательства будет назначен другой день.

3. Пусть тот, кто не может представить свидетельских показаний, через день приходит к воротам дома [не явившегося на суд свидетеля] и во всеуслышание взывает [к нему].

Таблица 3

1. Пусть после признания [должником] долга или после вынесения по делу судебного решения будут даны 30 льготных дней.

 

1 Судебный залог, ведущий свое происхождение от искупительного жертвоприношения, необходимого в случае признания судом ложным того клятвенного заверения в своей правоте, которое давалось каждой из тяжущихся сторон в начале процесса.

2 Форма устного контракта, устанавливающего обязательство.

3 Первоначально правом быть судьей (iudex) в раннем Риме обладали только сенаторы. Лишь по закону Семпрония 122 г. до н. э. к должности судей было допущено и всадническое сословие. Не следует путать полномочия судей с полномочиями римских магистратов, имевших уголовную и гражданскую судебную власть (iurisdictio), т. е. консулов, квесторов, децемвиров, а позднее (уже после издания Законов XII таблиц) также преторов, эдилов, цензоров и т. д. Что касается статуса арбитрального судьи (arbiter), то им мог стать любой полноправный римский гражданин, особенно если речь идет о внесудебном арбитре, т. е. о частном посреднике в споре.

 

2. Пусть затем истец задержит должника наложением на него руки1. Пусть истец приведет должника в суд.

3. Если должник не исполнит судебного решения и никто не поручится за него непосредственно в суде, пусть истец ведет его к себе и наложит на него либо колодки, либо кандалы2 весом не менее 15 фунтов, а если пожелает, то и более.

4. Если [в заточении должник] хочет, пусть кормится за свой собственный счет. если же он не живет за свой собственный счет, то пусть тот, кто держит его в заточении, дает ему по фунту полбы в день, а если захочет, то пусть дает больше.

5. Авл Геллий. Аттические ночи, 20. 1. 46 — 48: В то время у него было право примириться с [истцом], и если они не мири­лись, то [такие должники] содержались в оковах на протяжении 60 дней. В течение этого срока их три базарных дня подряд выводили на Комиций к претору3 и при этом объявлялась сумма денег, к уплате которой они были присуждены. В третий базар­ный день4 их предавали смертной казни или продавали за гра­ницу, за Тибр. Но как я уже сказал, они ради нерушимости сокральной клятвы fites совершали эту смертную казнь, ужаса­ющую и невыносимую из-за небывалого ужаса.

6. В третий базарный день пусть осужденного рубят на час­ти. если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им в вину5.

 

1 См. примечание 2.

2 В децемвиральную эпоху государственная тюрьма использовалась лишь в самых крайних случаях и для очень немногих государственных преступников. Как правило, тюремное заключение осужденного обес­печивал сам истец, причем за свой собственный счет, о чем и говорится в этой и следующей нормах.

3 Судебный магистрат, в отсутствие консулов разбирающий судеб­ные споры граждан. Эта должность появилась лишь в 367 г. до н. э. Однако в эпоху XII таблиц так называли и самих консулов — верхов­ных магистратов, полководцев и судей римского государства.

4 Базарными днями, или нундинами, назывался каждый девятый день — день отдыха от работы и день, когда сельчане сходились в город для торговли.

5 Такого рода казнь безусловно носила сакральный характер и была отголоском некогда существовавших в древнейшем Риме искупитель­ных человеческих жертвоприношений. Суровость наказания связана с нарушением сакральной клятвы, данной должником в обеспечение обязательства.

 

Таблица 4

1. Цицерон. О законах, 3. 8. 19: С такой же легкостью был лишен жизни, как по Законам XII таблиц, младенец, отличающийся исключительным уродством.

2а. Папиниан. Сопоставление законов Моисеевых и римских, 4. 8: Ибо закон дал отцу власть над жизнью и смертью своего сына.

2Ь. Если отец трижды продаст своего сына2, то да будет сын свободен от власти отца.

3. Цицерон. Филиппики, 2. 28. 69: По Законам XII таблиц он приказал своей жене взять принадлежащие ей вещи и, отняв у нее ключи, изгнал ее.

4. Авл Геллий. Аттические ночи, 3. 16. 12: Мне известен случай, когда женщина родила на одиннадцатом месяце после смерти мужа, и возникло дело о том, что она зачала после смерти мужа, ибо децемвиры написали, что человек рождается за десять месяцев, а не на одиннадцатом месяце3.

 

Таблица 5

1. Гай. Институции, 1. 144—145: Древние пожелали, чтобы даже совершеннолетние женщины, вследствие присущего им легкомыслия, состояли под опекою... Исключение допускалось только для весталок4, которых... освободили от опеки. Так было предусмотрено и Законами XII таблиц.

