Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Элементы системы питания дизеля

Топливный бак установлен на кронштейнах и закреплен хомутами на левом лонжероне рамы автомобиля. Он состоит из соединенных сваркой штампованных половин, изготовленных из освинцованных листов для предохранения от коррозии. Внутри бака имеются перегородки, предназначенные для уменьшения плескания топлива при движении автомобиля по плохим дорогам и предотвращения сильных гидравлических ударов по стенкам бака. Эти удары могут нарушить сварку половин бака. Для заполнения бака топливом имеется заливная горловина, закрываемая пробкой. На топливном баке размещен датчик указателя уровня топлива в баке, а также приемная и сливные трубки топливопровода, расположенные на одном фланце. На приемной трубке внутри бака установлен сетчатый фильтр, предохраняющий топливопровод от засорения. В нижней части бака имеется отверстие для слива отстоя, закрываемое пробкой.

Фильтр грубой очистки топлива. Данный фильтр предназначен для предварительной очистки топлива, поступающего в топливный насос низкого давления, от крупных механических частиц. Он установлен во всасывающей магистрали системы питания и прикреплен болтами к кронштейнам топливного бака.

Рис. 25. Фильтр очистки топлива: а — грубой: 1 — пробка сливного отверстия; 2 — колпак; 3 — успокоитель; 4 — фильтрующий элемент; 5 — корпус фильтрующего элемента; б — распределитель топлива; 7 — болт; 8 — фланец; 9 — уплотнительное кольцо; 10 — корпус; б — тонкой: 1 — болт; 2 — крышка; 3 — фильтрующий элемент; 4 — колпак; 5 — пробка сливного отверстия; 6, 9 — пружины; 7 — шайба; 8 — пробка клапана; 10 — клапан-жиклер; 11 — пробка
Фильтр (рис. 25, а) имеет корпус 10, прикрепленный к кронштейну топливного бака. К корпусу при помощи фланца 8 и болтов 7 крепится колпак 2. Внутри к корпусу крепятся распределитель топлива 6, корпус 5 сетчатого фильтрующего элемента и сам фильтрующий элемент 4. Под фильтрующим элементом к колпаку 2 точечной сваркой приварен успокоитель 3. Топливо поступает через штуцер канала подачи топлива внутрь корпуса, проходит через распределитель топлива 6 и направляется успокоителем 3 в фильтрующий элемент 4. Крупные механические частицы и вода оседают на дне колпака и периодически сливаются через сливное отверстие, закрываемое пробкой 1. Топливо проходит через сетку, дополнительно очищается от различных механических примесей и через центральное отверстие отводится к топливоподкачивающему насосу.

Фильтр тонкой очистки топлива. На двигателе ЗИЛ-645 фильтр тонкой очистки (рис. 25, б) состоит из крышки 2 и двух колпаков 4, внутри которых приварены центральные трубки, имеющие в нижней части выход наружу. Эти отверстия служат для удаления отстоя и закрываются пробками 5. На трубки надеваются фильтрующие элементы 3, изготовленные из специальной бумаги. Снизу на этих трубках фильтрующие элементы уплотнены, чтобы топливо не могло проходить между трубками и элементами. К крышкам фильтрующие элементы поджимаются пружинами 6.

В крышке фильтра имеется клапан-жиклер 10 с пружиной 9 и пробкой клапана 8. Этот клапан открывается при избыточном давлении в полости (0,15 ± 0,005) МПа ((1,5 ± 0,05) кгс/см2), и излишнее топливо по сливному трубопроводу стекает в топливный бачок предпускового подогревателя.

Топливо в фильтры тонкой очистки под давлением поступает из подкачивающего насоса низкого давления, продавливается через фильтрующие элементы, где очищается от мельчайших механических примесей, и через канал в крышке и трубопровод отводится в насос высокого давления.

С течением времени фильтрующие элементы засоряются и их гидравлическое сопротивление возрастает. Поэтому фильтрующие элементы необходимо периодически заменять, а фильтрующую сетку фильтра грубой очистки очищать и промывать.

