Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема 3. Защита прав природопользователей в судах общей юрисдикции



Оспаривание нормативных правовых актов, устанавливающих правовые режимы использования природных ресурсов. Оспаривание решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушающих права природопользователей.

Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для осуществления природопользования.

Производство по делам с участием иностранных лиц, использующих природные ресурсы.

Рассмотрение мировым судьей споров, связанных с использованием природных ресурсов.

Прецедентный характерпостановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам природопользования.

Классическая лекция: 2часа

Семинарские занятия – 4 часа:

1.Оспаривание нормативных правовых актов, устанавливающих правовые режимы использования природных ресурсов. Оспаривание решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушающих права природопользователей (2 часа)

Задача 1

Постановлением областного Законодательного собрания приняты и опубликованы законы: об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины, об административной ответственности в сфере организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины.

Общество с ограниченной ответственностью обратилось в областной суд с заявлением о признании названных законов противоречащими пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ, Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и недействующими, полагая, что этими законами урегулированы гражданские правоотношения в сфере розничной торговли пиломатериалами, введено не предусмотренное федеральным законодательством лицензирование деятельности по торговле пиломатериалами путем выдачи специальных разрешений на указанную деятельность (свидетельств о постановке на учет), установлен параллельный порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий областными органами исполнительной власти, включающий ежемесячную документарную проверку деклараций и копий всех приемо-сдаточных документов, введена административная ответственность за осуществление разрешенной федеральным законом деятельности без получения свидетельства о постановке пунктов приема и отгрузки древесины на учет, что выходит за пределы компетенции законодателя субъекта Российской Федерации, создает препятствия обществу в осуществлении предпринимательской деятельности.

Каковы последствия нарушения субъектом Российской Федерации пределов компетенции в сфере правового регулирования использования природных ресурсов и соответствующие возможности защиты прав природопользователя в судах общей юрисдикции?

Задача 2

Прокурор, действуя в интересах неограниченного круга лиц, обратился в суд общей юрисдикции с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее – ООО, предприятие, ответчик) о возложении обязанностей. В обоснование заявленных требований указал, что специалистами областного Министерства природных ресурсов проведена плановая проверка соблюдения ООО требований природоохранного законодательства. В результате проверки было выявлено, что без специального разрешения на территории ООО хранятся твердые бытовые отходы, отработанные автомобильные аккумуляторы и автомобильные покрышки, отработанные ртутные лампы, отработанное моторное масло. Кроме того, в ходе проверки была обнаружена зола от сжигания отходов.

Вопреки требованиям законодательства, на предприятии не ведется журнал учета образования, обезвреживания, использования, временного размещения отходов. Объектов постоянного размещения отходов на предприятии не имеется, работа по определению классов опасности отходов для окружающей среды не осуществляется.

Более того, ответчик не разработал и не согласовал в установленном законом порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не составил паспорта и свидетельства на опасные отходы, не получил лицензию на осуществление видов деятельности по работе с отходами.

Учитывая изложенное, прокурор просил суд обязать ООО разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; составить и согласовать паспорта и свидетельства на опасные отходы производства и потребления; получить лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определите правомерность исковых требований прокурора.

2. Прецедентный характерпостановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам природопользования (2 часа)

 

Анализ в малых группах, коллективная дискуссия о прецедентном характерепостановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам природопользования.

Анализ в малых группах предполагает: деление общей группы на несколько малых групп – 3-5 студентов, постановку целей, задач каждой группе, самостоятельную работу по подготовке групповых ответов. Этапы дискуссии: выявление позиций, вопросы – ответы по уточнению представленных позиций, аргументация мнений, формулирование возможных решений, формирование итогового результата дискуссии.

Исходные данные:

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»;

- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. № 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)»

Самостоятельная работа студентов – 6 часов.

Составление заявления в суд по жалобе на неправомерные действия органагосударственной власти, нарушающие права природопользователя: письменное изложение фабулы дела,оснований и доказательств неправомерности действий органа власти, применяемого законодательства, заявленных требований, приложений к исковому заявлению, с представлением работы в объеме не более 5 страниц текста.