 

1 Этот закон разрешал главе семейства лишать жизни увечных и уродливых младенцев в возрасте до трех лет и повторял подобного же рода закон царя Ромула (см.: Дионисий Галикарнасский. Римские древности, 2,15). Данную норму связывают также с так называемым ius exponendi — правом отцов семейств выбрасывать своих младенцев.

2 После троекратной продажи сын выходил из-под отеческой власти, что, кстати, использовалось в форме фиктивной продажи для имущественного отделения сына.

3 Этот закон интересен тем, что защищает права еще не рожденного, лишь зачатого ребенка, так как наследственные права еще не рожденного ребенка должны учитываться с момента его зачатия. Впоследствии этот институт был развит классическими юристами, а уже в новое время перенесен в некоторые гражданские кодексы западноевропейских стран.

4 Девы-весталки — коллегия, обслуживавшая культ богини Весты.

 

2. Гай. Институции, 2. 47: Манципируемые вещи1, принадлежащие женщине, находившейся под опекою агнатов, не подлежали давности владения, за исключением лишь того случая, когда сама женщина передавала эти вещи с согласия опекуна. Так это было определено Законами XII таблиц.

3. Каково будет распоряжение на случай смерти относительно имущества или относительно опеки [по управлению собственностью], то и будет правом.

4. Если кто-нибудь, у кого нет прямых наследников, умрет, не оставив завещания, то пусть его имуществом владеет его ближайший агнат мужского пола2.

5. если у него нет агнатов мужского пола, то пусть имуществом владеют его сородичи3.

6. Гай. Институции, 1. 155: По Законам XII таблиц опекунами над лицами, которым не было назначено опекуна по завещанию, являются их агнаты.

7а. Если человек лишится рассудка, то пусть власть над ним и его имуществом будет у его агнатов или его сородичей.

7Ь. ...Однако надзирателя ему не будет...

7с. Ульпиан. Диг., 27. 10. 1 предисл.: По Законам XII таблиц расточителю запрещается управлять своим имуществом. Ульпиан. 12. 2: Законы XII таблиц... постановляют, чтобы расточитель, которому запрещено распоряжаться своим имуществом, находился на попечении агнатов.

 

1 Res mancipi — так назывались вещи, которые не могли отчуждаться путем простой передачи. Их отчуждение (продажа) могло осуществляться лишь посредством особого обряда манципации или судебной уступки в присутствии претора. К res mancipi относились земля, крупный тягловый скот, рабы, здания, а также земельные сервитута.

2 Агнаты — родственники по отцовской линии, в число которых входили все члены фамилии, имеющие или имевшие общего отца. О характере гентильного права (ius gentilicium — Gai, 3, 17) мы почти ничего не знаем кроме того, что с его помощью в сакральной форме регулировались отношения внутри рода, а также между патроном и его клиентами. Данный фрагмент позволяет отнести к нему и некоторые положения наследственного права.

3 Так назывались члены одного рода, имеющие общего предка — основателя рода, общее имущество и носящие общее родовое имя (nomen).

 

8. Ульпиан. 29. 1: Законы XII таблиц передавали патрону1 наследство после римского гражданина из вольноотпущенников в том случае, если вольноотпущенник, не имея прямого наследника, умирал, не оставив завещания. Ульпиан. Диг., 50. 16. 195. 1: Когда в Законах речь идет о патроне и вольноотпущеннике; ска­зано: из этого семейства в то семейство.

9. Гордиан. С. 3. 36. 6: По Законам XII таблиц имущество, состоящее в долговых требованиях, непосредственно распределяется между сонаследниками в соответствии с их наследственными долями. Диоклетиан. С. 2. 3. 26: Согласно Законам XII таблиц долги умершего непосредственно разделяются между его наследниками соразмерно полученным ими долям наследства.

10. Гай. Диг., 10. 2. 1 предисл.: Этот иск [о разделе общего наследственного имущества] основывается на Законах XII таблиц.

 

Таблица 6

1. Когда кто-либо совершает nexum или mancipium2, to слова, которыми он публично обязуется, да будут правом.

2. Цицерон. Об обязанностях, 3. 16. 65: Согласно XII таблицам считалось достаточным представить доказательства того, что было торжественно обещано при заключении сделки; отказывающийся от своих слов подлежал штрафу вдвойне, а кроме того, юристами было предусмотрено также наказание за умалчивание.