Топливоподкачивающие насосы низкого давления.На дизелях применяют несколько типов подкачивающих насосов. Все они крепятся на корпусах насосов высокого давления и приводятся в работу от кулачкового вала. Основными частями насоса являются корпус 21 (рис. 26), в котором установлен поршень 20. С одной стороны на поршень действует предварительно сжатая пружина 22, а с другой — шток толкателя 2. Толкатель 4 при помощи ролика 6 опирается на экс­центрик 24 кулачкового вала насоса высокого давления.

Рис. 26. Топливоподкачивающий насос поршневого типа на двигателях ЯМЗ-236 и КамАЗ-740.10: а — конструкция; б — схема перепуска топлива; в — схема поступления топлива в насос и подачи его к фильтру тонкой очистки; 1 — втулка; 2 — шток толкателя; 3, 8, 18, 22 — пружины; 4 — толкатель; 5 — ось ролика; 6 — ролик; 7 — выпускной клапан; 9, 16 — прокладки; 10, 23 — пробки; 11 — корпус цилиндра; 12 — ци­линдр; 13, 20— поршни; 14 — шток поршня; 15 — рукоятка; 17 — втулка цилин­дра ручного насоса; 19 — впускной клапан; 21 — корпус насоса; 24 — эксцентрик; 25, 26 — каналы; А — полость над поршнем; Б — полость под поршнем
Толкатель к эксцентрику прижимается предварительно сжатой пружиной 3. Для подвода топлива в цилиндр насоса служит впускной клапан 19, а для выпуска сжатого топлива выпускной клапан 7. Полость А над поршнем при помощи канала 26 сообщается с полостью Б под поршнем.

Работа насоса. Когда поршень находится в ВМТ, полость Б уже заполнена топливом. При вращении кулачкового вала эксцентрик сбегает с толкателя 4, и он под действием пружины 3 опускается. Под действием пружины 22 поршень 20, опускаясь, давит на топ­ливо, находящееся в полости Б, и выдавливает его через канал 26 в фильтр тонкой очистки, а оттуда в топливный насос высокого давления. Одновременно с этим при опускании поршня над ним создается разрежение, за счет которого открывается впускной кла­пан 19, и надпоршневая полость А заполняется топливом.

При дальнейшем вращении кулачкового вала эксцентрик под­нимает роликовый толкатель и поршень. Поршень, поднимаясь, давит на топливо. Впускной клапан 19 при этом закрывается, а выпускной клапан 7 открывается, и топливо по каналу частично идет в насос высокого давления, а частично, за счет создающегося разрежения в полости Б под поршнем, идет в подпоршневое пространство. Затем процесс повторяется.

Подача топливоподкачивающего насоса выше, чем расход топлива при работе двигателя. При уменьшении расхода топлива давление в полости Б повышается, и силы сжатой пружины 22 недостаточно для преодоления противодавления топлива. Вследствие этого активный ход поршня уменьшается и снижается подача топлива насосом. Толкатель 4 при этом свободно перемещается в обе стороны. По мере увеличения расхода топлива давление в полости Б уменьшается, активный ход поршня увеличивается, и подача топлива насосом возрастает.

Ручной привод. Топливный насос, кроме механического, имеет ручной привод, предназначенный для заполнения системы топливом и для удаления из системы воздуха. Ручной привод состоит из цилиндра 12, внутри которого находится поршень 13 со штоком 14. Снаружи на шток при помощи шпильки закреплена рукоятка 75, которая посредством внутренней резьбы наворачивается на резьбу цилиндра. Насос ручной подкачки располагается над впускным клапаном топливоподкачивающего насоса.

Для привода в работу необходимо отвернуть рукоятку 15 на цилиндре 12. При перемещении поршня 13 вверх под ним создается разряжение, открывается впускной клапан 19, и в цилиндр поступает топливо. При опускании поршня закрывается впускной клапан, под давлением открывается выпускной клапан 7, и топливо подается через фильтр тонкой очистки в насос высокого давления. Излишки топлива по сливной трубке возвращаются в топливный бак автомобиля.

После заполнения системы топливом и удаления воздуха поршень необходимо опустить вниз, а рукоятку 75 обязательно навернуть на резьбовой хвостовик цилиндра. Поршень при этом плотно прижимается к прокладке 16.