 

1 Отношения патрона и вольноотпущенника основывались на древних клиентских отношениях, таким образом патрон являлся главой семьи, входившей в род, в который входил и раб, получивший от него свободу. Отношения эти основывались на fides — сакрально-правовом институте, гарантирующем взаимную верность сторон. Отсюда проистекают и имущественные права патрона на собственность вольноотпущенника, умершего без завещания и не имевшего прямых наследников.

2 Nexum — древнейшая форма обязательства, заключавшегося в форме манципации — обряда отчуждения res mancipi в присутствии пяти свидетелей и весовщика. Заключение обязательства сопровождалось сакральной клятвой (nuncupatio), нарушение которой сурово каралось по Законам XII таблиц (см. табл. III, 5 — 6). Mancipium обычно отождествляют с собственно манципацией — актом отчуждения res mancipi. Однако данные источников позволяют идентифицировать mancipium с судебной уступкой вещи (in iure cessio), которая и явля­лась главным институтом узаконивания собственности (или власти) римского гражданина, также носившей название mancipium.

3. Цицерон. Топика, 4. 23: Давность владения в отношении земельного участка устанавливалась в два года, в отношении всех других вещей... — в один год.

4. по отношению к иностранцу пусть auctoritas1 будет вечной.

5. Гай. Институции, 1. 111: Законами XII таблиц определено, что если какая-либо женщина не желает таким способом [фактом давностного с ней сожительства] перейти под власть мужа, то она должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное пользование [ею]2.

6а. Авл Геллий. Аттические ночи, 20. 10. 7 — 9: Наложить руку означает взять рукой ту вещь, относительно которой ведется разбирательство в суде [при наличии самой вещи, будь то земля или что-либо другое], одновременно с противником и в торжественных выражениях заявить свое право на нее, что и называется виндиция3. Наложение руки на предъявляемую вещь и на [земельный(?)] участок совершалось в присутствии претора согласно Законам XII таблиц, в которых написано следующее: если кто в суде совершает наложение руки...

 

1 Слово auctoritas в различных изданиях переводится по-разному. Например, в отечественных изданиях оно обычно переводится как «иск». Однако такое словарное значение термина auctoritas не встречается в латинских текстах. Сочетание auctoritas aeterna, примененное в данном отрывке, переводится как «право собственности без применения давности» {Дворецкий И. X. Латинско-русский словарь. С. 115). Такой перевод принят и в последнем английском издании законов (Remains of Old Latin / Ed. by E. H. Warmington. T. 3. P. 441 (Loeb Classical Library): «Пусть вечными будут права собственности у hostis»). Кстати, слово «вечный» (aeterna), употребленное в данном тексте, перекликается с преамбулой текста Латинского договора у Дионисия (6, 95, 2), где говорится о вечном мире и нерушимости правовых сделок и обязательств между римлянами и латинами. Таким образом, в данном отрывке речь, по-видимому, идет о признании нерушимости правовых соглашений с hostis, т. е. с чужаком.

2 Речь идет о том, что жена рассматривалась децемвиральным правом как вещь, на которую распространялось право годичной давности владения. Если жена не будет прерывать давности владения, не уходя на три ночи из дома мужа, то последний сможет взять ее in mancipio, т. е. обретет на нее все права собственности, как если бы брак был заключен в форме cum manu, т. е. путем обряда покупки жены.

3 То есть временное обладание вещью в ходе процесса по виндика-ционному иску.

 

6b. Павел. Ватиканский фрагм., 50: [Нормы] о манципаци-ях и судебных уступках1 подтверждаются Законами XII таблиц.

7. Тит Ливии, 3. 44. 11 — 12: Защитники [Вергинии]... тре­буют, чтобы [Аппий Клавдий], согласно закону, самим им про­веденному, дал предварительное распоряжение относительно де­вушки в благоприятном для ее свободы смысле.

8. Пусть [собственник] не трогает и не вынимает из остова балки, использованной для постройки здания или посадки ви­ноградника. Ульпиан. Диг., 1. 2. 2. 24: Законы XII таблиц не позволяют ни отнимать, ни требовать как свою собственность украденные бревна и жерди, употребленные на постройку или для посадки виноградника, однако дают иск о возмещении в двойном размере против того, кто уличен в их использовании.

9. Когда бы [лозы] ни были подрезаны, пока [виноград] не

собран с них2.

 

Таблица 7

1. Варрон. О латинском языке, 5. 22: Толкователи XII таблиц определяют слово ambitus как «обход вокруг стен». Меци-ан. О делении асса, 46: Сестерций [составлял] два с половиной асса, как бы «половина третьего»... доводом в пользу этого служат Законы XII таблиц, в которых два с половиной фута назы­ваются sestertius pes3.

2. Гай. Кн. 4. Коммент. к XII таблицам. Диг., 10. 1. 13: Следует знать, что при иске о размежевании границ необходимо соблюдать то [указание XII таблиц], которое было написано в некотором роде по примеру того закона, который, как говорят, был принят в Афинах Солоном. Ибо в законе написано следующее: если вдоль соседнего участка выкапывается ров, то нельзя переступать границы; если ставится забор, то следует отступать от границы участка на 1 фут; если жилой дом, то отступить на

 

1 Уступка в суде в данном случае равнозначна упомянутому в предыдущем пункте 6а наложению руки (на вещь) в суде.

2 В этом отрывке речь также идет о том, что украденные жерди, использованные затем в качестве подпорок на винограднике, могут быть возвращены хозяину только после завершения сбора урожая винограда.

3 Сестерций — серебряная монета, до 217 г. до н. э. равнявшаяся двум с половиной ассам. Асс — единица весовых медных денег эпохи децемвиров; по весу равнялся римскому фунту (libra), отсюда его название — либральный асс.

 

2 фута; если копают ров или яму, отступить на столько, на сколько яма простирается в глубину; если колодец — отступить на сажень [6 футов]; если сажают маслину или смоковницу — отступить от соседнего участка на 9 футов, если прочие деревья — на 5 футов.

3а. Плиний Старший. Естественная история, 19. 4. 50: В XII таблицах слово «вилла» совершенно не употреблялось, для обозначения виллы часто пользовались словом hortus, в то время как в значении «сад» использовали слово heredium1.

3в. Фест. О значении слов, стр. 486 по Линдсею: Словом tuguria [хижины], от слова tectum [крыша], называются убогие жилища крестьян... также Мессалла в толковании XII таблиц говорит, что они обозначались этим же названием...

4. Цицерон. О законах, 1. 21. 55: XII таблиц запрещали приобретение по давности владения в пределах пятифутовой межи.

5а. Если стороны расходятся во мнениях...

5в. Цицерон. О законах, 1. 21. 55: Возник спор о границах, и нам в соответствии с Законами XII таблиц предстоит в каче­стве трех третейских судей его улаживать.

6. Гай. Диг. 8. 3. 8: По Законам XII таблиц ширина дороги определялась в 8 футов для ее прямых участков и в 16 футов на поворотах.

7. Пусть [владельцы придорожных участков] ремонтируют дорогу; если же они не замостят ее камнем, то пусть [всякий обладающий правом прохода] гонит скот там, где пожелает.

8а. Если дождевая вода причиняет вред...

8Ь. Павел. Диг., 43. 8. 5: Если протекающий по общественной земле ручей или водопровод причинит ущерб частному участку, то собственнику последнего на основании Законов XII таблиц дается иск о возмещении убытков.

9а. Ульпиан. Диг., 43. 27. 1. 8: Законы XII таблиц приказывали принимать меры к тому, чтобы ветви деревьев выше 15 футов обрезались кругом. И это делалось для того, чтобы тень деревьев не причиняла вреда соседнему участку.

9в. Помпоний. Диг., 43- 27. 2: Если ветер отклонил дерево с соседнего участка на твой участок, ты на основании Законов XII таблиц можешь предъявить иск о его уничтожении.

 

1 Наследство, наследственный участок.

 

10. Плиний Старший. Естественная история, 16. 5. 15: Законом XII таблиц разрешалось собирать желуди, падающие с соседнего участка.

11. Юстиниан. Институции, 2. 1. 41: Проданные и переданные [вещи] становятся собственностью покупателя лишь в том случае, если он уплатит продавцу покупную цену или обеспечит ему каким-либо образом удовлетворение [его требования], например представит поручителя или даст что-либо в виде залога. Так было постановлено Законами XII таблиц1.

12. Ульпиан, 2. 4: Распоряжение [завещателя] освободить раба при условии, «если он уплатит моему наследнику десять тысяч», даже если тот был отчужден от наследника, отпускало раба на свободу при уплате им денег покупателю. Так постановили Законы XII таблиц.

 

Таблица 8

1а. кто будет петь дурное заклинание2 и околдует...

lb. Цицерон. О государстве, 4. 10. 12: Хотя наши XII таблиц установили смертную казнь за весьма небольшое число преступных деяний, они сочли необходимым включить в число таких деяний следующий случай: если кто-то пропел или сложил песню, которая наносит другому бесчестие или клевету3.