Рис. 27. Топливоподкачивающий насос низкого давления на двигателе ЗИЛ-645: 1 — корпус; 2 — поршень; 3 — направляющая толкателя; 4 — толкатель; 5 — нагнетательный клапан; б — пружина; 7 — корпус клапана; 8 — крышка
На двигателе ЗИЛ-645 топливоподкачивающий насос (рис. 27) состоит из корпуса 7, поршня 2, толкателя 4 с направляющей трубкой 3. В насосе установлено два нагнетательных клапана 5, один из которых находится в днище поршня, а другой — в корпусе клапана 7. Корпус клапана закрыт крышкой 8. Для подвода и отвода топлива имеются штуцеры.

Когда эксцентрик сбегает с толкателя, пружина 6 перемещает поршень. Перед поршнем создается разрежение, открывается нагнетательный клапан 5 в корпусе 7. Это пространство заполняется топливом. Одновременно с этим поршень вытесняет в канал к фильтру тонкой очистки топливо, находящееся в пространстве за поршнем.

Затем эксцентрик набегает на толкатель и начинает передвигать его в сторону поршня. Поршень под давлением толкателя начинает перемещаться. Нагнетательный клапан в корпусе 7 закрывается, а нагнетательный клапан 5 в днище поршня открывается под действием давления, и топливо перетекает в пространство за поршень. Затем процесс перекачивания топлива повторяется.

Форсунки. Форсунки обеспечивают впрыск мелкораспыленного топлива под определенным давлением в камеры сгорания и четкую отсечку подачи в конце впрыскивания. Давление впрыска топлива находится в пределах 16...20 МПа. Так, у двигателя автомобиля ЗИЛ-433100 начало впрыска при давлении (19+0,7) МПа ((190+7) кгс/см2), у двигателей автомобилей КамАЗ-740 и -741 — при (18+0,5) МПа ((180+5) кгс/см2), а у двигателя автомобиля ГАЗ-4301 начало впрыска при давлении 17,16 МПа (171,6 кгс/см2).

Рис. 28. Форсунка: 1 — корпус; 2 — фильтр форсунки; 3 — уплотнительное кольцо; 4 — тарелка пружины; 5 — пружина; 6 — проставка; 7 — корпус распылителя форсунки; 8 — гайка распылителя; 9 — игла; 10 — регулировочный винт; 11 — контргайка регулировочного винта
На дизелях применяют форсунки нескольких типов: открытые и закрытые, с распылителем, имеющим одно, два или несколько распыляющих отверстий (сопел). Сопла располагаются под определенными углами, обеспечивающими тонкое распыление топлива. Закрытыми называются форсунки с распыляющими отверстиями, закрытыми при помощи иглы. Эти отверстия открываются только в момент впрыскивания топлива в камеры сгорания. В настоящее время большинство дизелей имеет распылители форсунок с гидравлически управляемой иглой. Диаметр распыляющих отверстий 0,34 мм.

Форсунка состоит из корпуса 1 (рис. 28) с фильтрующим элементом 2 и пружины 5. Сверху пружина упирается в опорную тарелку 4, а снизу, через вкладыш, действует на иглу 9. Пружина находится в предварительно сжатом состоянии. Давление пружины регулируется винтом 10. Регулировочный винт удерживается от самопроизвольного вращения контргайкой 11. Регулировочный винт имеет дренажный канал для слива просочившегося из корпуса распылителя 7 топлива, которое сливается обратно в топливный бак. Распылитель 7 имеет два распыляющих отверстия (сопла), которые закрываются иглой 9. Корпус распылителя вместе с иглой и проставкой 6 крепятся к корпусу форсунки накидной гайкой 8. Проставка и корпус иглы фиксируются в одном положении специальными штифтами. Форсунка установлена" в гнезде головки цилиндра и закреплена скобой.

У двигателя автомобиля ЗИЛ-5301 корпус форсунки имеет два прилива с отверстиями для крепления к головке цилиндра болтами.

Топливо к форсунке подается из насоса высокого давления через канал внутрь корпуса распылителя, давление внутри которого возрастает. Это давление передается на заплечики иглы. Когда давление достигает величины 19 МПа (190 кгс/см2), игла, преодолевая сопротивление пружины 5, поднимается, открывая распыляющие отверстия, через которые топливо впрыскивается в камеру сгорания цилиндра в мелкораспыленном виде.

Устройство и работа форсунок различных дизелей принципиально одинаковы при возможных конструктивных отличиях.