 

1 Этот фрагмент, взятый из Институций Юстиниана, многими учеными подвергается критике в плане его достоверности и аутентичности пересказа соответствующей норме XII таблиц. Более всего подвергается сомнению возможность существования уже в эпоху децемвиров норм о продаже в кредит и под залог. Однако существование употребленного здесь термина «pignus» подтверждается его архаической формой, в которой в косвенных падежах вместо «г» была «s». Важно замечание Помпония о том, что в Законах XII таблиц всякое отчуждение вещи называлось куплей (D. 40. 7. 29. 1).

2 Дурное заклинание (malum carmen) — эти слова могут быть переведены также как «злая песня». Дело в том, что заклинание в архаическом Риме также произносилось нараспев, а поэты, по убеждению римлян, обладали и некоей магической силой. По предположению некоторых ученых, и сами Законы XII таблиц были написаны как бы стихом-песней. Ведь отдельные законы в децемвиральном своде, а особенно санкции типа sacer esto, имели форму заклинания. Об этом, в частности, свидетельствует Плиний Старший, говоря, что «у италийских племен также существуют определенные следы магии в XII таблицах...».

3 Древние римляне были убеждены, что с помощью заклинаний можно было вызвать на разные участки земли грозы или засуху, пло-

 

2. Если кто-то совершит членовредительство и не помирится с потерпевшим, то пусть с ним самим будет совершено то же самое1.

3. Павел. Сопоставление, 2. 5. 5: Иск об оскорблении чести создается либо законом, либо эдиктами магистратов. Иск, создаваемый законом, основан на Законах XII таблиц: если кто-то нанесет обиду другому, пусть заплатит штраф в 25 [ фунтовых лесов]. Этот закон относился к обиде [iniuria] в общем смысле. Существовали и законодательные акты, предусматривавшие наказания за отдельные виды iniuria, например: если рукой или палкой переломит кость свободному человеку, то пусть заплатит штраф в 300 сестерциев, если рабу — 150.

4. Если кто-то причинит другому обиду, пусть будет уплачен штраф в 25 [фунтовых ассов].

5. ...если сломает... пусть возместит.

6. Ульпиан. Кн. 18. К эдикту. Диг., 9. 1. 1 предисл.: Если кто-то заявит, что четвероногое домашнее животное причинило ущерб, то по иску, основанному на Законах XII таблиц, или [потерпевшему] выдавалось то, что нанесло ущерб, т. е. животное, или предоставлялась стоимость нанесенного ущерба.

7. Ульпиан. Кн. 41. К Сабину. Диг., 19. 5. 14. 3: Если желуди с твоего участка упадут на мой участок, а я, выгнав скот, скормлю их ему, то по Законам XII таблиц ты не мог предъявить мне иска ни о потраве, ибо скот пасется не на твоем участке, ни об убытке, нанесенном домашним животным.

8а. Кто заворожит урожай2...

_______

дородие или неурожай, как бы переманивая таким образом урожай с чужого поля на свое. Такого рода черная магия преследовалась по закону и грозила смертной казнью для обвиняемого в этом. Вообще следует отметить, что древние римляне придавали слову гораздо боль­шее значение, чем мы сегодня. Они, как и многие народы раннеклассо­вой эпохи, были убеждены, что всякое слово, обещание, угроза или заклятие имеет способность непосредственного физического воздействия на человека, так что, по их убеждению, порой для успеха в каком-либо деле достаточно было лишь знать заветное слово.

1 Знаменитый принцип талиона — равного возмездия за совершенное преступление. Этот принцип — одно из многих свидетельств сохранения в XII таблицах элементов первобытной культуры.

2 Здесь используется латинское выражение «sacer esto», которое иногда переводят в значении «да будет проклят». Эта санкция в разное время интерпретировалась по-разному. В древнейший период она означала принесение человеческих жертв, т. е. преступник приносился в

 

8Ь. И пусть не переманивает [на свой участок] чужого посева.

9. Плиний Старший. Естественная история, 18. 3. 12: Согласно XII таблицам, взрослому человеку, который в ночное время потравил или сжал урожай с обработанного плугом поля, полагалась смертная казнь: преступника в качестве жертвы Церере предавали смерти через повешение... Несовершеннолетнего же по усмотрению претора либо подвергали бичеванию, либо присуждали к возмещению причиненного вреда в двойном размере.

10. Гай. Кн. 4. Коммент. к XII таблицам. Диг., 47. 9. 9: [Законы XII таблиц] повелевали того, кто поджигал какое-либо строение или сложенную около дома кучу зерна, заключать в оковы и после бичевания предавать смерти через сожжение за­живо, при условии, что виновный совершал это преднамеренно; если же случайно, т. е. по неосторожности, то закон предписы­вал, чтобы он либо возместил ущерб, либо, если его состояние недостаточно, был подвергнут более легкому наказанию.

И. Плиний Старший. Естественная история, 17. 1. 7: В XII таблицах было предписано, чтобы за злостную порубку чужих деревьев виновный уплачивал по 25 ассов за каждое дерево.

12. Если в ночное время будет совершена кража и хозяин

похищенного убьет вора на месте, то пусть убийство считается совершенным по закону.

13. если при свете дня... оказывает вооруженное сопротивление... пусть криком призовет на помощь.

14. Авл Геллий. Аттические ночи, 11. 18. 8: Децемвиры предписывали из прочих преступников, пойманных в краже с поличным, свободных подвергать телесному наказанию и выдавать [головой] тому, у кого совершена кража, но только в том случае, если они совершили кражу днем и не оказали вооруженного сопротивления; рабов — ...подвергать телесному наказанию и сбрасывать со скалы; но в отношении несовершеннолетних [децемвиры] пожелали, чтобы те по решению преторов подвергались телесному наказанию и возместили нанесенный ущерб.

__________

жертву тому богу, заповедь которого он нарушил. Позднее, в эпоху децемвиров, эта санкция ставила преступника вне закона, его имущество конфисковывалось в пользу богов (реально — в государственную казну, которая находилась в храме Сатурна), а сам он мог быть безнаказанно убит любым гражданином. В эпоху Цицерона это означало изгнание за пределы римского государства с конфискацией имущества.

 

15а. Гай. Институции, 3. 191: Наказанием как за кражу вещи, которую нашли у преступника во время проведенного с этой целью обыска, так и за подброшенную краденую вещь по Законам XII таблиц был штраф в размере ее тройной стоимости.

15в. С чашей и перевязью...

16. если предъявляется иск о краже, в которой вор не был пойман с поличным, вор должен выплатить штраф в размере, вдвое превышающем нанесенный убыток.

17. Гай. Институции, 2. 45: Законы XII таблиц запрещают приобретение краденой вещи по давности владения.

18а. Тацит. Анналы, 6. 16: Ибо впервые в XII таблицах было установлено, чтобы никто не брал более одной унции с асса [8'/3%] ссудного процента, тогда как до этого размер процента устанавливался по прихоти богачей.

18в. Катон. О земледелии, предисл. 1: Наши предки имели такой обычай и так определили в законах, чтобы вор присуждался к уплате двойной стоимости [украденной вещи], а ростовщик — к четырехкратному взысканию [незаконно полученных процентов].

19. Павел. Сентенции, 2. 12. 11: По Законам XII таблиц при договоре поклажи дается иск в двойном размере стоимости вещи.

20а. Ульпиан. Диг., 26. 10. 1. 2: Следует заметить, что обвинение [опекуна в недобросовестном отправлении своих обязанностей] вытекает из Законов XII таблиц.

20в. Трифонин. Диг., 26. 7. 55. 1: В случае расхищения опекунами имущества их подопечного следует установить, не допустим ли в отношении каждого из этих опекунов в отдельности тот иск в двойном размере, который был установлен в XII таблицах против опекунов.

21. если патрон причинит ущерб клиенту, то пусть будет обречен богам.

22. Если кто-то согласится быть свидетелем или будет весовщиком1 в сделке, а затем откажется засвидетельствовать это, то пусть он [будет признан] бесчестным и утратит право быть свидетелем2.

 

1 Весовщик (libripens) был необходим для совершения формального ритуала манципации, которая состояла в отвешивании на весах медных денег, так как при децемвирах чеканные серебряные и золотые монеты еще не имели хождения.

2 «Да утратит право быть свидетелем» (intestabilis esto) — это очень серьезное наказание, так как оно практически лишало всех гражданских и имущественных прав. Такое лицо не имело права заключать сделки

 

23. Авл Геллий. Аттические ночи, 20. 1. 53: ...если бы даже известное из XII таблиц наказание за лжесвидетельство не было отменено и если бы и ныне, как прежде, тот, кого уличили в даче лжесвидетельства, сбрасывался с Тарпейской скалы1...

24а. Если копье было не выпущено в цель, л скорее сорвалось с руки, то пусть его хозяин будет подменен бараном.

24 в. Плиний Старший. Естественная история, 18. 3. 12: Согласно XII таблицам взрослому человеку, который в ночное время потравил или сжал урожай с обработанного плугом поля, полагалась смертная казнь: преступника в качестве жертвы Церере2 предавали смерти через повешение; итак, наказание было более суровым, чем полагавшееся за убийство.

25. Гай. Кн. 4. Коммент. к XII таблицам. Диг., 50. 16. 236 предисл.: Если кто-то употребляет слово uenenum, то должен прибавлять прилагательное, чтобы было понятно, имеет ли он в виду яд или лекарство3.

26. Порций Латрон. Речь против Катил., 19: Мы знаем, что в XII таблицах было установлено, чтобы никто не устраивал в городе ночных сходок4.

27. Гай. Кн. 4. Коммент. к XII таблицам. Диг., 47. 22. 4: Sodales5 — это люди, принадлежащие к одной и той же коллегии, тому, что у греков называется гетерией. Законы [XII таблиц] предоставляют им право установить между собой любые правила, если только они не противоречат какому-либо из публичных законов. Но этот закон, по-видимому, был заимство-

______

на недвижимость и не могло оставить после себя завещание; таким образом, его имущество не наследовалось детьми и подлежало конфискации.

1 Тарпейская скала находится на юго-западе Капитолийского холма в Риме, нависая над храмом Сатурна, расположенном внизу, на римском форуме.

2 Римская богиня земли, земледелия и плодородия, аналогичная греческой Деметре.

3 Комментируемая Гаем норма XII таблиц предусматривала наказа­ние за отравление ядом. В эпоху ранней республики не раз проходили процессы против отравителей.

4 Здесь, конечно, в завуалированной форме речь идет о политичес­ких заговорах, ночные приготовления к которым в эпоху ранней рес­публики описывают Тит Ливии и Дионисий Галикарнасский.

5 Содалами назывались члены самых разнообразных сообществ: от кровнородственных и сакральных, до торговых и чисто профессио­нальных, что явствует из слов самого Гая. См.: Надпись из Сатрика.

 

ван из законодательства Солона. Ибо там сказано следующее: «Если дем1 или члены братства по священным жертвоприношениям или по мореходству, либо братства по сисситиям2 или связанные общими могилами, либо сотоварищи по культу, или совместно отправляющиеся за добычей, или товарищи по торговле заключат между собой какой-либо договор, то да будет это правом, если только этого не запрещают государственные акты».

 

Таблица 9

1 — 2. Цицерон. О законах, 3. 4. 11: Пусть не испрашиваются законы в отношении отдельных лиц. Пусть приговоры о смерти, свободе и статусе гражданина выносятся только через центу-риатные комиции3... Там же, 19. 44: Два знаменитейших зако­на, взятых из XII таблиц, один из которых уничтожает законы, принятые в отношении отдельных лиц, а другой запрещает вы­носить приговоры, затрагивающие жизнь, свободу и право граж­данства человека иначе, как в центуриатных комициях.

3. Авл Геллий. Аттические ночи, 20. 1. 7: Что в этих законах [XII таблиц] можно счесть чересчур суровым? Если только ты не считаешь суровым закон, карающий смертной казнью того судью или посредника, которые были назначены законным образом и уличены во взятке, данной с целью изменить решение суда по этому делу.

5. Марциан. Диг., 48. 4. 3: Законы XII таблиц повелевают предавать смертной казни того, кто подстрекает врага к войне или предает врагу римского гражданина.

6. Сальвиан. О правлении Божьем, 8. 5: Постановления XII таблиц запрещали кого бы то ни было лишать жизни без суда.

 

1 Наименьшее территориальное деление Афинского полиса по реформам Клисфена; как правило, совпадало с деревней или с городским кварталом.

2 Общие обеды, когда члены одного сообщества вносили каждый свою долю на общий стол. Такого рода общие трапезы были свойственны архаическим обществам на стадии разложения родового строя. Особенно известны общие сисситий в Спарте и вообще у дорийцев.

3 Вид народного собрания в Риме, которое происходило на Марсовом поле. Это было собрание воинов по центуриям (т. е. по сотням) определенных имущественных разрядов.

 

Таблица 10

1. Пусть мертвого не хоронят и не сжигают в городе.

2. Свыше этого пусть не делает. Пусть бревен для погребального костра не очищает топором от коры.

3. Цицерон. О законах, 2. 23. 59: Ограничив расходы [на погребение] «тремя траурными шалями, одной пурпурной туникой и десятью флейтистами», Законы XII таблиц запрещают и неумеренные причитания по умершим...

4. Пусть женщины не царапают щек и не причитают по умершим хором.

5а. Пусть костей мертвого не собирают, чтобы затем совершить похороны.

5в. Цицерон. О законах, 2. 24. 60: Исключение делается в том случае, если он погиб на войне и в чужой стране.

6а. Цицерон. О законах, 2. 24. 60: Кроме того, в законах говорится следующее: Да прекращено будет бальзамирование умершего рабами и всякое питье круговой чаши... Да не будет ни дорогостоящего окропления1, [ни питья с миррой], ни длинных венков, да не носят впереди [процессии] курильниц.

6в. Фест. О значении слов, стр. 150 по Линдсею: О том, что древние употребляли напиток, ароматизированный миррой, говорит тот факт, что в XII таблицах запрещено вливать такой напиток покойнику.

7. Если кто-либо награжден венком или сам, или за победу

его имущества [раба или коня], или получил венок за доблесть...

8. И золота с покойником пусть не кладут. Но если зубы у умершего скреплены золотом и мертвого похоронят или сожгут вместе с золотом, то да не будет это противозаконным.

9. Цицерон. О законах, 2. 24. 61: Он [закон] запрещает «без согласия собственника устраивать погребальный костер или могильный холм на расстоянии ближе 60 футов от его дома».

1 По-видимому, речь идет об обычае окропления погребального костра из чаши, наполненной молоком и кровью жертвенных животных. Речь может идти и о крови гладиаторов или рабов, специально купленных для принесения их в жертву у погребального костра. Закон вводил ограничения на непомерно пышные погребальные обряды. Под венцами подразумевались золотые и серебряные венки, полученные усопшим в качестве награды. Эта норма перекликается с нормой 8 данной таблицы, запрещающей класть с покойником золото. Курильницей (асегга) назывался переносной алтарь, на котором воскурялся фимиам богам. Эти законы об ограничениях в погребальном обряде обычно связывают с многочисленными законами против роскоши.

 

10. Цицерон. О законах, 2. 24. 61: Он (закон) запрещает «приобретать по давности владения преддверие гробницы и место сожжения трупа».

 

Таблица 11

1. Цицерон. О государстве, 2. 36. 61: Составив десять таблиц законов, в которых была проявлена величайшая справедливость и мудрость, они [децемвиры] избрали других децемвиров на следующий год в качестве своих преемников... (63) Те, прибавив две таблицы несправедливых законов, бесчеловечным законом санкционировали... запрещение браков между нашими плебеями и нашими же патрициями.

2. Макробий. Сатурналии, 1. 13. 21: Тудитан сообщает, что... децемвиры, прибавившие две таблицы, предложили народу утвердить исправление календаря посредством прибавления добавочных дней и месяцев. Кассий называет инициаторами этого дела их же.

3. Цицерон. Письма к Аттику, 6. 1. 8: В этих книгах [«О государстве»] есть один исторический вопрос, которым ты интересуешься: вопрос о Гнее Флавии, сыне Анния. Расцвет его деятельности приходится на эпоху после децемвиров, потому что он был курульным эдилом, а эта магистратура была учреждена много лет спустя после децемвиров. А в чем была польза того, что он обнародовал календарь? Считают, что в течение некоторого времени эту таблицу хранили в тайне для того, чтобы о днях, считающихся благоприятными для судебных дел, можно было узнать лишь у немногих1.

 

Таблица 12

1. Гай. Институции, 4. 28: Законом, например Законами XII таблиц, был введен захват залога (pignoris capio)1 в целях обеспечения долга в отношении того, кто приобрел животное для принесения жертвы, не уплатив за него покупной цены, а также против того, кто не представит вознаграждение за вьюч-

1 В этом отрывке Цицерон свидетельствует о том, что в XII таблицах были зафиксированы фасты, т. е. официальный календарь, регламенти­ровавший дни праздников и судебных разбирательств. Однако впослед­ствии таблица была изъята из публичного пользования и возвращена народу лишь в конце IV в. до н. э. благодаря Гнею Флавию.

 

ное животное, сданное ему внаем с тем условием, чтобы плата за пользование была употреблена им на жертвенный пир, т. е. на жертвоприношение.

2а. Если раб совершит кражу или причинит ущерб...

2в. Гай. Институции, 4. 75 — 76: Преступления, совершенные сыновьями семейств или рабами, порождали иски об ущербе, по которым отцу или хозяину предоставлялось либо возместить стоимость причиненного вреда, либо выдать головою виновного. Эти ноксальные иски2 установлены или законами, или преторским эдиктом3. Среди исков, установленных законами, например, иск о воровстве, созданный Законами XII таблиц.

3. если кто-то приобрел вещь в результате ложного присуждения владения ею на время спора о праве собственности, если он захочет... Пусть претор назначит трех посреднических судей... И пусть по их решению ответчик возместит ущерб в размере двойного дохода от вещи.

5. Тит Ливии, 7. 17. 12: В XII таблицах есть закон: из вынесенных народом решений законную силу имеет послед­нее.